Тема Философия познания
Скачать 392.3 Kb.
|
Контроль Теория самоорганизации сложных систем. a. синергетика b. диалектика c. эстетика d. этика e. метафизика Процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется сложная динамическая система. a. самоорганизация b. самосознание c. самоуправление d. самооценка e. самореализация 5. Формы научного знания По объективному (предметному) основанию в системе науки выделяют следующие основные формы знания: математика, естествознание, техническое знание, гуманитарное знание. Математика (от греч. слова mathematike – знание, наука) – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Она представляет собой совокупность дедуктивных теорий (арифметики, алгебры, геометрии, и т.д.), в которых изучаются фиксированные объектные области (область чисел, функций, пространств и т.д.). Математика строится на основе строгой системы определений и доказательств, опирающихся на исходные положения (аксиомы) и логические приемы. Именно благодаря своей формально-аксиоматической организации математическое знание, построенное по определенному алгоритму (точному предписанию, которое задает вычислительный процесс), отличается большей точностью и строгостью по сравнению с другими областями науки. Отсутствие непосредственной жесткой соотнесенности с каким-либо фиксированным фрагментом действительности, обусловило чрезвычайно абстрактную форму математических положений. Швейцарский логик и философ Ж.Пиаже показал, что арсенал математики (абстракции, категории и пр.) образуется путем отвлечения от гносеологически более сложного исходного материала. Математика изучает формальные отношения определенных классов множеств, дистанцируясь от их опытной, материальной природы. Таким образом, к числу гносеологических особенностей математики можно отнести: абстрактность, аксиоматичность, непротиворечивость, точность и строгость. Начала математики (арифметика и элементарной геометрия) возникли из непосредственных запросов практики; дальнейшее формирование математических методов связано с развитием естествознания (астрономии, механики, физики и т.д.) и техники. В настоящее время чрезвычайно расширилось применение математики в самых разных областях науки. Потребности развития самой математики, «математизация» научного знания, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, стремительный прогресс компьютерных технологий привели к появлению целого ряда математических дисциплин: теория алгоритмов, теория информации, теория игр, исследование операций, информатика, программирование, вычислительная математика, математическая логика и др. Естествознание – это комплексная система наук, ориентированных на изучение природы. Естествознание отличается неоднородностью, многоплановостью, охватывает множество дисциплин, нацеленных на теоретическое освоение природного мира. По предметному принципу в естествознании разделяют науки о неорганической и органической природе. К фундаментальным областям исследования относят физику, химию, геологию, биологию. Выделяют: механику, астрономию, географию, кибернетику, анатомию, экологию и др. науки. Разнообразие природных явлений и процессов определило становление множества частных и междисциплинарных естественных наук: физической химии, химической физики, биологической химии, биологической физики и т.д. Основой появления естествознания явилось обобщение опыта практического освоения природы человеком. С момента своего возникновения науки о природе имели важное общекультурное значение, оказали значительное влияние на развитие теоретического стиля мышления, совершенствование производства, технических устройств. Особенно ярко процесс становления естествознания проявил себя в ходе научной революции XVII века, обусловившей формирование классической механики, развитие других областей физики, а также химии, астрономии, медицины и др. Развитие механики требовало создания новых математических методов, использующих переменные величины. В свою очередь, разработка дифференциального и интегрального исчисления, основ аналитической геометрии, изобретение логарифмов, микроскопа и т.д. оказали воздействие на развитие методологии естественных наук. Научная революция вызвала промышленную революцию XVIII – XIX вв., приведшую к коренным преобразованиям материальной сферы общества, выразившимся в создании машинного производства. Промышленная революция, в свою очередь, послужила мощным стимулом для развития научных исследований во второй половине XIX века, когда были разработаны основы термодинамики (учения о тепловых процессах), электродинамики (учения об электричестве и электромагнетизме), статистической физики (учения о строении вещества) и т.д. К концу XIX века возникла квантовая теория, углубившая и расширившая понимание мира, преобразовавшая физику. Это резко стимулировало развитие химии и других естественных наук. Лидирующее положение естествознания в техническом и технологическом преобразовании общества вылилось в XX веке в научно-техническую революцию, результатом которой явились автоматизация и компьютеризация производства и других областей человеческой деятельности. В современном мире развитие естествознания приобрело значительные масштабы, стало основой дальнейших научно-технических и технологических преобразований, поставило вопрос о смысле данных преобразований. Учитывая вышеизложенное, отметим, что основной задачей естествознания является познание природы путем вскрытия закономерностей развития явлений и процессов природного мира, их всестороннего анализа, описания и объяснения; прогнозирования дальнейшей динамики развития изучаемых объектов, с целью их использования в практической деятельности человека; создание новых объектов, с необходимыми свойствами и качествами. Естествознание строится на базе описательных и объяснительных теорий. Описательные теории представляют собой совокупность эмпирических описаний и законов. К эмпирическим описаниям относят данные (факты), полученные при изучении предмета путем измерения, наблюдения, сравнения, эксперимента, подбора фактов и пр. Эмпирические законы и зависимости представляют собой индуктивные обобщения экспериментального материала (например, законы, сформулированные Менделем, о распределении в потомстве наследственных факторов, названные позднее генами, до утверждения в науке хромосомной теории наследственности). Объяснительные теории – это совокупность логически организованных систем знания, где преобладают теоретические объяснения и точные количественно детализированные результаты. Теоретические объяснения представляют собой концептуальную реконструкцию данных, изучаемого предмета, полученных на теоретическом уровне вследствие интерпретации, идеализации, абстрактного моделирования и пр. и, как правило, выводятся из фундаментальных положений – постулатов, аксиом. Точные, количественно детализированные результаты имеют статус числовых закономерностей распределения основных признаков исследуемого объекта. Специфика естествознания как формы научного знания состоит в: – непосредственной жесткой соотнесенности с определенным фрагментом действительности; – принятии принципа эмпирической обоснованности, включающего требования «принципиальной наблюдаемости» и «верифицируемости» (опытной проверки), в качестве центрального критерия научности; – наличии многомерных диалектических связей между теоретическим и эмпирическим базисом, что предполагает невозможность прямого опровержения или подтверждения теории путем непосредственного обобщения опытных данных; – использовании математики в качестве основного средства и языка познавательной деятельности. Гуманитарное знание. Основу гуманитарного знания составляют гуманитарные науки и художественное знание. Предметом гуманитарного знания является человек во всем многообразии его практической деятельности. «Гуманитарные науки, – отмечал выдающийся русский философ, филолог, историк культуры академик М.М. Бахтин, – науки о человеке в его специфике». Объединение художественного и гуманитарно- научного знания объясняется общим предметом их исследования – человеком. К гуманитарным наукам относят (часто отождествляя предметы общественных и гуманитарных наук, ввиду размытости их границ): лингвистику, психологию, культурологию, а также историю, социологию, политику, право, антропологию, археологию, этнографию, комплекс наук об искусстве, частично философию и т.д. Сегодня, гуманитарное знание принадлежит к числу наименее изученных областей науки, и до сих пор еще не сложилась его четкая методологическая основа, сопоставимая по своей разработанности с методологией естествознания. Подобное положение дел можно объяснить, с одной стороны, вхождением художественного знания в структуру гуманитарного знания, не позволяющим определять его как строго научное; с другой стороны, попытками толкования вопросов гуманитарного знания с позиций естествознания (как наиболее фундаментального и точного), что приводит к редукционизму, не дает возможности выявить специфику гуманитарной области знания. Уточнение предметной области гуманитарного знания связано с решением проблемы «специфически человеческого» в человеке. Не ставя себе задачей исследование специфики человека во всем объеме, отметим некоторые аспекты этой специфики, важные для анализа гуманитарного знания. История развития гуманитарного знания показывает, что «специфически человеческое» в античности, в средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время понималось весьма различно. К середине XIX века формируется самостоятельная область, включающая в себя такие понятия, как «личность», «индивидуальность», «я». С ней связан комплекс наук, содержащий философию, общественные науки и все дисциплины, предметно направленные на человека. В зависимости от понимания «специфически человеческого», на первый план выдвигались те или иные дисциплины, изменяющие содержание гуманитарного знания от эпохи к эпохе. А, поскольку, сфера «человеческого» весьма обширна и находится в постоянной динамике, это в свою очередь обусловливает динамику гуманитарного знания. В ней выделяют область «специфически человеческого», не «схватываемого» полностью никакой наукой, относящегося к искусству, т.е. к художественному познанию. К середине XVIII в. окончательно утверждается понимание искусства как творения прекрасного, не подчиненного определенным нормам и правилам. Обособляют так называемые изящные искусства, куда входят: живопись, скульптура, архитектура, музыка, поэзия и танец. Художественное познание отличается от гуманитарных наук средствами и методами освоения предмета. Предметом художественного знания являются межличностные, индивидуальные отношения. Их познание в искусстве опосредовано эстетическим идеалом. Основным структурным элементом художественного знания выступает художественный образ. В последние годы стало очевидно, что без гуманитарного знания невозможно построить целостную модель науки лишь на материале математики и естествознания. Причины изменения статуса и функций гуманитарного знания коренятся в социальной сфере, потребностях общественного развития. Методологические проблемы выдвигаются в науке на первый план в периоды кризисных явлений, ломки старых понятий и методов, выхода на новый уровень развития. Кризисное состояние, переживаемое современным обществом, отражается и на основных видах гуманитарного знания в связи с его предметной направленностью на человека. Наиболее яркое отражение кризисное состояние общества находит в художественной, образной форме знания – искусстве. Известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет замечал: «Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – к бегству от человека». Итак, область гуманитарного знания представляет собой многоуровневую структуру, обусловленную сложностью компонентов предмета исследования – человеческой индивидуальности, личности. К существенным характеристикам гуманитарного знания относят: – непосредственную привязку как к характеру культурной среды, так и к особенностям индивидуального, личностного человеческого существования; – использование «понимания» в качестве эффективного средства познания (речь идет о противопоставлении «понимания» «объяснению». Этой цели подчинено все гуманитарное знание в отличие от естествознания, занятого описанием и объяснением феноменов реального физического мира. Как метко заметил Вильгельм Дильтей: «Мы объясняем природу, но понимаем лишь душевную жизнь».); – отсутствие точности и строгости, присущих математике, естествознанию, техническим наукам. Техническое знание – это область знания, описывающая и изучающая закономерности техники, как совокупности средств и навыков, создаваемых и используемых людьми в своей деятельности. Технические науки возникают в результате слияния естествознания и инженерной практики. К ним относятся: техническая механика, техническая физика, техническая аэродинамика, металлургия, химическая технология, электроника, автоматика, ядерная энергетика и другие науки. Идеал науки, подчиненной технической практике, преобладающий в сознании инженера даже сегодня, был провозглашен еще Ф. Бэконом. Он не сомневался, что техническое искусство и технические изобретения по своей ценности и общественной значимости ни в чем не уступают теоретическому знанию. Становление технических наук имеет ряд особенностей. Развитие индустрии, военного дела, расширение торговли в XVIII веке, вошедшем в историю как век промышленной революции, потребовали формирования соответствующих областей знания, необходимых для решения возникших проблем. Такими специализированными областями знания явились технические науки. Техника до XVII века, века научной революции, была мало связана с наукой. Инженеры в своей непосредственной практической деятельности мало руководствовались наукой, в свою очередь, естествознание вплоть до XIX века, решало в основном свои собственные задачи. Развивающееся машинное производство, как уже отмечалось, требовало постоянного применения науки в области совершенствования технических средств и технологии производства. Деятельность инженера все более усложняется, присутствие науки становится необходимым на всех этапах разработки и организации процесса производства технических средств. В конце XIX века в технической практике наблюдается регулярное применение научных знаний. Таким образом, можно выделить три этапа в истории развития технических наук: 1) начальный – появление первых технических наук, использующих знания естественных наук в инженерной практике; 2) классический – построение фундаментальных технических теорий; 3) современный – осуществление комплексных исследований, проникновение практически во все формы научного знания, включая гуманитарное. Количественный рост и бурное развитие технических наук, обусловленные научно-техническим прогрессом, предопределяет их чрезвычайно интенсивное повсеместное применение в современном техногенном мире. Многообразие технических систем и технологий определяет, в свою очередь, многообразие видов технического знания. Методологический анализ природы технического знания связан с определением его места в структуре научного знания; изучением его соотношения с математикой, естествознанием, гуманитарным знанием; выявлением методов, идеалов и норм его организации; исследованием его внутренней организации и структуры и пр. К специфическим чертам технических наук можно отнести следующие: – новый тип организации теоретического знания, возникший в результате использования научных знаний в непосредственной инженерной практике; – ориентированность на конструирование, преобразование действительности; – тесная связь с математическими и естественнонаучными методами; – жесткая соотнесенность теоретического и эмпирического уровней технического знания, что способствует установлению четкого соответствия между сферой абстрактных объектов технического знания и конструктивными элементами реальных технических систем. Современные концепции науки Понятие науки как деятельности по производству знания, историческое развитие которой взаимообусловлено социальными политико-правовыми, нравственными, теоретико-познавательными установками, а также потребности науки в обосновании своих результатов обусловило появление особого раздела философии – философии науки. В современной философии науки существует множество моделей развития науки. Ознакомимся с некоторыми из них, представляющими наибольший интерес. Концепция критического рационализма К. Поппера Развитие науки характеризуется, британским философом, логиком Карлом Поппером (1902–1994) – как смена одних (опровергнутых) теорий другими теориями, более совершенными. Функционирование науки и заключается в том, чтобы критиковать и опровергать теории в надежде найти ошибку, предложить новое решение и развить новую, лучшую теорию. Решая проблему разграничения науки и метафизики (философии), Поппер вместо критерия верифицируемости (потенциальной возможности опытного подтверждения теории) вводит критерий фальсифицируемости, т.е. потенциальной возможности опровержения теории. Установка на опровержение определила структуру теоретическую модели развития науки Поппера. Согласно Попперу, история науки представляет собой цепь сменяющих друг друга теорий. Концепция научных революций Т. Куна. Томас Кун, американский историк и философ науки (1922–1996) (в противовес Попперу, строившему процесс развития научного знания, опираясь на логику), выдвинул тезис о том, что объяснение научного развития невозможно обеспечить с помощью традиционных рационально- логических понятий. Основным понятием концепции Куна является «парадигма» – господствующая теория, задающая образец научного исследования в какой либо области науки. Она представлена в виде системы теоретических, методологических и аксиологических установок, разделяемых всеми членами научного сообщества. Научное сообщество – это коллектив ученых, состоящий из исследователей работающих в определенной научной области и признающих данную парадигму. Анализируя историю науки, Кун выделяет следующие стадии ее развития: допарадигмальный, нормальный, экстраординарный. В допарадигмальный период наука представляет собой эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения научных задач и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмы. Исследование в рамках парадигмы Кун называет «нормальной наукой». В период нормальной науки парадигма выступает как совокупность знаний, методов, ценностей безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Парадигма определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. Развитие науки осуществляется посредством накопления знаний, усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с аномалиями (загадками, проблемами), которые она не может объяснить. Постепенное накопление аномалий, разрушает существующую традицию, приводит к научному кризису. Происходит смена парадигмы, т.е. научная революция. Экстраординарный период науки (научная революция) характеризуется ломкой старой парадигмы, изменением взгляда на мир, формированием новой парадигмы. Происходит коренная перестройка фундаментальных основ соответствующей области науки или даже всей науки. Становление новой парадигмы знаменует собой начало следующего этапа – периода нормальной науки и т.д. Объяснить рационально выбор той или иной теории на роль новой парадигмы, согласно Куну, нельзя. По Куну, смена основополагающих теорий происходит благодаря какому-либо неожиданному событию, после которого ученые часто говорят о «пелене, спавшей с глаз», или об «озарении», которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая ее компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть ее решения. Концепция научно- исследовательских программ И. Лакатоса. Имре Лакатос, (1922–1974), венгерско-британский философ и методолог науки, полагает, что история науки представляет историю рождения, жизни и гибели научно-исследовательских программ (НИП). Критикуя модели Поппера и Куна, Лакатос рассматривал смену основополагающих теорий как рациональный, логически регулируемый процесс. Наука, по Лакатосу, – это деятельность по решению конкретных проблем в рамках некоторой исследовательской программы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных теорий. НИП состоит из «жесткого ядра»и «защитного пояса». Жесткое ядро содержит основные неопровержимые теоретические положения и постулаты НИП, принятые членами определенного научного сообщества. Защитный пояс включает вспомогательные теории и гипотезы, которые в процессе проверки могут уточняться, модифицироваться, опровергаться с целью поддержания и сохранения жесткого ядра НИП. Для сравнения двух конкурирующих программ Лакатос вводит понятия «прогрессивного сдвига проблем» и «регрессивного сдвига проблем». Когда жесткое ядро программы перестает предсказывать неизвестные факты, НИП может быть устранена. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда Пол (Пауль) Фейерабенд (1924–1974), американо-австрийский философ и методолог науки, отстаивает позицию научного и мировоззренческого плюрализма, согласно которой развитие науки представляет хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых. Динамика научного знания, с точки зрения Фейерабенда, предполагает неограниченное приумножение конкурирующих теорий. Взаимная критика концепций стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора «организовать» его. Наука, согласно Фейерабенду, не является единственной предпочтительной формой рационального освоения мира. Поэтому источником альтернативных знаний могут выступать любые вненаучные формы деятельности – магия, миф, религия, здравый смысл и т.д. Альтернативы предохраняют науку то догматизма и застоя. Основная идея Фейерабенда состоит в отрицании жестких научных норм, критериев и оценок, т. к. всякое методологическое правило имеет границы, за пределами которых его применение неразумно и мешает развитию науки. Не отрицая того, что определенные методологические стандарты всегда помогают ученым в их исследованиях, он обращает главное внимание на проблему использования этих стандартов. С его точки зрения, для философии науки характерно представление, что методологические нормативы определяют некоторые черты исследования заранее. Позиция Фейерабенда состоит в рассмотрении каждого исследования не только как элемента потенциального применения правила, но и как проверки самого правила. Исследовав научную деятельность Галилея, Фейерабенд пришел к выводу о том, что великий итальянский мыслитель, положивший начало нового взгляда на природу, добился успехов вопреки установкам, действующим тогда в науке. Галилей нарушил правила рациональной научной методологии, приняв абсурдную для своего времени гипотезу Коперника о вращении Земли вокруг своей оси и о движении ее вокруг Солнца. Значения даже таких общеизвестных терминов, как «длина», «масса» принципиально различны в классической небесной механике и специальной теории относительности. Отрицая единые методологические стандарты и нормы науки, он приходит к выводу о том, что «может быть успешным любой метод» и провозглашает, универсальной нормой познания принцип «все дозволено». Отстаивая подобную позицию развития науки, Фейерабенд пытается расковать мышление ученых, освободить его от догматических предрассудков, которых в науке скопилось не меньше, чем суеверий в обыденном сознании. Мы рассмотрели лишь наиболее известные современные концепции развития науки. Каждая из этих теоретических моделей обнаруживает свои трудности. Эффективность их следованию зависит от конкретных условий, среди которых важное значение имеет ясное понимание своеобразия теоретико-методологической ситуации. На каких основаниях включается в науку новое знание и отбрасывается старое? Какова логика научных открытий и исследований? Какова динамика научного знания? Наши представления истории науки во многом определяются современным состоянием научного знания. С каждым новым фундаментальным научным открытием возникает необходимость в корректировке, изменении воззрений на науку. |