Главная страница

Доклад русский. Роль взрослого в формировании ребенкачитателя


Скачать 20.29 Kb.
НазваниеРоль взрослого в формировании ребенкачитателя
Дата08.05.2022
Размер20.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад русский.docx
ТипДоклад
#517562

Выполнила студентка группы ПНК 402

Епифановская Алёна Алексеевна
Доклад на тему

«Роль взрослого в формировании ребенка-читателя»
На современном этапе обучения чтению качественно меняется роль взрослого в организации деятельности детей. Рассматривае­мые программы дают основание говорить о трех принципиаль­ных аспектах такой деятельности. Во-первых, традиционное непо­средственное участие в обучении детей чтению, во-вторых, организация живых впечатлений детей, в-третьих, организация творческой деятельности детей. Остано­вимся на каждом из этих аспектов. Обучение чтению - са­мое привычное в деятельности учителя направление. Как отмеча­лось выше, оно предполагает работу над навыком чтения, над восприятием художественного текста и работу с детской книгой. В результате такой целенаправленной работы на всех трех уров­нях на завершающем этапе обучения в начальной школе будет сформирован квалифицированный читатель, т.е. читатель, кото­рый владеет всем набором необходимых навыков для продуктив­ного чтения. Однако нельзя забывать, что квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется в ус­ловиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослого, которому небезразлично духовное развитие ребенка. Чтение взрослого для себя в присутствии ребенка, вместе с ним, совместные переживания, вызванные произведением, обсуждение прочитанного - все это в итоге способствует началу литературно­го развития и образования ребенка.

Однако не всякое чтение формирует читателя. В.А. Левин пишет: «... просто чтение только тогда ... приносит младшим школьникам радость и сохраняет у них приоритетную в дошкольном детстве любовь к книге и эмоциональность восприятия литературы... когда взрослый обеспечивает соблюдение некоторых методических условий». Коротко остановимся на них:

  1. Отобранные для чтения произведения должны быть подлин­но художественными, т.е. такими, которые интересны и ребенку, и взрослому, а главное - они должны нравиться читающему взрос­лому. При этом совсем не обязательно, чтобы эти произведения были адресованы детям 6-10 лет. Они могут быть предназначены дошкольникам или взрослым читателям (конечно, при этом дол­жен соблюдаться принцип посильности). Сначала для чтения вслух нужно выбирать небольшие по объему произведения, по­степенно объем произведений будет увеличиваться, и впоследст­вии одно произведение можно читать в течение нескольких уро­ков. Отбор учебного материала на первых порах производит учи­тель. Однако постепенно к этому должны привлекаться ученики.

  2. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Учитель должен суметь передать свое положительное отношение к читаемому, по­этому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм.

  1. При чтении необходимо улавливать настроение детей, заме­чать, все ли понятно, увлечены ли, нет ли усталости. Иногда полез­но предложить детям задать вопросы о том, что им непонятно, или коротко прокомментировать непонятное место: «Вы, конечно, дога­дались, что...». Такой комментарий не должен нарушать непосред­ственного читательского переживания. Если произведение не заинте­ресовало детей и они не включаются в его восприятие, чтение нужно прекратить и возвратиться к этому тексту только по просьбе детей.

  2. Чтение следует сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозиро­вание ситуации (например: как вы думаете, что будет дальше? Или: что автор пишет дальше?). Этот прием эффективен перед не­ожиданным поворотом событий, неожиданной рифмой или дру­гими находками автора, так как такие вопросы помогают оценить замысел автора. Иногда они (особенно на начальных стадиях обу­чения) могут быть заменены комментариями читающего взрослого. Приведем пример. Допустим, с детьми читается стихотворение В. Бирюкова:




Текст

Комментарий учителя

Ива

- Вспомним, как выглядит это дерево. Обычно оно растет у реки, у него тонкие, гибкие ветви, которые склоняются к воде. Часто иву сравнивают с девушкой, а ее длин­ные ветви - с девичьими косами.

Плачет ива у обрыва.

- Интересно, о чем же она может плакать: чем-то

расстроена?

Кто-то обидел ее? О чем-то грустит?

- Кем обижена ты, ива?

- Действительно, кем же она может быть обиже­на? Давайте выскажем предположения. (Дети высказывают.)

Видно, ветер, по при­вычке, Дернул иву за косички.

1-й вариант (если предположения детей близки к авторскому тексту): Мы догадались! Значит, ав­тор в стихотворении выразил то, что мы увидели, почувствовали. Он воссоздал в стихотворении знакомую нам картину.

2-й вариант (если дети не высказали близких к тек­сту предположений): Мы не догадались, не пред­ставили авторской картины. Автор помог нам по-новому, неожиданно увидеть иву у обрыва.

После такого «комментированного» чтения произведение должно быть прочитано еще раз целиком.

  1. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по же­ланию перечитывать его, рассматривать книгу, в которой оно по­мещено, еще раз переживая прочитанное.

  2. И наконец, надо соблюдать золотое правило «просто чте­ния» - завершать его, пока детям не надоело слушать и они хотят продолжать чтение.

В методике В.А. Левина выдвигается интересная идея о жела­тельном присутствии среди учащихся «второго взрослого», т.е. взрослого, который учится вместе с детьми, воспринимает все про­исходящее «со стороны детей». Это может быть кто-то из родите­лей, или воспитатель группы продленного дня, или старший уче­ник.

Хорошо, если во время «просто чтения» среди детей будет на­ходиться «второй взрослый». В процессе чтения «второй взрос­лый» должен внимательно слушать, не скрывая своих читатель­ских переживаний, но в то же время не играя в них. Он должен быть участником занятия: отвечать на вопросы, сам задавать их, рассуждать наравне с детьми о прочитанном. «Второй взрослый» демонстрирует детям эмоциональный настрой восприятия произ­ведения, как бы показывает, «как надо воспринимать произведе­ние», дает наглядный пример уважительного отношения к худо­жественному произведению. Действуя вместе со «вторым взрос­лым», ребенок имеет перед собой своеобразный ориентир в чита­тельской деятельности и в то же время находит во взрослом чита­теле поддержку своим переживаниям, единомышленника, разде­ляющего его чувства и мысли. Понятно, что «просто чтение», с одной стороны, помогает на­коплению у детей разнообразных читательских переживаний, при­обретению читательского опыта, связанного с восприятием произ­ведений разных жанров, разной тематики и разных авторов, что, несомненно, уже с первых шагов обучения расширяет читательский кругозор ребенка. С другой стороны, такое «просто чтение» при­учает к совместной деятельности со взрослым, со сверстниками и с младшими: к совместному размышлению, обсуждению, воссозда­нию изображенных картин, что формирует умение выслушать дру­гого, понять его точку зрения и высказать свою.

Таким образом, литературное развитие детей состо­ится, если традиционное обучение чтению будет протекать на фо­не регулярного совместного со взрослым чтения и переживания художественного произведения. Важно знать какую роль играет взрослый человек в формировании ребёнка-читателя, помимо этого необходимо знать и применять на практике методы, которые помогут привить интерес к чтению. А самое главное, что в обучении чтению должны иметь место параллельно все виды деятельности, иначе усилия по формированию читателя не увен­чаются успехом.


написать администратору сайта