Главная страница

Контрольная работа. Контрольная Исполнительство. Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе


Скачать 51.68 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе
АнкорКонтрольная работа
Дата12.05.2023
Размер51.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная Исполнительство.docx
ТипКонтрольная работа
#1124528


Областное Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования

«Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»


Организация детской исполнительской деятельности в ДОО


Контрольная работа

по дисциплине «Дошкольная педагогика»

в рамках курсов по профессиональной программе

профессиональной переподготовки
«Педагогическое образование. Профиль «Дошкольное образование»»
Слушатель: Фамилия Имя Отчество слушателя

(полностью)

г. Томск

2020 г.

Введение
Еще несколько десятилетий назад музыкальное обучение в понимании общества выполняло лишь узкоспециальную роль – обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Однако с изменением парадигмы образования с авторитарно-императивной на гуманную, его основной и важнейшей целью стало развитие личности ребенка через занятия музыкой [4]. Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования [6, с.2], построение образовательной деятельности в дошкольных учреждениях определяется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Современная практика работы с детьми в детском саду показывает, что одним из видов предпочитаемой деятельности дошкольников, после игровой, является деятельность исполнительская – пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение процесса организации детской исполнительской деятельности в дошкольных учреждениях на современном этапе.

Цель исследования: изучить систему организации детской исполнительской деятельности в ДОО.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста;

  2. Рассмотреть вариативные технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

  3. Сформулировать рекомендации музыкальным руководителям и воспитателям.

  1. Особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее результатов для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам организации детской исполнительской деятельности.

Организация детской исполнительской деятельности в дошкольном учреждении
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. При этом наиболее естественным занятием для дошкольного возраста становится именно исполнительство. В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности. Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку [3, с. 14]. Для дошкольников музыкальное исполнительство – это способ выражения своей индивидуальности через песню, танец, игру. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.

Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями:

  1. Умения, необходимые для любого вида музыкального исполнительства (общие):

    • умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз;

    • умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

    • умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.);

    • умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.

  1. Специальные технические умения, необходимые для разных видов музыкальной деятельности: певческие, инструментальные, танцевальные [1, с. 225].

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности [2, с. 24].

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к их повреждению [5, с. 44].

Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера [3, с. 57]. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства:

  • жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);

  • характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);

  • средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр.

  • музыкальную форму (2- и 3-частная).

Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке [5, с. 48].

Педагогические технологии организации детской исполнительской деятельности воспитателем в логике развития общих исполнительских умений ребенка базируются на следующих принципах:

  1. Принцип гуманизации, предполагающий учет личности ребенка;

  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  3. Принцип учета музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской исполнительской музыкальной деятельности;

  4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия;

  5. Принцип педагогической поддержки ;

  6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;

  7. Принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников;

  8. Принцип отбора музыкальных произведений в соответствии со следующими критериями:

    • учет детских музыкальных интересов;

    • учет деятельностной природы ребенка;

    • учет эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки;

    • учет индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком;

    • разнообразие задач, решаемых в процессе исполнения музыки.

  1. Принцип продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников;

  2. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.

  3. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости [1, с. 233-235].

С учетом указанных принципов можно выделить несколько технологий развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности, реализовывать которые целесообразнее в музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и бессюжетных игр. Данные технологии были разработаны авторами А. Г. Гогоберидзе, В .А. Деркунской и представлены в учебнике «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» [1, с. 235-245].

        1. Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников.

Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

Этапы технологии

1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.

2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и деятельностного выражения эмоционального отношения к нему.

3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

Методы:

  • Беседа с детьми на тему: «Какой бывает музыка?»

  • Игры-упражнения «Певцы и танцоры», «Угадай, кто я?», «Хоровод», «Нарисуй музыку», «Снежинки» (см. Приложение).

Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.

        1. Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

Цель: развитие общих и специальных музыкально-исполнительских умений старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

Этапы технологии

1 этап — игровой этап — «ритм-слово» связан с решением задач:

  • понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам;

  • определять ударение и расположение его в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Иностранцы», «Солнышко встало», «Про монтера, про Егора» (описание игр см. в приложении).

2 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест» решает задачу воспроизводства ритмического рисунка слов, озвучивания стихотворных строк с помощью звучащих жестов.

Рекомендуемые игры: «Тишина», «Музыкальный ежик», «Мишка», «Дождик».

3 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование» направлен на решение задачи, связанной с самостоятельным подбором и выкладыванием ребенком карточек, изображающих долгие и короткие звуки в соответствии с ритмом музыкальной фразы.

4 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение» направлен на точную передачу ребенком ритмического рисунка мелодии с помощью самостоятельно выбранного детского музыкального инструмента.

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры на 3-м и 4-м этапах: «Научим матрешек танцевать», «Определим по ритму», «Дорожка»

5 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2», на котором ребенок придумывает, подбирает и выполняет движения в соответствии с ритмом и характером музыки, выделяя сильную долю. Педагог предлагает детям одну из последовательных цепочек воссоздания ритма в движении, ориентируясь на индивидуальные возможности и способности детей, их интересы. Рекомендуемые игры: «Охотники», «Погуляем», «Я иду к тебе».

6 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2-импровизация», на котором развивается самостоятельная исполнительская деятельность дошкольника, творческая активность. Это заключительный этап, который связан с творческим самовыражением ребенка в исполнительской деятельности, музыкальной импровизации.

  1. Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

Цель: развитие общих и специальных певческих умений детей старшего дошкольного возраста.

Этапы технологии:

1 этап — знакомство детей с музыкально-дидактическими играми и дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений с их помощью.

2 этап — знакомство детей с игровыми певческими упражнениями и дальнейшее развитие певческих умений с их помощью.

3 этап — создание непринужденной обстановки на музыкальных занятиях, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

Данная технология может быть реализована как музыкальным педагогом, во время занятий, так и воспитателем в свободной деятельности в контексте решаемых им задач. Развитие музыкально-слуховых представлений (звуковысотный, тембровый и ритмический слух) возможно в ходе интересных игровых действий с музыкально-дидактическими играми, которые основаны на определенных практических действиях (показать, найти, сыграть, составить, вложить). Рекомендуемые музыкально-дидактические игры (см. приложение):

  • для развития ритмического слуха: «Веселые матрешки», «Определи по ритму», «Прогулка»;

  • для развития звуковысотного слуха: «Три поросенка», «Ступеньки»;

  • для развития тембрового слуха: «Догадайся, кто поет?», «Слушаем внимательно».

Перед разучиванием песен воспитатель на предварительном этапе занятия также работает над развитием общих исполнительских умений дошкольников — художественно-эмоциональным восприятием музыкального образа предлагаемых песен, пониманием (декодированием) этих образов, деятельностным выражением эмоционального отношения к ним, интерпретацией и созданием музыкальных образов песен в разных видах музыкальной деятельности.

Таким образом, при эффективной организации детской исполнительской деятельности на занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. Это позволяет заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.
Заключение

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения музыкальных номеров на праздниках и конкурсах в подготовительной – педагогами организована огромная работа по музыкальному развитию, обучению. Для каждого из видов музыкальной деятельности, будь то восприятие, исполнительство, творчество или музыкально-образовательная деятельность, разрабатываются разнообразные технологии и методики, направленные на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом. В настоящей работе были проанализированы особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста, рассмотрены вариативные технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, предложенные А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской. На основе изученного материала можно сформулировать следующие рекомендации педагогам дошкольных учреждений по развитию общих исполнительских умений детей:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетичекие переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке (исполнять без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Следует всегда помнить о том, что период дошкольного детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей. Приоритетной задачей педагогов дошкольного учреждения является поддержка творческой инициативы, предоставление ребенку возможности самореализации в любом виде музыкальной деятельности.
Литература


  1. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

  2. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006 – 96 с.

  3. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Зимина – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.

  4. Маврин, А. С. Новые парадигмы развития образования в современной России // ОНВ. 2008. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-paradigmy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 22.02.2020).

  5. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т. А. Рокитянская. – Москва: Национальное образование, 2019. – 176 c.

  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Изд-во "Центр педагогического образования", 2014. - 96с.

Приложение

«Певцы и танцоры». 

Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.

Материал: упражнение проводится на базе хорошо знакомых детям современных песен популярных исполнителей. Используются отрывки четырех различных по характеру произведений: быстрая мажорная ритмичная песня; быстрая минорная песня с меняющимся ритмом; медленная минорная песня с устойчивым ритмом; медленная мажорная песня с меняющимся ритмом.

Ход игры: дети делятся на две группы (по 3 — 4 человека в каждой): одна группа — певцы, другая — танцоры. Группы размещаются одна напротив другой на расстоянии нескольких метров. Поочередно звучат четыре отрывка из популярных песен (продолжительность отрывков до полутора мин; продолжительность пауз между отрывками 5—7 с). Задача одной группы — изображать певцов, стоящих на сцене, используя характерную мимику, жестикуляцию, позы, ритмичные движения. Задача другой группы — изображать танцоров, выражая характер движений в соответствии , с особенностями музыкального произведения. Затем группы меняются ролями.

Примерный перечень песен: песни А. Пугачевой («Позови меня с собой», «Если бы не я»), Л. Агутина («Граница»), А. Губина («Такие девушки, как звезды»), группы «Иванушки Интернешнл» («Такое кино»), Валерии («Часики», «Черно-белый цвет»), группы «Корни» («Ты узнаешь ее», «С днем рождения, Вика») и др.
«Угадай, кто я»

Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения и раскрывать его через воображаемого персонажа, ситуацию.

Материал: используется 2 — 3 отрывка песен из мультфильмов или детских художественных фильмов (голоса персонажей должны быть узнаваемы).

Ход игры: детям предлагается прослушать отрывок, а потом рассказать, кто поет эту песенку, как его зовут, что он делает в фильме и т.д.

Примерный перечень песен: песни из мультфильмов «Голубой щенок», «Бременские музыканты», «Домовенок Кузя», «Летучий корабль», из кинофильмов «Приключения Электроника», «Буратино», «Приключения Петрова и Васечкина» и др.
«Хоровод»

Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки, о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.

Материал: 5 — 6 отрывков (продолжительность каждого отрывка 1 — 1,5 мин) различных по характеру русских народных песен (отрывки должны следовать подряд, по возможности без пауз).

Ход игры: дети встают в хоровод, звучит первый отрывок, и они начинают двигаться под музыку в одном направлении. Как только один отрывок сменяется другим, дети меняют направление, а также скорость и манеру движения в соответствии с характером музыкального фрагмента.

Примерный перечень песен: русские народные песни «Перепелочка», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», а также частушки, калядки и т.д.
«Нарисуй музыку»

Цель: развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в рисунке.

Материал: используется одна продолжительная лирическая композиция (не менее 5 мин) желательно в оркестровой обработке; необходимые для рисования принадлежности.

Ход игры: детям предлагается рисовать под музыку то, что они слышат, а затем рассказать, что они изобразили.

Примерный перечень композиций: авторские лирические композиции Эннио Морриконе, Фрэнсиса Гойи, Жана Мишеля Жарра, Поля Мориа.
«Снежинки»

Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии; развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).

Материал: 4 — 5 различных по характеру отрывков классических музыкальных произведений (продолжительность предъявления каждого отрывка 2 — 3 мин).

Ход игры: дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они — маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах теплого летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

Примерный перечень произведений: желательно начинать с классических произведений наиболее доступных детскому восприятию, например, произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», отрывки из балета «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и др.
«Имена и ритм»

Цель: учить детей определять наличие ударения в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

Ход игры

Вариант 1. Давайте поиграем! Хотите услышать свое имя? Нет, не как обычно вас зовут мама или папа, а по-другому. Это очень интересно, надо только постараться услышать имя и помочь ему по-новому зазвучать с помощью ваших ладошек. Но одно правило: давайте будем учиться это делать сначала вместе, а потом по очереди, не перебивая друг друга.

Итак, сколько слогов в имени Петр? Если слоги заменим хлопками, то сколько хлопков придется на имя Петр? Конечно, один. Давайте вместе скажем: «Петр!» А как звучит имя Таня? Сколько слогов? Сколько хлопков надо сделать? Верно, два. Какой слог в имени Таня ударный? Пропойте имя и сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет более протяжным. Разумеется, ударный слог — первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи-схеме вот такими значками-черточками: | |. Ударный хлопок будем подчеркивать снизу 1. Тогда слово Таня будет выглядеть так:

1 | Та-ня

А теперь попробуем отгадать, где на схеме зашифровано слово Петр, где Таня, а где На-та-ша.

Отстучите ритм по схеме, проговаривая слоги того или иного имени. Стук или хлопок должны совпадать с ритмом имени. Отгадали, молодцы! А можно ли различить по ритму имена, имеющие два слога, например Та-ня, Е-гор? Ведь количество слогов и хлопков будет в них одинаковым! Здесь все дело в ударных и безударных слогах. Найдите на схеме, где зашифровано имя Таня, а где — Егор. Теперь выберите себе карандаш любого цвета, нарисуйте такие же схемы и подпишите: Таня, Егор.

Вариант 2. А сейчас поиграем иначе. Произнесите свое имя, определите в нем число слогов, число хлопков, какой хлопок будет сильнее (а это тот, который придется на ударный слог), нарисуйте схему и подпишите свое имя.

Вариант 3. Поиграем еще вот так. Вы видите в одном столбце ряд имен, в другом — схемы ритмов этих имен. Надо нарисовать карандашом стрелки, соединяющие нужное имя со схемой его ритма.
«Давайте познакомимся»

Цель: научить ребенка понимать и слышать рифму, ритм слов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам.

Ход игры: воспитатель вносит игрушку — Петрушку из кукольного театра и обыгрывает ее появление:

Здравствуйте, детишки, девчонки, мальчишки: маленькие и большие, пухленькие и худые, — все сейчас я видеть рад, вашу группу, детский сад. Я — веселая игрушка, а зовут меня Петрушка!

А вас как зовут? Ой, не слышу, ну-ка громко, все вместе! Ой, тем более не слышу, вернее, не понимаю. Давайте по очереди будем знакомиться: я буду представляться вам, а потом вы мне. Только к имени своему надо еще какое-нибудь словечко придумать, а это будут две Иры, как же я их отличать буду? Ко всем детям по очереди подойду, только вы друг друга тоже внимательно слушайте, но не повторяйтесь.

Петрушка — игрушка! А ты кто? Не стесняйся, если что, мы с ребятами поможем тебе.

Маринка-мандаринка! — Молодец! Петрушка — игрушка! А ты кто?

Ваня...

Давай скажем: Ванюша —....— Ну придумай дальше сам.

Ванюшка — хлопушка! — Молодец!

Ванюшка-игрушка! А ты кто?

Лариска-сосиска! И т.д.

Молодцы ребята, а теперь научите меня как прохлопать мое имя, а то я не умею (дети показывают на примере своих имен).
«Найди друга»

Цель: учить детей понимать и слышать рифму, ритм слов, самостоятельно придумывать рифмы к словам; учить перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети собираются в большой круг. Воспитатель предлагает каждому ребенку назвать свое имя, придумав к нему рифму. Следующий за ним ребенок в кругу повторяет имена предыдущих детей и добавляет свое имя и т.д.

Теперь, когда все представились, выделите в своем имени первую букву, у кого какая. У кого-то поется и тянется — это гласная, а у кого-то наоборот. Сейчас вам предстоит найти друга, послушайте внимательно, как это нужно сделать.

Разойдитесь по группе и начинайте перемещаться по ней как хотите и в каком хотите темпе, при этом надо все время произносить первую букву своего имени: например, Л-Л-Л-Л (Лариса), или А-А-А-А (Алиса, Аня и т.п.). Произнося свою букву, необходимо прислушиваться к тем буквам, которые произносят другие дети. Когда вы услышите такую же букву, приближайтесь — это ваш друг. Так и получится компания друзей, у которых все имена начинаются с одной буквы.

Раз, два, три — начни!

После перемещений дети образуют подгруппы.

Примечание. Если ребенок имеет имя на букву, которая не повторяется в группе, то его партнером становится педагог или игрушка с вымышленным именем на ту же букву.

Друга (или друзей) вы себе отыскали, получилась у вас команда. Давайте мы поприветствуем друг друга. Для этого каждая команда придумает приветствие из слов, например «Хип-хоп», «Здравствуй!» и т.п., или из ритмического рисунка, который исполняется с помощью хлопков, притопов. Например: хлоп-хлоп-хлоп (хлопает); топ-топ-топ (топает).

Кто готов поприветствовать свою команду?

Чье приветствие больше понравилось?

Давайте вместе повторим его.

Молодцы! Дружные и веселые ребята в нашей группе!
«Подскажи слово»

Цель: учить детей различать рифму, самостоятельно придумывать рифмы к словам.

Ход игры: воспитатель показывает детям «чудесный мешочек», в который спрятались «слова-карточки»:

- Ребята, я буду слово называть, вам нужно рифму подобрать — слово подходящее, почти так же звучащее. Только друг друга не перебивайте, если что не так — друг другу помогайте!

Педагог вытаскивает слова из «чудесного мешочка», называет их, а дети придумывают рифму. Например (простой вариант):

Печка — свечка. Галка — палка — скакалка. Лесенка — песенка. Картинка — корзинка и т. п.

Усложненный вариант:

Лег Петрушка на ... (подушку),

Утром встал и съел ... (ватрушку, лягушку и т.п.).

У Петрушки есть ... (игрушки, подружки),

И они все ... (хохотушки, веселушки, попрыгушки) и т.п.

Подбери пару рифмующихся слов {усложнение):

снежок, плот, рост мост, лужок, флот;

песок, гладко, картина, сладко, машина, лесок.
«Иностранцы»

Цель: придумывать рифмованные слова, слышать ритм коротких рифмовок.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, повеселиться.

- Представьте, что все мы иностранцы. Каждый из нас приехал из своей страны и хочет поговорить с друзьями. Только договоримся выслушивать друг друга не перебивая. И еще все иностранцы должны говорить очень складно, в рифму, а слова можете придумать какие захотите. Я могу первой начать: азин, двазин, тризин, лизин или ома, пома, раскатома.

А теперь ваша очередь, господа иностранцы, прибывшие к нам из разных стран.

Примечание. Игра будет проходить на высоком эмоциональном уровне, если дети почувствуют себя уверенно и свободно.
«Солнышко встало»

Цель: познакомить детей с понятием «интонация» учить находить варианты произношения.

Ход игры: — Ребята, одну и ту же фразу можно произносить по-разному. Давайте отыщем как можно больше вариантов произнесения фразы «Солнышко встало». Попробуем сказать «Солнышко встало» радостно и грустно, сердито, ласково, вопросительно или утверждая. А теперь по очереди, не перебивая друг друга, начнем.

- Знаете, как мы это делаем? С помощью интонации! Интонация — это манера произнесения слова или звука, в которой отражены какие-то определенные чувства. Давайте еще попробуем, и тогда каждый получит в награду по «солнышку» (предварительно изготовленному из цветного картона). Все произносили по-разному, и солнышко у каждого получилось свое, особенное. Выберите цветной карандаш и нарисуйте своему солнышку глаза и ротик.

Усложнение игры. Когда варианты интонаций исчерпаны, переходим к пропеванию данной фразы разными «голосами». Например, предложите спеть эту фразу голосом медведя, лисы, птички, зайчика и т.д.

Предложите детям прохлопать фразу, придумать к ней рифму.
«Про Егора»

(модифицированный вариант игры Е. И. Юдиной)

Цель: учить ребенка понимать и слышать ритм слов, находить выразительные речевые интонации, пользоваться логическим ударением.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям историю о том, что жил-был некий монтер по имени Егор, чинил неисправности в моторах. Казалось бы, все ясно: монтер Егор чинит мотор. Но эту фразу можно прочитать по-разному. Например, можно выразить голосом, что чинит Егор — это слово «мотор», станет сразу ясно, что чинит он мотор (а не велосипед): монтер чинит мотор.

- А теперь, продолжает воспитатель, выделим слово «чинил», тем самым выясним, что делал Егор: монтер Егор чинит мотор (а не красит). Если мы выделим слово Егор, мы уточним, какой именно монтер чинил мотор, т.е. как его звали: монтер Егор чинит мотор (а не Иван и не Василий). Наконец выделим голосом слово монтер, станет ясно, кто чинил, какая профессия у этого человека: Монтер Егор чинит мотор (а не повар и не библиотекарь). Очень интересно, что во всех остальных случаях фраза одна и та же, а смысл каждый раз уточняется. Такое выделение отдельных слов называется логическим ударением. Без него невозможна выразительная речь и выразительное пение!

Давайте расставим логические ударения в следующих фразах:

Старая метла чисто мела.

Бабушка Людмила киселек сварила.

Дедушка Егор разрезал помидор.
«Тишина»

Цель: учить детей озвучивать стихотворные строки с помощью жестов, чувствовать ритм стихотворения.

Ход игры: педагог показывает детям картинку, на которой изображена спящая девочка, и обещает рассказать о ней, если они согласны помогать ему с помощью жестов. Дети свободно располагаются в группе.

Педагог. Вокруг тишина:

(Дети. Прижимают палец к губам.)

Тс-тс-тс! Маша спит одна.

(Показывают, как спит Маша.)

Очень тихо. Только где-то

(Прислоняют палец к губам.)

Шуршунчики шуршат: Шур-Шур-Шур

(Трут ладошкой о ладошку.)

Шуршунчики шуршат.

Очень тихо. Только где-то

Топтунчики стоят:

(Встают.)

Топ-топ-топ —

(Топают на месте.)

Топтунчики стоят.

(Останавливаются.)

Вокруг тишина...

Маша спит одна.

Очень тихо. Только где-то

Щелкунчики трещат:

(Щелкают пальцами.)

Щелк-щелк-щелк —

Щелкунчики трещат.

По аналогии дети вместе с педагогом добавляют и озвучивают свои варианты, например:

Педагог. Очень тихо.

Только где-то

Стукунчики стучат:

(Дети. Стучат кулачком о кулачок.)

Стук-стук-стук — Стукунчики стучат.

Очень тихо. Только где-то

Пыхтюнчики пыхтят:

(Ударяют ладонями по коленям.)

Пых-пых-пых — Пыхтюнчики пыхтят.

Очень тихо. Только где-то Чихунчики чихают

(хлопают в ладоши).

Ап-чхи, ап-чхи, Чихунчики чихают...

По аналогии дети придумывают: кашлюнчики, прыгунчики и т.д.

Педагог. Очень тихо. Только где-то

Ребятки кричат.

(Д е т и. А-а-а...)

Маша встрепенулась,

Вздохнула и проснулась.

Ничего не поняла, потянулась,

Спать легла.
«Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Ход игры

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

- Молодцы! А теперь посмотрим на этого ежика (показывает картинку или игрушку).

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча заковылял Домой.
«Дождик»

Цель: озвучивание стихотворения с помощью хлопков в ладоши, постукиванием по столу и т.п.; развитие фантазии.

Ход игры

Дети, сидя за столиками, выполняют примерные действия:

Хлопают в ладоши. Постукивают по столу поочередно двумя пальчиками. Постукивают сразу всеми пальчиками. Стучат ладонями по столу. Стучат ребром ладоней по столу. Поглаживают поверхность стола. Поднимают руки вверх (дважды).

Воспитатель.

Радостно, радостно, хорошо,

Весело, весело и легко!

Дождик закапал:

Кап, кап, кап.

Дождик заплакал:

Кап да кап, кап да кап.

Тучи гуще, дождик пуще:

Бум-бум! Трам-там-там!

Гром грохочет громко очень:

Тарарам, тарарам!

Тише, дождик, успокойся,

Нам гулять пора!

Снова, солнышко, откройся!

Ура! Ура!
«Научим матрешек танцевать»

Цель: учить детей в соответствии с ритмом: подбирать карточки, обозначающие долгие и короткие звуки, воспроизводить заданный ритм; придумывать свой ритмический вариант.

Ход игры: в игре принимает участие группа или подгруппа детей. У педагога или ребенка (ведущего) в руках большая матрешка, у остальных — маленькие.

Ведущий: большая матрешка учит танцевать маленьких. (Отстукивает несложный ритмический рисунок.)

Пусть маленькие матрешки потанцуют в этом ритме. (Матрешки танцуют сначала по очереди, потом все вместе.)

А теперь поиграем по-другому. Каждая маленькая матрешка уже научилась танцевать и придумала свой танец. Вам надо его «записать», т. е. выложить из карточек-лото и прислать большой матрешке, чтобы она проверила, правильно ли вы его записали, красивый ли получился ганец. Давайте будем внимательно слушать каждого, помогать и вместе проверять. Молодцы!
«Определим по ритму»

Цель: учить декодировать ритм с помощью карточек-лото, узнавать знакомые попевки по ритму.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых графически изображен ритмический рисунок знакомой попевки, а другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание попевки; музыкальные ударные инструменты.

Ход игры

Вариант 1. Ребенок (ведущий) или воспитатель исполняет ритм знакомой песни на одном из детских музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют попевку и картинкой закрывают пустую половину карточки. При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Вариант 2. Играющим выдается несколько карточек, поделенных на четыре части. На каждую из частей нанесен ритмический рисунок знакомой песни или попевки. У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания попевок. Он выбирает любой рисунок и проигрывает на инструменте ритм песни. Играющие должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто скорее закроет свои карты.

Вариант 3. Детям раздаются карточки с ритмом попевок и отдельно иллюстрации к ним. Каждый ребенок использует на музыкальном инструменте заданный ритм, соотнося его с попевкой, и выкладывает соответствующую карточку-иллюстрацию. Воспитатель проверяет правильность выполнения игрового задания. Выигрывает тот, кто первым верно выполнит задание.
«Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).
«Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.) Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем. Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!
«Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д. Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,

Д е т и. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Д е т и. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.


написать администратору сайта