Главная страница

Эссе по фильму Цвеер Н.С.. Ключ без права передачи


Скачать 22.37 Kb.
НазваниеКлюч без права передачи
Дата23.06.2022
Размер22.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по фильму Цвеер Н.С..docx
ТипДокументы
#612509

Эссе по фильму "Ключ без права передачи"

Этот фильм о воспитании Учителя. О том, каким должен быть учитель, чтобы его ученики стали достойными людьми. Не только гражданами своего государства, но и нравственными людьми, живущими в гармонии с окружающим миром.
И главное, что мешает стать таким учителем - это гордыня. Это чувство превосходства над теми, кто не так талантлив, не так способен, не так заинтересован в результатах своего труда.
Мы попадаем в школу в тот самый момент, когда в ней появляется новый директор. Мужчина, отставной офицер, в самом расцвете сил.
Всегда в советской школе не хватало мужчин. А тут, к тому же, директор. Не из педагогической среды. То есть не приверженец педагогических догм, обладает свежим взглядом на педагогику. Он хозяйским глазом подмечает, что в школе давно не было хозяина. Он берётся заниматься с мальчиками автоделом, подготовить их к службе в армии.
Да, школа была в запустении не только на уровне стен и мебели. Предыдущий директор, Серафима Осиповна, отдала этой школе очень много лет и сил. Но в последние годы возраст и здоровье её сказались на положении дел. Не решались не только хозяйственные дела. Не разрешались конфликты между людьми. Назрел главный конфликт: между молодой учительницей литературы Мариной Максимовной (Е.Проклова), ведущей 10Б класс и учителем химии Эммой Павловной (Федосеева-Шукшина). Есть недовольство и со стороны завуча школы, со стороны некоторых родителей. В чём же конфликт? Мы следим за разворачиванием ситуации как бы глазами нового директора.
Марина Максимовна - прекрасный талантливый педагог. Мы убеждаемся в этом уже с первых кадров фильма. Урок в 10Б проходит нестандартно. Марина Максимовна предлагает совершенно удивительные темы для сочинения, которых нет в программе по литературе 10-го класса. Так она ещё и просит ребят высказывать свои мысли об актуальности этих тем. Мы словно присутствуем на настоящем уроке. Где ещё можно услышать подобное?
Отказывается от предложенной схемы только один ученик - Майданов. Он считает, что всё это ему не нужно. И нет смысла распахивать свою душу перед учителем. Постепенно раскрывается причина этого. Майданов из не очень благополучной семьи. Отца, похоже, нет. И Марина Максимовна ушла от мужа. Сама воспитывает сына 5 лет. И Майданов чувствует, что учителю, который учит доброму, светлому, но свою жизнь наладить не может, доверять нельзя. Он не верит ей. Кроме того, он дружит с девочкой из класса Юлей. А Юля слишком много внимания уделяет общению с Мариной Максимовной. С классом часто засиживается после уроков. И даже ходит к ней домой. Более того, Юля хочет стать учителем.

Небольшая беседа между Кириллом Алексеевичем и Мариной Максимовной вскрывает их разный подход, разное отношение к работе. Марина Максимовна не идёт домой. Она занимается внеклассной работой с учениками. Её сын в это время продолжает оставаться в детском саду. Личной жизни у неё нет. Все силы она отдаёт школе. Кирилл Алексеевич на её предложение почитать книги дома, отвечает: "Дома жена, тахта, дочка". Он разделяет работу и личную жизнь. И Марине Максимовне делает замечание: "У Вас же ребята голодные. Отпустите их домой".

Но Марине Максимовне не нравится, что новый директор вмешивается в её работу, в её дела.
С самого начала мы видим учителя литературы как очень независимую, неприступную, принципиальную женщину. Это впечатление усиливает и отсутствие косметики, очки, гладко зачёсанные назад волосы.
Но школа - живой организм. И работа по воспитанию подрастающего поколения - труд коллективный. Как любая командная игра. Здесь нет место героям-одиночкам. Как в оркестре, если нет слаженности действий у музыкантов, то игры не получится. И задача дирижёра-директора - заставить оркестр играть музыку, а не издавать отдельные мелодии. Новый директор попадает в школу в момент, когда конфликт между учительницей и остальным коллективом выходит наружу. И затрагивает уже интересы не только работников школы, но и родителей.
Надо отдать должное мудрости и выдержке Кирилла Алексеевича. Он мог бы действовать в условиях конфликта данной ему властью и в приказном порядке. Или просто спустить всё на тормозах, как делала его предшественница. Но он не спешит. Присматривается, прислушивается. Соблюдает видимый нейтралитет и держит дистанцию. Как с учителями, так и с учениками из 10Б. Но при этом не принимает чью-то сторону. Ему важно, чтобы школа работала как единый организм. И родители были частью этого организма. Принимали участие в воспитании. А не ревновали по поводу того, что их дети предпочитают им общение с Мариной Максимовной.
Конфликт достигает своего апогея в день рождения Юли. Ей 17 лет. Родители готовятся отмечать. Но делают это больше для себя. Они приглашают тех гостей, которых считают нужными. Даже не поинтересовавшись у Юли, чего хочет она. Юля протестует против этого и уходит отмечать к Марине Максимовне. И исчезает из дома до самого позднего вечера.
Класс в полном составе собирается дома у любимой учительницы. Нет только Майданова. Что задевает Марину Максимовну. "Ревнует он тебя ко мне, Юлька! Почему бы ему не придти ко мне? Как вы все приходите?" И она с классом отправляется к Майданову на дачу.

Марину Максимовну греет, что ребята предпочитают её своим родителям. В явном виде вылезает её гордыня, чувство превосходство. Но так ли должен поступать мудрый любящий учитель? Ведь воспитание в детях уважения к родителям - это уважение в будущем к другим людям. Не случайно, в Ветхом Завете это пятая из 10-ти заповедей Моисея. После первых четырёх, определяющих взаимоотношения с Богом, это первая среди пяти, которая определяет взаимоотношения между людьми.
Быть может, Майданов, как человек, выросший в неполной семье, где ему рано пришлось научиться самостоятельности, выработать в себе зачатки мужского характера, не хочет интуитивно, чтобы его подчинила своей воле женщина? Тем более, женщина, ушедшая от своего мужа. Он не может верить людям, которые учат одному, а сами живут по-другому. "Ей я не верю", - говорит он своему однокласснику. Человек, который провозглашает принципы доброты, справедливости, верности, высокие моральные качества не должен ли сам, своей жизнью доказывать приверженность этим качествам? "Врач, исцели себя сам!"
Вечер на даче вскрывает и ещё один неприятный момент. Ребята начинают обсуждать в присутствии Марины Максимовны учителей, нового директора, родителей. И даже вовлекают в этот процесс учительницу. Она чувствует, что разговор не очень этичный. Но чувство превосходства, своей избранности одерживает верх. Ведь ключ от класса у неё, у Марины Максимовны.
В конце фильма Кирилл Алексеевич скажет ей: "Офицеру не положено обсуждать других офицеров в присутствии солдат. Есть профессиональная этика". Не важно, что школа не армия. Это универсальное правило. Задача учителя - показать способы решения конфликта. Показать принципы жизни в обществе. Если общество делится на своих и чужих, то такое общество нежизнеспособно. Злословие не может быть принципом воспитания человека. Обсуждая другого, люди объединяются против него. Это мысленная коллективная попытка раздавить его, уничтожить.
Марину Максимовну ребята любят, уважают. Ей доверяют свои самые сокровенные тайны. Значит всё, что она скажет, будет воспринято как руководство к действию. Именно так они начинают давить Эмму Павловну. И уже начинают формировать своё негативное отношение к новому директору. Складывается не модель общества, а модель племени, клана, секты, где все избранные посвящённые группируются вокруг вожака, а остальных воспринимают чужаками. Да, нестандартные методы обучения могут раскрывать возможности человека для созидательной деятельности на благо всего общества. А могут взращивать гордыню, чувство избранности, если они используются только на благо своего клана.
Да, Марина Максимовна талантливый учитель. Она не вбивает в учеников готовые истины. Она заставляет их думать самим. Собственно, уроки литературы и должны учить мыслить, чего так не хватало советской школе, вбивающей в мозги мысли о типичных представителях. "Лев Толстой как зеркало русской революции". "Катерина - луч света в тёмном царстве". Набор штампов. Да ещё и ложных. Но научив детей нестандартно мыслить, подняв их на более высокий уровень сознания, Марина Максимовна забыла научить их нравственности. Разве тот, кто заканчивает школу, может испытывать чувство превосходства над тем, кто учится в первом классе?

Мама Юли приходит жаловаться директору на Марину Максимовну. И приносит магнитофон, где записаны разговоры ребят о взрослых: учителях, директоре, родителях. Директор старается вести себя дипломатично. Но он не хочет идти на поводу у мамы Юли. Не хочет слушать запись. Не хочет действовать против Марины Максимовны.
Он понимает, что родители тоже виноваты, что не смогли стать своей дочери добрыми товарищами. Они слабо интересовались, чем живёт, чем дышит их дочь. А Марина Максимовна всегда готова была выслушать.
Итак — положительная героиня? — вновь повторим мы свой вопрос. Но постойте: помимо ребят есть в фильме еще одна сторона — коллектив учителей-коллег, товарищей Марины Максимовны. И вот с этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.
Сколько проблем возникает в этой связи! Это и проблема таланта. Он требует к себе особого отношения, но, с другой стороны, может ли талантливая личность исключить себя из системы нормальных человеческих отношений? Это и этические проблемы: дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Ребята спрашивают тебя о чем-то — обязана ответить. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос? Наконец, это проблема соответствия человека своему месту. Посмотрите на ту же Эмму Павловну (Л. Федосеева-Шукшина) вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хлебосольная, пироги прекрасно печет. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, комплекс неполноценности заставляет ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на, глазах, становится неловкой, несправедливой. Человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию,— утверждают авторы.
Разумеется, в фильме есть герой, который просто по долгу службы призван разрешить все эти конфликты. Это — новый директор школы Кирилл Алексеевич Назаров. И он, конечно, во всем разберется. Но авторам фильма гораздо важнее, чтоб разобрались, задумались мы — зрители. Когда смотришь «Ключ без права передачи», убеждаешься, как интересно изменился, как вырос наш школьный проблемный фильм.

Мудрость Кирилла Алексеевича как руководителя в том, что он не ищет правых и виноватых. Он исходит из того, что в человеке надо выделять, прежде всего, хорошие сильные стороны. А негативные показывать и давать возможность измениться. Он не спешит с выводами. Он не пытается волевым решением поставить точку в этой истории. Он просто выражает своё мнение: "Подумайте. Но я бы воздержался на Вашем месте... Я не советую."


написать администратору сайта