Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий Практическое занятие 1 Выполнил

  • Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

  • Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего

  • Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования

  • Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

  • Титульный лист (6). Мазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие


    Скачать 399.5 Kb.
    НазваниеМазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие
    Дата09.02.2023
    Размер399.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТитульный лист (6).doc
    ТипЗанятие
    #927442
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

    Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий

    Практическое занятие 1


    Выполнил:

    Обучающийся Преподаватель:

    Мазаева Анастасия Андреевна

    Практическое занятие 1

    Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

    Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.

    Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?

    Социализирующая функция массовой культуры заключается в том, что она через главные свои элементы и инструменты: телевидение, кинематограф, популярную литературу - формирует у молодых людей представление о жизненном успехе, определяет ценности молодых, меняет установки взрослых, предлагает модели поведения, изменяет представления о социальном статусе, престиже, формирует образы успешного человека.

    Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность куль­турных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни.

    Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антро­пологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры.

    Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете.

    В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер.

    Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.

    Современная массовая культура и её влияние на человека, https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-massovaya-kultura-i-eyo-vliyanie-na-cheloveka

    В данной статье рассматривается массовая культура как одно из наиболее примечательных и характерных явлений современного мира. Анализ включает в себя изучение понятия поп-культуры, взаимодействия человека с ней, её источников и оказываемого культурой влияния.

    Массовая культура как «дух» современности, Приходько, Е. А. Массовая культура как «дух» современности / Е. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3340/ (дата обращения: 30.10.2022).

    Акцентируя внимание на позитивных аспектах развития массовой культуры, отметим, что массовая культура делает высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирует его.

    Исключив человека из «большой» истории, массовая культура предоставила ему иные возможности самоидентификации. Свое самоопределение человек, как известно, обретает лишь посредством связей. И массовая культура связала человека с миром в целом. Она дала человеку возможность узнать то, чего он, ограниченный физическими условиями пространства и времени, ни при каких обстоятельствах не мог знать раньше.

    Мир как целое перестал быть для человека туманным образом или логической конструкцией.

    Он явился ему на экране суммой живых картинок и заговорил на разных языках, изменив его представление о пространственно-временных связях и современности.

    Следовательно, сегодня необходимо стимулировать внутрикультурный диалог между высшей и низшей культурами, ведь массовая культура может быть не только «мертвой», но и «живой».

    Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям, не заслоняя и не подменяя профессиональной виртуозностью гуманистический смысл, содержание предлагаемых ею образцов, произведений, норм и т.п.

    Она и должна быть взята за основу изменения качества повседневного бытия людей, их сознания и образа жизни.

    Это даст импульс для развития культуры в целом и преодоления тех образцов массовой культуры, которые выступают как антигуманные по своему внутреннему содержанию формы.

    По мнению В.В. Сергеева, сохранение и обеспечение безопасности духовной культуры – необходимое условие, позволяющее России и россиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, традиции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывавшиеся на всем долгом пути исторического развития.

    Большинство же СМИ, распространяющие продукты массовой культуры, в современной России находятся вне контроля государства и институтов гражданского общества.

    Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить свое внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и на предупреждении, пресечении и профилактике духовного, виртуального терроризма, экстремизма и сектантства.

    Современная массовая культура, https://center-yf.ru/data/stat/sovremennaya-massovaya-kultura.php

    Существует достаточно разветвленная система индустрии массовой культуры, которая включает в себя следующие подразделения:

    • средства массовой информации - СМИ (практически все частные каналы радио и телевидения, газеты и журналы существуют за счет рекламы потребительских товаров и услуг);

    • система организации и стимулирования массового спроса на продукцию (реклама на улицах, в транспорте, индустрия моды);

    • индустрия здоровья (формирование имиджа здорового образа жизни);

    • индустрия досуга (туризм, книгоиздания, популярная музыка и др.);

    • международная компьютерная сеть Internet;

    • массовая социальная мифология (интересно наблюдать за развитием этого жанра в последнее время в Украине: выходят многочисленные материалы о жизни кумиров, распространяются мифы, псевдонаучные учение, где сложные или недостаточно исследованы проблемы сводятся к простых объяснений, типа: влияние пришельцев из космоса, звезд, знаков зодиака, предсказания Нострадамуса).

    В массовой культуре есть немало значимых, даже выдающихся произведений, которые необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев.

    Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой?

    В. П. Руднев, автор "Словарь культуры XX века", подчеркивает, что обе культуры - как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения.

    Массовая культура как первичная воссоздает образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система.

    В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

    Так, сняв кассовый фильм "Парк юрского периода", знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил на фундаментальную картину "Список Шиндлера", который рассказывает о трагедии холокоста. Успех "Сибирского цирюльника" М. Михалкова дает возможность возродить неприбыльное российское документальное кино.

    Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная.

    Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI ст.

    Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования

    Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.

    Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

    Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации.

     

    Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

    Цель таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции.

    Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач:

    • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

    • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

    • формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

    • укрепление здоровья детей;

    • формирование опыта организации содержательного досуга.

    Содержание культурно-досуговой программы связано с:

    • приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

    • овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

    • развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

    • постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

    • воспитанием гуманности, толерантности;

    • формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

    • освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

    То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ. В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

    1.     приобщением детей к художественной культуре;

    2.     воспитанием у них культуры общения;

    3.     формированием культуры организации досуга;

    4.     обучением их основам культуры быта.

    Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

    Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

    У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

    1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

    2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

    3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

    4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

    Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

    Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург).

    Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

    I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным.

    Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации: всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

    II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте.

    Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению.

    Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности; игры на восприятие друг друга; спортивные игры, туризм; вечеринки; встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы); система зарабатывания каких-либо благ; праздники; драматизация.

    III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя.

    На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом.

    В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища.

    Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов.

    Это могут быть: вечера современной музыки; диско-шоу; вечера авторской песни; спортивные игры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

    Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

    Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

    1.     информационной насыщенности;

    2.     эмоциональности;

    3.     массовости;

    4.     активности;

    5.     диалогичности;

    6.     преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

    Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны.

    В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы; упражнения; обсуждения; создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.); театрализации.

    Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата.

    В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

    • осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

    • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

    • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

    • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

    • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

    • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

    • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

    • формирование традиций образовательного учреждения.

    Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.

    С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

    В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

    • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

    • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

    • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

    • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

    • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

    • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

    • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

    • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

    • оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

    • при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    • участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта