Главная страница
Навигация по странице:

  • Объективная истина

  • Относительная истина

  • 2. Истина

  • Философия. Картина мира система интуитивных представлений о реальности. К. м


    Скачать 33.82 Kb.
    НазваниеКартина мира система интуитивных представлений о реальности. К. м
    Дата27.05.2019
    Размер33.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #79081

    Вопрос 1. Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социо-психологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

    Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

    Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

    Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

    Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук. Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.

    Основные проблемы гносеологии

    Гносеология (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение, наука) – это фундаментальный раздел философии, который называют еще философской теорией познания. В истории философии этот раздел всегда занимал важное место, а на некоторых этапах развития философского знания даже лидировал. Связано это с общей установкой европейской культуры на познание и преобразование мира. Потребность в объективных знаниях постоянно нарастала, поэтому теории познавательного процесса уделяли много внимания Платон и Аристотель, средневековые логики, Н. Коперник и Г. Галилей, Р. Декарт и Ф. Бэкон, И. Кант и Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс. Не теряет своей актуальности философия познания и в нашу эпоху научно-технического прогресса и динамичного развития информационного общества. Гносеологические концепции указанных мыслителей и достижения в области теории познания на конкретных этапах развития философии.

    Изучая различные аспекты познавательной деятельности человека, гносеология концентрирует внимание на следующих основополагающих проблемах:

    – проблема познаваемости мира и границ познавательных возможностей человека. Анализ этой проблемы связан с диалогом представителей различных точек зрения: гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма;

    – проблема субъекта и объекта познания, их взаимосвязи и специфики в конкретных видах познания. Субъект и объект – исходные элементы познания. Субъект – это социально-организованный индивид, источник активности, направленной на объект. Объект – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Связи между ними сложны и разнообразны. Они определяются целями и мотивами познания, уровнем его развития. Философы Нового времени показали, что субъект познания, человек, активен в выборе объектов. Он может формулировать такие познавательные задачи, которые опережают развитие практики. Способностью к развитию обладает и объект познания, сам мир. Эти вопросы проанализированы в классической немецкой философии, марксизме;

    – проблема многообразия видов познавательной деятельности человека и их своеобразия с точки зрения субъекта, объекта, характера и функций получаемых знаний. Познавательным потенциалом обладают магия, мифология, религия, наука, философия, художественное творчество, утилитарно-бытовая и производственная деятельность человека. Все эти виды познания мира преследуют различные цели, вырабатывают свои методы получения и оценки знаний, но в них прослеживается общая структура самого познавательного процесса;

    – проблема структуры познавательного процесса, в котором выделяются чувственный и рационально-логический уровни;

    – проблема истины и ее критериев.

    Вопрос 2. Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть ответ на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы, в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно-наглядные образы и абстрактные идеи. В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (растения, животные, человек и т.п. – абстракции).

    Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

    - чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;

    - рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

    Чувственное познание- это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

    Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15 % - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир.

    Ощущения – субъективны, поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, он профессии человека (есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце Х1Х века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894), Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств». Согласно этому закону ощущения – это переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, на ухо или слуховой нерв – звука. Из этого факта Гельмгольц сделал вывод о том, что ощущения не несут в себе объективной информации о мире, склоняясь к агностицизму кантианского типа.

    В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека. Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более, что с помощью приборов человек может расширять свои познавательные природные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию.

    На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.

    Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств.

    Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях:

    - восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;

    - восприятие носит избирательный характер: сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное;

    - восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов.

    Как и ощущения, восприятия субъективны, на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр. Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека. Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений.

    Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека. Специфика представлений, отличающая его от восприятия, состоит в следующих его особенностях:

    -представления формируются на основе прошлых восприятий, в их формировании участвуют не только механизм воспоминания, но и воображение; - представления отличается от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости при воспроизведении объекта, поскольку воспроизводит лишь основные его черты и свойства, а не все, как при восприятии;

    - представления, следовательно, имеют обобщенный характер; в их формировании возрастает роль знаний, жизненного опыта, мотивации и осмысления содержания того, что человек пытается представить;

    - представления играют в познавательном процессе особую роль: они создают предпосылки для оперирования мысленными образами, не вступая в контакт с предметами; подключая механизмы воображения и фантазии, комбинируя элементы разных представлений, человек может создавать мысленные образы несуществующих в реальности явлений (кентавры, русалки и пр.);

    - тем самым представления становятся основой для возникновения высшего типа познавательной деятельности человека – рационального познания (или абстрактного мышления).

    Рациональное познание — более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).

    • Особенности рационального познания:

    - это опосредованное отражение, поскольку разум связан с внешним миром через органы чувств; ощущения, восприятия и представления - исходный материал для логического мышления;

    - это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов;

    - это абстрактное отражение, поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов;

    - это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

    Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

    Понятие– это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутый на определенном уровне их познания. Развитие науки и общественно-исторической практики человечества сопровождается возникновением новых понятий.

    В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие. Единичные понятия включают в себя один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий ++может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.). Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия, или категории – «бытие», «материя», «познание» и т.д., общенаучные категории «сущность», «явление», «причина» и т.д.

    Понятие можно рассматривать как элементарную «частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятий образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

    Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

    Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие («все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям уже можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными.

    Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений.

    Умозаключение –это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения.

    Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с).

    С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории.

    Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют. Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального и привело мыслителей нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма (см.: 1.5.2; 2.5.3 – 2.5.4).

    При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект (умственная способность) рассматривается как способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

    Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенное значение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

    Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную. Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства. В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике.

    Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта. В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом субъекта, с предыдущими мыслительными процессами. Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом.

    Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения» ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы. Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания. Характерно, тем не менее, что у человека возникает абсолютная уверенность в результативности познавательного интуитивного акта, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату.

    Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач, оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”.

    С понятием интуиции тесно связано понятие творчества. Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным путем качественно новые материальные и духовные ценности.

    В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью, родственной особому виду безумия. В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в верующем человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения. Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п.

    Существуют различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.

    Проблема стимулирования творческого процесса становится одной из важнейших в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах:

    - как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала;

    - как оптимизация творческой деятельности специалистов. Попытки поставить научные открытия "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно. Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого индивидуума, и в силу этого он уникален, поэтому технология творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что «талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».

    Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание - это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека.

    Вопрос 3. Противоречивое соотношение рационального и иррационального в познании обсуждается в философии с древнейших времен. Причиной тому является сложность и неоднозначность познавательного процесса. Рациональное (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – обусловленное разумом, логически непротиворечивое, последовательно изложенное в соответствии с правилами, принятыми в определенную историческую эпоху. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.

    Рациональная сторона связана с познанием недоступных опыту областей: сущностей, целостностей, общего и всеобщего в предметах и т.д. Средствами подобного описания объективного мира выступают знаки, символы, модели, метафорические и иные образования. Чем совершеннее и обширнее системы, репрезентирующие сверхчувственное бытие, тем совершеннее и изощреннее рациональное освоение мира.

    Вопрос 4. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

    · Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

    · Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

    · Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

    · Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

    · Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

    Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

    Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

    Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

    2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

    3. Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

    1. соответствие законам логики;

    2. соответствие ранее открытым законам науки;

    3. соответствие фундаментальным законам;

    4. простота, экономичность формулы;

    5. парадоксальность идеи;

    6. практика.

    4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

    Формы практики:

    1. материальное производство (труд, преобразование природы);

    2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

    3. научный эксперимент.

    Функции практики:

    1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

    2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

    3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);

    4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

    Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.


    написать администратору сайта