Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра « Философия, история и социологи » Рефератпо дисциплине

  • БРЯНСК 2018 Содержание


  • Назад Классификации общества Досовременные общества. Общества охотников и собирателей

  • Огороднические общества.

  • Скотоводческие и земледельческие общества

  • национальными государствами.

  • социология реферат. Классификация обществ


    Скачать 42.09 Kb.
    НазваниеКлассификация обществ
    Дата22.04.2018
    Размер42.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология реферат.docx
    ТипРеферат
    #41892

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





    Кафедра «Философия, история и социологи»
    Реферат
    по дисциплине
    «социология»

    Тема: «Классификация обществ»




    Выполнил ст. гр.: 16-ПТМК

    Посконный.С.О

    Проверил: Абовян.Е.Н

    БРЯНСК 2018

    Содержание
    Введение………………………………………………………………….…..3
    Основные черты общества…………………………………………………..4
    Классификация общества……………………………………………………7
    Заключение…………………………………………………………………..17
    Источники информации…………………………………………………….18

    Введение

    Общество - это организованная человеком форма материи. Она - продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека.

    Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие ученые.

    Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое общество, затем феодальное, и наконец, капиталистическое. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы обществ.

    В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.[1]


    Основные черты общества

    Основными чертами общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).
    Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

    1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

    2. Социальная структура
     (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
    Социальная общность большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основныефункции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
    Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.
    Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.
    Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

    3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.
    Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.
    Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

    4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.
    Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.[2]


    • Назад




    Классификации общества

    Досовременные общества.
    Общества охотников и собирателей 

    Cамая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Более того, их общество невелико и не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.-160 с. В некоторых районах мира культуры охотников и собирателей существуют и сегодня, например, в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи, но большая их часть была уничтожена, либо ассимилировалась в ходе глобального распространения западной культуры. Сейчас всего лишь четверть миллиона человек существует за счет охоты и собирательства -- это лишь 0,005% от всего населения земного шара. Если сравнивать их с более крупными обществами, в частности современными индустриальными системами, в племенах охотников и собирателей практически нет неравенства. Большую часть времени они кочуют и, поскольку у них нет ни живого, ни механического транспорта, они могут взять с собой лишь немногое. Все необходимые предметы -- это оружие для охоты, приспособления для копки и строительства, капканы и кухонная утварь. Поэтому в части количества и видов собственности различия между соплеменниками невелики. Разница в положении или ранге определяется, как правило, возрастом и полом. Мужчины охотятся, а женщины собирают растения, готовят пищу и заботятся о детях. В решениях, касающихся жизни группы, важное слово принадлежит “старейшинам”, самым старым и опытным людям племени. Но различия во власти между соплеменниками, так же, как и различия в благосостоянии, очень небольшие. Обычно в сообществах охотников и собирателей действует “прямая демократия”, в случае бедствий или для принятия важных решений собираются все взрослые члены племени. Кочуют охотники и собиратели не совсем беспорядочным образом. У большинства племен есть постоянные территории, по которым они передвигаются из года в год. Многие общины не имеют постоянного состава, люди переходят из лагеря в лагерь, группы распадаются и присоединяются к соседям по территории.
    Огороднические общества.

    Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали менее зависимы от капризов природы, чем их предки-охотники. Палка для рытья, а позднее мотыга стали основой для возникновения огороднических обществ. Люди расчищают участок земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяет получать излишки - товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономических, политических и религиозных ролей; повышения значения военных действий; возникновения более сложных форм культурной и социальной структуры. Даже при этом верхний предел для большинства огороднических общин составляет примерно 3000 человек.




    Скотоводческие и земледельческие общества


    Около двадцати тысяч лет назад некоторые группы охотников и собирателей в поисках средств к существованию начали заниматься разведением домашних животных и обработкой постоянных участков земли. Скотоводческие общества занимаются, как правило, разведением домашнего скота, а основное занятие земледельческих обществ - выращивание сельскохозяйственных культур. Многие общества ведут смешанное хозяйство - скотоводческое и земледельческое.

    Скотоводческие общества- В зависимости от среды обитания, скотоводы занимаются разведением различных животных: коров, овец, коз, верблюдов или лошадей. В современном мире продолжает существовать множество скотоводческих общин, в основном в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Обычно такие общества расположены там, где есть богатые пастбища, а также в пустынях или в горах. Эти районы непригодны для продуктивного земледелия, но в них можно разводить разные виды скота.

    Скотоводческие общества обычно мигрируют между различными районами в соответствии с сезонными изменениями. Используя животных в качестве транспорта, они преодолевают гораздо большие расстояния, чем племена охотников и собирателей. Поскольку скотоводы постоянно кочуют, они не накапливают значительной материальной собственности, хотя их образ жизни в этом смысле более сложный, чем у охотников и собирателей. Домашние животные обеспечивают регулярное снабжение пищей, поэтому скотоводческие общества обычно гораздо крупнее общин охотников и собирателей. В некоторых из них насчитывается более четверти миллиона человек.

    Перемещаясь по обширным пространствам, скотоводы регулярно вступают в контакт с другими группами. Часто они занимаются торговлей -- а также войной. Многие скотоводческие общества были мирными, разводили скот и отправляли ритуалы и церемонии своей общины. Другие были чрезвычайно воинственными и добывали средства к существованию набегами и грабежами в той же мере, что и занятием скотоводством. У скотоводов обнаруживается большее неравенство в распределении власти и собственности, чем в общинах охотников и собирателей. В частности, вожди, предводители племен, военачальники нередко обладают значительной личной властью.



    Земледельческие (аграрные) общества 

    Изобретение плуга 5-6 тыс. лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Плужная обработка почвы активизирует в земле элементы плодородия, которые в полузасушливых регионах находятся вне досягаемости корней растений. Кроме того, использование силы животных (например, волов) и открытие основных принципов металлургии в значительной мере повысили ценность плуга. Эти нововведения обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Продукты аграрных обществ - египетские пирамиды, дороги и акведуки Древнего Рима, разветвленные ирригационные системы Ближнего Востока и Китая.


    К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах -- и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация -- появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные обществаво многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.




    Индустриальные общества


    Современная индустриализация возникла в Англии, в результате “промышленной революции”, начавшейся в
    XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

    Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных. По сравнению с аграрными обществами значительно возрос уровень грамотности населения, что привело к увеличению количества учебных заведений. Многие виды деятельности, прежде входившие в обязанности семьи, перешли к другим социальным институтам. По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.




    Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции “национальных” сообществ. Индустриальные общества явились первыми
     национальными государствами. Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ. символический общество социальный индустриальный




    Постиндустриальное общество. 

    Постиндустриальное общество– это общество, складывающееся в настоящее время в наиболее развитых странах, производственную основу которого составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные трансформации в социальной структуре, культуре и самих формах социальности.

    Теория постиндустриального общества сформулирована такими учеными как Д.Белл, Д.Гэлбрейт, 3.Бжезинский, Г.Кан, А.Тоффлер, А.Турен .Ж.Фурастье. В рамках данной теории развивается тезис о том, что в зависимости от уровня технического развития в обществе доминируют те или иные формы социальности – сначала преобладает "первичная" сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), соответствующая традиционному обществу, затем "вторичная" сфера (промышленность), соответствующая индустриальному обществу, а вслед за ней приходит "третичная" сфера экономической деятельности (связанная с производством услуг, знания и информации), которая и знаменует собой переход к постиндустриальному обществу.

    Данный переход определяется рядом факторов:

    * трансформацией экономики от товаро-производящей к обслуживающей, что означает доминирование сферы услуг над сферой производства;

    * изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалификации, объема и качества знаний, объема контролируемых информационных потоков);

    * центральным местом теоретического и технологического знания в определении политики в обществе;

    * внедрением и распространением информационных и коммуникационных технологий с выходом последних на глобальный уровень;

    * формированием нового типа элиты – интеллектуальной, (технократической), а затем коммуникативной (адхократической).

    Возникновение постиндустриального общества связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, т. е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, информатики, коммуникационных технологий. В постиндустриальном обществе, утверждает, например, Д.Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания и контроля над информационными потоками.[3]




    Другие виды классификации обществ

    1.Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов.
    2.Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.
    3.Фердинанд Теннис строит свою концепцию на разграничении двух типов обществ – допромышленного, традиционного (община – гемайншафт - сельская, крестьянская община) и современного, промышленного (общество - гезельшафт). Эта дихотомия "гемайншафт-гезельшафт" вошла в лексикон современной социологической науки и употребляется без перевода.

    4.Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер организации производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Для характеристики того или иного исторически определенного типа общества, характеризующего особым типом взаимодействия производительных сил с производственными отношениями, находящимися на определенной стадии развития, К.Маркс ввел понятие общественно-экономической формации. В социологии марксизма общества делятся на 5 общественно-экономических формаций:

    * первобытнообщинную;

    * рабовладельческую;

    * феодальную;

    * капиталистическую;

    * коммунистическую (включающую социализм как первую фазу).

    Для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития он вводит понятия "открытого" и "закрытого" общества.

    Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— у К.Поппера противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития.

    Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм.

    К числу открытых обществ в данной классификации можно отнести афинское общество, современные западные демократии; к числу закрытых – спартанское общество, Пруссию 19 в., царскую Россию, нацистскую Германию, другие тоталитарные и авторитарные режимы.

    Как пишет известный российский социолог Л.Ионин, "концепция открытого и закрытого типов обществ обладает определенной эвристической ценностью, дает возможность концептуального описания важных идеологических, политических и социально-психологических процессов, реально наличествующих в современном мире. В то же время игнорирование роли эволюции форм собственности, типов экономической и политической организации ограничивает возможности ее применения как универсальной концепции исторического процесса"[11].

    Возможны также классификации обществ, опирающиеся на политические критерии (по характеру соотношения общества и государства). Они разделяют общества на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (промежуточные между первым и вторым).[4]

    Заключение

    Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Люди, используя социальные достижения, вынуждены защищаться от вторжения экономики и государства в свою личную жизнь.
    В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

    Источники информации

    1. https://studfiles.net/preview/3052954/
    2. http://www.skachatreferat.ru/referaty/Понятие-Общества-и-Его-Основные-Черты/66212191.html
    3. https://revolution.allbest.ru/sociology/00412263_0.html
    4. https://studopedia.org/2-66619.html


    написать администратору сайта