Курсовая работа по философии. Брак_Масленикова_ИБ360893.. Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы
Скачать 383.16 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет» Кафедра социологии и политологии Контрольная работа по дисциплине «Социальные и политические институты и процессы» на тему: «Брак и семья. Формы брака» Студент гр. ИБ360893. ________________Масленикова Е.В. Научный руководитель: ____________________ канд. полит. наук, доц. П.П. Петров Тула 2022 г.Содержание Введение 1. Эволюция становления брачных отношений 1.1. Понятие и правовая природа брака 1.2.Исторические формы семьи и брачных отношений 1.3. Современные формы брака 2. Правовые основы заключения брака 2.1. Условия заключения брака 2.2. Порядок заключения брака 2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака Заключение Список используемой литературы Введение Семья – первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходит социализация и воспитания детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как заботы о престарелых. На семью ложиться организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций. В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В 1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов — 3,7. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся — внебрачный ребенок1. Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся, и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет1. Именно поэтому эта тема наиболее актуальна в нашей стране на данном этапе ее развития. Ведь именно будущее страны - это дети, воспитанные в нормальной социально, экономически и психологически стабильной семье. Целью данной работы является исследовать формы семьи и брака. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи, а именно наиболее детально и подробно рассмотреть: - понятие и правовую природу брака; - исторические формы семьи и брачных отношений; - современные формы брака; - правовые основы заключения брака. 1. Эволюция становления брачных отношений 1.1 Понятие и правовая природа брака Существует несколько правовых теорий, объединяющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был связан, прежде всего, с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственное и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права1. В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становиться представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой»2. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был в полнее оправдан, но с заменой канонических норм светскими установления он изживает себя. Советское право в отличии от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, эстетической сфере. В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовную, физическую и материальную. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые, однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и в месте с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью, но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак снова попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений. Такое отношение брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоящих в брачном общении. Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права. В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, обосновываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правому регулированию, во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же прибивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. « Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, - брак по духовной своей стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контакта и на нем основанное, брак есть гражданский институт»1. Данное определение соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В своей другой части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или как средство достижения определенных выгод – все это лежит за гранями права. Этическая оценка своего брака – сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философических и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы. Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. Г.Ф. Шершеневич считал, что основание возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличие брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание»1. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода. Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором, основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений. Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического факта совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на корыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе назвал желание получить государственного признания созданного союза, «основа которого – взаимная любовь и уважение - не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках1. Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов. Когда мы говорим, что брак – наиболее полное общение супругов: материальное, духовное и физическое, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат внеправовой сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производиться не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов брачных договоров и других соглашений между супругами. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором. Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит внеправовой сфере. 1.2 Исторические формы семьи и брачных отношений Сведения о семейном укладе нардов, населяющих территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложились моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – еще сохраняется полигамия. Семейные отношения в этот период регулируются обычным правом. В различных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Существуют и многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и еще один способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласия невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Брак заключается по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое1. Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера. С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, веденное в 11 веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества. Особенно был распространен обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями за ведение канонической формы брака. Согласно установлениям Кормчей книги венчанию предшествовало обручение - сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывала жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалась в качестве прелюбодеяния. Был установлен возраст вступления в брак – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалась отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками; между лицами, состоящими в духовном родстве, основанного на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступать в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступление в четвертый брак. В своде канонического права 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первый брак - закон, второй – прощение, третий законнопреступление, четвертый - нечестие, свинское есть житие»1. Не позднее чем за две недели до венчания три раза в подряд в праздничные дни в приходе жениха и невесты оглашалась имена лиц, вступающих в брак. При этом всем, знающим о препятствиях к браку, предлагалось заявить о них. Прежде всем венчать, священнику предписывалась также производить «обыск» - выяснения у родственников жениха и невесты и других лиц, нет ли препятствий к браку. Венчание производилось только священником, обозначенным в венчальной записи не менее двух свидетелей. Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняется. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак признавался таинством, совершаемым на небесах, направленное на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривалась достаточно примитивно и формально: только как общность религиозной жизни. С этим связан и запрет на вступление в брак с нехристианами. До московского периода замужние женщины пользовалась относительной свободой, затем наступила так называемая «эпоха терема», когда женщины из верхним слоев общества не общались практически ни с кем , кроме ближайших родственников. За убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога1. Реформа Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольности и непринужденного согласия сочетающихся лиц». Указом 1714 года Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка не увенчалась успехом. Указом 1722 года было запрещено женить «дураков, которые не в науку, ни в службу не годятся». При Петре I обручение становиться расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке на случай, если брак не состоится. Затем это положение получило дальнейшее развитие в Своде законов. Часть 2 статьи 12 Законов гражданских гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и поэтому обещание вступить в брак может быть свободно невыполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 году обручение сливается во времени с венчанием. В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны со шведами Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило (просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции) о том, что христианин другой конфессии вправе вступать в брак с православным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии. В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светской законодательство распространило ограничение только до четвертой степени бокового родства и свойства. Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство. В 1744 году указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, - гласит указ, - для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»1. В 1810 году повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (статья 6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее не признавался недействительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (статья 9 Законов гражданских). За брак, заключенных без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни. Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключения делались лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство, и светское и каноническое, всегда строились на основании религиозных правил. Поэтому лиц разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это было свидетельство веротерпимости, с другой стороны, на рубеже XIX – XX веков начала настоятельно осуществляться потребность в хотя бы альтернативном едином светском законодательстве, допускающем браки между лицами разных религий, развод по взаимному согласию в светском органе и т.д. Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию и по воле мужа в одностороннем порядке. Брак между католиками был не расторжимым, дозволялось только сепарация – судебное разлучение от стола и ложа. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли. Протестантская церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни». По иудейским религиозным законам муж мог развестись со своей женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях. Почти сразу же после Октябрьской революции 1917 года были проведены две важнейшая реформа семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Согласно этому декрету единственной Фомой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин – и взаимного согласия будущих супругов. Препятствием к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие другого не расторгнутого брака. В 1923 году началась разработка нового семейного кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение. Наиболее существенным нововведением этого кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Последовательное проведение светской концепции брака как договора заставляет придавать решающее значение не факту регистрации брака, а взаимному соглашению сторон. Поэтому в ходе дискуссии были выдвинуты многочисленные предложения по упразднить регистрацию брака вообще. На принятие решения оказали и модные в то время в социалистических кругах теории об отмирании брака. Введение в 1917 году гражданской формы брака многие считали не более, чем антирелигиозным приемом, направленным на борьбу с церковной формой брака. Считалось, что в 1926 году большевикам удалось в значительной мере искоренить «религиозные предрассудки» населения и опасность возрождения церковной формы брака больше не представлялась им серьезной. Еще одним доводом в пользу придания правового значения фактическим брачным отношениям были статистические данные, свидетельствовавшие о том, что в незарегистрированных браках, как правило, состояли женщины из наиболее обеспеченных слоев населения, особенно нуждающихся в правовой защите. Часто такие женщины, брошенные фактическим супругом, оставались без средств к существованию, поскольку ни права на имущество, ни права на взыскание алиментов по закону они не имели. Признание силы законного брака за фактическими брачными отношениями привело к изменением в трактовке самого значения регистрации брака. Например, С.И. Раевич писал, что регистрация по кодексу 1926 года не является уже моментом совершения брака. Брак, по его мнению, не совершается, а оформляется регистрацией. Брак по сути своей превратился, как в Древнем Риме, в частную неформальную сделку. Придание ему частноправового характера, безусловно, стало прогрессивным явлением. Деформализация брака, наоборот, сыграла отрицательную роль. Параллельное существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путанице и подрыву принципа моногамии привести не могла1. Были внесены существенные измения и в регулирование брака. Многие участники обсуждения Кодекса высказывались за повышение брачного возраста для женщин. Отмечалось, что ранние браки препятствуют завершению женщиной образования и ее профессиональному росту. В результате в КЗоБСО был установлен единый брачный возраст для женщин и мужчин – 18 лет. Кодекс закрепил веденное еще в 1924 году право супругов при вступлении в брак по своему выбору сохранять добрачную фамилию или именоваться общей. Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Указом от 15 февраля 1947 года были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами. |