Главная страница
Навигация по странице:

  • Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: · сюжет,· содержание,· роль.Сюжет игры

  • В первом полугодии 1-го года жизни

  • Во втором полугодии 1-го года

  • Третий этап развития игры

  • В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи

  • Для решения этих задач важны

  • Четыре компонента комплексного метода

  • Михайленко Н.М., Короткова Т. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой.

  • В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы

  • В младшем дошкольном возрасте дети, чаще всего, играют по одиночке.

  • В среднем дошкольном возрасте

  • Билет № 35 Спланируйте предварительную работу для сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Библиотека». Перечислите предполагаемые роли. Предварительная работа

  • Экзамен по Игре. Коновалова Мария Ивановна, ТиМООИДР и ДВ 3 курс. Коновалова Мария Ивановна, 3 курс группа Д2 Билет 10. Развитие сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах. Сюжетноролевая игра


    Скачать 24.13 Kb.
    НазваниеКоновалова Мария Ивановна, 3 курс группа Д2 Билет 10. Развитие сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах. Сюжетноролевая игра
    Дата31.03.2021
    Размер24.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкзамен по Игре. Коновалова Мария Ивановна, ТиМООИДР и ДВ 3 курс.docx
    ТипДокументы
    #189970

    Коновалова Мария Ивановна, 3 курс группа Д2

    Билет № 10. Развитие сюжетно – ролевой игры в разных возрастных группах.

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей свойственны такие черты:

    · эмоциональная насыщенность,

    · свобода,

    · самостоятельность,

    · активность,

    · творчество детей.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

    · сюжет,

    · содержание,

    · роль.

    Сюжет игры – это та сфера действительности, которую отображают дети в игре. Сюжеты зависят от эпохи, быта, экономических, географических и других условий. Сюжеты игр разнообразны. Условно делятся на бытовые, производственные, общественные.

    Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

    Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

    Истоки сюжетно-ролевой игры берут начало в младенческом возрасте.

    В первом полугодии 1-го года жизни ребенка появляется ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.

    Во втором полугодии 1-го года жизни появляется отобразительная игра. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. Е. обобщать действия.

    Третий этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно-отобразительной игры важно:

    · совместные игры взрослого и ребенка;

    · показы инсценировок;

    · обучающие занятия;

    · оформление игровой обстановки.

    В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи:

    1) развитие игры как деятельности;

    2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

    Для решения этих задач важны:

    - постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;

    - педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.

    В теории и практике также ставится вопрос об использовании комплексного метода руководства игровой деятельностью. Четыре компонента комплексного метода:

    — ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;

    — обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемыми предметами);

    — организация предметно-игровой среды (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и т. Д.);

    — активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.

    Михайленко Н.М., Короткова Т. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой.

    1 этап — обогащение игровых действий

    2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре

    3 этап — обучение сюжетосложению в игре.

    В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы:

    — помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх;

    —обогащение событийной стороны содержания игры;

    —создание игровой среды.

    Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные).

    Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

    В младшем дошкольном возрасте дети, чаще всего, играют по одиночке.

    (игры рядом, индивидуальные), поскольку они еще не умеют договариваться друг с другом, распределять роли и игровой материал. Тематика игр в основном бытовая, берется из жизни: полученные впечатления, наблюдения за непосредственным окружением. К таким играм относятся: «дочки-матери», «детский сад», «поездка на машине», «лечение в больнице». Сюжеты игр однообразны. Ребенок берет на себя определенную роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью. Детям нравится воспроизводить ролевые действия, передавать ролевое поведение эмоционально. Изначально игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается, также и с воображаемым собеседником. Дети, хорошо овладевшие действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, свободно используют в игре предметы-заместители, они умеют заменять недостающие тематические игрушки другими предметами. Постепенно сюжетно-ролевая игра изменяется — из одиночной она превращается в совместную, в которой участвуют двое и более детей. Данный переход осуществляется следующим образом: сначала у ребенка возникает интерес к игре друга, потом он на короткое время включается в игру товарища, а затем дети вновь расходятся. Однако в результате глубокого проникновения в жизнь взрослых дети начинают понимать, что взрослые взаимодействуют друг с другом, и желание воспроизвести их жизнь побуждает детей присоединить к игре своих друзей. Появляется необходимость организации игры, в которую включено несколько ролей, и возникает потребность обсудить ход и правила игры с другими детьми. В младшем возрасте предпосылкой к началу игры выступает предложение взрослого или полученные впечатления. Как правило, игры непродолжительны. Они длятся до 10–15 минут. Все это характеризует 1 уровень развития игры, основным содержанием которого являются игры — действия с предметами.

    В среднем дошкольном возрасте в играх появляются маленькие группы по 2–3 человека (групповая форма организации), которым интересны одни и те же темы, игровые сюжеты. Тематика игр становится все более обширной. В игру включаются элементы общественной жизни. Сюжеты усложняются — становятся развернутыми и разнообразными. Для детей главным в сюжете становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети стараются передать характерные особенности изображаемого персонажа посредством движений, мимики, жестов, интонации. Ролевое взаимодействие в игре весьма длительное — до 40–50 минут. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, с легкостью дают им и воображаемым предметам словесные обозначения. Значительная роль при организации игры принадлежит взрослым, однако их помощь не должна быть навязчивой. Детям нельзя предлагать готовые образцы игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтных ситуаций воспитатель помогает их разрешить. Постепенно дети учатся управлять игрой и организовывать ее самостоятельно. Вышеперечисленное характеризует 2 уровень развития сюжетно-ролевой игры. Суть игры заключается в действии с предметом, которое разворачивается более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая обозначена словесно. Последовательность действий становится правилом.

    В возрасте 5 -6 лет сюжетно-ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и ситуации, которые находятся за рамками их личного опыта, они хотят воспроизвести события, происходящие в жизни страны и всего мира. В играх дети объединяют знания, полученные из личных наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Дети заранее распределяют роли, выбирают материал для игры. У детей насчитывается 7–10 ролей в играх, из них 2–3 являются любимыми. Иногда из-за большого количества ролей дети не успевают развить сложный сюжет и осуществить до конца задуманные действия своих ролей, в результате чего возникает конфликт. В этот момент необходимо вмешательство воспитателя, а детям следует остановить игру и определить ее дальнейшее развитие. В этом возрасте в играх воспроизводятся реальные отношения из окружающей жизни через словесное общение, поэтому часть действий выполняются детьми словесно. В 5–6 лет для детей очень важно соблюдение правил игры. Если кто-то не желает соблюдать их или не знает как справиться с ролью, остальные участники игры это сразу же замечают. Все это характеризует 3 уровень развития игры, на котором основным содержанием игры остаются также действия с предметами, однако они дополняются действиями, которые направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

    В 6–7 лет игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Соотношение ролевых и реальных взаимоотношений принимает сложный характер. В этом возрасте можно выделить организаторов игр — это дети, которые знают много сюжетов и пользуются авторитетом. Как правило, они принимают главную роль. Но иногда такой ребенок может выбрать и второстепенную роль, продолжая при этом «вести» всю игру, определяя и контролируя действия остальных. У детей старшего дошкольного возраста развивается режиссерская разновидность сюжетно-ролевой игры. Режиссерская игра является одиночной игрой, в которой используется опыт совместной. В ней ребенок не принимает на себя ни одну из ролей, а занимается режиссированием.

    Он разделяет роли между игрушками, а сам только передвигает их, придумывает сюжет игры и диалоги между персонажами. Сложность сюжетов в таких играх может быть весьма высокой. Например, сражение целой армии, в которой есть генералы, офицеры, разведчики, которая составлена из игрушечных солдатиков всадников, пушек, танков. Кроме сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте значительными становятся подвижные и дидактические игры. Их общая особенность состоит в том, что в данных играх существуют четкие правила. Смысл данных игр для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Все это соответствует 4 уровню развития игры, основным содержанием которого являются игры, отражающие отношения и взаимодействие взрослых друг с другом.

    Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

    Билет № 35 Спланируйте предварительную работу для сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Библиотека». Перечислите предполагаемые роли.

    Предварительная работа:

    1. Экскурсия в библиотеке;

    2. Ситуативный разговор: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если б не было книг?;

    3. Правила поведения в общественных местах;

    4. Викторина по русским сказкам;

    5. Изготовление формуляров, бирок.

    Подготовка к игре:

    - оформление игровой зоны;

    - формуляры;

    - книги;

    - телефон;

    - бирки;

    - тетрадь;

    - фуражка;

    - ручки.

    Методические приемы:

    - диалоги;

    - распределение ролей;

    - монологи;

    - загадки;

    - оценки поведения играющего;

    - стихи;

    - вопросы;

    - беседа до и после игры;

    - совет, подсказка.

    Предполагаемые роли:

    - заведующая;

    - библиотекари;

    - читатели;

    - гардеробщик;

    - водитель-курьер.


    написать администратору сайта