Главная страница

Тема Философия познания


Скачать 392.3 Kb.
НазваниеТема Философия познания
Дата12.12.2022
Размер392.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtema_2 (1).pdf
ТипДокументы
#841727
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6
Контроль
Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности называется a. корреспондентская b. прагматистская c. конвенциалистская d. когерентная e. субъективистская
Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо называется a. прагматистская b. корреспондентская c. конвенциалистская d. когерентная e. объективистская
Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения называется a. конвенциалистская b. корреспондентская c. прагматистская d. когерентная e. объективистская
Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость называется a. когерентная b. корреспондентская c. прагматистская d. конвенциалистская e. объективистская

4.
Философия науки и техники анализирует основные понятия, проблемы, концепции, выявляет особенности существования науки и техники в социальном мире, стремясь осветить развитие научных и технических знаний в системе культуры.
Понятие науки
Наука – это особый вид познавательной деятельности людей, непосредственная цель которой состоит в получении и приращении теоретического знания. Направленность науки на изучение актуально или потенциально осваиваемых человеком объектов, формулировку и обоснование объективных закономерностей их функционирования и развития выступает ее главной отличительной чертой.
Становление науки как сложного социокультурного института связано с потребностью человечества в генерации знаний для успешного освоения и преобразования окружающей среды. Прежде чем преобразовывать мир, его надо понять. Глубокое, всестороннее знание, имеющее системный характер, вырабатывает наука. Возможно, только она способна разрешить все более сложные задачи, встающие перед обществом. Таким образом, природу науки следует видеть не только и не столько в готовой системе знаний, сколько в историческом поиске объективных, закономерных связей явлений и событий
– в поиске истины, осуществляемым в ходе особого рода деятельности людей
– теоретико-познавательной.
Таким образом, под наукой, в широком смысле, понимают: знание, познавательную деятельность, социальный институт, инновационную систему современного общества.
Характерной чертой современной науки является наличие в ней значительного слоя философской рефлексии, т.е. стремления к осознанию самой научной деятельности, ее норм, задач, схем, действий и т.д., к которым можно обращаться в необходимых случаях. Видное место в философии занимает проблема выявления и раскрытия гносеологических (теоретико- познавательных) оснований науки. С этой целью, уже во времена античности, формулируются теоретико-познавательные критерии, отражающие сущностные черты научного знания, приобретающие характер установочных ориентиров деятельности познающего субъекта.
Критерии научности
Критерии научности – это совокупность норм, по которым оценивается соответствие или несоответствие знаний общим теоретико-познавательным представлениям об установленных стандартах научного знания а равно и практике. Сегодня очевидно: 1) наука многообразна, она слагается из естественно-научных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных, описательных и объяснительных, теоретических и эмпирических и т.д. систем, обладающих специфическими особенностями и различным
познавательным статусом; 2) никакая методологическая теория науки не может выделить сумму неких универсальных норм, представляющих всеобъемлющее внеисторическое описание научности; 3) различие между подлинно научным и ненаучным определяется посредством эффективной проверки на основе общественно-исторической практики человечества.
Поэтому, ставя вопрос о критериях научности целесообразно учитывать следующее.
Во-первых, необходимо выяснить характер требований, предъявляемых к знаниям в каждой профессионально обособленной отрасли науки на их соответствие стандарту научности. Во- вторых – выявить гносеологическую специфику научного знания, отличающего его от всех других ненаучных типов знания, вычленить относительно единые унифицированные свойства научности, являющиеся основами, общими для всех наук, которые и делают их науками.
К типичным гносеологическим признакам научности знания относят: истинность, рациональность, системность, логичность, интерсубъективность, методичность, верифицируемость, преемственность, фальсифицируемость и т.д. Порой неясно, какие из них являются существенными, а какие второстепенными. В зависимости от конкретных, исторических условий статус или удельный вес тех или иных признаков может изменяться. Но все же на наш взгляд, основными признаками, выражающими существенные теоретико-познавательные особенности научного знания, выступают истинность, интерсубъективность и системность.
Истинность знания означает соответствие его познаваемому предмету.
Понятие «истина» подразумевает достоверность, объективность содержания знания действительности, безотносительно к субъекту и существующего независимо от него. В науке не просто провозглашается истинность того или иного содержания, а проводятся основания его достоверности. Признаком истинности научного знания выступает его достаточная обоснованность. В этой связи, не случайно, фундаментальным принципом науки называют принцип достаточного основания, означающий отказ от всякого религиозного и исторического авторитета и замену его авторитетом человеческого разума.
Важнейшее значение для диалектико- материалистической традиции в трактовке истины как соответствия знания действительности имеет уяснение места и роли практики в процессе познания, т.к. исследуемые объекты должны рассматриваться через призму практической деятельности человека.
Интерсубъективность означает свойство всеобщности, общезначимости, воспроизводимости знания в отличие от таких форм знания как мнение, вера, обыденное знание, предполагающих признание истины по недостаточным основаниям и отличающихся необщезначимостью, индивидуальностью.
Системность характеризует организованность, дискурсивность (от лат. discursus – рассуждение), логическую обоснованность научного знания.
Обоснованность научного знания имеет строгую дедуктивную структуру, в отличие от обыденного знания, опирающегося на повседневный опыт или
совокупность неких индуктивно установленных правил, не обладающих необходимой доказательностью. Дискурсивность науки базируется на строгой последовательности понятий, заданной логической упорядоченностью знания, формирует чувство уверенности познающего субъекта в достоверности результатов своей деятельности.
По нашему мнению, только одновременное выполнение основных критериев – истинности, интерсубъективности, системности – является принципиальным основанием демаркации (разделения) науки и ненауки позволяет определять ее специфику. Каждый из этих признаков, взятый в отдельности, не позволяет конституировать специфику науки, т.к. может принадлежать любой другой (ненаучной) форме знания. Так, признак истинности включает и ненаука; интерсубъективным может быть «всеобщее заблуждение»; системность, реализованная обособленно от других критериев, фиксирует лишь «наукообразность», видимость обоснованности знания и т.д.
Помимо критериев научности в философии науки выделяют идеи, понятия и представления, которые образуют относительно устойчивые основания научной деятельности.
Основания науки
К важнейшим компонентам, образующим основания науки и выражающим общие представления о специфике познавательной деятельности, относят:
– идеалы и нормы научного познания;
– научную картину мира;
– философские основания науки.
Идеалы и нормы научного познания выражают представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. К ним относят следующие понятия: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) доказательности и обоснованности знания; 3) построения и организации знания. Идеалы и нормы обусловлены, во-первых, социокультурными установками исторической эпохи, опирающимися на определенные мировоззренческие позиции, во-вторых – характером исследуемых объектов.
В разные исторические периоды своего развития наука опирается на разные системы идеалов и норм исследования. Так, идеал изложения знаний в математике Древнего Востока как набора рецептов решения задач не соответствовал идеалу построения древнегреческой математики как дедуктивно-доказательной системы знаний, опирающейся на самоочевидные положения (аксиомы). Идеалом знания в средневековой науке являлось раскрытие символической природы вещей, позволяющее соприкоснуться с миром небесных сущностей, тогда как наука Нового времени в качестве главного требования истинности знания выдвигала требование опытной проверки. Классическая физика и квантово-релятивистская физика по
разному строят свой предмет, опираясь на различное понимание идеалов и норм исследования и так далее.
Под научной картиной мира понимают систему общих представлений о мире, вырабатываемых на каждом историческом этапе развития науки.
Научные картины мира выполняют три основные функции в процессе исследования: систематизируют и объединяют научные знания; выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного исследования; обеспечивают включение научных знаний в культуру.
Различают общенаучную картину мира, социальную и естественнонаучную картины мира, специально-научные картины мира.
Общенаучная картина мира представляет собой совокупность целостных представлений о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, складывающаяся путем синтеза различных научных знаний.
Социальная картина мира – представления об обществе, основанные на достижениях социально-гуманитарного знания.
Естественнонаучная картина мира – общие представления о природе, опирающиеся на естествознание.
Специальные научные картины мира – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира).
В развитии науки особую роль играют процессы, коренным образом меняющие систему идеалов и норм научного знания. Эти процессы получили название научных революций. По мере своего развития наука сталкивается с принципиально новыми объектами, ломающими устоявшиеся представления, содержащиеся в сложившейся картине мира, требующими иного рассмотрения реальности. В подобной ситуации динамика научного знания предполагает перестройку оснований науки, вызывает пересмотр и дальнейшую смену устаревшей научной картины мира. Смена научной картины мира, вызванная научной революцией, может привести к изменению типа научной рациональности. В истории науки выделяют классическую, неклассическую и постнеклассическую (неонеклассическую) картины мира, соответствующие различным типам научной рациональности.
Возникновение классической научной картины мира связано с формированием системы взглядов, опирающейся на установку механического понимания природы, в которой доминирующую роль играли идеи механицизма. В XVII–XVIII вв. господствуют воззрения, согласно которым, объективность научного знания достигается путем исключения из его описания всего того, что относится к субъекту и средствам его познавательной деятельности. Знание представлялось как зеркальное отражение неизменных объектов действительности, т.к. природа рассматривалась как неразвивающееся сущее. Истины рассматривались как извечные, раз и навсегда данные. Идеалом служило построение абсолютно истинной картины мира. Философские основания классической науки были сформулированы
Декартом.
Становлению механического понимания природы способствовали труды Галилея, Бойля, Гюйгенса, Гука, Ньютона.

Идея редукции (сведения) знаний о природе к фундаментальным принципам и законам механики преобладала в представлениях ученых. Ньютон создал единую систему небесной и земной механики, сформулировал законы классической механики, составившие ядро классического естествознания.
Универсальный аппарат ньютоновской механики, опиравшейся на математические методы исследования, предоставлял широкие возможности для описания большого круга природных явлений.
Радикальные изменения в естествознании начале XIX века привели к сомнениям в универсальности общенаучного статуса механической картины мира и в конечном счете к пересмотру ее места и роли в понимании природы.
В поле зрения естествознания появляется множество новых фактов и явлений, необъяснимых с позиций классической механики. В химии, биологии и других областях знания складываются специфические картины реальности, несводимые к механической. Постепенно формируется новое, опирающееся на опыт, теоретическое естествознание. Назревает кризис классической картины мира.
Подводя итоги, отметим, что для классической научной картины мира, реализующейся в период с XVII по XIX вв., свойственны следующие характерные черты: строгий детерминизм; редукционизм; механицизм; антиисторичность.
Научная революция на рубеже XIX – XX вв. породила новый стиль мышления, способствовала становлению неклассической научной картины
мира. В эту эпоху происходит целый ряд революционных перемен в самых разных областях науки. В физике – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории; в химии – формирование квантовой химии; в биологии – становление генетики. Зарождается кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Создание релятивистской и квантовой теорий принято считать поворотной точкой перехода от классики к неклассике. Новая система идеалов и норм, базирующаяся на иных познавательных подходах и принципах, позволила существенно расширить сферу исследуемых объектов, открыв пути к освоению сложных саморегулирующихся структур. Открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира, исследование механизмов наследственности, обнаружение общих законов управления, способствовало выработке представлений о природе как сложной динамической, постоянно развивающейся системы.
Объяснить и описать ее свойства с помощью классических понятий простоты, устойчивости, линейности, повторяемости и т.д. не представлялось возможным. Важную роль при описании поведения объектов, изучаемых неклассической наукой играют категории случайности, вероятностной причинности, нестабильности, нелинейности и т.д. В квантовой физике понятия неопределенности, вероятности в качестве характеристик поведении и познания объектов занимают центральное место.
Расширение исследовательского поля за счет включения в него сферы вероятностного, статистического позволило внедрить в науку крайне абстрактные типы реальностей – потенциальные, виртуальные и т.д., принципиально
исключающие наглядные представления. Дальнейшая математизация знания также способствовала высокому уровню абстрактности неклассической науки.
Таким образом, в неклассической научной картине мира отвергается объективизм классической науки и отбрасывается понимание реальности, независящей от средств ее познания; закрепляются представления о релятивности знания – зависимости, обусловленности описаний, понятий, величин изучаемой реальности от конкретных систем отсчета познающего субъекта.
В современную эпоху происходят глобальные революционные изменения оснований науки, в ходе которых зарождается новая постклассическая наука.
Постнеклассическая (неонеклассическая) картина мира. Ее отличает новое ценностное понимание предназначения научного знания. Революция в средствах хранения и получения знаний, связанная с процессами компьютеризации и информатизации, изменила сам характер научной деятельности, дала возможность применения научных знаний практически во всех сферах социальной жизни. Приходит понимание науки как мощной социальной силы, оказывающей чрезвычайное воздействие на характер развития общества. Специфику современной науки конца XX – начала XXI вв. определяют междисциплинарные исследования, в которых участвуют специалисты различных областей знания.
Открытия современного естествознания формируют новые методологические основания науки, где центральное место занимают идеи самоорганизации, нестабильности, неустойчивости, нелинейности, необратимости, хаоса, глобального эволюционизма (суть его сводится к объединению представлений о неорганической и органической природе и социуме). Революционные изменения в картине мира, самом стиле научного мышления тесно связаны с развитием теории самоорганизации (синергетики) – междисциплинарного направления, возникшего в 70-х годах XX века и изучающего общие закономерности процессов самоорганизации в различных материальных системах: физических, химических, биологических, технических, социальных. Самоорганизацией называют процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации являются процессами естественными, спонтанными, целесообразными. Они осуществляются при взаимодействии системы с окружающей средой, являясь в то же время относительно независимыми от нее.
Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.д. Один из основателей синергетики,
И. Пригожин показал, что наука может описывать крайне малый класс природных систем не из-за того, что не существует приемлемого математического аппарата, а из-за неправильного понимания самого бытия природы. Природа не каменное произведение искусства, а сложный организм, подверженный становлению, развитию в необратимом времени.

Широкое распространение получили представления о становлении порядка через хаос; бифуркационных (бифуркация – качественная перестройка системы, происходящая при переходе параметров системы через точки критической нагрузки) изменениях; необратимости времени; неустойчивости как фундаментальной характеристике эволюционных процессов. Все это обусловило «новый диалог человека с природой».
Философские основания науки
Включенность науки в культурно-исторический процесс предполагает ее философскую рефлексию. Она осуществляется посредством идей и принципов, обосновывающих положения науки.
Как правило, в фундаментальных областях исследований наука имеет дело с объектами, еще не освоенными в практической деятельности. Они могут быть непонятными на уровне обыденного опыта и здравого смысла. Знания об этих объектах, а также методы получения знаний о них могут существенно не совпадать с житейскими представлениями о мире. Поэтому идеалы и нормы научного знания, а также научные картины мира нуждаются, в период своего становления, в корреляции (стыковке) с господствующим в ту или иную историческую эпоху мировоззрением. Такую корреляцию и обеспечивают философские основания науки. В их состав входит совокупность логических приемов и методических правил, позволяющих, в той или иной степени, теоретически обосновать полученные наукой результаты. Философские основания допускают вариации философских идей, принципов, категорий, применяемых в исследовательской деятельности. Формирование и изменение философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя, понимания им особенностей предмета соответствующей области знания.
Поэтому исследования подобного рода, называемые методологическими, осуществляются совместными усилиями философов и ученых-специалистов. Формирование философских оснований выступает в качестве необходимой предпосылки дальнейшего распространения научных открытий и достижений на новые предметные области.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта