Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева Чем оно отличается от слова «философия»

  • Чем оно отличается от слова «философия»

  • 4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении

  • Фил пз_221018_224545. Какую дополнительную нагрузку получает слово теософия у Соловьева


    Скачать 6.37 Kb.
    НазваниеКакую дополнительную нагрузку получает слово теософия у Соловьева
    Дата18.10.2022
    Размер6.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФил пз_221018_224545.docx
    ТипДокументы
    #740693


    Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания

    (фрагмент работы 1877 г.)

    Вопросы:


    1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева?


    Чем оно отличается от слова «философия»?
    Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева? В слово «теософия» Соловьев вкладывает особую значимость и многогранность, поскольку теософия, по Соловьеву, представляет собой совокупность нескольких направлений знания, которая включает в себя науку, теологию и философию. В том числе, теология, как самостоятельная единица не может существовать без своих структурных составляющих, то есть если вычленить, например, науку, то и теософия превратится в отдельный орган, который не сможет существовать самостоятельно. В адекватном функционировании общей системы под названием «теософия» значимо функционирование каждого из названных элементов. Каждый из составляющих элементов теософии должен быть доработан до истинной полноты, а сама теософия, как система верно работающих структурных составляющих и есть цельное знание. Именно в этом случае теософия сможет
    существовать как многогранный организм, как цельное знание, именно такую дополнительную нагрузку вкладывает в слово «теософия» Соловьев.
    Чем оно отличается от слова «философия»?
    Существенное отличие теософии от философии заключается в том, что философия является структурным элементом целостного знания, а теософия и есть цельное знание. Соловьев акцентирует внимание, на том, что сама по себе философия, являясь частью цельной науки теософия, также может быть целостной в свой  специфической направленности, как отдельный элемент человеческого знания. Поэтому мы можем рассматривать теософию, как цельное знание в широком многогранном смысле, как целая система знаний, а философия в своей отдельной собственной уникальности, может быть также цельным знанием, но собственного направления. Таким образом, Соловьев видит разницу философии и теософии лишь в первоначальной точке данного знания и в методах и приемах его изложения, а само содержание он видит идентичным.
    2. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение

    автор?
    Одним из вариантов понимания философия – это теоретическое изложение знания, познавательная деятельность, где основополагающим инструментом его получения является школа. Второе изложение данного понятия интерпретируется как дело жизни, человеческое мышление, восприятие, нравственное и эстетическое понимание, сочетанное с творческой активностью, а только потом, собранное в целое знание, которое изучают философские школы. Соловьев считает, что в плане познания истины оба определения философии имеют идентичное значение, однако само по себе слово имеет существенное различие: теория и живое. Автор предпочитает живую, существенную философию, поскольку дословный перевод слова «философия» с греческого звучит как «любомудрие», поэтому не может быть отнесен к познанию теоретическому. Любовь к мудрости структурируется из нравственного, этического совершенства, творческой активности, цельности духа.
    3. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче


    философии?
    Соловьев считает, что если бы философия и была реальной нашей действительностью, то не было бы смысла ее находить, а сама по себе философия, как вид познания не существовала бы вообще В этом и заключается главный смысл философского мышления. Все явления, производные, происходящие в нашем мире, требуют своего обоснования и аргументации. Таким образом, существующая действительность со всеми ее проявлениями и метаморфозами и называется нашим миром. Философия же в данном случае выступает как инструмент, посредством которого происходит познание действительности, решение возникающих задач. Пути решения возникающих задач, средства и методы и являются в совокупности философией. Множество всех путей достижения поставленной задачи и представляют собой неизменную структуризацию перехода от одиночных явлений и производных к всеобщему пониманию, приобретению целостного знания. Таким образом, мир является предметом изучения философии, как совокупность предметов и явлений, подвергающихся человеческому осмыслению. В этом есть осознание натурализма, исследования которого не ограничиваются рамками внешних явлений, а изучение их создания, материи, формирования, структуризации. Мир, как бесконечное количество материй и явлений,
    требующих изучения, представляет собой необъятное пространство для исследований и получения познания, что и заложено в одной из основополагающих задач философии.



    4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении?

    Соловьев констатирует, что диалектика представляет собой философский метод, который предполагает специфическое мышление, базирующееся на общем принципе, посредством построения понятий, формирующее конкретное содержание, структурирующееся, собственно, на общем принципе, поскольку в ином случае человеческое мышление являлось бы проявлением творчества несуществующих субстанций.  Однако, сам факт диалектического мышления заключается в модификации существующего содержания в реальное, поэтому первоначальное понятие представляет собой зародыш, который проходя различные стадии развития формируется в большой слаженный идеальный организм. Два других метода философии анализ и синтез Соловье интерпретирует следующим образом: — анализ – это форма мышления от первоначального бытия и развивается до момента достижения общих начал. — синтез – это форма мышления, которая, из разных областей исходного
    бытия приводится к единству посредством установления внутренних особенностей. Из изложенных трех понятий, Соловьев видит диалектику, как «метод органической логики, анализ – органической метафизики, а синтез – органической этики». Соловьев отмечает, что зачатки диалектики первоначально были обнаружены у элеатов, далее у Горгия. В их интерпретации диалектика считалась инструментом какого-либо доказательства и не имела характер системности. Пытаясь разобраться в общих определениях бытия, он находил в них некие противоречия, и тогда он делал вывод о том, что данные понятия неверны и лишены всякого смысла. В собственном трактате «О природе» Горгий изложил положения следующим образом: -«ничего не существует; — если что-нибудь существует, то оно непознаваемо; — если существует и познаваемо, то не может быть выражено». Платон первым сформулировал истинную диалектику в форме внутреннего мышления, но реализовал ее. Применение диалектического мышления было отмечено в трудах Гегеля. В его интерпретации диалектика из форм отрицания преобразовалась в мышление позитивного направления. Он охарактеризовал диалектику, как совокупное воспроизведение идей, структурирующихся на логических построениях. Соловьев интерпретирует  диалектику как философское мышление, как образ проявления сущего. Автор отмечает, что диалектика является лишь структурным звеном философского познания, а основополагающее логическое построение
    направленностей мышления еще не полное философское мышление, в совокупном его понимании, а лишь первая составляющая, стержень, основа, на котором в дальнейшем формируется само тело.


    написать администратору сайта