Главная страница

Понятия по дисциплине «Римское право». Римское право. Кодекса Юстиниана


Скачать 105.06 Kb.
НазваниеКодекса Юстиниана
АнкорПонятия по дисциплине «Римское право
Дата11.04.2022
Размер105.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРимское право.docx
ТипКодекс
#462213
страница1 из 3
  1   2   3

Понятия по дисциплине «Римское право»


  1. Corpus iuris civilis. Институции и диггесты.

«Corpus iuris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:негын

  • Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).

  • Дигесты (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).

  • Кодекса Юстиниана.

Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке


  1. Квириты, перегрины, латины. Ius civile.

Квириты (Римские граждане)— пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право или по решению комиций вследствие совершенного преступления или измены).

Латины (Латинские граждане ) — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.

Перегрины— своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.

Ius civile в римском праве имеет различное значение. Этим термином обозначается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан квиритов; поэтому оно и именуется также квиритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется "праву народов" (ius gentium), действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов).


  1. Status. Свободы, гражданства, семейный


Полноправный римский гражданин находился одновременно в трех состояниях — статусах (status), которые выражали совокупность правовых качеств, необходимых для включения субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемую нормами права. Выделяли:


  • status libertatis — состояние свободы:

рабы и свободные, которые, в свою очередь, могли быть свободнорожденными и вольноотпущенными.

  • status civitatus — состояние гражданства:

римские граждане, латины и перегрины

  • status familiae — семейное положение:

самостоятельные (sui iuris) отцы семейств и подвластные (aiicne iuris) какому-либо отцу семейства (pater familias)


  1. Агнаты и когнаты.


Агнатское родство– это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство– это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови.

Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи.


  1. Магистрат. Претор. Эдикт претора.


В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определённых функций, а частица римского народа, носитель его прав и величия. Магистраты были своего рода частицей отчужденного суверенитета римского народа. Магистратом мог стать любой полноправный римский гражданин. Однако поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, и даже напротив, для исполнения высших должностей предполагались некоторые расходы для «блага города»(организация игр, шествий и т.п.),то само собой большинство магистратур могло заниматься только людьми обеспеченными или даже богатыми.

Пре́тор (лат. praetor, от prae-ire — «идти впереди, предводительствовать») — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.

В период ранней Римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры — консулов и диктаторов.

В 367 году до н. э., со времён законов Лициния—Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.

Эди́кты пре́торов — римский источник права, перешедший от республиканского Рима. Эдикты издавались преторами при вступлении в должность и содержали в себе программу их деятельности на время службы, а также информацию о характере обстоятельств, при которых предоставлялась судебная защита. Эдикты преторов дали толчок к формированию особой системы преторского права.


  1. Sacramentum. 500/50.


САКРАМЕНТУМ (лат. Sacramentum) - у древних римлян средство придания чему-либо торжественного, священного значения. Понятием «С.» обозначали:

а) клятву, особенно военную присягу;

б) залог, который вносили в суд тяжущиеся стороны, подлежавший возврату лишь в случае выигрыша дела; в противном случае такой залог обращался на религиозные нужды. При этом если стоимость спора превышала 1000 ассов, то залог равнялся 500 ассам, если же оценка спора была меньшей, то 50 ассам Позднее деньги не вносились, а их возможное внесение подтверждалось торжественным обещанием.


  1. Преторская формула. Демонстрация, интенция, кондемнация.



Формула (formula) – это письменное распоряжение претора, в котором он сообщал судье суть рассматриваемого дела. Каждый иск имел свою формулу. Составные части постановлений современных судов соответствуют основным элементам преторской формулы.

Главные части исковых формул: краткое изложение фактов, вызвавших процесс, – демонстрация (demonstratio); изложение требований истца – интенция (intentio); уполномочение судьи на присуждение сторонам какой-либо вещи в собственность – адъюдикация (adjudicatio); уполномочение судьи на осуждение или оправдания ответчика – кондемнация (condemnatio).


  1. Легисакционный, формулярный, экстраординарный процессы.


Легисакцио́нный процесс (лат. legis actiones) — наиболее древний вид искового судопроизводства в римском праве.

Название ведёт от исковых действий, совершаемых по писанному закону (в том числе Законам XII таблиц), — legis actiones. Обязательным условием было присутствие истца и ответчика. При этом явку ответчика обеспечивал истец, используя принуждение. Процесс делился на две стадии: «возведение к праву» (in jure) и «обращение к правосудию» (in judicio). Первая стадия представляла собой заявление претензии в суд, вторая — судебное разбирательство.

Формулярный процесс - вторая форма судопроизводства по частным искам в римской юстиции, пришедшая на смену легисакционному процессу. Теперь юридический предмет спора формулировал не истец, а претор. Истец и ответчик излагали дело в любых выражениях, принимая во внимание прежде всего действительный интерес и обстоятельства реальные, а не то, что предполагалось по аналогичному случаю требованиями древнего права, как это было ранее. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал эту сущность в специальной записке для назначенного им судьи – формула.

Экстраординарный (extra ordinem), или когниционный, процесс (cognitio extra ordinem) — чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. как единственная форма процесса.

Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспозитивности и состязательности.

В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе (в связи с разделением империи на Западную и Восточную) — praefectus urbi (начальником городской полиции), в провинциях — правителем провинции, а по менее важным делам — муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению.

Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика.


  1. Ius, iudictum. Кто судьи римского суда.


Стадии гражданского процесса:

ius (производство in iure) – проводилась перед консулом, затем перед претором, сначала только городским, потом – претором перегринов; эта стадия проводилась также курульными эдилами. На этой стадии проходила подготовка к вынесению решения. Если на этой стадии ответчик признавал претензии истца или если магистрат находил требования истца необоснованными, то дальнейшее производство прекращалось и судья выносил окончательное решение;

iudicium (производство in iudicio) – основная стадия гражданского процесса. На этой стадии осуществлялась проверка всех обстоятельств дела и выносилось судебное решение.

Первоначально судьями были сенаторы, однако по закону Гая Гракха от 122 г. до н. э. суды о вымогательствах были переданы всадникам.


  1. Actio. Виндикация, виндикационный, негаторный, конфессорный иски.


Actio - это иск, процессуальное средство правовой защиты; это обращение к суду с просьбой о защите нарушенного права.

Виндикационный иск, виндикация (от лат. vim dicere — «объявляю о применении силы») — иск собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате имущества.

Негаторный иск (от лат. negaterius — «отрицательный») — это иск, представляющий собой внедоговорное требование владеющего вещью собственника к третьим лицам об устранении препятствий, связанных с осуществлением правомочий по пользованию и распоряжению имуществом.

Конфессорный иск – иск посредством которого защищался пользователь сервитута против нарушения его прав и мог требовать устранения этих нарушений и возврат отнятого сервитута.


  1. Paterfamilias. Patria potestas.


Paterfamilias — это единственный член семьи, наделенный полной дееспособностью. Все остальные члены семьи находились в его власти и являлись лицами чужого, т.е. его права.

Patria potestas — термин римского права, обозначающий власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д. Понятие это отличается от manus mariti и dominium над вещами и рабами, хотя по своему происхождению и характеру и стоит близко к ним (см. Manus).


  1. Cum manu. Sine manu. Concubinat.


Cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж быд подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступление в брак cum mfnu она становится persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

Sine manu mariti —брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым наименованием основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов.)

Concubinat (Конкубинат) – это особая форма разрешенного римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе:

1) конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями;

2) он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения;

3) существовал параллельно законному браку и одновременно с ним;

4) при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа;

5) женщина не получала социального статуса мужа;

6) дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.


  1. Donatio в римском браке.


Брачные дарения (donatio)

Во времена императора Константина в Риме распространился обычай дарения мужем будущей жене части своего имущества. Сначала этот дар совершался до брака, так как дарения между супругами не допускались законом. Законодательством Юстиниана дарение мужем жене стало допускаться и после вступления в брак, однако это подаренное имущество продолжало оставаться в собственности мужа. Но в случае развода по вине мужа это имущество наряду с dos переходило в собственность жены. По стоимости donatio было равным dos.


  1. Колоны и пекулии.


Колон – арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.

Пекулий (лат. Peculium) — обозначение в римском частном праве обособленного имущества, которое глава семейства (pater familias) мог передать во владение какому-либо лицу для использования и получения доходов и таким образом ограничивая ответственность по обязательствам размерами пекулия.
Условия владения пекулием:

При развитом в Древнем Риме рабовладельческом строе пекулий был выгоден рабовладельцам и их рабам: раб с помощью пекулия приумножал состояние своего господина, и при этом получал возможность вести более свободный образ жизни, обзаводясь собственным имуществом.

Пекулий, оставаясь собственностью отца семейства, мог быть в любой момент затребован назад. В случае смерти подвластного пекулий возвращался в обладание отца, в случае же смерти отца семейства пекулий переходил к его наследникам со всем остальным его имуществом.


  1. Caput. Capitis deminutio.


Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Capitis deminutio — римское юридическое выражение, означавшее умаление правоспособности римского гражданина в зависимости от изменения его состояния (status). Изменение в семейном положении (stains familiae), т. е. выход из семьи и вступление лица, до того не стоявшего под семейной властью (sui juris), в чужую семью путем усыновления со стороны домовладыки этой семьи, — влекло за собой С. deminutio minima, т. е. меньшую степень умаления личной правоспособности.


  1. Tutela / cura.


Опека (tutela) – установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении».

Формы опеки:

  • обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных;

  • завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права»;

  • наставленная опека, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.

Попечительство (cura) – особый вид законной опеки, устанавливаемой только по решению властей в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей.


  1. Arrogatio. Adoptio.



Усыновление – способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

Формы усыновления:

arrogatio – усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

adoptio – усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.


  1. Бонитарная «собственность» и квиритская собственность.


Бонитарная собственность — в римском праве обладание вещью не по квиритскому п Квиритская собственность (лат. dominium ex jure Quiritium) — в римском праве древнейший вид собственности («по праву квиритов» — ех iure Quiritium), субъектами которой могли быть римские граждане или те из иностранцев, которым было даровано ius commercii (право торговли).

Находившиеся в квиритской собственности вещи делились на:

  • манципируемые (res mancipi — рабы и прирученный рабочий и вьючный скот), сделки в отношении которых происходили путём обряда манципации;

  • неманципируемые (res nec mancipi — остальной скот и движимое имущество), сделки с которыми не требовали манципации. Позднее к res mancipi были отнесены земля и сельские сервитуты.




  1. Стипуляция.

Стипуляция (лат. stipulatio — выспрашивание) — в римском праве — формальный, абстрактный, устный контракт, устанавливающий обязательство. Стипуляция заключалась посредством установленной словесной формулы, по которой спрошенный отвечает, что даст или сделает то, о чём его просили.


  1. Infamia. Bona fide.


Инфамия (лат. infamia) — y древних римлян бесчестие, сопряжённое с лишением гражданина навсегда некоторых гражданских прав.

В древнеримском праве гражданин подвергался инфамии за:

  • совершение позорных деяний (двоежёнство; дозволение, данное отцом дочери-вдове на вступление в брак до истечения законного срока траура; брак гражданина с вдовой при тех же условиях);

  • занятие позорящей гражданина профессией (проституция, сводничество; профессия гладиатора, драматического актёра — но для ателланских актёров делалось исключение);

  • в случае осуждения по некоторым гражданским процессам (сюда относилось нарушение обязательств, считавшихся особенно святыми, как, например, обязательства по договору товарищества или поклажи, а также нарушение обязанностей опекуна), за некоторые проступки (грабёж, обман, воровство) и за уголовные преступления.


Bona fides (Бо́на фи́дес) — латинский юридический термин, означающий «честные средства», «добрые услуги», «добросовестность», который выражает моральную честность, веру в правдивость (или ложность) суждения или сущности мнения, или относительно прямоты (или порочности) линии поведения. Это понятие важно в юриспруденции, особенно при использовании права справедливости.


  1. Владение (Possessio). Посессорная защита.


Институт частной собственности сложился в Риме на почве владения. Категории «владелец» и «собственник» могли совпадать в одном лице, но могли принадлежать и разным лицам.

Владение представляло собой фактическое обладание вещью, снабженное юридической защитой. Основные черты:

1) фактическое обладание вещью;

2) желание обладать вещью самостоятельно, не признавая над ней власти другого лица, или желание относиться к вещи как к своей. Если не было желания, то не было и владения, например, хранение чужой вещи, т.е. ее держание.
В случае нарушения владения владелец мог обратиться за защитой. Для ее получения достаточно было установить два факта: факт владения и факт нарушения владения; при этом правомерность владения не проверялась.

Таким выяснением фактов ограничивалась владельческая защита, называемая посессорной.

Владение защищалось также и интердиктами, которые выдавались в двух случаях:

- для защиты владельца, не утратившего владения;

- для возвращения утраченного владения.

Помимо интердиктов добросовестному владельцу мог быть выдан так называемый публицианов иск в том случае, если владелец отвечал всем требованиям для приобретения вещи по давности. По такому иску добросовестный владелец получал защиту только против недобросовестных владельцев, но не против собственников или добросовестных владельцев.


  1. Dominium. Способы приобретения. Спецификация.


Правом собственности(dominium) называется право полного и исключительного господства над вещью.

«Полное» означает, что собственник может делать со своей вещью все, что ему угодно (пользоваться ею, отчуждать, уничтожать).

«Исключительное» означает, что никто другой не может воздействовать на вещь.

Выделяют 2 группы способов приобретения права собственности:

- первоначальные;

- производные.
Первоначальные -это такие способы, которые влекут за собой создание самостоятельной собственности, т.е. приобретатель является первоначальным собственником и не имеет предшественника. Его право не зависит от предыдущего права на данную вещь. К ним относятся:
а) Аккупация (occupatio) -- захват вещи, никому не принадлежащей, дает захватчику право квиритской собственности. К таким вещам принадлежали дикие звери, птицы, рыбы, камни на берегу моря, вещи, брошенные прежним собственником.

б) Клад - это ценный предмет или предметы, скрытые в любом месте так давно, что после их нахождения собственника обнаружить невозможно. Нашедшему клад принадлежала его половина, другую половину он должен был передать владельцу земли. В том случае, если клад был найден на священной или погребальной земле, он целиком принадлежал нашедшему. В дальнейшем в такой ситуации половина найденного клада переходила в государственную казну.
Производные - это такие способы приобретения права собственности, когда на приобретателя переносится право, принадлежавшее прежнему собственнику. К ним относятся:
а) Манципация (mancipacio). Манципация имела целью только перенесение самого права собственности. Этим способом можно было приобретать собственность только на mancipi.

б) Уступка права (in iure cessio).

Это был мнимый судебный спор. Этим способом можно было приобретать право собственности и на манципируемые и на неманципируемые вещи. Подобно манципации этот способ также носил формальный характер.

в) «Traditio» -- передача. Прежний собственник предоставлял приобретателю фактическое господство над вещью, вручал ее. Такая передача могла установить собственность только на манципируемые вещи, к неманципируемым она была неприменима. Также было необходимо наличие какого-либо законного мотива или основания для передачи (например, договор купли-продажи).

г) Отказ по завещанию. Наследодатель в своем завещании отказывал известному лицу право собственности только на некоторые определенные вещи из своего имущества, не делая его своим наследником.

д) Спецификация (specificacio).

Образование новой вещи из чужого материала. Например, если из чужой шерсти будет сделана одежда. Среди юристов шел спор о том, кому на праве собственности принадлежит новая вещь. Было две крайних позиции и одна средняя: если новую вещь можно было превратить в старую форму, какую имел материал, то новая вещь признавалась за собственником материала, если же вещь была непревратима, то она считалась собственностью творца, который должен бы вознаградить собственника материала за убытки.

е) Приобретение плодов от вещи.

Появление новых вещей обусловлено эксплуатацией других вещей. По общему правилу, плоды делаются собственностью того, кому принадлежит сама вещь. Исключением является, например, право собственности арендатора земельного участка на урожай, собранный с этого участка.

ж) Приобретение посредством давностного владения.

При приобретении права собственности этим способом необходимо было наличие следующих условий: древнеримское право устанавливало право собственности через давность владения недвижимых вещей после двух лет владения, для всех остальных -- после одного года владения.


  1. Titul.


Не нашел! Возможно выдуман кем-то


  1. Узуфрукт. Usus. Хабитацио.


Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, орегае servorum vel animalium.

Ususfructus - самое обширное право пользования чужой вещью. Уполномоченный назывался узуфруктуарием и мог пользоваться как самой вещью (uti), так и извлекать из нее плоды (frui), не повреждая и не изменяя самой вещи.

Usus – это была форма пользования чужой вещью более ограниченного объема. Такому пользователю из плодов предоставлялось столько, сколько ему было нужно для удовлетворения собственных потребностей. Ни передавать своего права другому, ни делить его пользователю не разрешалось. Пользователь мог допускать своих близких к совместному пользованию, а также принимать в дом третьих лиц или нанимателей

Usus мог принадлежать нескольким лицам, но не был делим. Обязанности пользователя также обеспечивались путем cautio. Подобно узуфруктуарию, пользователь должен был осуществлять свое право, как полагается boni viri arbitratu, и возвратить вещь собственнику в надлежащем виде.

Хабитацио (Habitado) - это было правом пожизненно обитать в чужом доме или в его части. Управомоченный мог жить в нем сам или отдавать внаймы. Юристы-классики спорили, являлось ли подобное право узуфруктом, узусом или чем-то самостоятельным. В праве Юстиниана оно считалось самостоятельным правом, и управомоченному свободно разрешалось сдавать его внаймы, что у классиков возбуждало споры. Безвозмездная уступка другому этого права была недопустима.
25. Эмфитевзис. Суперфиций. Фидукция и пигнус.
  1   2   3


написать администратору сайта