Главная страница
Навигация по странице:

  • «Мировоззрение Махмуда Кашгари» (реферат)Научный руководитель: Денисова О.Г.Бишкек – 2011Содержание Введение 3 Глава

  • Глава I . Арабская философия 1.1.

  • Глава II . Махмуд Кашгари 2.1. Биография

  • 2.2.

  • 2.3.

  • Реферат по Кыргызской философии - Мировоззрение Махмуда Кашгари. Реферат по Кыргызской философии - Мировоззрение Махмуда Кашгари.. Кыргызско Российский славянский университет Юридический факультет Кафедра философии и социальнополитических наук


    Скачать 95.5 Kb.
    НазваниеКыргызско Российский славянский университет Юридический факультет Кафедра философии и социальнополитических наук
    АнкорРеферат по Кыргызской философии - Мировоззрение Махмуда Кашгари
    Дата23.12.2021
    Размер95.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат по Кыргызской философии - Мировоззрение Махмуда Кашгари..doc
    ТипРеферат
    #316121

    Кыргызско - Российский славянский университет

    Юридический факультет

    Кафедра философии и социально-политических наук

    Мусаев М.К.

    Группа Ю-6-10

    «Мировоззрение Махмуда Кашгари»

    (реферат)
    Научный руководитель: Денисова О.Г.

    Бишкек – 2011

    Содержание
    Введение3
    Глава I. Арабская философия4


      1. Особенности арабской философии4

      2. Спорные вопросы в арабской философии5


    Глава II. Махмуд Кашгари8

    1. Биография8

    2. Философское произведение “Дивани лугат ат-тюрк ”10

    3. Цитаты 11


    Заключение12
    Литература13

    Введение
    Сегодня, утверждения нового мышления, способного целостно охватить глобальные и общечеловеческие проблемы, обеспечить их гуманистическое решение, неизмеримо повышается роль философского познания как способа всестороннего охвата действительности, проникновения в ее глубинный смысл и суть. Соответственно усиливается интерес к философии со стороны самых широких слоев общества.

    Но для того чтобы обрести способность к философскому познанию, к философствованию, недостаточно просто испытывать к нему интерес или даже любовь. Важно, окунувшись в мир философской мысли, прочувствовать его своеобразие, особенности, стиль. Тот мир складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий, он имеет свой специфический и довольно сложный язык, свою систему понятий, включает в себя великое множество разнообразных идей, выдвинутых мыслителями различных эпох и народ, ведь философия – одна из древнейших областей человеческого знания духовной культуры.

    В данной контрольной работе я постараюсь раскрыть арабскую философию, ее отличительные черты с европейской философией, что положило начало истории образования арабской философии и вклад в ее развитие известных философов, таких как Махмуд Кашгари.

    Глава I. Арабская философия
    1.1. Особенности арабской философии
    Классическую арабскую философию отличает полемический дух. Великими спорщиками были первые мутакаллимы1 (от араб. «мутакаллимун» – «говорящие») – мутазилиты2 (от араб. «му'тазила» «обособившиеся»). Этот этап развития калама (от араб. «калам» – «речь», не смешивать с « алам» – «перо») по своему духу весьма напоминает досократический период античного философствования: мутазилитами были опробованы едва ли не все логически возможные подходы к разработке проблемного поля средневековой арабской философии, едва ли не по всем вопросам они спорили и опровергали друг друга, и хотя пункты согласия, безусловно, присутствовали, их вряд ли наберется больше десятка. Поздний, ашаритский (по имени его родоначальника Абу ал-Хасана ал-Аш'ари, 873–935) калам, хотя и претерпел догматизацию и утерял философский дух, тем не менее сохранил свою полемическую направленность. Большую известность получила его дискуссия с арабоязычным перипатетизмом о вечности мира, телесном воскресении, наличии у Бога знания о единичном и другим вопросам, которую вели ал-Газали (Тахафут ал-фаласифа, Шаткость философов) и Ибн Рушд (Тахафут ат-тахафут, Шаткость «Шаткости»). Менее знаменитым, но не менее интересным был спор аш-Шахрастани (Мусара'ат ал-фаласифа, Одоление философов) и Насир ад-Дина ат-Туси (Мусари' ал-мусари', Одолевающий «Одолевшего»), составивший шиитскую параллель этой дискуссии. По отдельным философским вопросам спорили чуть ли не все течения и их представители. Менее броской, зато более существенной чертой полемического характера классической арабской философии является диалогический характер, отмечающий саму логику ее развития через последовательное возникновение новых философских школ.

    В наименьшей степени арабскую философию характеризует и систематизм. Естественно совпадая с оформлением школы как таковой, систематизм отличает арабских перипатетиков, академичность которых приходит на смену разноголосице ранних мутакаллимов. Впрочем, важно, что систематизм арабских перипатетиков не вырождается в бесплодную схоластику, поскольку эта школа наряду со следованием античным образцам внесла существенные новации по основным моментам, интересовавшим средневековых арабских философов. Если систематичность стала также характерной чертой стиля философских сочинений и исмаилитов, и философов озарения, то суфийских авторов отличает внешняя разбросанность мысли при очень строгой внутренней упорядоченности: только за счет этой «скрытой» систематичности «явная» скачкообразность перехода от идеи к идее не превращается в хаотичность. В стилистике своих сочинений, как и во многих других отношениях, суфийские авторы используют достижения классического периода развития арабской философии.

    1.2. Спорные вопросы в арабской философии.



    В число важнейших вопросов входило понятие «утвержденность» и возможность его отождествления с понятием «существование», что предполагало и обсуждение связи каждого из них с «несуществованием». В ходе дискуссии были уточнены особые термины, которые играли ту же роль, что понятие «сущность» в западной традиции. Важнейшими понятиями в этом ряду служат хувиййа («оность»), зат («самость»), махиййа или ма'иййа («чтойность»), хакика («истинность»), 'айн («воплощенность»). С учетом определенных исключений, которые вместе с тем чаще всего акцентируют значимость того или иного термина, эти понятия употребляются во всех философских направлениях. Наиболее характерными их значениями, допускающими вместе с тем вариации в пределах любого философского направления и даже у одного автора, можно считать следующие.

    Термин «оность» является производным от «он» (хува) и представляет собой максимально абстрактное указание на вещь. Его введение подготовлено мутазилитами, указавшими на возможность истолкования понятия «лик» (ваджх) в отношении Бога и любой вещи как «он» и соответственно возможность наиболее абстрактного выражения самотождественности вещи как «он – она». Будучи максимально абстрактным, понятие «оность» не является вместе с тем общим в том смысле, что каждая вещь имеет собственную оность, чем отличается от любой другой, хотя эта «оность» и не может быть эксплицирована. Термин «оность» используется в тех случаях, когда необходимо говорить о вещи независимо от понятий существования и несуществования, причем к этой категории прибегают как те, кто считает «утвержденность» особым понятием, отличающимся от существования и несуществования (мутазилиты, ал-Кермани, Ибн 'Араби3), так и те, кто этого не признает (ишракизм). Например, вещь, обладавшая существованием, затем ставшая несуществующей, а после этого возобновленная, т.е. вновь получившая существование, описывается в состоянии несуществования как обладавшая оностью; в исмаилизме Бог, стоящий выше существования и несуществования и лишенный любых содержательных характеристик, обладает «оностью» и потому «наличествует» в поле рассуждения и не является отрицаемым; ас-Сухраварди, признающий существование и несуществование чистыми интеллигибилиями, которым ничто не соответствует вне ума, описывает причинность, т.е. превращение вещи из возможной в необходимую, как получение ею своей оности от причины.

    Термин «самость» близок к «оности» тем, что указывает на любую данную вещь как таковую, но в отличие от него обладает бóльшим содержанием, что проявляется прежде всего в теории познания. Терминологическое употребление прослеживается уже у мутазилитов, хотя у них зат и нафс (буквально «душа», также «сам») чередуются фактически как синонимы. Каждая данная вещь обладает собственной самостью, не сводимой к самостям других вещей и составляющей ее индивидуальность, хотя, как и в случае оности, эта индивидуальность (отличенность) не может быть выражена дискурсивно. В отличие от нее она самоочевидна, во всяком случае для человека: самость служит началом самопознания. Ибн Сина4 выдвигает известное положение о независимости познания самостью самой себя в силу ее непосредственной явленности себе, поддержанное и развитое в ишракизме. В этом качестве самость сближается с понятием «яйность» ('ана'иййа), образованным от «я» ('ана). Как чистое начало познания самость лишена содержательности помимо этой самоочевидности «я». В то же время в самости мыслится не просто созерцательное начало, отделенное от человека как такового, а напротив, человек в целом. Понятие зат как сама-вещь, в противопоставлении ее чтойности, общей с другими вещами, использован Ибн Синой для введения категорий «возможное» и «необходимое»: именно, сама-вещь трактуется как способная либо неспособная обеспечить перевес существованию над несуществованием. В отличие от оности, самость мыслится как сложная и отличается от чтойности: самости всех вещей, кроме единого Первоначала, составлены как минимум из материи и формы и потому по меньшей мере двойственны, а не едины (ал-Кирмани); такое понимание самости коррелирует с фактическим непризнанием за пределами арабоязычного перипатетизма субстанциальных форм как обеспечивающих единство сущности вещи. Производное затийй («самостное») в качестве технического термина было использовано в изложении аристотелевской логики для передачи понятия собственных признаков вещи.

    Глава II. Махмуд Кашгари
    2.1. Биография
    Махмуд Кашгари - полное имя - Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад. Махмуд Кашгари, известный выдающийся среднеазиатский филолог и тюрколог XI в., родился в 1029 г. в Барса-хане5, небольшом городке на берегу Иссык-Куля, умер в 1101. Отец - Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Маве-раннахра Богра-хана, был эмиром Барса-хана, затем переселился в Кашгар. Учился Махмуд сначало в Кашгаре (отсюда и прозвище Кашгари - Кашгарсикий ), потом – в Бухаре , Самарканде , Нишапуре, Багдаде. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов. Махмуд, будучи родом из высших кругов караханидской знати, а может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причин и политических преследований посетил почти все области, населенные тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то время сельджукидам, у Кашгари созрел замысел книги, в которой бы давалось объяснение многих сторон жизни тюркского народа, его менталитета, обычаев, географии расселения, а прежде всего языка.

    В силу ряда причин и политических преследований Махмуд ал-Кашгари посетил почти все области, населённые тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то время сельджукидам, у Кашгари созрел замысел книги, в которой бы давалось объяснение многих сторон жизни тюркского народа, его менталитета, обычаев, географии расселения, а прежде всего языка.

    Будучи младшим современником Юсуфа Баласагуни, испытавшим его влияние, в особенности, во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией. Предшественником Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд "Диван аль-адаб фи" байан лугат аль-'араб" ("Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов") опирался и Бируни. Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки.

    Нельзя дать лучшей характеристики книге Махмуда Кашгари, воплотившей в себе весь его жизненный опыт и изыскания, чем его собственными словами. "Эту книгу, - пишет Махмуд - я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, раджазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами: Я рассыпал в нем из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства".

    "Словарь тюркских наречий", посвященный халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. Этот труд автора является энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах XI в. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, названия лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения о историко-культурных связях между различными племенами, упоминания о некоторых исторических событиях, имевших место на территории Казахстана и Средней Азии.

    Еще он представил основные жанры тюркоязычного фольклора - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии - ислама и такой его ветви как суфизм.6

    Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира.


    2.2. Философское произведение “Дивани лугат ат-тюрк ”
    Будущий создатель “ Словаря тюрских наречий ” (“Дивани лугат ат-тюрк ”) с детства проявлял интерес к языкам, фольклору и этнографии тюрских племен. В течении длительного времени он путешествовал по землям , населенным тюрками, старательно записывая слова , легенды, обычаи, загадки и пословицы. Он писал: “ Я затратил годы, чтобы объехать города , кишлаки и жайляу тюрков, туркмен, огузов, чигилов, ягма, киргизов, занимаясь сбором их языков, изучая произношение различных городов… Я занимался этим делом не потому, что не знал языки, а для того чтобы определить их особенности, тончайшие оттенки , касаюшеися значения и формы слов различных племен ”.

    Впоследствии Махмуд Кашгари систематизировал собранный лингвистический, историчиский и этнографический материал. Так появился “ Словаря тюрских наречий ”, составленный в 1072-1074 годах и содержащий ценные сведения о жизни тюрских племен XI века. В отличии от многих современных ему среднеазиаских ученных Махмуд Кашгари написал свое сочинение не на арабском, а на тюрском языке.

    В “Словаре тюрских наречий” представлены основные жанры тюркоязычного фольклора – обрядовые и лирические песни, героический эпос, исторические предания и легенды. Кроме того, в нем есть сведения и об анатомии , медицине, ветеринарии, астронамии, географии, этнографии и т.д.

    “ Словарь тюрских наречий ” состоит из двух частей. В первой части своей работы Махмуд Кашгари расказывает о цели своей книги, преводит сведения о племенах и родах, говорящих на тюрских языках.

    Во второй части его труда дается словарь тюрских наречий, приводятся крылатые выражения, образцы устного народного творчества.

    “ Словарь тюрских наречий ” дошел до наших дней благодаря сирийцу Мохаммеду ибн Абубакиру, который переписал его через 200 лет после смерти Кашгари.Оригинал сочинения не сохранился.

    Впервые “ Словарь тюрских наречий ” был опубликован Венгерской Академией наук в 1904 году , а в 1915-1917 годах в Стамбуле вышло в свет трехтомное издание этого труда по тюркологии, что явилось болшим событием в научном мире.

    Самую точную характеристеку “ Словарю тюрских наречий ” дал сам Махмуд Кашгари. “Эту книгу, - писал ученый , - я составил в алфавитном порядке, украсил ее пословицами , саджами (рифмованная проза) , поговорками , стихами, раджазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное , разъяснил неясное и трудился годами … Я собрал в книги упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова, и , таким образом , книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства ”.

    2.3. Цитаты
    Некоторое представление о взглядах Кашгари дают приводимые ниже отрывки из его книги.

    1. «Дни времени торопят, истощают силы человека, лишают мир мужей.… Таков ведь его (времени) обычай, кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир, прицеливаясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор».

    2. «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв.: смотри на него)».

    3. «Ночи (и) дни мира проходят (как) странники. Того, с кем пересекутся (их пути), они лишают сил».

    4. «Вещи (и) имущество человека — его враги. Собрав (скопив) богатство, думай, что (это) низвергся поток воды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имущество, они кидаются (на него), словно гриф на добычу. Они держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золото. Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих), родственников они в самом деле душат».

    5. «Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), не будь гордым».



    Заключение
    Арабская философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском, но и на персидском языке. Формирование средневековой арабской философии было связано, по меньшей мере, с двумя предпосылками.

    Во-первых, сам ислам способствовал формированию философии и науки. Дело в том, что Магомет, неся людям свое учение, полагался не только на силу, но и на разум; он противопоставлял свое учение как «знание» невежеству. А потому познание мира в арабском мире вполне могло стать важным занятием, соответствующим тому, как мусульманин осмысляет свое место в мире.

    Во-вторых, арабская философия возникла в результате контактов с Европой. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом и вопросам естествознания и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм и лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии – восточного перипатетизма. Никакого противоречия здесь не было. Ислам по многим характеристикам напоминает христианство: это религия, предписывающая веру в единого бога и отрицающая существование других божеств. По этой причине контакт между европейской философией и философией арабской был вполне возможен.

    Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересовалась абстрактными вопросами. Мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Но также, нельзя сказать, что арабский мир или Восток вообще никогда не стремился к познанию мира посредством построения теорий.

    Махмуд Кашгари внес свой бесценный вклад в развитие арабской философии. Благодаря его труду “ Словарь тюрских наречий ” арабская философия достигла новой стадии наравне с европейской. Многие философы востока руководствовались книгой Кашгари, поэтому он является выдающимся филологом. “ Словарь тюрских наречий ” Махмуда Кашгари и сегодня имеет исключительную ценность для языковедов, фольклористов, литературоведов, историков.
    Литература


    1. Лимэн Оливер. Введение в классическую исламскую философию. Пер. с анг. М., 2007.-280 с.

    2. Корбен Анри. История исламской философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 360 с. 

    3. Мир философии: Ч.1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.

    4. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. – М.: «Советская энциклопедия», 1970. – 632 с.

    5. Смирнов А. В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001. — 504 с.

    6. Фирсов А.В. История философии для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с.

    7. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983. С. 11–29.

    8. Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учебное пособие. М., 2006.-199 с.

    9. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М., 1979.-152 с.

    1 Мутакаллимы - приверженцы мусульманского схоластического богословия – калама (Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.);

    2 Мутазили́ты - представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами (Энциклопедический словарь. 2009.).


    3 Ибн Араби (1165-1240) - известный мусульманский философ и мистик.

    4 Ибн Сина (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.

    5 Барса-хан – город, располагавшийся на южном берегу оз. Иссык-Куль

    6 Суфизм - мистическое течение в исламе





    написать администратору сайта