Главная страница
Навигация по странице:

  • План сочинения

  • Душечка. Композиционное своеобразие рассказа А. П. Чехова Душечка


    Скачать 18.21 Kb.
    НазваниеКомпозиционное своеобразие рассказа А. П. Чехова Душечка
    Дата06.03.2023
    Размер18.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДушечка .docx
    ТипРассказ
    #972804

    Богатырева, Костыгина, Кошман, Сергеева, Стреликова, Фарагина, Яхонтова (405)

    Композиционное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Душечка».

    В период с 1885 по 1887 из-под пера врача-писателя вышло более трех сотен произведений. Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, что однозначно свидетельствует о глубоком замысле Чехова относительно героини рассказа. «Душечка», относящаяся к последнему периоду творчества Антона Павловича, была напечатан в первом номере журнала «Семья» за 1899 год, и вызвала неоднозначную оценку критиков Особенностью рассказа является полярность образа главной героини, дающая возможность разностороннего толкования смысла произведения.

    Текст можно интуитивно разделить на части в соответствии с тематикой и хронологией. Жизнь «душечки» Ольги Семеновны до замужества является первой частью, второй и самой объёмной можно назвать жизнь героини во время замужества, а жизнь после замужества- третьей. Но композиционно текст делится на четыре части: экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

    Такая структура рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь “эхом” и “тенью” возлюбленного, затем наступает конец ситуации.

    Экспозицией рассказа Чехова служит лирическое отступление от основного действия, в котором автор рассказывает читателю, кто такая эта душечка, из какого рода она произошла и что она играла на сцене театра. Далее происходит практически незаметный переход между экспозицией и завязкой, в котором ни к чему не обязывающая беседа плавно переходит в семейную жизнь главных героев. И именно вся семейная жизнь со всеми свадьбами и смертями является кульминацией всего произведения. Душечка занимала не центральное, а второстепенное место в жизни, так как не имела собственного мнения, а подчинялась «мнению большинства». Она не имела собственных мыслей и доказательств, ведь когда произошло ее расставание с ветеринаром, то голова ее была пуста, и мысли иссякли, она ничего не могла произнести и не была уверена во всем сказанном ею. Однако в развязке, когда ветеринар возвращается домой, Ольга Семеновна вновь обретает «смысл жизни», она снова отступает на второй план перед мыслями других людей, она вновь не владеет своим собственным мнением, она повторяет все слова, сказанные её окружением. Такое однообразие действий и предсказуемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

    В четвертой части рассказа ирония исчезает. Душечка предстает перед читателем в новом свете – свете материнской любви. С появлением в ее жизни гимназиста Саши, лишенного родительской любви, в Ольге просыпается материнская любовь. «Ах, как она его любит!». Все прежние чувства кажутся ничтожными, ненастоящими в сравнении с этой последней любовью. Душечка реализует свой главный дар, так отличающий ее от мира обывателей, - способность к самоотверженной любви. Женщина в этом чувстве обретает себя. Душечка вырастает из ограниченной мещанки в истинно чеховскую героиню, вызывающую понимание и сочувствие.

    С первых строк произведения может показаться, что автор подчеркнуто нейтрально относится к своим героям. Однако, при дальнейшем прочтении, незаметно вырисовываются и передаются переживания Чехова за судьбу Душечки. Писатель явно относится к ней с жалостью и добродушием: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая». Ненавязчиво сочувствующий тон повествования помогает автору сконцентрировать наше внимание на запутанной судьбе главной героини с различного рода испытаниями, трудностями и переживаниями как эмоционального, так и личностного характера.

    Чехов показывает трогательное и милое в этой женщине и одновременно подтрунивает над смешным и ограниченным в ней. Используя прием снижения, писатель сначала дает возможность проникнуться чувствами героини, но при этом показывает поверхностность этих чувств, и эта незатейливость не может не вызывать улыбки читателя. Череда скорых увлечений Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. Такой образ вступает в конфликт чувствами Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.

    Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей. С помощью речевых деталей Чехов показывает изменение лексики Душечки – беседы на театральную тему при Кукине сменяются употреблением лесотехнических терминов при Пустовалове, а затем– разговорами о болезнях лошадей при ветеринаре Смирнине. Душечка полностью растворяется в мире своего избранника, теряя при этом собственную индивидуальность.

    Композиция романа заставляет нас острее реагировать на затронутые автором темы. Читатель не может не задаться вопросом: «Душечка» как явление — это способность на самоотдачу или отсутствие целостности личности? Правильно или плохо поступает героиня?

    Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени. Финал рассказа Чехов оставил открытым: что дальше и неужели смысл жизни человека может быть заключен в цикличности однообразных эпизодов?

    Имя Антона Павловича Чехова широко известно по всему миру. Гений русского писателя не признает границ географических или временных, не ограничивается жаром, профессиональной сферой, количеством страниц, единообразием толкования. Творчество писателя удивительной судьбы представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрую усмешку и грустную сатиру, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма. Талант Чехова имеет сверхъестественную силу, приводящую души читателей к движению.

    План сочинения:

    I. Введение

    История создания рассказа А. П. Чехова «Душечка». Идея создания персонажа главной героини.

    II. Основная часть

    Композиционное деление рассказа А.П. Чехова «Душечка». Своеобразие автора. Отношение самого автора к героине на уровне текста. Взаимосвязь своеобразия построения рассказа с темой произведения. Роль финала произведения.

    III. Заключение.

    Самобытность таланта и влияние творчества писателя на литературу.


    написать администратору сайта