Главная страница

Презентация на тему _Кодирование информации_. Кодирование информации Тема Язык и кодирование Что такое кодирование


Скачать 2.73 Mb.
НазваниеКодирование информации Тема Язык и кодирование Что такое кодирование
Дата23.01.2023
Размер2.73 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаПрезентация на тему _Кодирование информации_.ppt
ТипЗадача
#900257

Кодирование информации


Язык и кодирование
Двоичное кодирование
Кодирование чисел и символов
Кодирование рисунков
Кодирование звука и видео

Кодирование информации


Тема 1. Язык и кодирование

Что такое кодирование?





Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы (языка).


Зачем кодируют информацию?


?


кодирование


10101001010


данные (код)


обработка


11111100010


данные (код)


хранение


борьба с помехами (специальные способы кодирования)


передача


передача


Информация передается, обрабатывается и хранится в виде кодов.

Языки





Язык – знаковая система, используемая для хранения и передачи информации.
    естественные (русский, английский, …) есть правила и исключения
    формальные (строгие правила)

    Грамматика – правила по которым из символов алфавита строятся слова.
    Синтаксис – правила, по которым из слов строятся предложения.

program qq;
begin
writeln("Привет!");
end.

Азбука Морзе


Задача 1. Закодируйте свое имя с помощью азбуки Морзе.


ВАСЯ


Код неравномерный, нужен разделитель!


!




Кодовые таблицы


Задача 2. Закодируйте свое имя с помощью кодовой таблицы (Windows-1251):


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


A


B


C


D


E


F


C


А


Б


В


Г


Д


Е


Ж


З


И


Й


К


Л


М


Н


О


П


D


Р


С


Т


У


Ф


Х


Ц


Ч


Ш


Щ


Ъ


Ы


Ь


Э


Ю


Я


ВАСЯ


С2 С0 D1 DF


В


А


С


Я


Код равномерный, разделитель НЕ нужен!


!




Цели и способы кодирования


Текст:
    в России: Привет, Вася!
    Windows-1251: CFF0E8E2E52C20C2E0F1FF21
    передача за рубеж (транслит): Privet, Vasya!
    стенография:
    шифрование: Рсйгжу-!Гбта”


Информация (смысл сообщения) может быть закодирована разными способами!


!


Числа:
    для вычислений: 25
    прописью: двадцать пять
    римская система: XXV


Как зашифровано?


?




Кодирование информации


Тема 2. Двоичное кодирование

Двоичное кодирование





Двоичное кодирование – это кодирование всех видов информации с помощью двух знаков (обычно 0 и 1).
Передача электрических сигналов:


сигнал с помехами


время


U


«1»


«0»


полезный сигнал


сигнал с помехами


5 В


U


1 0 1


время


полезный сигнал

Двоичное кодирование





в такой форме можно закодировать (почти) все виды информации нужны только устройства с двумя состояниями
почти нет ошибок при передаче данных
компьютеру легче обрабатывать данные


человеку сложно воспринимать двоичные коды


Можно ли использовать не «0» и «1», а другие символы, например, «А» и «Б»?


?


кодировщик


числа


символы


рисунки


звук


101011011101110110101

Декодирование





Декодирование – это восстановление сообщения из последовательности кодов.


М


А


Ы


Л


У


пробел


00


1


01


0


10


11


МАМА МЫЛА ЛАМУ → 00 1 00 1 11 00 01 0 1 11 0 1 00 10


0010011100010111010010  ???


ЛЛАЛЛАААЛЛЛАЛАААЛАЛЛАЛ


Не все коды допускают однозначное декодирование!


!


Почему?


?


Приняли сообщение:

Равномерные коды





Равномерные коды – все кодовые слова (коды отдельных букв) имеют одинаковую длину.


М


А


Ы


Л


У


пробел


000


001


010


011


100


101


МАМА МЫЛА ЛАМУ: 000 001 000 001 101 000 010 011 001 101 011 001 000 100


Равномерные коды позволяют однозначно декодировать сообщения!


!


сообщения получаются длинными

Неравномерные коды





М


А


Ы


Л


У


пробел


01


00


1011


100


1010


11


кодовые слова имеют разную длину


У


Ы


Л


А


М


0


0


0


0


0


1


1


1


1


1


0100010011011011100001110000011010


М


А


М


А


М


Ы


Л


А


А


Л


М


У


Префиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова (условие Фано).


Любой префиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения!


!

Постфиксные коды





Постфикс = окончание слова.


Постфиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова («обратное» условие Фано).


М


А


Ы


Л


У


пробел


10


00


1101


001


0101


11


Любой постфиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения (с конца)!


!


для декодирования нужно получить всё сообщение целиком

Задачи на построение кода





Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный по длине код:
Как нужно закодировать букву Г, чтобы длина кода была минимальной и допускалось однозначное разбиение кодированного сообщения на буквы?
1) 00 2) 01 3) 11 4) 010


А


Б


В


Г


1


000


001


?


Решение:
для букв А-Б-В выполнятся условие Фано при Г=00 условие Фано нарушится (пары Г-Б, Г-В)
при Г=01 условие Фано выполняется
при Г=11 условие Фано нарушится (пара А-Г)
при Г=010 условие Фано выполняется (но длиннее 01)

Комбинаторика





Задача 1. Сколько существует четырёхзначных чисел, составленных из чётных цифр?


4


5


5


5


0, 2, 4, 6, 8


5


4


2, 4, 6, 8


= 500


Правило умножения!


!

Комбинаторика





Задача 2. Сколько существует четырёхзначных чисел, составленных из чётных цифр, в которых цифры не повторяются?


4


4


3


2


0, 2, 4, 6, 8


5


4


2, 4, 6, 8


= 96


одна цифра уже использована!

Комбинаторика





Задача 3. Сколько существует двоичных кодов длиной 4 бита?


2


2


2


2


0, 1


2


=24=16


Правило умножения!


!


длина сообщения


мощность алфавита

Комбинаторика





Задача 4. Сколько существует двоичных кодов длиной от 2 до 5 битов?


L = 2: N2 = 22 = 4


Правило сложения!


!


L = 3: N2 = 23 = 8


L = 4: N4 = 24 = 16


L = 5: N5 = 25 = 32


N = N2 + N3 + N4 + N5


N = 4 + 8 + 16 + 32 = 60

Комбинаторика





Задача 5. В некоторой стране живут 1000 человек. Правительство решило присвоить каждому собственный код, причем все коды должны быть одинаковой длины и состоять только из цифр 1, 2, 3 и 4. Определите наименьшую длину таких кодов.


N = 4L


1000


L = 1: 41 = 4 < 1000


L = 2: 42 = 16 < 1000


L = 3: 43 = 64 < 1000


L = 4: 44 = 256 < 1000


L = 5: 45 = 1024 >1000

Кодирование информации


Тема 2. Кодирование чисел и символов

Кодирование чисел (двоичная система)





Алфавит: 0, 1 Основание (количество цифр): 2


10  2


2  10


19


2


9


18


1


2


4


8


1


2


2


4


0


2


1


2


0


2


0


0


1


19 = 100112


система счисления


100112


4 3 2 1 0


разряды


= 1·24 + 0·23 + 0·22 + 1·21 + 1·20
= 16 + 2 + 1 = 19

Кодирование символов





Текстовый файл


на экране (символы)
в памяти – двоичные коды


10000012


10000102


10000112


10001002


В файле хранятся не изображения символов, а их числовые коды в двоичной системе!


!


65


66


67


68


А где же хранятся изображения?

Кодирование символов





Сколько символов надо использовать одновременно? или 65536 (UNICODE)
Сколько места надо выделить на символ:
Выбрать 256 любых символов (или 65536) - алфавит.
Каждому символу – уникальный код 0..255 (или 0..65535). Таблица символов:
Коды – в двоичную систему.


256


256 = 28 8 бит на символ


65


66


67


68





A


B


C


D





коды





0


1


254


255


127


128


таблица ASCII
(международная)


расширение
(национальный алфавит)


ASCII = American Standard Code for Information Interchange
    0-31 управляющие символы: 7 – звонок, 10 – новая строка, 13 – возврат каретки, 27 – Esc.
    32 пробел
    знаки препинания: . , : ; ! ?
    специальные знаки: + - * / () {} []
    48-57 цифры 0..9
    65-90 заглавные латинские буквы A-Z
    97-122 строчные латинские буквы a-z

    Кодовая страница (расширенная таблица ASCII) для русского языка:
    CP-866 для системы MS DOS
    CP-1251 для системы Windows (Интернет)
    КОИ8-Р для системы UNIX (Интернет)

1 байт на символ – файлы небольшого размера!
просто обрабатывать в программах


нельзя использовать символы разных кодовых страниц одновременно (русские и французские буквы, и т.п.)
неясно, в какой кодировке текст (перебор вариантов!)
для каждой кодировки нужен свой шрифт (изображения символов)




Стандарт UNICODE





110 182 символа (2012)
каждому символу присвоен код кириллица:
А – 041016, Б – 041116, …
а – 043016, б – 043116, …
коды 0..10FFFF16, всего 1 114 112


Идея: объединить все символы в одну таблицу!


!

UNICODE в Windows (UTF-16)





можно одновременно использовать символы разных языков (Интернет)


размер файла увеличивается


общеупотребительные символы 0..65535 = 216-1 (0..FFFF16)
эти символы можно закодировать с помощью 16 бит кодировка UTF-16 (почти все символы по 16 бит)

UNICODE в Linux (кодировка UТF-8)





символы ASCII – 1 байт на символ
остальные символы от 2 до 4 байт более 50% сайтов используют UTF-8


тексты, состоящие только из кодов ASCII (коды 0 – 127) не увеличиваются в размере


переменное число байтов на символ замедление работы программ

Кодирование информации


Тема 4. Кодирование рисунков

Два типа кодирования рисунков





растровое кодирование точечный рисунок, состоит из пикселей
    фотографии, размытые изображения

    векторное кодирование рисунок, состоит из отдельных геометрических фигур

    чертежи, схемы, карты

Растровое кодирование





Шаг 1. Дискретизация: разбивка на пиксели.


Шаг 2. Для каждого пикселя определяется единый цвет.


Пиксель – это наименьший элемент рисунка, для которого можно независимо установить цвет.


Есть потеря информации!
    почему?
    как ее уменьшить?


!


Разрешение: число пикселей на дюйм, pixels per inch (ppi)
экран 96 ppi, печать 300-600 ppi, типография 1200 ppi

Растровое кодирование (True Color)





Шаг 3. От цвета – к числам: модель RGB


цвет = R + G + B


red
красный
0..255


blue
синий
0..255


green
зеленый
0..255


R = 218 G = 164 B = 32


R = 135 G = 206 B = 250


Шаг 4. Числа – в двоичную систему.


Сколько памяти нужно для хранения цвета 1 пикселя?


?


Сколько разных цветов можно кодировать?


?


256·256·256 = 16 777 216 (True Color)


R: 256=28 вариантов, нужно 8 бит = 1 байт R G B: всего 3 байта


Глубина цвета





Шаг 1. Выбрать количество цветов: 2, 4, … 256.


Шаг 2. Выбрать 256 цветов из палитры:


248 0 88


0 221 21


181 192 0


21 0 97


Шаг 3. Составить палитру (каждому цвету – номер 0..255) палитра хранится в начале файла


248 0 88


0 221 21





181 192 0





21 0 97





161 12 20


19 23 90


0


1


254


255


45


65


Шаг 4. Код пикселя = номеру его цвета в палитре


65


1


45


14





12


23





Сколько занимает палитра и основная часть?


?


Файл с палитрой:


палитра


коды пикселей


256 = 28 цветов: палитра 256·3 = 768 байт рисунок 8 бит на пиксель
16 цветов: палитра 16·3 = 48 байт рисунок 4 бита на пиксель
2 цвета: палитра 2·3 = 6 байт рисунок 1 бит на пиксель


Один цвет в палитре: 3 байта (RGB)


Глубина цвета

Форматы файлов (растровые рисунки)





Формат


True Color


Палитра


Прозрачность


BMP








JPG





GIF








PNG










Кодирование цвета при печати


G


R


B


G


B


G


R


B





Белый – красный = голубой C = Cyan
Белый – зелёный = пурпурный M = Magenta
Белый – синий = желтый Y = Yellow


Модель CMY


C


M


Y


0


0


0


255


255


0


255


0


255


0


255


255


255


255


255


Модель CMYK: + Key color


Меньший расход краски и лучшее качество для чёрного и серого цветов.

Растровые рисунки





лучший способ для хранения фотографий и изображений без четких границ
спецэффекты (тени, ореолы, и т.д.)


есть потеря информации (почему?)
при изменении размеров рисунка он искажается
размер файла не зависит от сложности рисунка (а от чего зависит?)


Какие свойства цифрового рисунка определяют его качество?


?

Векторные рисунки





Строятся из геометрических фигур:
    отрезки, ломаные, прямоугольники окружности, эллипсы, дуги сглаженные линии (кривые Безье)

    Для каждой фигуры в памяти хранятся:

    размеры и координаты на рисунке цвет и стиль границы цвет и стиль заливки (для замкнутых фигур)

    Форматы файлов:

    WMF (Windows Metafile)
    CDR (CorelDraw)


AI (Adobe Illustrator)
SVG (Inkscape)


для Web

Векторные рисунки







x="0" y="10"
stroke-width="1" stroke="rgb(0,0,0)"
fill="rgb(255,255,255)"/>

stroke-width="1" stroke="rgb(0,0,0)"
fill="rgb(0,0,255)"/>

stroke-width="1" stroke="rgb(0,0,0)"
fill="rgb(255,0,0)"/>

x2="0" y2="150"
stroke-width="15" stroke="rgb(0,0,0)" />



прямоугольник


размеры


координаты


контур


заливка

Векторные рисунки





лучший способ для хранения чертежей, схем, карт;
при кодировании нет потери информации;
при изменении размера нет искажений;
меньше размер файла, зависит от сложности рисунка;


неэффективно использовать для фотографий и размытых изображений

Кодирование информации


Тема 5. Кодирование звука и видео

Оцифровка звука





аналоговый сигнал


Оцифровка – это преобразование аналогового сигнала в цифровой код (дискретизация).


T


t


– интервал дискретизации (с)


– частота дискретизации (Гц, кГц)


8 кГц – минимальная частота для распознавания речи
11 кГц, 22 кГц,
44,1 кГц – качество CD-дисков
48 кГц – фильмы на DVD
96 кГц, 192 кГц


Человек слышит
16 Гц … 20 кГц

Оцифровка звука: квантование





Сколько битов нужно, чтобы записать число 0,6?


?


T


t


0


1


2


3


4


5


7


6


3-битное кодирование:


8 битов = 256 уровней
16 битов = 65536 уровней
24 бита = 224 уровней


АЦП = Аналого-Цифровой Преобразователь


Квантование (дискретизация по уровню) – это представление числа в виде цифрового кода конечной длины.


Разрядность кодирования — это число битов, используемое для хранения одного отсчёта.

Оцифровка звука





Задача. Определите информационный объем данных, полученных при оцифровке звука длительностью 1 минута с частотой 44 кГц с помощью 16-битной звуковой карты. Запись выполнена в режиме «стерео».


За 1 сек каждый канал записывает 44000 значений, каждое занимает 16 битов = 2 байта всего 44000  2 байта = 88000 байтов
С учётом «стерео»
    всего 88000  2 = 176000 байтов
    За 1 минуту
    176000  60 = 1056000 байтов
     10313 Кбайт  10 Мбайт

Оцифровка звука





Как восстановить сигнал?


T


t


без сглаживания


после сглаживания


Какой улучшить качество?


?


уменьшать T


Что при этом ухудшится?


?


 размер файла


аналоговые устройства!


ЦАП = Цифро-Аналоговый Преобразователь


было до оцифровки

Оцифровка – итог





можно закодировать любой звук (в т.ч. голос, свист, шорох, …)


есть потеря информации
большой объем файлов


Какие свойства оцифрованного звука определяют качество звучания?


?


Форматы файлов:
    WAV (Waveform audio format), часто без сжатия (размер!)
    MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3, сжатие с учётом восприятия человеком)
    AAC (Advanced Audio Coding, 48 каналов, сжатие)
    WMA (Windows Media Audio, потоковый звук, сжатие)
    OGG (Ogg Vorbis, открытый формат, сжатие)

Инструментальное кодирование





MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов).


в файле .mid:
    нота (высота, длительность)
    музыкальный инструмент параметры звука (громкость, тембр)
    до 1024 каналов в памяти звуковой карты:
    образцы звуков (волновые таблицы)


MIDI-клавиатура:


нет потери информации при кодировании инструментальной музыки небольшой размер файлов


невозможно закодировать нестандартный звук, голос


программа для звуковой карты!


128 мелодических и 47 ударных

Трекерная музыка





В файле (модуле):
    образцы звуков (сэмплы)
    нотная запись, трек (track) – дорожка музыкальный инструмент до 32 каналов


Использование: демосцены (важен размер файла)


Форматы файлов:
    MOD разработан для компьютеров Amiga
    S3M оцифрованные каналы + синтезированный звук, 99 инструментов
    XM, STM, …

Кодирование видео





Синхронность!


Видео = изображения + звук


!


изображения:
    ≥ 25 кадров в секунду
    PAL: 768×576, 24 бита за 1 с: 768×576×3 байта ≈ 32 Мб за 1 мин: 60×32 Мбайта ≈ 1,85 Гб
    HDTV: 1280×720, 1920×1080.
    исходный кадр + изменения (10-15 с)
    сжатие (кодеки – алгоритмы сжатия)
    DivX, Xvid, H.264, WMV, Ogg Theora…

    звук:

    48 кГц, 16 бит сжатие (кодеки – алгоритмы сжатия)
    MP3, AAC, WMA, …

Форматы видеофайлов





    AVI – Audio Video Interleave – чередующиеся звук и видео; контейнер – могут использоваться разные кодеки
    MPEG Motion Picture Expert Group
    WMV Windows Media Video, формат фирмы Microsoft
    MP4 MPEG-4, сжатое видео и звук
    MOV Quick Time Movie, формат фирмы Apple
    WebM – открытый формат, поддерживается браузерами

Конец фильма






написать администратору сайта