Главная страница

Искусство фотографии. Как известно. Как известно, семиотика изучает коммуникативные системы и проблемы, связанные с хранением и передачей информации


Скачать 21.63 Kb.
НазваниеКак известно, семиотика изучает коммуникативные системы и проблемы, связанные с хранением и передачей информации
АнкорИскусство фотографии
Дата02.10.2019
Размер21.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКак известно.docx
ТипДокументы
#88374

Как известно, семиотика изучает коммуникативные системы и проблемы, связанные с хранением и передачей информации. В связи с этим изучение семиотики фотографии представляет огромный интерес и несет в себе определенный потенциал для исследователей в силу своеобразия фотографии, ее по сей день неопределенного статуса (некоторые исследователи относят фотографию к искусству, некоторые сомневаются в ее принадлежности, во-первых, из-за того, что процесс фотографирования – это в первую очередь механический процесс, во-вторых, так как не до конца определенной остается роль автора: он определяет композицию, может менять четкость, свет, но он не может «фальсифицировать» реальность, он лишь выбирает момент, который стоит запечатлеть). То есть фотография отображает действительность, несет в себе определенную информацию и, в связи с этим, заслуживает внимания быть рассмотренной с позиций семиотики.

Кроме того, исследователей и философов со времени появления фотографии всегда интересовало отношение между фотографией и реальностью.

Одна из функции фотографии – показать. Однако Р. Барт писал, что «фотография всегда невидима» [1]. Чем именно является фотография по отношению к реальности: она ее отображает, интерпретирует, фиксирует или просто представляет? Попытаться ответить на эти вопросы можно лишь обратившись к семиотическим исследованиям фотографии, то есть рассматривая фотографию как язык, текст, систему знаков. Причем для семиотического исследования важно также отличие фотографии от рукотворных произведений, ее особый статус в искусстве: фотография может быть одновременно, например, объектом искусства и документом, индексом и иконой, виртуальным образом и связью с реальностью. Гетерогенность фотографии представляет собой еще одну трудность при анализе.

Разделение на пейзажи, объекты, портреты и т.п. имеет смысл, но, по мнению Барта, это разделение ничего не говорит о статусе изображения, его восприятия. Так, например, портреты или пейзажи могут функционировать по-разному, исходя из того, в каком статусе они выступают (реклама, научное сообщение, предмет искусства). Также некоторые исследователи рассматривают фотографию как ready-made, опираясь на теорию Барта, где фотография сама по себе – ничто, а важно лишь то, что она отображает [1, c.12].

Говоря о семиотике фотографии, специалисты выделяют 2 основных подхода, первый из которых основан на классификации знаков Ч. Пирса. Так фотография может рассматриваться как качественный, единичный, общий знак, икона, индекс, символ, рема, суждение, умозаключение. При этом делается акцент на гетерогенность фотографии, ее знаковый характер [7].

Второй подход базируется на смешении социологических, исторических, художественных, антропологических теорий изучения фотографии и развитии идей семиотики Ж.-К. Греймаса. Фотографическое изображение рассматривается как текст, и в этой связи изучаются различные способы создания фотографического текста и различные подходы к его интерпретации [4].

Три трихотомии знаков Пирса описывают (1) знак сам по себе, рассматриваемый вне его отношений с чем бы то ни было, знак как монаду, (2) знак в (диадическом) отношении к его объекту и (3) знак как триадическое отношение репрезентации объекта в интерпретанте. В своем исследовании Бассо Фоссали (Basso Fossali) рассматривает классификацию знаков Ч. Пирса применительно к фотографии [5, c. 168–173].

1) Фотография как качественный знак не рассматривается отдельно Пирсом, однако может быть таковой, при условии ее рассмотрения не как фотографии, а набором, например, геометрических фигур или цветовых пятен, что особенно ярко проявлено в случае абстрактной фотографии, и тех фотографий, которые могут быть истолкованы неоднозначно. Каждое из возможных прочтений неоднозначной фотографии может быть качественным знаком.

2) Фотография функционирует как единичный знак в силу технической возможности ее воспроизводимости. Каждый вариант фотографии в таком случае будет являться единичным знаком. Фотография же представляется в первую очередь материальным объектом со своей идентичностью.

3) Фотография как общий знак имеет свою культурную идентичность, которая вступает во взаимосвязь с возможными вариантами применения («употребления») фотографического изображения. В то же время фотография как общий знак затрагивает вопрос взаимоотношения фотографии и фотографируемого объекта, например, фотография может прорекламировать какой-либо объект, сделать его более привлекательным.

4) Фотография как икона отражает специфику фотографии как таковой, ее способность играть определенную роль. Например, использование фотографии для изучения движений. Икона обладает сходством с изображаемым объектом и может нести в себе его свойства. Так запотевшее стекло на фотографии может передать ощущение холода.

5) Фотография как индекс привлекает наше внимание, так как индекс всегда побуждает к действию. Несмотря на то, что изображение на фотографии всегда отделено от зрителя временем и пространством, фотография всегда свидетельствует о чем-то, и несет в себе отпечаток выбора, сделанного в свое время фотографом.

6) Фотография как символ всегда соотнесена с социумом, с областью ее применения. На основе определенных конвенций те или иные жесты, позы на фотографии могут символизировать что-либо, то есть фотография представляет собой источник символики определенного рода.

7) Фотография как рема подразумевает семантическую неопределённость и допускает множество возможных интерпретаций. Это фотография сама по себе, вне своего статуса (художественная, рекламная фотография).

8) Суждение – это «информационный знак», который «ничего не утверждает», но «способен утверждать». Фотография чаще всего трактуется именно так. Это подчеркивает текстуальность фотографии, ее основные свойства и особенности.

9) Фотография как умозаключение (аргумент) чаще всего фигурирует в силу своей метатекстуальности. Фотография здесь является носителем определенного культурного кода, условностей, продиктованных социумом. Также затрагивается вопрос о ценности фотографии.

Семиотика Греймаса использует высказывание, как релевантную единицу анализа и ищет черты декларативного акта в высказывании.

Изображение, как и любое другое высказывание, представляет собой систему, синификативную структуру, которая устанавливает особые связи между планом выражения и планом содержания посредством высказывания. Изображение, как и вербальный текст, не является простой суммой знаков, а обладает синтаксисом, который, в свою очередь, является частью дискурсивной организации.

Флош выделяет 4 варианта восприятия фотографии, отталкиваясь от семиотического квадрата, рассматривая фотографию как документ, имеющий историческое, социальное значения, а также фотографию, как произведение искусства, с другой стороны. Он выбирает такие критерии как способ, цель, значение употребления (фото функционирует как документ, воспоминание…), базовые ценности (красота). Проецируя эти семантические категории на семиотический квадрат, он определяет 4 концепции фотографии. Первые 2 относятся к фотографии, как свидетельству о ч-л, историческому документу (практическая ценность, критическая ценность (технический аспект); вторые 2 рассматривают фотографию, как произведение искусства (а) утопические, базовые ценности – красота, эстетика б) развлекательная роль) [6].

Это показывает различные варианты использования фотографического текста. Однако Флош не касается случаев, где одно и то же изображение воспринимается по-разному, исходя из различных ситуаций, социального статуса, вариантов употребления. Например, пейзаж на рекламном плакате, в статье об экологии, в альбоме личных фотографий, на выставке, в научном издании будет иметь совершенно разные функции. Точно также, как и портрет: фотография в паспорте имеет целью лишь идентификацию личности, вставленная в рамку в домашней обстановке – будить сентиментальные воспоминания, на выставке – вызывать эстетические чувства и т.д.

Некоторые фотографии могут изучаться в связи с ролью, которую они играют в формировании идеологических, культурных и иных сообществ. Здесь важен интеркультурный аспект. Восприятие не только иных культурных реалий, а также способ их запечатления, несущий черты определенных культурных традиций, также является материалом для исследования. Каждое фотографическое изображение – это текст, функционирующий в данной ситуации, имеющий определенный статус. Каждая его интерпретация при восприятии связана с предыдущим опытом наблюдателя. В этом случае смысл фотографии связан с историей ее создания. Она трансформирует фотографа и зрителя в свидетелей произошедшего. В момент совершения снимка фотограф и фотоаппарат связаны друг с другом. Фотограф также является важным элементом системы. Он выбирает, фокусирует объект. Фотография – это не только запечатление определенного момента этого мира, это также и место в этом мире, занимаемое фотографом.

То есть целесообразно говорить не только о языке фотографии, но и о языке фотографа, благодаря которому фотография всегда будет иметь несколько субъективный характер, несмотря на всю свою объективность.

Несмотря на это, изображение может принимать значения, отличные от того, которое имел в виду фотограф. В этом состоит одно из отличий фотографии от текста.

Одно и то же изображение может употребляться как аргумент «за» и «против».

В случае появления фотографии в прессе, она выступает доказательством произошедшего. Причем одна и та же фотография может быть воспринята по-разному в зависимости от идеологии, политической позиции.

Итак, чтобы проанализировать фотографию, необходимо вычленить элементы для анализа: пиксели, световые (цветовые) пятна, объекты и предметы, люди, композиция, структура, художественная образность, приемы выразительности, уровень дискурса, (фотография как текст). Рассмотреть фотографию и отдельные ее элементы, символы, знаки на всех уровнях, выявить специфику, функции, цели, статус, социальную роль, культурный контекст, учесть особенности ее создания и функционирования, а также особенности восприятия изображения (отсылки к прошлому опыту, ассоциации). Детальный семиотический анализ фотографии дает возможность понять всю ее ценность, а также уникальность авторского замысла.

Список литературы

Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. – 192 с.: фот.

Беньямин В. Краткая история фотографии. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 168 с., ил.

Степанов Ю.С. Семиотика – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 168 с.

Французская семиотика от структурализма к постструктурализму / под ред. Косикова Г.К. – М.: Прогресс, 2005. – 536 с.

Basso Fossali P., Giulia Dondeo M. Sémiotique de la photographie. – Université de Limoges, Pulim, 2011. – 407 c.

Floch J.-M. Petites mythologies de l’oeil et de l’esprit. – Hadès-Benjamin, 1985.

Peirce C.S. What is a sign? – tr. fr. Peirce, 1978.

Rouillé André La photographie. – Éditions Gallimard, 2005. – 706 c.


написать администратору сайта