Главная страница

Тема Философия познания


Скачать 392.3 Kb.
НазваниеТема Философия познания
Дата12.12.2022
Размер392.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtema_2 (1).pdf
ТипДокументы
#841727
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
2.
Интуитивное познание
Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции, интуиция.
В получении нового знания помимо логического мышления немаловажную роль играет интуиция. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем.
Наличие способности к интуиции признают многие выдающиеся ученые нашего времени. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто даже меняются коренным образом, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. Он имел в виду такие индивидуальные особенности мышления ученого, как воображение и интуиция, которые играют существенную роль в скачкообразном развитии науки.
Интуиция
– это специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, свойственный всем людям
(правда в разной степени). Это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии
(доказательства).
Интуиция поддается экспериментальному изучению (см. труды
Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару).
Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной ситуации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить так, и никак иначе.
История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию». Например, композитор
Джузеппе Тартини однажды увидел во сне дьявола, игравшего на скрипке восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас записал ее и в дальнейшем использовал для сочинения одного из своих самых знаменитых произведений – скрипичной сонаты «Дьявольские трели».
Любопытен случай, происшедший с изобретателем электро и радиотехники Николой Тесла (1856–1943). Во время прогулки в сумерках, глядя на закат солнца, он читал стихи, и вдруг в это время подобно вспышке молнии его озарила идея электромотора на переменном токе. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить своему другу собственные видения.
Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми. Так началась революция в электротехнике.

А. Эйнштейн говорил своему бывшему сокурснику Якобу Эрату, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром он проснулся и вдруг понял, что события, которые для одного наблюдателя происходят одновременно, могут быть неодновременными для другого. Как отмечал
М.Вертгеймер на основании бесед с А.Эйнштейном, к представлению о том, что скорость света является предельной скоростью распространения сигналов, он пришел также интуитивно. Из специальной и общей теории относительности путем логико-математической дедукции были получены следствия, сопоставимые с данными наблюдений и экспериментов и подтвержденные этими данными. А. Эйнштейн считал, что на опыте можно проверить теорию, но нет пути от опыта к теории. Вместе с тем путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям существует – это путь интуиции, интуиция (а не логика) связывает их.
С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта, идею антиномий И.Канта и многие другие.
Б. Рассел отмечал, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсознательного вызревания идей, что было результатом напряженных размышлений.
Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о «чувственной интуиции» как о восприятии органами чувств. Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично «чувственно- сенситивному». Как специфический феномен познания понятие интуиции многозначно.
Часто под интуицией понимают интеллектуальную интуицию (лат. intellectus – ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.
Другая черта интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называется такое, которое не опирается на логическое доказательство.
Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.
Интуиции свойственны внезапность и неосознанность. Интуитивное
«видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату.

Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции. Одно наблюдение было сделано американским математиком Диксоном. Его мать и тетка, которые в школе были соперницами по математике, провели долгий и бесплодный вечер за решением какой-то задачи. Ночью матери приснилась эта задача: и она стала решать ее вслух громким и ясным голосом; ее сестра, услышав это, встала и записала. На следующее утро в ее руках было правильное решение, неизвестное матери Диксона. Этот пример иллюстрирует, помимо прочего, неосознанный характер явления, называемого «математические сны» и действие на бессознательном уровне человеческой психики.
Таким образом, интуитивной способности человека свойственны: а) неожиданность решения задачи; б) неосознанность путей и средств ее решения; в) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
Интуиция бывает различной у разных людей, в различных условиях.
Она может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п. Интуиция подразделяется на виды в зависимости от:
1) специфики деятельности субъекта
(техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.д.);
2) характера новизны интуиция бывает (стандартизированная, или интуиция – редукция и эвристическая.
Пример интуиции – редукции – врачебная интуиция С.П.Боткина.
Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета 7 м),
Боткин мылено ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. Могут сказать, что в данном случае, как и вообще при постановке любого врачебного диагноза, имеет место подведение частного (симптомов) под общее (форму заболевания); в этом отношении интуиция действительно проступает как редукция, и никакой новизны в ней будто и нет. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по нередко неоднозначному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы. Поскольку при такой интуиции все же принимается определенная «матрица» – схема, постольку сама она может быть квалифицирована как
«стандартизованная».
Эвристическая интуиция имеет свои подвиды:
– эйдетическая;
– концептуальная интуиция.
Примеры эйдетической интуиции – наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданное Резерфордом. Эти представления
не сводятся к простому воспроизведению данных непосредственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий.
Примеры концептуальной интуиции – возникновение понятия о квантернионах у Гамильтона или понятие нейтрино у Паули. Эти понятия возникали не путем последовательного логического рассуждения (хотя данный процесс предварял открытие), а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувственных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению А. Эйнштейна).
С позиций такого понимания творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к сознанию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.
Результаты научных исследований не только подтверждают обоснованность отнесения интуиции к феномену интеллектуального, но и, в определенной мере, раскрывают механизм ее действия, который описывается следующим образом.
На начальном этапе в психике человека на уровне бессознательного накапливаются неосознаваемые им чувственные и понятийные образы.
Затем, там же происходит «обработка» этих образов с помощью тех или иных интеллектуальных операций. Вполне возможно, что здесь происходит переход чувственных образом к образам логическим и обратно.
В это же время идет процесс осознания стоящей перед человеком задачи, в результате которого эта задача может быть ясно и четко сформулирована.
Заключительная фаза интуиции представляет собой внезапное озарение, неожиданно возникающее решение проблемы, что может быть связано с формированием единого чувственно-логического образа,
«выталкивающего» на поверхность сознания то, что до сих пор скрывалось в глубинах бессознательного. Во временном отношении этот процесс может быть как длительным, так и непродолжительным, почти мгновенным.
Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно- сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:
1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
4) наличие «подсказки».
Действие «подсказки» обнаруживается не всегда, но тем не менее значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием «подсказки», которая служит
«пусковым механизмом» для интуиции. В качестве такой катализаторной причины для И. Ньютона было, как известно, яблоко, упавшее ему на голову и вызвавшее идею всемирного тяготения, для инженера-мостовика С. Броуна
– висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста, для Ф. А.Кекуле – змея, ухватившая собственный хвост (в результате родилась идея бензольного кольца) и т. д.
Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задачи или проблемы, ведет к определенным практическим рекомендациям: субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным дисциплинам, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, художественную, научно-фантастическую, детективную литературу, научно- популярные статьи, общественно-политические журналы, газеты. Чем шире будет диапазон интересов и кругозор личности, тем больше будет факторов для действия интуиции.
Знание, вера, мнение, понимание
Знание – результат познания, в процессе которого человек получает сведения о мире, формирует понятия и высказывает суждения о явлениях, предметах и их свойствах, об отношениях между ними, строит теории или гипотезы относительно функционирования объективного мира.
Знания являются основой практической деятельности человека, эффективность которой зависит от того, насколько адекватно они отображают реальный мир. Виды знания по характеру знания могут быть: а) житейские; б) художественно-образные; в) научные.
Житейское (обыденное) знание человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно часто носит поверхностный характер, и необходимо человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире, строить отношения с другими людьми.
Художественное знание – это совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое. Это знание способствует развитию воображения, влияет на формирование этических и нравственных ценностей.
Научное знание – это упорядоченная система понятий, из которой складываются теории. Его отличает высокая степень обобщения и
абстрагирования, глубокое осмысление фактов и проникновение в природу изучаемого объекта. В научном знании фиксируются причинно-следственные связи между объектами и отражаются закономерности их развития. Оно дает возможность с высокой степенью достоверности предсказать результаты развития тех или иных систем
Знания могут быть явные и неявные.
Явное знание осознается индивидом, оно выражается с помощью понятий и суждений. Оно рационально, его легко передать в виде теорий, суждений.
Неявное знание не является рефлективным. Это личностное знание, которое не выражается в языке, но содержится в нем имплицитно. Это знание не может передаваться опосредованно, его можно получить только при личном контакте с тем, кто им обладает. Оно воплощается в телесных навыках, схемах восприятия, в актах научного творчества. Оно находится на границе сознательного и бессознательного. Оно лежит в основе обыденно сознания, во многом определяя характер жизнедеятельности человека.
Знание следует отличать от мнения.
Дихотомия «знание – мнение» получила свое начало в античной философии и трактуется двумя способами. В соответствии с первым считается, что мнение (как неточное знание) присуще человеку, потому что его способности к познанию ограничены. Знание доступно лишь богам. В соответствии со вторым способом мнение – это изменяющееся, становящееся знание. Платон считал, что мнение относится к становлению, а мышление к сущности.
В настоящее время знание отождествляется с достоверностью, соответствием объективной действительности. Мнение – неточное знание, которое нуждается в обосновании. Мнение основано на субъективной уверенности, которая является следствием неосознанного внутреннего опыта, индивидуального личностного знания, интуиции. Именно поэтому по поводу одного и того же объект в одном и том же отношении могут быть высказаны различные мнения. Мнение – это субъективный взгляд, субъективная оценка, которая еще не получила своей объективации.
Кроме мнений, существует еще вера.
Вера – это принятие какого-либо положения без основания
(эмпирического или рационального).
Знание предполагает возможность сомнения в его достоверности и последующее его устранение путем обоснования. Вера исключает сомнение и не приемлет критику. В этом смысле она противоположна знанию. Вера
«вплетена» в эмоционально-психологический контекст жизнедеятельности человека, т. е. рациональные основания полностью вытеснены чувственно- эмоциональными основаниями.
В рамках гносеологического подхода к пониманию веры в ее светском значении вера – это психический феномен, в котором переплетены неосознаваемые личностные интересы, личностное знание и субъективный
индивидуальный опыт с одной стороны, и с другой – принципы и требования, принятые в том или ином сообществе (интерсубъективное).
Кроме гносеологического подхода, существует иной подход, в рамках которого вера рассматривается как основа религиозного мировоззрения. В этом случае вера характеризуется принятием религиозных догматов, служением Богу, соблюдением религиозных правил, ритуалов, запретов.
Религиозная вера связана с личными интересами человека, его нравственными чувствами и эстетическими переживаниями; она индифферентна к оценке истинности знания.
Вера сопутствует человеку на всем его жизненном пути. Вера в существование
«вещного мира», в то, что он многообразен и многокачественен, способствует познанию этого мира и использованию его в целях улучшения условий своего бытия.
В научном процессе тоже есть элементы веры. Для математического познания – это аксиомы, для физики – постулаты, для гуманитарного знания
– какие-либо предпосылочные структуры. Знание многомерно и от выбора того или иного начала зависит путь, по которому пойдет тот или иной ученый. Так классическая геометрия Евклида хорошо корреспондируется с классической физикой Ньютона и прекрасно описывает механику микромира, но она не объясняет электродинамику в макромире и процессы, происходящие в мегамире. В тоже время все эти вполне объяснимы в рамках неклассической физики Эйнштейна и геометрии Лобачевского-Римана. Такое положение дел характерно не только в области естественнонаучного, но и гуманитарного знания.
В научном познании вера необходима. Во-первых, она связана с убежденностью ученого в его правоте, во-вторых, она стимулирует практическую направленность его исследований.
Однако вера может быть причиной разного рода заблуждений и ложных представлений.
Понимание и объяснение
В процессе свой жизни человек получает разнообразные знания. Но всегда ли человек понимает то, что знает? Например, каждый человек знает, как пользоваться пультом дистанционного управления при включении телевизора, но каждый ли человек понимает, каким образом осуществляется это управление.
Тот или иной школьник может выучить, запомнить какое-либо правило или какую-нибудь теорему и утверждать, что знает их. Однако часто он не может применить выученное правило или теорему на практике, потому что не понимает их.
«Знать» и «понимать» – это не одно и то же. Понимание – это процесс и, одновременно, результат постижения смысла и значения чего-нибудь.
Такая трактовка понимания предполагает как минимум два различных подхода к ее реализации.

Первый подход характерен для аналитической философии и является продуктивным для проникновения в смысл того или иного текста. Этот подход ориентирован на логический и семантический анализ естественного и формализованного языков.
Второй подход реализуется в рамках герменевтики. Этот подход открывает возможность понимания письменного или устного текста с помощью операций в рамках «герменевтического круга». Этот круг представляет собой движение мысли от осознания смысла отдельных элементов и частей текста к осознанию смысла всего текста в целом.
Основной процедурой, с помощью которой герменевтика предлагает проникнуть в смысл текста, является интерпретация (грамматическая, стилистическая, историческая, психологическая).
Герменевтический подход к проблеме понимания отличает увлеченность анализом языка, включение человека в процесс познания, подчеркнутое внимание к личностным аспектам понимания, к переживаниям и оценкам.
Один из основателей герменевтики, немецкий философ Х.Гадамер считал, что истину не может познавать и сообщать кто-то один, в одиночку.
Необходимо поддерживать диалог. Без диалога, взаимопонимания и понимания искать истину невозможно. По Гадамеру, предметом понимания текста является суть дела, с осмыслением которой связан данный текст.
Представитель современной герменевтики, французский философ П.Рикер
(1913–2005), считает, что понимание не отрывается от познания, а представляет собой этап в работе по присвоению смысла. Рикер считает, что понимание – искусство постижения значения и знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием, причем один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.
Есть и другая трактовка понимания в отечественной философии, когда этот процесс рассматривается как процедура осмысления действительности через призму тех или иных нормативно-ценностных систем социальной практики. При этом понимание предстает как результат духовно- практической деятельности человека по освоению и преобразованию им действительности. Следовательно, понимание является по своей сути социальным процессом, и предполагает активное участие в нем личности.
Такой подход требует от исследователя выявления единства практической деятельности и ее теоретического осмысления.
Несмотря на разноречивость теоретических подходов к пониманию, существуют четыре устоявшихся принципа, которые роднят все трактовки понимания.
Первый принцип – принцип диалогичности понимания – означает, что любой акт понимания есть диалог между автором текста и интерпретатором.
Практически любое культурное явление можно рассматривать как текст.
Второй принцип – принцип герменевтического круга – отражает циклический характер понимания. Движение понимания осуществляется по кругу. От предварительного знания о целом, или предпонимания, переходят к
пониманию частей, а затем к новому, более адекватному пониманию целого.
По сути, герменевтический круг можно считать восходящей спиралью, по которой движется процесс понимания.
Третий принцип – принцип конгениальности – выражает требование соразмерности творческих и интеллектуальных потенциалов автора и интерпретатора. Интерпретатор должен извлечь точный смысл, заложенный в текст автором сознательно, или даже выявить те смыслы, которые автором не осознавались.
Четвертый принцип – принцип предварительного понимания – заключается в том, что понимание всегда опирается на некоторые нерациональные, неосознаваемые предзнания. Для начала процесса понимания необходимо предварительное знание о том, что предстоит понять.
Понимание – универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события, в которой объединены как рациональные, так и иррациональные моменты.
Объяснение – универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведения этого явления, как частого случая под общий закон. Объяснение и понимание – основные процедуры научной деятельности, однако в естествознании преобладает объяснение, а в гуманитарных науках – понимание.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта