Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЖОРДЖ ГЕРБЕРД МИД: СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

  • Социология. Социология. Контрольная_работа. Контрольная работа социальные взаимодействия 2019г. Содержание введение


    Скачать 37.85 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа социальные взаимодействия 2019г. Содержание введение
    АнкорСоциология
    Дата01.12.2021
    Размер37.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология. Контрольная_работа.docx
    ТипКонтрольная работа
    #288507



    СОЦИОЛОГИЯ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Социальные взаимодействия

    2019г.

    СОДЕРЖАНИЕ


    1. Введение………………………………………………………………….....3

    2. Понятие социального взаимодействия……………………………………4

    3. Условия возникновения взаимодействия…………………………………6

    4. Микроуровень и макроуровень……………………………………………9

    5. Основные теории межличностного взаимодействия…………………...10

    6. Джордж Хоуманс: Взаимодействие как обмен…………………………10

    7. Джордж ГербертМид: Символический интеракционизм………………11

    8. Эрвин Гоффман: Управление впечатлениями…………………………..12

    9. Зигмунд Фрейд: Психоаналитическая теория…………………………..12

    10. Заключение………………………………………………………………..14

    11. Литература………………………………………………………………...15


    ВВЕДЕНИЕ


    Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения. Напомним основные позиции, с которых рассматривали данный вопрос известные ученые. Еще О. Конт, анализируя в своей «Социальной статике» природу социальной связи, пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие; поэтому он и объявил элементарной ячейкой общества семью.

    М. Вебер ввел в научный оборот понятие «социального действия» как простейшей единицы социальной деятельности. Как мы помним, этим понятием он обозначал такое действие индивида, которое не только направлено на разрешение его жизненных проблем и противоречий, но и сознательно ориентировано на ответное поведение других людей, на их реакцию.

    Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, которой было, по существу, посвящено все его научное творчество, выступает идея общественной солидарности – вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу.

    Мы могли бы обратиться к трудам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и не составило бы большого труда убедиться, сколь значительное внимание уделяется в них проблеме социального взаимодействия. При этом, когда возникает вопрос о социальной связи, практически всякий раз делается акцент на взаимном влиянии друг на друга рассматриваемых социальных объектов.

    В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.

    Вопрос социального взаимодействия является центральным в социологии, возникло множество социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы на двух основных уровнях исследования, на микро - и макроуровне. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий.

    ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Рассмотрение проблем социального взаимодействия – это поиски ответов на самые разнообразные вопросы: каковы типовые способы, которыми люди устанавливают между собою самые разнообразные связи; как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и, наоборот, прерывания этих связей; каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной системы; каким образом сам характер социальной системы оказывает воздействие на способы взаимодействия входящих в нее людей… Словом, вопросам, которые возникают при рассмотрении проблемы социального взаимодействия, кажется, нет конца.

    Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – актеров (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

    Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем – и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем – социальных.

    Понятие «эмерджентные свойства» было сформулировано Т. Парсонсом в 1937 году в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия.

    Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия.

    Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей – носителей этой культуры.

    В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

    Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривал проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома «Системы социологии».  Попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое – общество и, более того, превращающего чисто биологических особей в людей – т. е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

    Точно так же, как в свое время О. Конт, П. А. Сорокин выразил уверенность, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется „обществом“, ни того, что носит название „общественных явлений“… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два».

    Однако, чтобы два и более индивидов составляли единое целое, которое могло бы рассматриваться как частица (элемент) общества, одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т. е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т. е. все возможные варианты: «Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов».

    Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

    Если кто-то (случайно или намеренно) наступил нам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт) и это вызвало у нас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между нами произошло взаимодействие. Если мы являемся искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то, вероятно, каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у нас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, мы вскочим с дивана и начнем подпевать и «подтанцовывать» (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а опосредованным взаимодействием. Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать нашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что данный пример также демонстрирует нам случай социального взаимодействия.

    Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, – все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное – с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев участники этой цепочки могут даже не видеть друг друга (в лучшем случае – на экране телевизора).

    Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Например, наши щеки «вспыхивают» при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); слушая аудиозапись любимого нами популярного певца, мы испытываем эмоциональное возбуждение и т. п.

    УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


    Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. А. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, «элемента»):

    1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

    2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

    3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

    Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

    4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

    Рассмотрим все четыре условия.

    1. В пустом пространстве не может произойти никакого социального взаимодействия. Взаимодействие не может произойти там, где всего лишь один человеческий индивид. Например, отношения Робинзона с его попугаем и козой нельзя назвать партнерами социального взаимодействия. Наличие двух индивидов недостаточно для того, чтобы между ними произошло взаимодействие. Кроме этого, эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие.

    2. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, иначе говоря, совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого. На самом деле, можно представить себе сколь угодное число людей, собранных на одной территории в пределах непосредственной досягаемости, т.е. видимости, слышимости друг на друга, но при этом совершенно не образующих друг на друга никакого внимания, занятых исключительно собой и своими внутренними переживаниями. В этом случае мы не можем сказать, что между этими людьми возникает социальное взаимодействие.

    3. Условия наличия особых проводников, передающих раздражающее воздействие от одних участников взаимодействия к другим, достаточно близко связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на таких материальных носителях.

    Грубо говоря, вне материальных носителей информация вообще существовать не может. Даже на самом глубинном уровне информация записана на материальных носителях, например в молекулах ДНК. Информация, которой обмениваются между собой животные и насекомые, также передаются с помощью материальных носителей. В любой стае, например, в волчьей или грачиной, сигналы тревоги, т.е. предупреждения о потенциальной опасности передаются и воспринимаются членами стаи с помощью звуковых волн. То же самое относится к призывным трелям самца соловья, воспринимаемым самкой с помощью колебаний воздуха. Муравьи общаются между собою, выделяя особыми железами порции определенных пахучих веществ, органы обоняния насекомых воспринимают молекулы того или иного вещества как запах, расшифровывая содержащую в ней информацию.

    Существенным отличием человеческого, т.е. социального взаимодействия от общения животных между собой является наличие второй сигнальной системы. Это свойственно лишь человеку, система условно-рефлекторных связей, формирующихся при взаимодействии речевых сигналов, т.е. не самого непосредственного раздражителя - звукового или светового, а его символического словесного обозначения.

    Если нет каких-либо проводников, выступающих переносчиками материальных носителей информации, то никакого взаимодействия не может возникнуть. Но когда проводники налицо, ни пространство, ни время не могут быть препятствием для осуществления взаимодействия. Например, мы можем позвонить из Якутска в любой уголок мира, здесь проводником является телефонный кабель или радиоволны, передаваемые с помощью искусственного спутника Земли, или можем написать письмо, в этом случае проводником становится бумага и средства почтовой доставки. Таким образом, мы вступаем во взаимодействие. Кроме этого, мы еще можем взаимодействовать с великим якутским писателем олонхосутом Платоном Алексеевичем Ойунским, которого давно нет в живых. Мы взаимодействуем с ним, читая его книги. В этом случае между нами пролегает длинная цепь взаимодействий, сюда включено много социальных субъектов: редакторы, наборщики, издатели, книготорговцы, библиотекари. Они в свою очередь вступают проводниками этого взаимодействия. Таким образом, при наличии проводников "фактически ни пространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей"1.

    4. А.И. Кравченко посчитал необходимым дополнить предложенный П.А. Сорокиным перечень условий возникновений социального взаимодействия еще одним - тем, что назвал "наличием общей основы для контактов между социальными субъектами"2. Это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Должна быть единая лингвистическая база общения и одинаковое понимание норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может остаться неосуществленным или привести к результату, который не ожидают обе стороны.

    Для понимания сущности социального взаимодействия необходимо составить определенную типологию взаимодействия. П.А. Сорокин выделяет три главных признака, с помощью которых можно разработать соответственно три разных подхода к типологии социальных взаимодействий. Вот краткий разбор типологий:

    1. Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия. Есть три варианта взаимодействий: а) происходящие между двумя одиночными индивидами; b) между одиночным индивидом и группой; с) между двумя группами. Каждый из этих типов обладает собственной спецификой и существенно отличается по своему характеру от других, как подчеркнул Сорокин, "даже при предпосылке качественной однородности индивидов"3.

    Критерий качества указывает на необходимость учитывать однородность или разнородность вступающих во взаимодействие субъектов. Критериев однородности или разнородности существует огромное множество.

    Поэтому Сорокин приводит перечень наиболее важных из них.

    Особо следует выделять принадлежность к:

    a) одной семье а’) разным семьям

    b) одному государству b’) разным государствам

    c) одной расе c’) разным расам

    d) одной языковой группе d’) разным языковым группам

    e) одному полу e’) разным полам

    f) одному возрасту f’) разным возрастам

    m) сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным, художественным, литературным вкусам и т. д.

    m’) Различным по профессии, имущественному положению, религии, объему прав, политической партии и т. д.

    "Сходство или различие взаимодействующих индивидов в одном из этих отношений имеет громадное значение для характера взаимодействия4"

    2. Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от характера актов, т.е. действий, совершаемых взаимодействующими субъектами. Существует большое количество вариантов, из них Сорокин разбирает наиболее важные. Я просто назову эти варианты:

    в зависимости от делания и неделания (воздержания и терпения);

    взаимодействие одностороннее и двустороннее;

    взаимодействие длительное и временное;

    взаимодействие антагонистическое и солидаристическое;

    взаимодействие шаблонное и нешаблонное;

    взаимодействие сознательное и бессознательное;

    взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.

    3. Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от проводников. Здесь Сорокин выделяет: а) формы взаимодействия в зависимости от природы проводников (звуковое, свето-цветовое, двигательно-мимическое, предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое, электрическое, тепловое); b) взаимодействие непосредственное и опосредованное.

    МИКРОУРОВЕНЬ И МАКРОУРОВЕНЬ

    Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двух основных уровнях: микроуровень и макроуровень.

    На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие происходит в пределах малых групп. Например, представим двух людей, сидящих за столом напротив друг друга. Один из них понимающе подмигивает другому, тот в ответ понимающе кивает, а затем оба выразительно улыбаются. Если бы общение в такой форме наблюдалось во время званого ужина при свечах, можно было бы предположить, что это сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловом заседании, можно было бы подумать, что начальник опять сказал какую-то глупость. Такой вид межличностного взаимодействия как бессловесный играет такую же важную роль как словесный. Без этого бы люди не могли бы воспитывать детей, дружить с людьми, распространять новости или вступать в деловые отношения.

    На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи проявляют интерес к изучению социальных институтов, например, крупные структуры как правительство, торговля или церковь. На этом уровне рассматриваются такие глобальные корпорации как "Кока-Кола", которые имеют сложную структуру, которая включает акционеров, торговые центры, конкурентов, профсоюзы, департамент налогов и сборов с другие правительственные организации.

    На макроуровне находятся крупные общественные структуры. На микроуровне изучается взаимодействие друг с другом, иногда в группах, иногда в парах. Но в любом социальном взаимодействии сочетаются элементы обоих уровней. Например, повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, которая изучается на макроуровне, где связана с рынком рабочей силы и законодательной системой.
    ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    В социологии существует много теорий межличностного взаимодействия. В этой главе я попытаюсь описать четыре теории. Эти основные теории Н. Смелзер кратко суммирует в таблицу5.


    Теория

    Теоретик

    Основная идея

    Теория обмена

    Джордж Хоуманс

    Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты

    Символический интеракционизм

    Джордж Герберт Мид,

    Герберт Блумер

    Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают

    Управление впечатлениями

    Эрвин Гофман

    Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления

    Психоаналитическая теория

    Зигмунд Фрейд

    На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период


    ДЖОРДЖ ХОУМАНС: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН.

    На повседневный вопрос: "Как вы поживаете?" или "Как дела?", большинство людей отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга. Каждый из нас проявляет определенное усилие для получения вознаграждения, чтобы удовлетворить свою потребность. Проще говоря, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным. Подобные обменные взаимоотношения постоянно имеют место в людских взаимодействиях, и в этом заключается сущность теории Хоуманса. Согласно его теории, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли поступки человека в прошлом. Здесь можно выделить четыре принципа теории:

    Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он будет повторяться. Например, если мы играем в карты и после этого выигрываем, наверное, мы снова захотим поиграть. Если каждая наша игра заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию.

    Если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человек стремится воссоздать эти условия. Например, если мы идем на рыбалку. Рыбная ловля бывает более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. Если рыбак знает место, где богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. Например, играя в карты, мы подряд выигрываем несколько раз, вероятно, уже в десятой партии мы будем меньше увлечены игрой, чем в первый. Хоуманс применяет эти принципы на все виды взаимодействия людей, таким образом можно анализировать даже его сложные виды: отношения власти, переговорный процесс и т.д.

    ДЖОРДЖ ГЕРБЕРД МИД: СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ.

    Другая важная теория была предложена Джорджем Гербертом Мидом, он отрицал, что поведение людей является пассивной реакцией на вознаграждение и наказание. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, сформированное на коммуникации. Он считал, что люди реагируют не только на поступки людей, но и на их намерения. Например, когда ваш знакомый человек подмигивает, вас заинтересует, что он подразумевает. Может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-то поведение, а может даже быть, что у него просто такой нервный тик. По мнению Мида, люди разгадывают намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

    Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. По мнению Мида, более важную роль играет значимый жест. В этом случае человек не реагирует автоматически на воздействия извне. Он разгадывает значение поступка, прежде чем ответить на него. Например, когда два мальчика дерутся и один из них замахивается на другого, второй стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е. совершает при этом незначимое действие. Рассмотрим другой пример, два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Боксер, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал удар противника как ложный удар. Вместо этого, воспользовавшись ситуацией, он может сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением поступков и намерений.

    Такой процесс кажется сложным, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда человек придает значение чему-либо, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Символами могут быть слова, предметы, выражения лица и поступки. Символы выступают проводниками, которые в процессе длительного взаимодействия оказываются общими и понятными для нас. Это облегчает общение между людьми.
    ЭРВИН ГОФФМАН: УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ.
    Эрвин Гоффман в социальном взаимодействии отводит важную роль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя как декорации окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Например, это особенно ярко проявляется во время предвыборных кампаний. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или наоборот - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую человек ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулирование осуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими, т.е. он действует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление. Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить другим, что без них никакое мероприятие не состоится.
    ЗИГМУНД ФРЕЙД: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

    Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласно теории Фрейда, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются там потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидера, а вернее тем, что люди отождествляют их могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития.

    Регрессия проходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл исследовал некоторые группы, образовавшиеся в Гарвардском университете. Они состояли из студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или члены профессорско-преподавательского состава. Эти группы встречались в назначенное время, но у них не было четкого плана деятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий способствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали законы джунглей. В какой-то мере эти группы напоминали семьи в примитивных обществах: их члены семьи принимали на себя роли "отца", "матери" и "ребенка"; "родители" должны были "улаживать" проблемы и конфликты, происходившие в жизни "детей". "Улаживание" ситуации иногда требуется, например, когда руководитель на предприятии подвергает нападкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру или когда студентка плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удается очаровать преподавателя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    1. По универсальному определению П. Сорокина, явление социального взаимодействия «дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов».

    2. Условия возникновения любого социального взаимодействия определяются следующим образом:

    1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

    2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

    3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга;

    4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

    3. В соответствии с концепцией П. Сорокина можно выделить три типологии взаимодействия в зависимости от выбора системообразующих признаков:

    1) количество и качество участников взаимодействия;

    2) характер актов, совершаемых участниками взаимодействия;

    3) природа проводников взаимодействия.

    4. Разработан целый ряд социологических концепций, описывающих и трактующих механизмы социального взаимодействия. Согласно теории обмена, любое социальное взаимодействие можно уподобить отношениям продавца и покупателя на рынке; возникающее в ходе взаимодействия вознаграждение становится повторяющимся и регулярным, постепенно перерастая в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В соответствии с концепцией символического интеракционизма социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Сторонники этнометодологии исходят из того, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Концепция управления впечатлениями (драматургического интеракционизма) утверждает, что регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.

    2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. – М., 1994.

    3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация "Логос", Екатеринбург: "Деловая книга", 2000. - 382 с.

    4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб.: Изд-во Питер, 2005. - 432 с.

    5. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

    6. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.

    7. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - 560 с

    8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. -

    1990. № 12

    9. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2001 - 344 с.

    Горбач Г.К. 17.12.2019г.


    1 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С. 179

    2 Кравченко А. И. Социология. С. 182

    3 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С.261.

    4 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С.292-294.

    5 Смелзер Н. Социология. С. 133


    написать администратору сайта