Главная страница

Анализ и конспект работы Т. Парсонса “О теории и метатеории”. ММНРС_Парсонс. Конспект Парсонс Т. "О теории и метатеории"


Скачать 11.95 Kb.
НазваниеКонспект Парсонс Т. "О теории и метатеории"
АнкорАнализ и конспект работы Т. Парсонса “О теории и метатеории
Дата27.09.2022
Размер11.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаММНРС_Парсонс.docx
ТипКонспект
#698976

Новикова Виктория, 54 группа

Конспект

Парсонс Т. “О теории и метатеории”

Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) является одним из ярких представителей структурно-функционального анализа. Посредством данного подхода, он систематизирует социетальный уровень жизнедеятельности общества, тем самым вносит определенную структуру изучаемых явлений и процессов, при этом выделяя функции каждого элемента структуры. В рамках своей научной деятельности американский социолог преподавал в Гарвардском университете (1927-1973 гг.), где создал отдел социальных отношений и занимал должность декана социологического факультета (1946 г.)1. Основные труды Т. Парсонса - “О структуре социального действия”2, “Система современных обществ”3.

Произведение автора “О теории и метатеории”4 (1979/80 г.) появилось в ответ на теоретическую дискуссию американской социологии. В начале работы Т. Парсонс сам обозначает цель работы: “попытаться в общей форме высказаться относительно известной истины о том, что для соответствия требованиям науки теория должна быть не только достаточно согласована с эмпирическими фактами, но и иметь достаточное обоснование в том, что чаще всего мы называем философской позицией”. Основная идея статьи заключается в разграничении уровней теоретизирования, создания “специальной” (метатеоретической) теории и “системы координат” для ее анализа.

К основным частям работы можно отнести: различение субъекта и объекта, замечания о переменных образцах ориентации действия, рефлексия четырехфункциональной парадигмы. Как уже в конце произведения пишет автор, именно данные положения “не составляют теории в обычном смысле слова”, актуализируя создание метатеорий.

В рамках работы также выделяются подчасти, которые являются предпосылками создания и последующей рефлексии Т. Парсонса о своей четырехфункциональной теории. Так, анализируя смыслы и значения социального действия и соотношение объекта и субъекта, автор сначала рассматривает ядро понимающей социологии М. Вебера, которое базируется на двух относительно противоречивых (по мнению студентов) позициях: 1) “Вебер определял социологию как научную дисциплину.., которая, в первую очередь, должна попытаться понять…действия индивидов, особенно в их социальных отношениях друг к другу”; 2) “Вебер считал, что социология помимо субъективных мотивов должна развивать каузальные объяснения процесса действия, его направления и последствий”.

Далее Т. Парсонс акцентирует свое внимание на ясперовской версии кантианской точки зрения (где категории познания рассматриваются как трансцендентальные по отношению к чувственным данным) для противопоставления субъекта и объекта, при этом уточняет, что “кантианство было общим связующим звеном между Ясперсом и Вебером”. Именно теория Ясперса продолжает концепцию Вебера и смещает фокус исследователя с выбора типа “либо-либо” в пользу поиска методологических компонентов в социологию. В основе синтеза познающего субъекта и познаваемого объекта (а также ситуационного мира, в котором осуществляется действие) лежит трансцендентальный компонент эмпирического познания, взятый у Канта и посткантианских теоретиков, на которых собственно и опирался Ясперс. Так, происходит баланс между дискуссионными субъективизмом и объективизмом, поскольку оба подхода важны в рамках социологической теории.

В продолжении мысли, Т. Парсонс противопоставляет концепцию “Канта-Вебера-Ясперса” теории бихевиоризма: “мышление Канта - Вебера - Ясперса предполагает не просто некую «нейтральную идейную полосу»…, но и...существование обширной, по-настоящему объединяющей их теоретической платформы”. И далее автор постепенно приходит к основным принципам метатеоретической позиции:

  1. для успешного познания необходимо некоторое сообщество познающих, способных общаться и обмениваться информацией друг с другом”;

  2. наиболее отличительным свойством социальных наук будет то, что изучаемые ими сущности должны рассматриваться и как объекты, и как действующие субъекты и что это двуединство применимо к их ориентациям друг на друга, а также к отношению наблюдателя с объектами его наблюдения”;

  3. Следовательно, “«субъективные состояния сознания» должны поддаваться объективации (тот пункт, на котором застряло бихевиористское движение)”.

Далее Т. Парсонс затрагивает теории информации и кибернетики, которые внесли “огромный вклад в расчистку бесконечных завалов разноречивых мнений относительно материальных и идеальных факторов в человеческой деятельности”, также проблему экономического действия Вебера для дальнейшего рассмотрения замечаний о переменных образцах ориентации действия. Роль кибернетики актуализируется тем, что единицы информации порождают разнообразные структуры, которым помимо количественных оценок можно приписывать смысловое содержание. В этой связи автор также рассматривает семиотическую проблематику за пределами колличественной теории: “к категории информации, отличаемой в кибернетической теории от энергии и материи, должна быть добавлена категория значения (смысла) на уровне абстракции, подобном лингвистическому уровню”.

Впоследствии Т. Парсонс проводит некую рефлексию четырехфункциональной парадигмы, выделяя новую схему субъективных ориентаций и отношения к объектам ситуации: “если бы каждый из двух комплексов переменных образцов ориентации, а именно комплекс, характеризующий субъективные ориентации, и комплекс, характеризующий модальности познавательного отношения к объектам ситуации, удалось истолковать в категориях функционального анализа, то они соединились бы в некоем третьем комплексе, который и стал бы четырехфункциональной парадигмой”. Завершается работа поднятием проблемы “пустых ячеек” в образовавшейся новой теории, рассмотрением компонента “целеполагания”, последними разработками о времени, а также выводами относительно необходимости создания метатеории (поскольку вышеизложенные положения не “не составляют теории в обычном смысле слова”).

Стоит отметить, что в рамках прочтения статьи Т. Парсонса достаточно сложно выделить спорные моменты, поскольку его теория в целом является достаточно абстрактной и теоретизированной, что является основой критики его трудов тем же Мертоном и др.

Таким образом, Т. Парсонс делает безусловно важный синтез в рамках теоретического уровня познания социологической мысли, достаточно логично опираясь на множество теорий и школ. Тем самым он выделяет новую область методологии (в рамках немецкой традиции) - метатеорию и разграничивает уровни теоретического анализа в целом.

1 Добреньков В.И., Осипова Н.Г. История западной социологии (20-60-е гг. XXв.) //М.: Академический проект, 2012.

2 Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.

3 Парсонс Т. Система современных обществ/Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.

4 Парсонс Т. О теории и метатеории //Теоретическая социология. Антология. - М.: Университетский дом.

2002. Т. 2. С.


написать администратору сайта