Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие и структура правовой защищённости сотрудников ОВД

  • 2. Элементарные приёмы психологической самозащиты сотрудников ОВД

  • 3. Тактика и приемы противодействия провокациям

  • Список использованных источников

  • Пензин 3 вариант. Контрольная работа по дисциплине Основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел


    Скачать 43.45 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел
    Дата13.10.2022
    Размер43.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПензин 3 вариант.docx
    ТипКонтрольная работа
    #731883

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра «Правоохранительная деятельность»

    Контрольная работа

    по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел»

    Вариант № 2

    ПГУ 1.114040062.04.001

    Специальность - 40.05.02 Правоохранительная деятельность

    Специализация – Правоохранительная деятельность

    Выполнил студент ­__________ Кашаев Е.С.

    Группа: 20ЮДОП4

    Руководитель:

    к.ю.н., к.т.н., доцент _________Свечников Н.И.
    Работа выполнена с оценкой ___________

    Дата защиты_________________________

    2022

    Содержание

    1. Понятие и структура правовой защищённости сотрудников ОВД………3

    2.Элементарные приёмы психологической самозащиты сотрудников ОВД7

    3. Тактика и приемы противодействия провокациям………………….....….9

    Список использованных источников……………………………………..….11

    1. Понятие и структура правовой защищённости сотрудников ОВД

    Современная Россия переживает один из самых сложных периодов своей истории. Продолжающиеся процессы реформирования российского государства и общества обусловили коренные изменения в общественно-политической, социально-экономической, духовно-нравственной и других сферах. Эти изменения сопровождаются нарастанием кризисных тенденций, ростом коррупции и преступности, резким осложнением криминогенной ситуации в стране.

    Произошло резкое имущественное расслоение и поляризация российского общества, что вызывает социальное напряжение, сопряженное нередко с жестокими преступлениями против личности, рост имущественных и финансово-экономических преступлений. Развитие России как демократического правового государства связано с реформированием системы ее правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел.

    По их работе можно оценить степень признания государством незыблемости прав человека, а также определить серьезность его обеспокоенности проблемой личной безопасности граждан. Государственная защита личности, ее прав и свобод гарантирована Конституцией Российской Федерации. Сотрудники правоохранительных органов государства ежедневно вступают в противодействие с криминально активной, агрессивной частью населения. К сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом возрастает число погибших и раненых при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел. Это не может не вызывать озабоченность и говорит о необходимости особой защиты государством сотрудников органов внутренних дел 1.

    Правовая защита сотрудников, как деятельность государственных органов и должностных лиц системы МВД России охватывает две группы вопросов: правовую защиту сотрудников органов внутренних дел как представителей закона и государства; защиту прав и законных интересов личности сотрудника при прохождении государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел.

    Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел – это гарантированная государством совокупность социально-правовых норм, средств и методов, обеспечивающих стабильные условия функционирования системы органов внутренних дел, права и законные интересы ее сотрудников.

    Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции закреплены в главе 8 Федерального закона «О полиции»1, Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 и в других законах.

    Правовая защищенность - соответствие правовой и нормативной базы деятельности правоохранительных органов объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью.

    Принцип социально-правовой защищенности служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, — один из основных принципов государственной службы. Актуальность вопросов социальной защиты обусловлена объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения правопорядка, способной гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.

    Кроме того, социальная защита сотрудников правоохранительных органов является одним из условий антикоррупционной политики государства Особенностью системы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является специфика главного элемента данной системы — субъекта обеспечения, которым выступает сотрудник того или иного правоохранительного органа1.

    Охарактеризовать правовую защиту сотрудника ОВД возможно также посредством установления ее направленности, предмета и целей. В направленности правовой защиты сотрудников ОВД следует выделять внешний внутренний аспекты: правовую защищенность личного состава в повседневной оперативно служебной деятельности и обеспечение сотрудников различными видами довольствия, предоставление им и их семьям льгот и компенсаций. Приведенное замечание основано и справедливо с учетом отечественной формулировки части второй ст. 23 Закона ОВД, предписывающей сотрудникам ОВД принимать возможные меры пресечения правонарушений вне зависимости от времени и места нахождения сотрудника2.

    Объектом гарантирования правовой защиты сотрудника ОВД необходимо признать как статусные полномочия сотрудника ОВД, так и иные его права, подверженные нарушению в связи с выполнением им своих служебных полномочий. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность1.

    Итак, под гарантиями правовой и социальной защиты сотрудника ОВД следует понимать совокупность правовых средств, обусловливающих правотворческую и правоприменительную деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению правомерной реализации полномочий сотрудника ОВД, защиты, восстановления и компенсации его прав, нарушенных в связи с реализацией им своих служебных полномочий или правомерно ограниченных государством, в целях создания правового состояния, обеспечивающего эффективное функционирование системы ОВД2.

    2. Элементарные приёмы психологической самозащиты сотрудников ОВД
    Психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и менять ход мысли в позитивном направлении. Считается, что локализация негативных факторов, информации возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом человек эффективнее включается в ситуацию, что вытесняет беспокойство, негативные мысли и напряжение. Другими словами, человек должен перенести свою систему ценностей на уровень идеальных ценностей, а не находиться в системе ценностей витальных и социальных. Заявить данное положение нетрудно, но подойти к этому – достаточно длительный и трудный путь.

    В современной психологии утвердилась концепция, согласно которой бесконечное разнообразие эмоциональной жизни человека обусловлено взаимодействием всего лишь нескольких базисных эмоций. Каждая из них имеет свою валентность. В соответствии со знаками этой валентности выделяют четыре пары противоположных друг другу базисных эмоций: удовольствие – отвращение, радость – горе, торжество – гнев, уверенность – страх. Шкала эмоций является не линейной, а круговой. Схематически она выглядит следующим образом.

    Эта схема наглядно подтверждает правомерность традиционного деления всех эмоций на положительные (стенические) и отрицательные (астенические). К первым относятся те, которые способствуют душевному подъему, дают человеку энергию, усиливают волевую активность. Вторая группа эмоций ослабляет волю, снижает активность, предрасполагает к пассивным, оборонительным действиям, ухудшает организацию поведения.

    Следовательно, у психологически подготовленного человека положительные эмоции должны всегда преобладать над отрицательными.1 Иными словами, существуют такие духовные ценности, на которые есть смысл перенести «центр тяжести» сознания человека.

    Ученые с незапамятных времен догадывались о существовании некоего психического центра личности, направляющего и регулирующего жизнь каждого отдельного человека. Но только в двадцатом веке данную идею удалось доказать. Первым это сделал Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), назвавший такой центр «бессознательным». На большом фактическом материале он показал, что именно «бессознательное» (в которое также входят инстинкты) является источником, регулятором и «мотором» тех стремлений, которые направляют поступки человека. При этом они не осознаются людьми, либо осознаются в искаженном виде. Карл Юнг (1875 – 1961) совершил следующий шаг. Он обосновал идею, согласно которой бессознательное не просто побуждает человека совершать различные поступки, но и определяет их генеральную линию – стремление к душевному благополучию, радости, счастью. А поскольку все люди различны, постольку и логика их поведения чрезвычайно разнообразна. Понять ее смысл можно только одним способом – «залезть внутрь» человеческой души.

    «Внутреннее Я» постоянно сообщает сознательной части психики то, чего оно хочет. Средствами передачи этих сообщений являются интуиция, эмоции, фантазии, сны. Но, к сожалению, в европейской культуре принято не обращать внимание на такие послания. Нас с детства учат ценить логику, события окружающей жизни, материальные предметы – что угодно, только не свой внутренний мир. Поэтому мы, как правило, пренебрегаем интуицией и «наступаем на горло» своим мечтаниям и чувствам. А потом удивляемся собственной трусости, лени, слабоволию, постоянным сомнениям, вообще всем тем личностным недостаткам, что отравляют нашу жизнь, делают ее жалкой и постыдной.

    Но все это рассуждения на уровне философии. В плане психологической техники сказанное здесь означает следующее. Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо – хорошо, красиво – безобразно, справедливо – несправедливо, достойно – унизительно, и т. д.). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что главную роль в программировании играет окружающая социальная среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, сослуживцы и случайные спутники. А еще книги и журналы, фильмы и телевидение, слухи и мода. Короче говоря, общество стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику каждого человека в течение всей жизни.

    Когда мы говорим о самопрограммировании, то имеем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется конкретная доктрина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, освещает этот путь высшим смыслом. Дело в том, что профессиональная деятельность позволяет максимально удовлетворить глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные).

    Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.

    Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете, жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе – все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.

    «В самом деле, к чему фактически сводятся мечты «среднего человека», которого этологи красноречиво называют «голой обезьяной»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми ощущениями являются для него сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет «ловить кайф»! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке...

    Что здесь такого, чего нет у животных? Чем подобное поведение – в принципе – отличается от поведения животного. Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали». Может ли так прожить свою жизнь биомасса под названием «голая обезьяна»?

    Иными словами, требуется, чтобы какая-то идея восторжествовала над нашим животным началом. Люди поняли это давно. Далеко не случайно у японских самураев существовал подлинный культ смерти.

    Не бояться потери здоровья, комфорта, социального статуса и материального благополучия, смерти позволяют различные идеи. Для самураев главную роль играли понятия чести рода и личного долга перед господином. У современных европейцев определяющими являются иные понятия, например, самоуважение, долг перед семьей, служение политической организации и т. д.

    В суете и заботах повседневного бытия мы почти никогда не задумываемся о том, насколько важно человеку уважать самого себя. А. Е. Тараса в свое время – лет тридцать назад – глубоко поразил один случай, открывший глаза на значимость данной проблемы. Недалеко от его дома жил парень по кличке Аркан. Он успел уже провести года три за решеткой, весь был в наколках, с окружающими изъяснялся исключительно матерным языком, трезвым бывал редко, а чуть что – пускал в ход кулаки. Короче, все считали его очень крутым и старались не связываться. При всем при том он производил впечатление весьма тупого, грубого и бесчувственного субъекта, которого, казалось, не может прошибить ничто на свете.

    Но вот однажды его подловили парни из другой шайки, с которыми он где-то что-то не поделил. Крепко его избив, порезав лицо и грудь ножом, они предложили ему выбирать: либо он съест при всех кусок собачьего дерьма, либо его убьют. Аркан сильно испугался и предпочел первый вариант, после чего был отпущен. И что же? Он стал так сильно страдать от пережитого унижения, что через две недели повесился ночью на воротах своего дома. Оказывается, даже для примитивного, интеллектуально ограниченного человека, неспособного к тонким чувствам, существуют феномены идеального плана, которые дороже жизни.

    В связи с этим еще один пример экстремальной ситуации, основанный на фактах реально имевших место. Предположим, что вы прогуливаетесь со своей дочерью подросткового возраста где-нибудь в глухом углу лесопарка. Вдруг вас окружает шайка юных негодяев в количестве семи или восьми человек. Рожи у них гнусные, зато их много, и ростом они вас превосходят. Вдобавок у каждого есть либо нож, либо кастет. Короче, вам с ними не справиться, нечего даже надеяться на это. Они хотят изнасиловать вашу дочь все по очереди, а вам говорят: не дергайся, если жить хочешь. И вы отчетливо понимаете, что они вовсе не шутят.

    Так что же, вы будете безучастно стоять и смотреть? Или броситесь в бой, фактически на верную смерть? В жизни бывало и так, и этак. Однако, насколько известно, ни один мужчина из тех, кто считал себя крутым, но допустил насилие над своей дочерью (или женой, или любимой), после пережитого потрясения сколько-нибудь нормально жить больше не смог. Одни спивались, другие садились на иглу, у третьих ехала крыша и так далее. Не лучше ли было бы им сразу ввязаться в сражение, не размышляя о последствиях?

    Итак, сделаем вывод: существуют такие духовные ценности, которые на самом деле дороже жизни. Для верующего человека ими могут быть религиозные идеи; для людей, вовлеченных в политическую борьбу, – идеи общественной справедливости, патриотизма, верности вождям и т. п.; для воинов – самоуважение и долг перед близкими людьми. Важно для наших рассуждений не конкретное содержание подобных ценностей, а отчетливое понимание того, что в душе каждого человека есть нечто святое. Если он позволит другим растоптать свою собственную драгоценность, то никогда больше не сможет жить по-человечески. В практике достаточно часто приходится наблюдать, когда о человека «вытирают ноги», а он еще рассчитывает на признание и старается все больше понравиться, что вот-вот, еще немного, и он получит общественное признание. В итоге жизнь проходит, человек привыкает к унижению, смиряется с происходящим. В результате пропадает уважение окружающих, а затем и уважение к себе. Поэтому лучше не позволять никому покушаться на свое достоинство, чего бы это ни стоило.

    Талантливые писатели, знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу. Поэтому ограничимся всего одним высказыванием: «Мы не знаем и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе – ты живешь. Так или иначе – неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому стоит жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку – улыбкой. В любви и дружбе иди до конца, и всё, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай» (А. С. Грин).

    Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам, желательно самим человеком выбранным, а не навязанным извне. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих, особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством.

    Для того, чтобы человек не только «знал», что страх и приспособленчество – это вирус, что есть вещи, которые дороже жизни, комфорта, социального статуса, но и сделал эту идею частью самого себя, необходимо перевести ее из сферы сознания в бессознательную сферу психики. С этой целью надо составить перечень («пакет») конкретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие команды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений.

    Иными словами, «пакет команд» представляет своеобразный «кодекс мужества». Требуется не просто выучить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сферу психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы она начинает работать независимо от сознания, то есть заданное программой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью.

    В последние десятилетия на Западе пытаются устранять страхи методом нейролингвистического программирования (НЛП). Основатели этого метода Д. Гриндер и Р. Бэндлер, определившие его как совершенно новую психотехнологию, многие свои приемы взяли из арсенала И. П. Павлова, «позабыв» сослаться на первоисточник. Например, для придания смелости специалисты НЛП просят человека как можно подробнее вспомнить любую ситуацию из жизни, когда он был храбрым. Затем предъявляют ему определенный сигнал («якорь», в терминологии НЛП), который «связывается» с состоянием смелости. Теперь, если человека будет охватывать страх, беспокойство ему достаточно воспроизвести тот самый «якорь», который по механизму ассоциации вызывает состояние смелости, и страх уменьшится или исчезнет вовсе.

    Проверенная на практике модификация приемов этого метода в соответствии с основными положениями условно-рефлекторной теории позволила в критических ситуациях вызывать у человека состояния уверенности, смелости, спокойствия, причем уменьшение чувства страха подтверждалось как субъективными отчетами испытуемых, так и объективными показателями сердечно-сосудистой системы (нормализацией пульса, артериального давления, сердечного ритма).

    3. Тактика и приемы противодействия провокациям
    Условий эффективного противодействия провокациям достаточно много.

    Это и профессиональная подготовленность, и психологическая устойчивость, и практический опыт, и строгое соблюдение закона. Именно легкомысленное отношение сотрудника с законом является частой причиной, по которой провокационные действия по отношению к нему могут дать результат.

    Однако при соблюдении прочих условий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности вообще, условия противодействия провокации можно свести к трем словам: информированность, бдительность, здравый смысл.

    А. В. Буданов в своей работе «Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности (На опыте профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России)» предлагает следующие приемы и тактику противодействия провокациям1 (с нашими комментариями):

    - Будь бдителен к случайной удаче. Нам представляется данное положение следующим образом: случайностей нет, так как в мире существуют строгие причинно-следственные связи. У любого последствия есть причина, и у любой причины будут последствия. По выражению Ф. Энгельса: «Случайность – это встреча двух и более закономерностей». То, что для нас, на первый взгляд, выглядит, как случайность вполне вероятно может оказаться достаточно долгим процессом приготовления и осуществления необходимых мероприятий по побуждению к активности, деятельности.

    - Провокатор, делая свое дело, редко бывает абсолютно спокоен. Установлено, что психические функции распределены между левым и правым полушариями. Функцией левого является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Функцией правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и т. д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой они материал получают от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими способами переработки, правое – наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности. Таким образом, ложь, хитрость и изворотливость человека – качества, за которые отвечает наше левое (логическое) полушарие головного мозга. Правое полушарие воспринимает мир непосредственно, цельно. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что хитрость относительно несвойственное для человека явление. Возникает состояние: левое полушарие дает команду хитрить и изворачиваться, правое дает команду, что это для человека не свойственно. Тело является объединяющим и то и другое, разумеется, его реакция будет противоречивой, что и может выдать человека, имеющего намерение осуществить провокацию.

    - Если кто-то чужой проявляет к тебе интерес, подумай, почему. Как ранее указывалось, любой сотрудник для осужденного, подозреваемого и обвиняемого, является носителем властных полномочий. Основных целей у осужденного две – это сделать как можно комфортнее пребывание в исправительном учреждении (по возможности в меньший срок) и вторая – оказать влияние на определенных лиц за пределами учреждения. Вся мотивация общения осужденного с сотрудниками будет заключаться в реализации этих двух основных потребностей. Поняв это, любой сотрудник выводы сможет сделать самостоятельно. Запрещенные связи и их смысл будет более понятен. Всегда необходимо помнить, кто наездник, а кто лошадь.

    - Мелочей не существует. «Жизнь – цепь, а мелочи в ней звенья. Нельзя не придавать звену значенья», простая фраза из мультфильма отвечает на многие вопросы. То, что нам может показаться незначительным вначале, в дальнейшем может привести к серьезным последствиям. Так, первый словесный контакт с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся в СИЗО, скорее всего, приведет и ко второму диалогу, который уже будет предметным. Так, не обратив внимание на кажущуюся мелочь, можно придти к серьезным последствиям.

    - На чем бы ты сам стал провоцировать себя? Любой человек без исключения обладает сильными и слабыми сторонами. Достаточно часто приходится наблюдать в жизни, как хорошо одни люди находят недостатки в других. У нас этому, похоже, просто учат всех критиковать. Если человек совершит нечеловеческое усилие и этими же мерками обратит внимание на себя, то может узнать очень много нового. В прикладном плане это пользу принесет обязательно. Во-первых, мы начнем меняться в лучшую сторону. Во-вторых, по поводу своих уязвимых мест сможем подготовить оборону и защиту.

    - Провокация – тоже информация. По мнению автора, информация – это наиболее важная составляющая жизни человека. Его успешности или проблем, здоровья или болезни, плохого настроения или хорошего. Главное – информацию правильно использовать. Если кто-то пытался однажды нас спровоцировать на что-либо негативное, есть смысл задуматься и сделать выводы в отношении этого человека. И в будущем быть более осмотрительным с этим человеком.

    - Стремись даже из самой трудной ситуации извлечь пользу. Любой человек в своей жизни ошибался не раз, по-крупному, и не очень. Ошибки – это нормальное явление для человека. Но если ошибочные поступки превращаются в систему, то могут привести и к печальным результатам. Главное – сделать правильные выводы из своих не всегда удачных поступков, чтобы они не повторялись. По мнению Конфуция «благородный муж имел право на одну ошибку». Можно предположить, что согласно его мнению мужчина, повторив одну ошибку дважды, не может называться благородным. В практике профессиональной деятельности достаточно часто приходилось наблюдать как сотрудников исправительных учреждений вначале просили принести сигареты, затем алкоголь, потом начинались вопросы о связи с людьми на свободе, дальше речь заходила о наркотиках и оружии. Конечно, сигареты не очень большой грех, но с него начинается многое. Спецконтингент это прекрасно знает. При отказе сотрудника принести более значимое, как правило, начинается шантаж, что информация о его ранних неблаговидных поступках может стать достоянием более широкой огласки. И здесь сотрудник должен для себя принять решение – или под угрозой огласки отказаться выполнить противозаконное, или, образно выражаясь, – дальше увязать в проблемах, затягивая петлю шантажа на шее.

    - Знай, что о тебе знают другие. Если мы имеем представление о том, что могут про нас знать недоброжелатели, то всегда сможем заранее подготовиться к обороне в этом вопросе. Любыми средствами необходимо поставить под сомнение порочащую нас информацию, указав на зависть определенных людей, их ненависть к вам, распространение ими слухов. Пока человек не признался, он не виноват, а все оговоры – банальные интриги. Только при таком подходе человек останется личностью и не сломается под тяжестью психологического давления. Любая информация будет поставлена под сомнение, и наше слабое место уже не будет таким слабым.

    - Не забудь спросить себя: «А что потом?» Достаточно часто сотрудник принимает решения под влиянием сиюминутных, эмоциональных, моральных порывов. Такие необдуманные поступки могут в дальнейшем привести к отрицательным последствиям. В идеале, сотруднику необходимо заранее «прокрутить» в мыслях ситуации, которые возможны при выполнении служебных обязанностей. Затем есть смысл просчитать, какие возможные результаты наступят вследствие тех или иных поступков. Оценив уровень неприятностей, мы сможем принять более правильное решение и при внезапно возникающей ситуации.

    - Создавай условия, при которых провокатору будет трудно. Любой здравомыслящий человек живет по принципу обоснованного риска. Другими словами, каждый из нас желает при наименьших затратах получить больший результат. Если это условие выполняется, человек продвигаться будет. Если это условие нарушается, скорее всего, человек от своих намерений откажется. Так вот, при возникновении ситуации, в которой за счет сотрудника кто-то желает решить свои проблемы и поживиться, необходимо выстроить свою защиту таким образом, чтобы провокатор мог потерять больше, чем желает получить.

    Например, на вопрос подозреваемого, обвиняемого или осужденного с просьбой передать общему знакомому на свободе привет, можно ему в обмен за услугу предложить написать достоверную явку с повинной, рассказать какие запрещенные предметы есть в камере и т. д. При такой постановке вопроса любой провокатор откажется от своих намерений, по крайней мере, с этим сотрудником.

    Каждый сотрудник знает, что в критической ситуации немало зависит от него самого. Наш опыт показывает – риск стать жертвой насилия, провокаций, шантажа будет значительно меньше, если сотрудник будет придерживаться рассмотренных принципов.

    Данные рекомендации наиболее универсальны. Вместе с тем, у каждого вида профессиональной деятельности свои особенности, и конкретные рекомендации по противодействию провокациям и шантажу должны даваться с учетом специфики деятельности.

    Список использованных источников
    1. Российская Федерация. Конституция (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 04.07.2020.

    2. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, №7, ст.900. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

    3. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/

    4. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/

    5. Белинская Д.Б., Антонова Э.А., Зайцева Е.С. Психологические особенности прогнозирования деятельности сотрудников ОВД с учетом механизмов психологической защиты// Вестник Московского университета МВД России.2016.№6.С.206-210 https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-prognozirovaniya-deyatelnosti-sotrudnikov-ovd-s-uchetom-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity

    6. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Устименко В.О., Ворожко Н.П. Инновационный потенциал личности и возможности его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 288-294.

    7. Братусин А.Р. Проекционный характер восприятия образа террориста современной молодежью // В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России / сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22- 27.

    8. Власенко Е.Е., Братусин А.Р. Организация, функционирование и методическое обеспечение первоначальной подготовки полицейских в системе МВД России//APRIORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 3.



    1 Коробов А.А., Канищева Е.М., Михайлова О.В. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2019. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 81-85. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41451364_74847848.pdf

    1 Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, №7, ст.900. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

    2 Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/

    1 Чумарова Е.Ю. Правовые основы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / Е.Ю. Чумарова [и др.]. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010.- С. 27https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_824770afc00c9d1ea4c4b778913cd307/

    2 Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/

    1 Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, №7, ст.900. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

    2 Касьянчик С.С., Кривонощенко А.С. Гарантии правовой и социальной защиты в структуре административно-правового статуса сотрудника ОВД // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2017. № 1 (33). С. 38 https://zakonrb.com/npa/kasyanchik-ss-krivonoshchenko-as-garantii-pravovoy

    1 Тарас А. Е. Указ соч. С. 525.

    1 Буданов А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности (На опыте профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России): Учеб.-практ. пособие. – М.: МЦ ГУК МВД России, 1997


    написать администратору сайта