Главная страница
Навигация по странице:

  • Коммуникативная игра (communication play)

  • Творческая игра ( Creative play)

  • Глубинная игра (Deep play)

  • Игра фантазия и игра воображение ( Fantasy and Imaginative Play )

  • Игра драматизация (Dramatic play)

  • Игра-исследование (Exploratory play)

  • Двигательная / локомоторная игра (Lokomotor Play)

  • Игра-овладение (Mastery Play)

  • Предметная игра (Object Play)

  • Игра-рекапитуляция (Recapitulative Play)

  • Ролевая игра (Role Play)

  • Игра без правил (возня) (Rough and Tumble Play)

  • Социальная игра (Social Play)

  • Социально-драматическая игра (SocialFDramatic Play)

  • Символическая игра (Symbolic Play)

  • Коммуникативная игра. Коммуникативная игра (communication play)


    Скачать 22.24 Kb.
    НазваниеКоммуникативная игра (communication play)
    Дата20.09.2020
    Размер22.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКоммуникативная игра.docx
    ТипРегламент
    #138800

    Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре важнейшим является — полная удовлетворенность от самого процесса.

    Коммуникативная игра (communication play)

    Такая игра выглядит как шумный, не регламентированный обмен шутками, движениями, эмоциями. Уровень шума, производимого детьми в такой игре, увеличивается примерно в 30 раз. Для большинства взрослых подобный уровень шума представляется невыносимым, особенно если такая игра происходит в помещении. Но для модератора такой игры этот уровень «счастливого шума» и «возни» — показатель успеха игры. Модератор такой игры должен уметь кричать, шутить, смеяться, спорить, рассказывать истории и активно слушать, помогая детям выражать свои эмоции.

    Коммуникативные игры могут быть как вербальными, так и невербальными. Средствами общения здесь выступают не только шутки и слова, но и жесты, прикосновения, яркие эмоции. Интересно, что партнёром в такой игре может быть не только человек, но и животное, игрушка и пр. Её главными признаками являются раскованность, общее веселье и отсутствие нормативных рамок.

    Творческая игра ( Creative play)

    Суть такой игры состоит в создании новых предметов и комбинаций из самых разных материалов различной формы, текстуры, цвета, звука и пр. Произведения детей отражают и выражают их чувства. Творческая игра может быть реализована везде, где есть материал для собственных продуктов: краски, звуки, а также идеи и эмоции для материального воплощения замыслов и переживаний посредством творчества.

    Творческую атмосферу и возможность самовыражения можно создать в любой среде. Модератор игры может помочь активировать этот тип игры даже своей «пассивностью», ожидая инициативы от детей. Творческая игра может быть индивидуальной и совместной. В такой игре минимум шума и активных движений. Чтобы поддержать такую игру, важно наблюдать за каждым ребёнком и поощрять его активность. Нельзя руководить детьми и направлять их, но можно и нужно стимулировать их к созданию нового и к самовыражению. Без участия взрослых такая игра может приобрести непредсказуемый, стихийный характер (шум, возня, стереотипные действия и пр.) Не обязательно давать инструкции, но важно присутствовать, направлять и стимулировать детей.

    Глубинная игра (Deep play)

    Данный вид игры предполагает острые ощущения и реальные риски для жизни и здоровья детей. Это игра со страхами, которые ребёнок должен преодолевать. Лазание на большую высоту, катание с крутых горок на большой скорости, первые прыжки в воду, аттракционы — вот простые примеры глубинной игры. Вовлеченность в этот тип игры отражает потребность детей пробовать свои физические возможности, укреплять уверенность в себе, развивать отношения с физическим окружением.

    Игра фантазия и игра воображение (Fantasy and Imaginative Play)

    Эти два вида игры часто выглядят практически одинаково. Ключевое отличие данных видов игры определяется тем, насколько в них отражается реальность.

    В случае, когда герой, с которым идентифицирует себя ребёнок, либо игровой контекст обладают нереальными свойствами и качествами (например, возможность летать без специальных приспособлений, становиться невидимым и т.д.), мы имеем дело с игрой фантазией. Если же предметы и сюжеты игры существуют в реальности и могут быть заимствованы из опыта (например, собака, плавающая под водой, полет на аэроплане), но при этом они, являются продуктом воображения ребенка, мы имеем игру воображение. Оба типа игры очень важны для психического развития ребёнка. Эти игры во многом сходны с сюжетно-ролевой игрой, которая в отечественной психологии имеет статус ведущей деятельности дошкольников.

    Игра драматизация (Dramatic play)

    Напоминает игру-фантазию или игру-воображение, однако в отличие от этих игр она имеет достаточно четкие формальные рамки. Дети в такой игре воспроизводят модели поведения, которые они видели в кино или на TV; они действуют осознанно, воспроизводя известные образцы поведения и наблюдая за другими детьми.

    Ключевым отличием драматической игры является демонстративность действий детей и вытекающая отсюда необходимость в наличии зрителей как присутствующей воспринимающей «аудитории», для которой разыгрывается «драма». Другая важная особенность драматической игры — существование определенных «игровых рамок», специальных приёмов и средств. Речь здесь идет скорее о физических, реальных, а не воображаемых рамках. Например, наличие сцены или пространства, в котором «театрализованное представление» может быть реализовано. Важными составляющими драматической игры являются также костюмы и грим.

    Игра-исследование (Exploratory play)

    Суть данного вида игры заключается в исследовании скрытых свойств реальных объектов, в раскрытии латентных свойств объектов. Взрослые обычно теряют интерес к знакомым объектам. Дети склонны к экспериментированию, они пытаются открыть новые свойства предметов, новый опыт, отличный от привычного использования предметов. Каждый, даже знакомый, предмет имеет большой потенциал для исследования, может дать новые тактильные и вестибулярные ощущения. Трудно предсказать, как будут использовать дети тот или иной объект. Такое исследование даёт ощущение риска, столь важное для каждого ребёнка. Однако, главное в такой игре — не сам по себе риск, а исследование, изучение. Для модератора игры важно соблюдать меру осторожности — избыточная осторожность может блокировать исследовательский интерес ребёнка, а игнорирование возможностей ребёнка может быть слишком опасным.

    Двигательная / локомоторная игра (Lokomotor Play)

    В такой игре движение является наиболее существенным моментом. Конечно, движение присуще всякой игре, тем не менее некоторые игры являются в большей степени локомоторными, чем другие. В таких играх используются все пространственные измерения. При этом движение должно быть активным, включать собственные мышечные усилия ребёнка. Бег, прыжки, игры с мячом относятся к этому виду игр. Для таких игр нужно сочетание достаточно широкого открытого пространства со сложным рельефом (горки, ямы, покатая поверхность).

    Игра-овладение (Mastery Play)

    В таких играх дети осваивают физическое пространство. С одной стороны это возможность овладения физическим окружением (горы, лес, вода), с другой — переживание усилий и учёт сопротивления и препятствий, которое оказывают природные объекты и сила притяжения. Дети соизмеряют свои возможности с препятствиями, с которыми они неизбежно сталкиваются. Развитие акробатических навыков, спорт, преодоление силы притяжения (например, когда ребёнок взбирается по горке) можно рассматривать как формы игры-овладения. Баланс между трудностями овладения и радостью от игры может быть нарушен и приводить к неудачам и даже к травмам. Когда дети играют с природными стихиями (вода, земля, огонь, ветер) они одновременно осваивают силу этих стихий и границы своих возможностей.

    Предметная игра (Object Play)

    Это игра со специфическими предметами, которые находятся в фокусе внимания ребёнка. Особо привлекательными являются те предметы, которые предполагают вариативные действия. Например, камешки не слишком привлекательны для такой игры, а такие предметы как часы, механизмы – значительно интереснее. Модератор игры должен понимать, что все предметы могут использоваться в самых разных вариантах. Ограничение активности детей может отбить интерес ребёнка к игре и к вариативному использованию предметов. Взрослый должен не только показывать возможности адекватного использования предмета, но и открывать возможность новых, порой неожиданных вариантов. Такая игра может включать манипуляции и с живыми объектами (насекомыми, растениями, червями и пр.) Важно, чтобы дети различали эти предметы и понимали специфику живых существ.

    Игра-рекапитуляция (Recapitulative Play)

    Идея рекапитуляции, т.е. повторения, находит своё отражение и подтверждение в игре. Многие действия, которые дети совершают в игре, отражают характерные действия животных или древних людей. Это своего рода генетическая память, которая проявляется в детской игре. К генетически заложенным влечениям относятся тяга детей к огню, к собиранию растений, приготовлению пищи, к смене внешнего вида с использованием масок, костюмов, тяга коллективным ритуальным действиям, строительство пещер. Значение этих игр заключается в том, что они помогают реконструировать этапы развития предков и освоить наиболее древние и базисные формы поведения.

    Ролевая игра (Role Play)

    Ролевая игра заключается в принятии и проигрыванию роли других людей и персонажей. Дети сталкиваются и общаются с самыми разными взрослыми: родителями, педагогами, врачами, продавцами. Принимая на себя роли этих взрослых, ребёнок частично отождествляется с ними. Ролевая игра даёт понимание того, как действуют другие люди, и возможность посмотреть на себя с их позиции.

    Иногда игра в такие искажённые роли сопровождается негативным переживаниями, когда изображается отрицательный или «страшный» персонаж. Ролевая игра реализуется как подражание другим людям через изменение голоса, манер, внешнего вида.

    Игра без правил (возня) (Rough and Tumble Play)

    Этот вид игры выглядит как беспорядочные физические действия детей: толкание, кусание, удары, свалка. Исследования показывают, что эта игра не является дракой или сражением, хотя элементы агрессивности в ней присутствуют. Такая возня связана с дружескими чувствами и приносит яркие позитивные эмоции. Важнейшей функцией этой игры является то, что она закладывает основы социального взаимодействия. Близкие физические контакты дают возможность почувствовать себя и подстроиться под других.

    Социальная игра (Social Play)

    Социальная игра направлена на освоение разных форм взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия дети включаются в разнообразные формы сосуществования с другими. Они начинают понимать, что кто-то может контролировать и манипулировать, а кто-то подвергаются контролю и манипуляциям. Они учатся управлять, конкурировать, соревноваться, помогать и пр. В такой игре дети осваивают разные формы взаимодействия, включая самые жёсткие, но при этом нельзя допускать, чтобы дети подвергались слишком серьёзным психологическим травмам. Социальная игра, как всякая другая, имеет свои трудные, «тёмные» стороны. Ребёнок может чувствовать себя игрушкой, которой манипулируют другие, однако это тоже часть реальности, которую дети должны освоить и игра — наиболее адекватный путь освоения разных форм отношений (хотя в некоторых случаях модератор игры может и должен остановить травмирующие действия и осудить обидчиков).

    Социально-драматическая игра (SocialFDramatic Play)

    Данный вид игры является своего рода средством переживания эмоционально и социально-трудных жизненных ситуаций. Используя сценарий социально-драматической игры, дети могут проигрывать реальные болезненные для них ситуации, вызывающие обиду, злость, унижение.

    Основное отличие драматической и социально-драматической игры заключается в том, что в последнем случае сюжеты игры приходят из реальной повседневной жизни ребёнка. Он играет в то, что недавно случилось или может случиться. Это безопасный способ проживания травмирующих или экстремальных событий.

    Символическая игра (Symbolic Play)

    Символическая игра имеет множество форм, но это всегда выражение чего-то абстрактного, не воспринимаемого, отсутствующего в данной ситуации. Так некоторые дети могут символизировать такие понятия как «страна» или «закон», используя флаг определённого цвета, а символом магической башни может стать деревянный брусок, круг обычно символизирует солнце, а квадрат — «место, где я живу».


    написать администратору сайта