Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность темы.

  • Объект исследования

  • Практическая значимость работы

  • Глава 1. Биография Леонардо да Винчи

  • Глава 2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии

  • 2.1 Живопись и скульптура через анатомические знания

  • 2.2 Леонардо да Винчи – первый научный иллюстратор анатомии

  • Глава 3. Достижения и открытия Леонардо в области анатомии

  • Косная система. Скелет человека

  • Строения зрительного анализатора - глаза

  • Сердечно сосудистая система

  • Положение человека в природе, его связь с миром

  • Леонардо Да Винчи - автор анатомического рисунка

  • Леонардо да Винчи!!!. Анатомия в творчестве Леонардо да Винчи


    Скачать 49.52 Kb.
    НазваниеАнатомия в творчестве Леонардо да Винчи
    Дата20.02.2021
    Размер49.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛеонардо да Винчи!!!.docx
    ТипРеферат
    #178039


    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Кафедра истории Отечества

    Реферат по истории медицины на тему:

    «Анатомия в творчестве Леонардо да Винчи»

    Выполнила:

    студентка I курса

    стоматологического факультета

    Санкт-Петербург

    2020

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………3

    Глава 1. Биография Леонардо да Винчи……………………………………..4

    Глава 2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии…………………..8

    2.1. Живопись и скульптура через анатомические знания………………….8

    2.2. Леонардо да Винчи – первый научный иллюстратор анатомии……….9

    Глава 3.Достижения и открытия Леонардо да Винчи в области анатомии.12

    3.1. Косная система. Скелет человека………………………………………..12

    3.2. Мышечная система……………………………………………………….13

    3.3. Строения зрительного анализатора – глаза……………………………..16

    3.4. Строение мозга и черепа…………………………………………………16

    3.5. Сердечно сосудистая система……………………………..…………….17

    3.6. Эмбриология…………………………………………………………...…17

    3.7. Положение человека в природе, его связь с миром……………………17

    3.8. Леонардо Да Винчи - автор анатомического рисунка…………….…...18

    Заключение…………………………………………………………………….20

    Список литературы……………………………………………………………22

    Введение

    Актуальность темы.

    Леонардо да Винчи – великий итальянский художник, учёный, изобретатель, мыслитель, один из значимых представителей искусства эпохи Возрождения. Именно он заложил тот фундамент знаний, который используется в современной науке и медицине. Его работы, полные загадок и тайн, достойны уважения и внимания.

    Объект исследования: личность Леонардо да Винчи.

    Предмет исследования: открытия Леонардо да Винчи в области анатомии.

    Цель исследования: показать на примере жизненного пути Леонардо да Винчи прогрессивное развитие анатомии, оценить его вклад в эту науку.

    Задачи: Проанализировать биографию Леонардо да Винчи. Выяснить, каков был вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины. Проанализировать работы и открытия учёного в области анатомии.

    Практическая значимость работы заключается в теоретическом вкладе в изучение истории открытий Леонардо да Винчи в области анатомии.

    Реферат состоит из введения, где определены актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, практическая значимость.

    Реферат включает: оглавление, две главы, заключение и список литературы.

    1 глава «Биография Леонардо да Винчи» содержит информацию о жизненном пути великого учёного.

    2 глава «Вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии» содержит анализ значимых работ и открытий Леонардо да Винчи в области анатомии.

    3 глава «Достижения и открытия Леонардо да Винчи в области анатомии» посвящена изучению учёным анатомии человека в целом.

    В Заключении представлены выводы по теме реферата.

    Список литературы прилагается

    Глава 1. Биография Леонардо да Винчи

    Леонардо да Винчи (итал. «Леонардо из Винчи») родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, недалеко от небольшого городка Винчи, вблизи Флоренции. Он известен всему миру как живописец, художник, скульптор, архитектор и инженер, чей гений, возможно, больше, чем у любой другой личности, олицетворяет гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его «Тайная вечеря» (1495–1498 гг.) и «Мона Лиза» (1503–1519 гг.) – одни из самых популярных и знаменательных работ эпохи Возрождения. Его записные книжки демонстрируют дух научного поиска и редкую изобретательность, которые на столетия опередили время.

    Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, ни раз подвергалась исторической критике, осталась неизменной и по сей день. Она в значительной степени основывается на его безграничном стремлении к знаниям, которым руководствовались все его мысли и поведение. Учёный считал, что благодаря именно глазам он приобретает знания: для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно само по себе правильно и достоверно передавало факты. Следовательно, каждое воспринимаемое явление становилось объектом познания, и saper vedere («Умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применил свой талант во всех сферах, в которых используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но и этого ему показалось мало, и Леонардо пошел ещё дальше. Он использовал свой уникальный интеллект, необычную наблюдательность и художественное мастерство для изучения самой природы человека, что позволило ему обрести истинную славу в искусстве и науке.

    Родители Леонардо никогда не состояли в совместном браке. Его отец был молодым флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, пятнадцатилетней простолюдинкой, которую позже выдали замуж за местного ремесленника. Леонардо вырос в поместье своего отца, где с ним обращались как с «законным» сыном, и где он получил обычное для того времени начальное образование: умение читать, писать и считать. Отец Леонардо пытался приобщить сына к семейному делу, но его попытки оказались безуспешны: будущего гения не интересовали законы общества, зато его художественные способности было невозможно не заметить, и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо.

    За время своего обучения в мастерской Верроккьо Леонардо получил разностороннее образование, которое включало в себя изучение живописи и скульптуры, а также постижение ряда технических и гуманитарных дисциплин. Уже в двадцатилетнем возрасте Леонардо был принят в Гильдию Святого Луки, но ещё некоторое время продолжал работать вместе со своим учителем. Пока, если верить Джорджо Вазари, автору знаменитых «Жизнеописаний», Верроккьо не привлёк Леонардо к работе над картиной «Крещение Христа» – именитый мастер был так поражён искусством своего ученика, что забросил кисть и больше не пытался заниматься живописью. Существует множество великолепно сохранившихся рисунков того периода, созданных пером и карандашом, в том числе и многих технических набросков, например, насосов, военного оружия и различных механических устройств, что свидетельствует о разносторонних интересах Леонардо и его знаниях в технической сфере.

    Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Им были созданы такие шедевры, как «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойдённая «Мона Лиза» (Джоконда). Леонардо уделял живописи не всё своё время, поэтому количество его работ не очень велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на новую ступень. Леонардо не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры. Благодаря ему линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали не только ближе, но и таинственнее.

    Однако сам Леонардо считал себя не столько художником, сколько учёным и инженером. Его знаменитый «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций человеческого тела. Ему приписывают изобретение таких устройств, как парашют, велосипед, прототип танка, прожектор, вертолёт, скафандр и многих другихзах.

    В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, став первым королевским художником, инженером и архитектором. За свою работу он получал годовую ренту в тысячу экю. Во Франции Леонардо почти не брал в руки карандаш, а занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантене при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Сеной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.

    Известно, что за два года до смерти у Леонардо ухудшилось здоровье. Он стал с трудом передвигаться.

    2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе (герцогство Турень, Франция). Он был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

    Основным наследником мастера был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци. Он стал главным распорядителем наследства великого учёного, которое включало кроме картин инструменты, книги и документы на разные темы. Но, к сожалению, до наших дней сохранилась лишь малая часть этих работ.

    Глава 2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии

    Для Леонардо да Винчи искусство и наука были взаимосвязаны. Он стремился к наблюдениям, фиксируя устройство окружающего мира и человека.

    В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным – это позволило ему быть не только довольно реалистичным художником, но и художником уникальным и запоминающимся. 1

    2.1 Живопись и скульптура через анатомические знания

    Для достижения такого результата Леонардо потребовалась система анатомических знаний. Воспользовавшись упомянутым выше принципом Галена – не доверять книгам, а доверять своим глазам и рукам при анатомировании – Леонардо приступил к незаконным вскрытиям трупов. Какой же необычайной силой духа, воли и целеустремленности надо было обладать, чтобы пойти на этот шаг, на анатомирование человеческих тел! Ведь, с одной стороны, вскрытие трупов опасно само по себе, а с другой стороны можно было попасться в цепкие лапы инквизиции – и тогда Леонардо ждала бы не мировая слава и призвание, а костер.2

    Известно, что незадолго до своей смерти Леонардо покаялся кардиналу Арагонскому в том, что он вскрыл более 30 трупов для изучения строения и жизни человека. В этом Леонардо опередил выдающегося анатома Возрождения – Андреаса Везалия на целых 50 лет.

    Паоло Джовио, современник Леонардо, писал об учёном и его работах: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы... Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".3

    Леонардо писал об эмоциональной составляющей вскрытий - «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, и если бы он не помешал, то тебе, может быть, помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим…».4

    Леонардо говорил, что он нарисовал 120 рисунков в анатомических альбомах. Но, к сожалению, до наших дней дошли немногие его творения. Уцелевшие отдельные листы с рисунками, ставшие ценными экспонатами, до сих пор поражают своей гениальностью и точностью. Известно, что на сегодняшний день сохранилось более 200 листов анатомических рисунков с записями и изображениями.

    Интересно, что Леонардо писал не на латинском, привычном для науки, и даже не на литературном итальянском языке. Он писал пояснения простым разговорным языком (volgare).

    2.2 Леонардо да Винчи – первый научный иллюстратор анатомии

    Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, а для самостоятельного изучения анатомии, опередив в этом, в том числе, и Везалия.5

    Леонардо да Винчи доказал важность анатомических рисунков и схем при изучении анатомии, за что мы должны быть благодарны ему.

    Таким образом, можно сказать, что Леонардо да Винчи – первый научный иллюстратор анатомии. Его анатомические рисунки отличаются гениальностью и уникальной точностью для своего времени.

    Сам же Леонардо писал о  важности анатомических иллюстраций: «И ты, хотящий словами явить фигуру человека во всех видах ее членения, оставь это намерение, потому что, чем более будешь ты углубляться в описание частей, тем более будешь смущать дух правильности и четкости изображения в них того или иного органа читателя и тем более будешь удалять его от знания описываемых вещей; потому необходимо рисовать и описывать». 6

    Также Леонардо говорил о необходимости повторных и многократных анатомических наблюдений, которые требуют умения не только видеть анатомические факты, но и обобщать их в рисунке: «И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того, чтобы получить законченное знание…» («О строении человека и животных»).7

    Глава 3. Достижения и открытия Леонардо в области анатомии


    Изначально анатомические исследования Леонардо да Винчи касались скелетной мускулатуры. Но, следует отметить, что даже в самом начале учёный сочетал анатомические исследования с физиологическими. Наблюдая за структурой тела, Леонардо изначально приступил к изучению роли отдельных частей тела при движении, а затем к изучению внутренних органов.

      1. Косная система. Скелет человека

    Так, известно, что Леонардо был первым, кто удивительно точно изобразил формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были схематичны и примитивны. Также он был первым в истории науки, кто предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, что стопа имеет 25 костей. Леонардо да Винчи правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца. Он впервые рассмотрел такие анатомические особенности, как наклон и изгибы ребер, механизма дыхания, наклонение таза. Он верно нарисовал суставные поверхности костей. Так же Леонардо описал ряд анатомических особенностей скелета человека, связанных с прямохождением – например, косое по отношению к вертикали положение бедренной кости.8

    Вот что писал Леонардо о строении костей: «…ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая». 9

    Следует отметить, что точность строения позвоночника, суставов и костей в работах Леонардо да Винчи сопоставима с современными данными, полученными с помощью передовых средств диагностики, таких как рентген, компьютерная и магнитно-резонансные томографии.

    Так, чтобы графически проиллюстрировать строение позвоночника, он разобрал его на отдельные части. Чтобы подчеркнуть особую функциональность костей, художник-анатом непропорционально увеличил их; он считал необходимым показать кости с разных точек зрения, чтобы облегчить понимание. Сам Леонардо объяснил: «Благодаря этому простому способу рисования с разных точек зрения можно получить полное и истинное знание о костях».

      1. Мышечная система

    Что же касается вклада Леонардо в синдесмологию и миологию, то следует в первую очередь отметить тот факт, что Да Винчи пытался изучать строение мышц и суставов в тесной взаимосвязи. Таким образом, Леонардо можно считать основателем динамической анатомии, ведь у него был даже составлен план написания обширного трактата, посвященного описанию движений человека и животных.10

    Рассматривая движения человеческого тела, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, питание сосудами и даже способы и особенности их прикрепления к скелету. Леонардо классифицировал мышцы по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета.

    «Природа устроила в человеке служебные мускулы, тянущие сухожилия, которые способы двигать члены сообразно воле и желанию общего чувства, наподобие служителей, распределенных господином по разным провинциям и городам, которые представляют в этих местах и исполняют волю этого господина…Сухожилия с мускулами своими служат нер­вам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы служат общему чувству, как кондотьеры капита­ну; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину» - так описывал Леонардо работу мышечной системы. 11

    Далее представлено то, как следует описывать мышечную систему - «Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущения. Затем следует пятый — нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый — рисунком вен и артерий, располагающихся между кожей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше». 12

    Леонардо выделял следующие образования - «Мускулы (здесь и далее выделение автора – И.Р.) — служители нервов — притягивают к себе сухожилия, связанные с этими членами наподобие и т. д. Сухожилия — механические приспособления, которые сами по себе не имеют чувствительности, но работают столько, сколько им приказано. Перепонки соединены с мясом и помещены между этим мясом и нервом, а большей частью соединены с хрящами. Связки соединены с сухожилиями и они — разновидность перепонок, каковые связывают сочленения костей и превращаются в хрящи, и их столько в каждом сочленении, сколько сухожилий, движущих это сочленение, и сколько противоположных сухожилий, которые подходят к тому же сочленению, и такие связки соединены и смешаны вместе, помогая друг другу и укрепляя и связывая друг друга. Хрящ — твердое вещество, так сказать, отвердевшее сухожилие или смягченная кость, и всегда помещается между костью и сухожилием, ибо имеет свойство того и другого вещества, и он гибкий, неломкий, и его складка распрямляется сама собой наподобие пружины. Пленкинекие мускулистые частицы, смешанные из мяса, сухожилий и нервов; из этой смеси получается состав, растяжимый в любом направлении; мясосмесь, состоящая из мускулов, сухожилия, нерва и крови и артерии. Кость — несгибаемая твердыня, способная сопротивляться, и она лишена чувствительности, и оканчивается на своих концах хрящами; и ее мозг состоит из губки, крови, мягкого жира, одетого тончайшим покровом; губчатость — вещество, смешанное из кости, жира и крови. Перепонки бывают трех сортов, то есть сухожильная перепонка, нервоподобная перепонка и перепонка, состоящая из нерва и сухожилия; и смешанная перепонка соткана из сухожилия, нерва, мускула и вены и артерии». 13

    Естественно, с точки зрения современной анатомии рассуждения Леонардо да Винчи кажутся как минимум неточными, но для своего времени это были передовые исследования и наблюдения.

    Как уже упоминалось выше, наука и искусство для Леонардо были взаимосвязанны. Согласно этому, его интересовало не только строение и функциональные особенности опорно-двигательного аппарата, но и строение органов.14

      1. Строения зрительного анализатора - глаза

    Так, в частности, значительное внимание Леонардо уделил изучению строения зрительного анализатора – глаза. Он считал глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств» и описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии.15

      1. Строение мозга и черепа

    Рассматривал Леонардо также и строение мозга и черепа. Он был первым, кто так точно исследовал конструкцию черепа – этого «седалища вложенной богом души». Леонардо составлял объемное изображение костей, производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной, делал зарисовки костей лицевого черепа и отдельных деталей мозговой части черепа. Благодаря этому Леонардо открыл воздухоносные пазухи черепа.

      1. Сердечно сосудистая система

    Важно сказать, что Леонардо был первым, кто верно описал механизм работы сердца: «Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце — четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками.» - писал Леонардо. 16

      1. Эмбриология

    Нередко Леонардо да Винчи называют отцом эмбриологии. Он интересовался вопросами, связанными с онтогенезом человека, внутриутробным развитием, старением и т.д. Да Винчи был первым, кто установил биологическую природу зачатия и рождения человека. Он изучал болезни, возникающие в преклонном возрасте: склероз сосудов и сужение просвета кишок. Сравнивал мускулатуру, тембр голоса молодых и пожилых людей.

      1. Положение человека в природе, его связь с миром

    Леонардо да Винчи построил целую философскую и космогоническую систему, показывающую положение человека в природе, его связь с миром. Изучая каждую часть тела, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». Человек, согласно Леонардо да Винчи - малый мир со своей структурой, а анатомия - своеобразная космография этого малого мира. В своем произведении «О строении человека и животных» Леонардо подчеркивал: «Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на члены так же, как он поделил целое на провинции, и затем покажу я устройство всех частей в каждом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей». 17

      1. Леонардо Да Винчи - автор анатомического рисунка

    Важно сказать, что все результаты исследований Леонардо да Винчи были зафиксированы в знаменитых анатомических рисунках, которые являются значительным достижением анатомической науки эпохи Возрождения. Рисунки основаны на связи между естественным и абстрактным изображением; он представлял части тела в прозрачных слоях, которые позволяют «заглянуть» в орган. Учёный использовал разрезы в перспективе, воспроизводил мышцы как «струны», указывая скрытые части пунктирными линиями и разрабатывая систему штриховки. С гордостью подчеркивал Леонардо, что эти рисунки превосходили описательные слова. Богатство сохранившихся анатомических исследований Леонардо сформировало основные принципы современной научной иллюстрации. Однако стоит отметить, что при жизни Леонардо медицинские исследования оставались конфиденциальными. Он не считал себя профессионалом в области анатомии, не преподавал и редко публиковал свои открытия.

    Известно, что, налагая принципы геометрии на конфигурацию человеческого тела, Леонардо продемонстрировал идеальные пропорции человеческой фигуры, которые соответствовали формам круга и квадрата.

    В своей иллюстрации этой теории, так называемый Витрувианский Человек, Леонардо продемонстрировал то, что, когда человек твердо ставит ноги на землю и вытягивает руки, он может быть заключен в пределы четырех линий квадрата.

    Леонардо представил себе огромную графическую карту человеческого тела, которую он создал с помощью анатомических рисунков и Витрувианского человека. Леонардо да Винчи писал: «…человек состоит из земли, воды, воздуха и огня ... это тело земли». Он сравнил человеческий скелет со скалами («опорой земли»), а движение легких при дыхании - с приливами и отливами океанов.

    Заключение

    Таким образом, без сомнений, Леонардо да Винчи был удивительным человеком и талантливым ученым. Он не только изобретал различные устройства и писал картины, но и увлекался анатомией, в которой значительно преуспел. Если бы его рукописи смогли расшифровать доктора XV века, бесспорно, медицина развивалась бы стремительнее. Кроме того, Леонардо да Винчи является первым, кто твёрдо был уверен в важности иллюстрации материала для изучения анатомии. Не смотря на то, что объемный трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не успел дописать до конца, дошедшие до нас работы учёного в области этой науки являются, уникальными открытиями.

    К сожалению, многие научные труды и достижения великого учёного не дошли до наших дней. Современники Леонардо да Винчи, завистливые и необразованные, не могли признать его гениальные и уникальные открытия в области анатомической науки, так как они противоречили догматическим канонам того времени.

    Записи Леонардо да Винчи, сделанные до середины XVIII века, к сожалению, дошли до нас в неполном объёме и в разрозненном виде. Но благодаря усердным ученым, работавшим в соответствии с планом самого Леонардо, записи и рисунки были по возможности систематизированы и обобщены. Известно, что многие записи Леонардо да Винчи по анатомии хранятся в королевской библиотеке Виндзорского замка. Удивительно, но анатомические наблюдения Леонардо да Винчи стали использоваться специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия. Это ещё раз доказывает, что труды Леонардо да Винчи значительно опередили время.

    Великий гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, к сожалению, не смог завершить свои труды в области анатомии и опубликовать их при жизни. Так, учёный оставил поле деятельности свободным для талантливых последователей, которые заложили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и синтетической, сочетающей в себе множество различных подходов к изучению человеческого тела.

    Не смотря на то, что гениальные работы Леонардо да Винчи не были использованы долгое время, мы должны быть благодарны великому учёному за его открытия и изобретения, так как именно его анатомическими трудами был открыт золотой век анатомии.

    Библиография

    1. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 555 - 562.

    2. Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.

    3. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, - 372 с.

    4. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи.- М.: Алгоритм, 1997. - 525 с.

    5. Леонардо да Винчи (Электронный ресурс) - http://worldgenius.ru/Anatomy.php [Дата обращения: 20.11.2020]

    6. Биография Леонардо да Винчи (Электронный ресурс) - https://www.calend.ru/persons/1920/ [Дата обращения: 20.11.2020]

    7. Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи (Электронный ресурс) - https://ivroz.livejournal.com/10918.html [Дата обращения: 20.11.2020]

    8. Вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии (Электронный ресурс) - https://homsk.com/trombon/vklad-leonardo-da-vinchi-v-razvitie-anatomii [Дата обращения: 20.11.2020]

    9. Великий анатом эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и медицина (Электронный ресурс)- http://www.ahleague.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=546&Itemid=204&lang=en [Дата обращения: 20.11.2020]

    10. Анатомические работы Леонардо (Электронный ресурс) - http://leonardo-sochi.ru/anatomist/ [Дата обращения: 20.11.2020]

    1 Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, - С.13-143.

    2 Леонардо да Винчи (Электронный ресурс) - http://worldgenius.ru/Anatomy.php

    3 Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, - С.13-143.

    4 Там же

    5 Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи (Электронный ресурс) - https://ivroz.livejournal.com/10918.html

    6 Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, - С.13-32.

    7 Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, - С.13-32.

    8 Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 555 - 562.

    9 Там же.

    10 Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.

    11 Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.

    12 Там же

    13 Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.

    14 Анатомические работы Леонардо (Электронный ресурс) - http://leonardo-sochi.ru/anatomist/

    15 Великий анатом эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и медицина (Электронный ресурс)- http://www.ahleague.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=546&Itemid=204&lang=en

    16 Великий анатом эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и медицина (Электронный ресурс)- http://www.ahleague.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=546&Itemid=204&lang=en

    17 Великий анатом эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и медицина (Электронный ресурс)- http://www.ahleague.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=546&Itemid=204&lang=en



    написать администратору сайта