Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерные черты симфонических поэм Скрябина

  • Название сферы Название тем Характеристика

  • «Свободный полет, игра»

  • «Высшая грандиозность»

  • скрябин. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром


    Скачать 23 Kb.
    НазваниеКонцерт для фортепиано с оркестром
    Анкорскрябин
    Дата24.06.2022
    Размер23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСкрябин.docx
    ТипПоэма
    #613450

    Скрябин

    А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

    Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее — с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

    За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял)

    По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя»

    Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии — вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович — прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки — и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

    Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др.

    «Поэма экстаза» — сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

    И огласилась вселенная
    Радостным криком
    Я есмь!


    Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов — лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.

    Симфоническая „Поэма экстаза“ имеет „литературный двойник“, который композитор любил едва ли не больше „музыкального оригинала“. Постоянно страдая от безденежья, он издаёт на собственные средства брошюру с поэтическим текстом „Поэмы экстаза“ и затем возит с собой так и не распроданный тираж, раздаривая его друзьям и знакомым. Речь здесь идёт о „приключениях“ некого абстрактного Духа в созданном им самим блистающем мире. Поэма состоит из ряда эпизодов, иллюстрирующих процесс мистического восхождения, который у Скрябина к этому времени был осознан и откристаллизован в философской схеме. Весьма упрощённо её можно описать как движение от сознания человека к сознанию Бога, от времени к вневременности, от томления к экстазу. По сути, эта пятичленная последовательность событий (томление — игра — создание мира — полёт — экстаз) в разных вариантах повторяется и в музыке, и в стихах, образуя границы эпизодов.

    В конце зимы 1904 года Скрябин со своей семьей поселился в Швейцарии в живописном месте недалеко от Женевского озера, вдохновляющего на создание новых произведений. Но не только природа давала вдохновение на новые идеи, но и увлечение философией. Изученные концепции он планирует изложить в новом произведении под названием «Поэма экстаза». Он увлеченно занимается работой над новым и весьма необычным сочинением, но его творческий порыв прерывается необходимостью отправиться на гастроли в Париж. В романтичную столицу Франции ему требуется приехать, чтобы продемонстрировать публике недавно изданную Третью симфонию.

    Еще одно событие сильно волновало душу композитора: эта необходимость соединить судьбу с давней любовью – Татьяной Шлецер. После успешной премьеры Третьей симфонии влюбленные отправляются в Италию. Они поселяются в небольшом городе Больяско, где на время им удается забыть о всех невзгодах, и композитор в полном умиротворении продолжает сочинение «Поэмы экстаза». Но трагическое обстоятельство заставляет спуститься с небес на землю: летом 1905 года у композитора умирает дочь. Он покупает билет и ближайшим поездом отправляется в Швейцарию. Его бывшая жена Вера пребывает в глубоком отчаянии, так как все дети болеют коклюшем и их необходимо увести в другое место, чтобы они быстрее поправились. В Швейцарии он пребывает примерно 10 дней, после чего измученный всеми потрясениями возвращается в Италию.

    Избавиться от тяжести и боли помогает написание музыки. Он полностью посвящает себя сочинению, прописывает каждую деталь. Особенно внимательно Александр Николаевич относится к оркестровке. Имея превосходный слух, Скрябин прописывает каждый голос отдельно. До полного окончания произведения еще было необходимо закончить срочные заказы над фортепианными пьесами, а также отправиться на гастроли в Америку.

    Осенью 1907 года, когда Скрябин проживал в Лозанне, он закончил партитуру. Все это время также сочинялась программа в стихотворной форме. Автором литературного текста является сам композитор. Сочинение было разучено с оркестром М. Альтшуллера и продемонстрировано публике Нью-Йорка уже в 1908 году. Программу не стали печатать в нотном издании, поэтому получить ее мечтали многие поклонники Скрябина.

    Вступление открывается лирической темой томления. Музыкальный мотив звучит трижды, но он не надоедает слушателю, так как композитор мастерски поручает его исполнение разным инструментам. Тремолирующее звучание скрипок создает необыкновенно красивый фон, позволяющий выделить основную музыкальную линию – соло трубы.

    Контрастно, но приглушенно вливается в общий поток тема мечтаний. Экспрессия подчеркивается тембром кларнета. Развитие музыкального материала продолжается волнующей темой полета. Виртуозность акцентируется тембровой окраской флейты. Невесомое струнное пиццикато подхватывает рельефную мелодию валторны. Так, предстает перед слушателем образ окрыленного мечтой духа.

    Нежная скрипка приглашает слушателя насладиться красотой «дивных образов и чувств». Изысканная хроматизированная мелодия особенно красиво и утонченно звучит в медленном темпе Lento. В идиллию мира резко врываются «ритмы тревожные», олицетворяемые аккордами валторн с сурдинами. Их подавляет горделивая тема самоутверждения, основанная на интонации уменьшенной кварты. «Воля Божественная изгоняет призраки страшные, ритмы тревожные».

    Темы томления и творений увлекают слушателя интересными, красочными переливами. Так, «дух играющий, устремляется к экстазу», что создает благоприятную атмосферу для первой возвышенной и прекрасной кульминации. Но на его пути вновь появляется преграда, характеризующаяся одноголосным проведением тематического материала «ритмы тревожные». Тема самоутверждения выступает против негативно окрашенной музыке. Эмоциональная температура поднимается до накала, что свидетельствует от второй кульминации, о появлении ее трагической интерпретации. Но дух не сломлен, он возрождается в теме протеста. Уверенно и грозно звучат тромбоны, вслед за которыми следует тема воли. Совместно происходит противостояние инфернальному миру, образам зла.

    Как светлый луч, озаряющий тьму, появляется тема наслаждений. Яркие оттенки переносятся на тему самоутверждения, которая звучит как победоносный гимн и становится главной кульминацией. После нее композитор прокручивает все моменты, связанные с борьбой и победой, словно в памяти возникают главные кадры. Подобный прием позволяет раскрасить приближающийся, заключительный эпизод, в котором возникает тема «ритмов веселых». Это измененная тема «ритмов тревожных», которая соединяется с другими темами и приводит слушателя к высшей точке наслаждения и познания мира – к экстазу.

     

    Характерные черты симфонических поэм Скрябина

    Симфонические поэмы Скрябина отображают философские взгляды композитора на мироустройство. Эта музыка, в которой происходит накал мысли и интеллектуализация чувств. Рациональность творческого мышления композитора позволяла создавать системы образов, которые в дальнейшем играли большую роль в драматургии поэм. Условно можно выделить три образных сферы, которые участвуют в формировании драматургической линии и конфликта:

    Название сферы 

    Название тем

    Характеристика

    Место в драматургии поэмы

    Тембры

    «Высшая утонченность»

    Темы «мечты», «томления», «звезды»

    Легкость и невесомость раздела подчеркивается длинным, продолжительным звучанием инструментов, возникающем из тишины

    Вступление или экспозиционный раздел

    Скрипка, флейта

    «Свободный полет, игра»

    Темы «полета», «игры». Обозначение volando

    Темы подвижные, нередко в танцевальном ритме, с элементами скерцо. Ритмика, рафинированная с большим количеством мелизмов

    Развивающий раздел

    Разные

    «Высшая грандиозность»

    Темы «воли», «самоутверждения», «волеизъявления», «экстаза»

    Утвердительные, героические мотивы с фанфарами. Часто используется ритмическое остинато

    Заключительный раздел, финал, итоговое построение

    Медные инструменты, играющие tutti

    Таким образом складывается путь от высшей утонченности к высшей грандиозности, к экстазу. В понимании автора, экстаз – это духовная мощь, прийти к которой можно только при наличии сильной воли.

    Композитор использует систему лейтмотивов, характерных для каждой сферы. В процессе музыкального развития они сталкиваются между собой, создавая напряжение. Для его симфонического творчества характерна высокая эмоциональная температура, которая не снижается ни на мгновение. Эти постоянные образы становились символами, что отражает тенденции Серебряного века.

    Фундаментом произведения является гармония. Именно она создает необычное звучание. Говоря про гармонию, нельзя упускать из виду, что композитор использует «Прометеев» аккорд. Его диссонансное, резкое звучание было не привычным для слушателей. Тем не менее, публика XX века охотно принимала нововведения.

    В Поэме экстаза окончательно определился оркестровый стиль Скрябина. Характерно для него обращение к очень большому составу оркестра (в двух последних произведениях включающего орган), так как чисто физическая мощь звучания была для Скрябина одним из необходимых выразительных средств. Однако к максимальной насыщенности он прибегал лишь в кульминационных моментах. Не менее характерны для скрябинского оркестра предельно прозрачные, воздушные звучания, тонкое использование тембров солирующих инструментов. При этом некоторые из них становятся неотъемлемой принадлежностью определенных типов тем-образов: скрипка соло обычно применяется для утонченных лирических тем, темы волевые, героические неизменно поручаются трубам.


    написать администратору сайта