Как увлечь детей рисованием. Как увлечь детей рисованием
Скачать 34.64 Kb.
|
Как увлечь детей рисованием Будем слушать, смотреть и рисовать… Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. Благодаря своему опыту, я пришла к такому выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей, такую форму занятия по изодеятельности, которое воспринималось бы детьми как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей. «Рисуйте то, что вы видите глазами, руками, душой». Рисование – важнейший инструмент для самовыражения человека. Поэтому основные законы искусства изучать необходимо. Но изучать так, чтобы затронуть душу ребенка. Тот, кто владеет техникой рисунка, может остановить мгновение! Рисовать: переносить на бумагу свои ощущения, воспоминания. Что для этого необходимо? ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ и УМЕНИЕ РИСОВАТЬ ГЛАЗАМИ. Нужно добиваться того, чтобы дети рисовали с удовольствием! А рисовать с удовольствием дети будут, если им будет все просто и понятно. Перспектива: (дальше – меньше; облака – размер, салфетки; горизонт – елки, цвет; вода). БЫСТРЫЙ ПЕЙЗАЖ, ПОКА ДЕТИ НЕ РАСТЕРЯЛИ СВОИ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО ОНИ СМОГУТ С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ Совет: Небо меняет свой облик каждую минуту. Сделайте как можно больше фотографий неба, на которые вы сможете ориентироваться потом. Также в книгах и журналах можно найти много изображений неба. Чудесным образцом служат картины Старых Мастеров. Пусть у вас будет своя «коллекция неба», тогда вы сможете преобразить даже самый унылый пейзаж. Рисуем с помощью открыток. В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему. Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений. Для меня стиль импрессионизм это прежде всего что-то воздушное, неумолимо ускользающее. «Это то потрясающее мгновение, которое глаз едва успевает зафиксировать и которое потом надолго остается в памяти как миг наивысшей гармонии». В конце 1860-х годов его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особое внимание уделялось передаче цвета и света. Мастера импрессионизма славились именно умением с легкостью перенести этот момент прекрасного на холст, наделив его осязаемыми ощущениями и тонкими вибрациями, которые со всей реальностью возникают при взаимодействии с картиной. Импрессионисты пристально всматривались в натуру, замечая цвета и оттенки, обычно невидимые. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА КАРТИНЫ ЭТИХ ХУДОЖНИКОВ (вы не заметили ничего необычного?) - Создали новый творческий метод живописи – работу на пленэре (ПЛЮСЫ) - В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета – солнце (НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ СЕРЫ) - Тени имеют свой цвет, но никогда не бывают черными, так как в природе не существует черного цвета в чистом виде (СХЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТА ТЕНИ) - Художник должен наносить на холст лишь мазки из семи чистых красок, раскладывая одну возле другой (ПУАНТИЛИЗМ) – МОЗАИКА Точечный рисунок. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Техника импрессионистов: краска наносится тонкой кисточкой, маленькими мазками, «точечками» разных оттенков одного и того же цвета. В результате изображение получается сложным, объемным и многогранным. - Живая и подвижная композиция, в которой нет симметрии и четкости. - Импрессионисты пытались запечатлеть душу природы: легкость и зыбкость воздуха, отражения на водной поверхности, туман, дым. - В живописи импрессионистов человек сливается с ярким ритмом живой природы. Учиться наблюдать, смотреть внимательно. Думать об объекте, за которым наблюдаете. Запоминать: мысленно возвращаться к деталям и особенностям. Умение передать цветом, сюжетом, придумкой некоторые ощущения, которые и описать словами-то трудно. Здесь важно преодолеть скованность, призвать на помощь воспоминания переживаемого чувства и, конечно, рассуждать, рассуждать и размышлять…. (МОДИФИЦИРОВАННОЕ РИСОВАНИЕ). ВАЖНО! - использовать разные материалы для работы (бумагопластика, пластилин – не ломать при детях) - дифференцированный подход (гуашь, акварель, карандаши, коллаж, аппликация, пластилин) – подготовка большая. - устраивать выставки (дети должны видеть рез. Работы) - не ругать - не ставить «3» - не сравнивать с другими - если рисуем портрет - ЭМОЦИИ Уроки пленэра Рисование на природе развивает массу полезных навыков, которые отходят на второй план, когда ребенок рисует дома или во время занятий. Быстрота реакции: иногда необходимо в считанные секунды успеть увидеть и зафиксировать на листе бабочку на цветке, белку на дереве, игру светотени на закате… Наблюдательность и спонтанность: никогда нельзя предугадать заранее, что именно увидишь интересного и необычного в лесу или на берегу реки, а значит, придется на ходу выбирать и ракурс, и композицию, и средства художественной выразительности. Навыки систематизации: «всю природу» нарисовать невозможно, это понимает даже дошколенок! Значит, необходимо выделить главное и убрать второстепенное, подчеркнуть в работе две-три особо выразительные детали… Такая работа полезна для совершенствования навыков систематизации и классификации. Координация «глаз-рука»: при рисовании на пленере бывает необходимо несколькими точными штрихами зафиксировать увиденное на бумаге. Это как нельзя лучше развивает связь «глаз-рука-мозг», необходимую для успешной учебы в первом классе. Зрительно-пространственное восприятие: когда ребенок рисует с натуры, он невольно замечает, что одни предметы расположены дальше, а другие ближе, что одни крупнее, а другие мельче, и т. д. И пытается, так или иначе, передать это в рисунке. Макрокосм и микромир Макрокосм — на пленэре можно порисовать с размахом: черно-зеленый лес на горизонте, широкий луг с яркими проблесками клевера, розовое от заката небо во весь лист, -их широта и необъятность завораживает городского ребенка, а всего несколько широких ярких мазков — и экспрессивный пейзаж готов. Микромир — буквально под ногами тоже есть немало того, что достойно изображения: хрупкая ромашка, упругая ослепительно-зеленая травинка, четкая графика березовой ветки. Предложите сделать несколько этюдов одного и того же объекта из разных ракурсов: - снизу вверх, лежа на травке; - сверху вниз, сидя на нижней ветке дерева или на шее у папы; - через щелочку между сросшимися стволами деревьев и т. д. Обратите внимание: Не рассчитывайте, что начинающий «импрессионист» будет часами стоять у мольберта. Скорее всего, творческий процесс займет считанные минуты. Не пытайтесь заставить малыша обязательно доработать картину. Мгновенная зарисовка при более детальной проработке может утратить свою свежесть и непосредственность. Подбираем палитру Пленэрные этюды — замечательная возможность научить ребенка различать оттенки, уметь их называть и подбирать нужные. Поэтому прежде чем начинать рисовать, обсудите, какого цвета небо, трава, деревья. К примеру, посмотрите, какого на самом деле цвета вода у песчаного берега, у бурной стремнины и в тихой заводи, где над речкой склоняются зеленые ветви. А после научите смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок. Если же автор настаивает, что непременно будет рисовать красную реку и синие деревья, не разубеждайте его: ведь художник имеет право на свое видение! Творческие эксперименты Постарайтесь, чтобы ребенок отошел от привычного «детсадовского» рисования, когда детали сначала прорисовываются простым карандашом, а потом раскрашиваются гуашью или акварелью. На пленэре эта техника особого эффекта не даст. Лучше помогите малышу освоить новые, необычные художественные приемы. Цветовые пятна Толстыми кистями на лист наносятся широкие, смелые мазки различных оттенков, а когда работа подсохнет, тоненькой кисточкой или даже просто маркером прорисовываются отдельные детали. Влажная техника На листе бумаги, увлажненном при помощи губки, рисуют акварелью или сильно разведенной гуашью. Рисовать нужно очень быстро, так что этот метод подходит для коротких экспрессивных зарисовок. Техника коллажа На фон, нарисованный густой неразведенной гуашью, лепятся цветы, травинки, семена. Когда все высохнет, маркером прорисовываются отдельные детали. В тёплое время года просто грех не воспользоваться возможностью провести свободное время за пределами студии, мастерской или собственной квартиры (комнаты). Во-первых, вас ждёт масса приятных эмоций, связанных с приобщением к прекрасному)). Во-вторых, это всё-таки практика. А рисовать с натуры всегда полезно. В-третьих, ну всё-таки в замкнутом пространстве вы не найдёте столько вдохновляющих вас предметов для рисования с натуры. В-четвёртых, дышать свежим воздухом, занимаясь любимым делом, это, согласитесь, вещь весьма и весьма полезная. Даже если ваш шедевр с пленэра не попадёт в известные галереи, вы по-крайней мере укрепите своё здоровье и набьёте руку в рисовании окружающего мира, что тоже немаловажно. Рисуя на природе, дети учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу. Кроме того, выход на пленэр — это довольно длительная пешая прогулка, переходы с одного места на другое в поисках подходящей натуры или интересного освещения. Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Да и дополнительное пребывание на свежем воздухе (чаще всего мы выходим рисовать в парк или на берег озера), несомненно, полезно для детского организма. К тому же мы отправляемся на пленэр в различные времена года — и когда тепло, и когда холодно. Занятия длятся от 20 до 40 минут в зависимости от погоды и заинтересованности детей своим занятием. Еще один необходимый на пленэре предмет — переносной магнитофон с набором кассет инструментальной, народной и современной музыки, а также папка с подборкой стихов и песен о природе, о временах года. Как проходит выход на пленэр? За несколько дней до занятия мы с детьми обсуждаем место, куда они хотели бы пойти. Если нет единого мнения, тогда решающее слово остается за мной. Дети обсуждают, что они хотели бы рисовать и чем. Каждый сам решает, какое средство изображения для него предпочтительнее. Я подбираю нужную музыку и намечаю те стихи и песни, которые наиболее органично будут звучать у натуры, выбранной для рисования. Я обязательно осматриваю место пленэра, отмечаю, есть ли возможность для детей присесть, отдохнуть — особенно в зимний и осенний период. При выборе места важную роль играют требования техники безопасности. Родители знают, что зимой и осенью детям необходимы митенки (перчатки с отрезанными наполовину пальцами), чтобы их руки, держащие карандаши, не замерзали. Если погода довольно холодная, я использую подвижные физминутки, чтобы дети согрелись, или мы играем с ними в веселую, подвижную игру. Придя на место, мы подходим к натуре (это может быть дерево, куст, группа деревьев, цветочная клумба, берег озера, здание и т.д.) и внимательно ее рассматриваем. Я читаю стихи или мы вместе поем песню. Дети могут самостоятельно вспомнить подходящие к случаю стихотворные строки. Затем ищем место, откуда наша натура смотрится наиболее выразительно. Я обращаю внимание маленьких художников на отдельные детали выбранного для рисования предмета, на особенности цветовой гаммы. Дети выбирают для себя места, средства изображения, устраиваются, и я включаю музыку: работа началась! Ребята обращаются ко мне за помощью и разъяснениями, но работают абсолютно самостоятельно. В конце работы мы устраиваем небольшой вернисаж. Дети рассматривают работы товарищей, отмечают наиболее удачные, указывают, что удалось автору: сходство с натурой, композиционное решение, сочетание цветов и оттенков и т.д. После этого мы возвращаемся в детский сад. Чтобы впечатления, полученные на пленэре, не исчезли, не затерялись в многообразии других впечатлений, мы с помощью воспитателей устраиваем в группах выставку детских работ. Выставка помогает нам в дальнейшей работе. Опираясь на детские работы, можно провести беседу, предложить детям нарисовать что-то по памяти или выразить свои впечатления в другом жанре — например, сделать аппликации на ту же тему. Можно составлять небольшие рассказы по рисункам, читать стихи. Конечно, выход на пленэр нельзя назвать простым мероприятием. Это дело достаточно хлопотное. Зато наши дети могут со знанием дела рассматривать репродукции с картин известных художников, со знанием дела употребляют художественные термины. И все потому, что у них есть возможность действительно почувствовать себя художниками и ощутить родство с большими мастерами. |