Главная страница
Навигация по странице:

  • Нижегородский Государственный педагогический университет Факультет физической культуры Кафедра спортивных игр и гимнастики Контрольная работа

  • «Составление комбинаций на гимнастических снарядах» Нижний Новгород, 20141. Упражнения на гимнастических снарядах (задачи, классификация, характеристика)

  • 2. Характеристика упражнений на гимнастических снарядах (женское многоборье) 2.1 Упражнения на бревне

  • 2.2 Характеристика основных упражнений

  • Танцевальные движения.

  • 2.5

  • 2.6 Характеристика вольных упражнений

  • 3. Правила записи упражнений на гимнастических снарядах

  • 4. Учебные комбинации на гимнастических снарядах (женское многоборье) Бревно

  • Составление комбинаций на гимнастических снарядах. Контрольная работа Составление комбинаций на гимнастических снарядах


    Скачать 240.75 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Составление комбинаций на гимнастических снарядах
    АнкорСоставление комбинаций на гимнастических снарядах
    Дата05.12.2021
    Размер240.75 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла490669[1].rtf
    ТипКонтрольная работа
    #292373

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Нижегородский Государственный педагогический университет

    Факультет физической культуры

    Кафедра спортивных игр и гимнастики

    Контрольная работа

    «Составление комбинаций на гимнастических снарядах»


    Нижний Новгород, 2014
    1. Упражнения на гимнастических снарядах (задачи, классификация, характеристика)
    В процессе освоения гимнастических упражнений решаются следующие основные задачи:

    1. Формирование двигательных навыков и умений для общего двигательного развития и спортивной подготовки занимающихся;

    2. Развитие комплекса физических качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития и спортивного совершенствования занимающихся;

    3. Воспитание личностных качеств занимающихся (трудолюбия, настойчивости, активности, целеустремленности и др.), способствующих формированию нравственных качеств.

    Помимо основных задач обучения гимнастическим упражнениям в учебном процессе в каждом конкретном случае решаются различные частные задачи. Они определяются сложностью движения, подготовленностью ученика, условиями и направленностью обучения.

    Различают две основные группы упражнений на гимнастических снарядах:

    - Статические и силовые упражнения;

    - Маховые упражнения.

    Каждая из этих групп в свою очередь подразделяется на подгруппы соответственно специфическим особенностям тех или иных упражнений.

    Силовые упражнения подразделяют на:

    - Статические (собственно – силовые) упражнения;

    - Силовые перемещения.

    Статические упражнения – это неподвижные позы (висы и упоры), которые гимнаст принимает на снаряде. Например:

    • вис на перекладине и кольцах;

    • упор на перекладине и кольцах;

    • вис углом;

    • упор углом;

    • горизонтальный вис сзади;

    • горизонтальный вис спереди;

    • горизонтальный упор;

    • упор руки в сторону – крест.

    Диапазон трудности этих упражнений чрезвычайно широк.

    Статические силовые упражнения характеризуются удержанием статической позы в течение 2 —4 с. Выполнение многих упражнений из этой группы требует большой статической мышечной силы.

    Силовые перемещения – это медленные переходы из одного статического положения в другое без использования инерции движущегося звена или тела в целом.:

    а) подтягивание и опускание в висе;

    б) подъем с силой в упор и опускание в вис;

    в) из стойки на руках – опускание в вис и подъем в стойку;

    г) из горизонтального упора – опускание в вис сзади и подъем в горизонтальный упор.

    Все эти упражнения подчиняются тем же закономерностям, что и статические.

    В зависимости от характера выполняемого упражнения мышцы осуществляют преодолевающую или уступающую работу.

    Подавляющее большинство упражнений на снарядах – это маховые упражнения.

    Эти упражнения ценны тем, что совершенствуют координационные способности, умение ориентироваться в пространстве.

    Маховые упражнения — это вращательные движения по кругу или его частям. Вращательные движения связаны с понятием «ось». Оси, вокруг которых вращается спортсмен, могут быть действительными (например, гриф перекладины или жердь брусьев разной высоты) и воображаемыми (например, линия, соединяющая точки хвата на кольцах или параллельных брусьях) при поперечном положении плечевой оси гимнаста по отношению к оси жерди.

    По отношению к телу гимнаста оси называются: фронтальная, сагиттальная, продольная. Все эти оси являются воображаемыми. Они перпендикулярны друг другу и пересекаются в одной точке — ц.т.т. спортсмена.

    2. Характеристика упражнений на гимнастических снарядах (женское многоборье)
    2.1 Упражнения на бревне
    Бревно — гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена.

    Тренировка на бревне, степень устойчивости на котором значительно меньше, чем на полу, позволяет создавать новые навыки равновесия, повышая тем самым двигательные возможности занимающихся.

    Этот снаряд можно также использовать для лазанья в смешанных висах, перелезаний через него и т. д.

    Гимнастическое бревно можно применять и для группового выполнения упражнений в смешанных висах и упорах с целью совершенствования силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве.

    Упражнения на бревне сочетают в себе элементы вольных и акробатических упражнений, а также опорных прыжков (различные «вскоки»). С точки зрения удержания равновесия все они являются упорами, хотя терминологическое название «упор» имеют лишь немногие из них, в основном простейшие, типа упор на одном колене, упор присев, упор лежа. Все упражнения на бревне являются неустойчивыми равновесиями. Оси, вокруг которых происходят вращения (типа поворотов, кувырков, сальто и переворотов), могут быть подвижными и неподвижными.

    Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Последние обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам:

    I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические

    положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.).

    II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотамиs

    танцевальные движения, акробатические элементы.

    III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): под

    скоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др.

    Вскоки и соскоки (разные способы перехода с пола на снаряд и обратно) относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.

    Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ц.т.т. над заданной площадью опоры, второй — со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей — с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси.
    2.2 Характеристика основных упражнений
    Вскоки.

    Вскок в упор (ставя согнутую или прямую ногу сбоку на бревно).

    Вскоки в сед на бедре и в упор на колене, исполняемые с места или с разбега толчком обеих ног. В основе их исполнения лежит уверенная опора руками и мягкая постановка (опускание) ног, исключающая возможность ушиба. Страховка производится со стороны мостика; поддерживают за руку и неопорную ногу (в последнем вскоке).

    Вскоки в упор присев (продольно и поперек) выполняются соответственно с прямого и косого разбега. Во втором случае большие пальцы рук при опоре должны соприкасаться. Техника исполнения и страховка аналогичны описанным выше. Те же вскоки на одну ногу с последующими поворотами могут выполняться после освоения поворотов в упоре присев на одной ноге.

    Вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь не отличается по исполнению от предыдущих, но требует применения больших усилий. Страховать следует за плечи с противоположной вскоку стороны бревна.

    Вскок в упор сзади с перемахом согнув ноги разучивается после аналогичных вскоков с перемахом одной ногой. Обучение следует начинать на коне с ручками, затем без них. Страховать — сбоку со стороны мостика.

    Вскоки в сед на бедре с поочередным перемахом и в присед на одну ногу, другую вперед. Выполняются с косого разбега с опорой рукой, толчком дальней от бревна ноги и предполагают наличие активного маха вперед-кверху свободной ногой при удержании таза внизу. Ставя ногу на бревно, для перехода в присед нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. Страховать — с противоположной стороны бревна.

    Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется за счет энергичного разбега, отталкивания и взмаха ногой с помощью движения рук снизу вверх. Для вскока на прямую ногу все движения производятся мощнее. Эти вскоки выполняются и в конце, и в середине бревна.

    Повороты. Позволяя периодически менять направление движения, т. е. играя служебную роль, повороты являются обязательной и неотъемлемой частью любого упражнения на бревне. Однако, представляя определенную трудность в качестве элементов с вращением на узкой опоре, они имеют и самостоятельное значение. Выполняются повороты в стойках на одной и двух ногах (прямых или согнутых), в стойке на руках, в смешанных или простых упорах.

    Повороты кругом на двух ногах в стойке и приседе, приседая и вставая имеют силовую основу, т. е. производятся медленно за счет активных мышечных усилий, связанных с вращением стоп в противоположном повороту направлении, при фиксированном относительно ног положении туловища. Предварительно нужно встать на носки, а заканчивая поворот — опуститься на полную стопу.

    Повороты кругом махом одной ноги (одноименный и разноименный). Опорная конечность выполняет действия, аналогичные вышеописанным, в то время как маховая, облегчая эту задачу, закручивает тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна.

    Поворот на 360° на одной ноге. Из стойки продольно нужно сделать шаг правой в сторону и, слегка приседая на ней, встать на носок, отталкиваясь одновременно другой ногой. Помогая руками вращению, сохранять прямое вертикальное положение тела. Заканчивая поворот, встать на всю стопу, левую в сторону.

    Повороты в приседе на одной ноге, другая в сторону. Вращение начинается с принятия позы за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками, и последующего маха ногой в сторону вращения.

    Повороты в смешанных упорах — большей частью вспомогательные элементы, служащие для изменения положения на бревне и для переходов из седов в стойку на ногах: из упора и упора сзади одноименные перемахи с поворотом в сед ноги врозь или на бедре; из седа ноги врозь скрещение махом назад с поворотом кругом; из упора сзади поворот на 270° в упор присев на одну ногу, поворот кругом и более в упоре углом ноги врозь вне (простой упор) и др.

    К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений.

    Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперед, может выполняться спиной и боком вперед, приседая и вставая, с поворотами и т. д.

    Бег, за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержание упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

    Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и переменные шаги (вперед, назад, в стороны), шаги польки, вальса, мазурки, русский шаг и др.

    Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в различных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги. Наиболее трудными считаются прыжки с поворотами в фазе полета. Прыжки бывают одиночными или выполняются слитно друг за другом. Руки при этом могут занимать различные положения и совершать движжения

    Равновесия могут выполняться медленно (с места), прыжком и поворотом. Они делятся на горизонтальные и вертикальные, в зависимости от положения туловища в пространстве.

    Возможность выполнения многих из них связана с уровнем развития гибкости и подвижности в суставах и зависит от силы мышц туловища и ног. Техника их выполнения на бревне не отличается принципиально от обычной (на полу), не считая в отдельных случаях постановки стопы.

    К наиболее простым вариантам равновесий относятся равновесие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди, в седе углом, руки в стороны и др.

    Более трудными будут стойки на лопатках и груди, на плече, равновесие на одной ноге с захватом за колено или носок, кольцом и др.

    Кувырки на бревне представляют первый шаг к изучению сложных акробатических элементов. Наиболее легкими из них можно считать кувырок вперед из положения выпада и кувырок назад из седа.
    2.3 Упражнения на брусьях разной высоты
    Современные брусья разной высоты — это своеобразная сдвоенная перекладина. Высота верхней жерди 245 см, нижней — 165 см. Расстояние (ширина) между жердями регулируется. Упражнения, выполняемые на них, в большинстве своем заимствованы из мужской гимнастики. В связи с этим изменился и характер упражнений. Практически полностью исключились статические и силовые упражнения. Комбинации на этом снаряде обрели ярко выраженную динамику. В них преобладают маховые упражнения, перелеты с одной жерди на другую. Статические и силовые упражнения используются, как правило, на начальной стадии обучения и в основной гимнастике. Они выполняются в простых и смешанных висах и упорах. К ним относятся различные висы и упоры, подъемы, спады, опускания, перемахи и круги ногами, простейшие соскоки. Успешное овладение ими зависит от развития силы рук, плечевого пояса и туловища, координации движений, гибкости, ориентировки в пространстве, решительности и смелости. Эти способности и развиваются прежде всего в процессе систематических занятий на этом снаряде. Простейшие из упражнений входят в содержание школьной программы по гимнастике.

    Упражнения на брусьях разной высоты (р/в) для общей физической подготовки выполняются с целью совершенствования гибкости (подвижности в плечевых, тазобедренных суставах, в поясничной и грудной частях позвоночника), силы, скоростной силы мышц, окружающих плечевой и тазобедренный суставы силовой выносливости и других физических качеств.

    Маховый характер упражнений требует умения правильно использовать силы инерции, прикладывать физические усилия в нужные моменты движения.

    Для развития гибкости:

    1. Махи ногами из различных и. п., используя нижнюю или верхнюю жердь как опору для рук.

    2. Наклоны из различных и. п., используя нижнюю жердь как опору для рук или ног.

    3. Простые и смешанные висы (вис, вис широким или обратным хватом, вис сзади, вис присев, вис стоя сзади, вис лежа ноги сзади, вис лежа боком, вис прогнувшись с опорой и т.п.).

    1. Перемещения из одного виса в другой (из виса присев в вис стоя прогнувшись, из виса стоя согнувшись в вис лежа ноги сзади, из виса присев в вис стоя ноги врозь, из виса стоя сзади в вис присев сзади, из виса лежа справа в вис лежа слева и т. п.).

    2. Выкруты в плечевых суставах, выполняемые в смешанных висах при различных хватах (обратный хват, разный хват).

    3. Шпагаты или полушпагаты из виса стоя или виса присев хватом за нижнюю или верхнюю жердь.

    4. Сгибания в тазобедренных суставах из виса лежа ноги сзади на нижней жерди и другие упражнения.

    Спады: назад, согнув ноги в вис лежа на нижней жерди из упора на верхней, их упора на верхней жерди спад назад с перемахом ноги врозь в висе лежа на нижней жерди.

    Повороты: скрестным перехватом в сед на бедро из виса лежа на нижней жерди. Из виса правой (левой) перемах одной с поворотом на 270º в сед на бедре.

    Подъемы: в упор на верхнюю жердь из виса присев на нижней жерди, завесом, переворотом на нижнюю жердь махом одной, из виса лежа на нижней жерди махом одной и толчком другой, подъем переворотом в упор на верхнюю жердь.

    Переходы: из виса в вис согнувшись, из виса завесом на нижней жерди хватом за верхнюю жердь в вис завесом на нижнюю жердь.

    Соскоки: из седа на бедре без поворотов и в поворотом кругом, прогнувшись махом одной и толчком другой, перемахом левой (правой), из седа на бедре соскок углом назад.

    Для развития силы:

    1. Размахивания изгибами в висе, а также в висе лежа ноги сзади.

    2. Сгибания рук в различных висах (в висе, висе лежа, висе лежа ноги сзади, в висе лежа сзади, висе лежа боком, висе стоя согнувшись на нижней жерди, в упоре, разном упоре и т. п.).

    3. Перевороты в упор на нижнюю и верхнюю жерди из различных и. п. (из виса стоя, виса присев, виса лежа, виса) махом одной и толчком другой или силой.

    4. Поднимание ног до виса углом или виса согнувшись из простых или смешанных висов на нижней или верхней жерди.

    5. Из виса на верхней жерди подъем силой с поочередной или одновременной постановкой рук в упор.

    6. Из виса стоя согнувшись на нижней жерди хватом за верхнюю или виса присев толчком двумя подъем в упор на верхнюю жердь.

    7. Из виса, сгибая ноги или согнувшись, перемах в вис сзади и обратно.

    Упражнения прикладной направленности:

    1. Различные способы перелезания через нижнюю и верхнюю жерди (упор на нижней жерди, медленным переворотом вперед встать на пол; упор на нижней жерди, перемах правой вперед о поворотом налево и перемахом левой назад соскок; из разного упора сесть на нижнюю жердь перемахом двумя и затем спрыгнуть е другой стороны жерди; упор на нижней жерди, перехватом правой за верхнюю жердь через упор присев на правой встать на нижнюю жердь с последующим переходом в упор на верхней жерди, переворотом вперед, сгибая ноги, опуская в вис на верхней жерди; подъем силой в упор на верхнюю жердь лицом к нижней жерди, сгибаясь в тазобедренных суставах, перехват за нижнюю жердь; прогибаясь, сползти в упор на нижней жерди, переворотом вперед вис присев на нижней жерди).

    2. Лазанье на руках, а также в смешанных висах и упорах (из виса поперек на верхней жерди поочередными перехватами переместиться от одного конца жерди до другого; то же, но каждый перехват с поворотом на 180°; из виса завесой одной или двумя продольно или поперек переползти до другого конца жерди; то же, но в висе лежа на нижней жерди; из упора, упора ноги врозь или виса лежа ноги сзади хватом одной за верхнюю жердь поочередными перехватами переползти от одного конца жерди до другого).

    1. Ходьба по нижней жерди с опорой двумя, одной или без опоры руками о верхнюю жердь; обычным, приставным, скрестным шагом, с поворотами, перемахами над верхней жердью и т. п.).

    2. Прыжки через нижнюю или верхнюю жердь (наступая, боком, прогнувшись с поворотом, согнув ноги, ноги врозь и др.). При прыжках через нижнюю жердь необходимо пользоваться мостиком, а прыжки через верхнюю жердь следует выполнять на горку матов.

    5. Прыжки с использованием подкидного мостика (с прыжка вис на верхней жерди и махом вперед, сгибая ноги, соскок через нижнюю жердь; прыжок согнув ноги через нижнюю жердь в вис на верхней жерди и махом вперед соскок; прыжком упор присев на нижней жерди, выпрямляясь с перехватом за верхнюю жердь, левая хватом снизу, прыжок боком вправо с поворотом налево).

    Описание примерных упражнений для общей физической подготовки и с прикладной направленностью имеет целью показать вспомогательные возможности снаряда.

    При выполнении упражнений на брусьях разной высоты используются различные хваты. По способу удержания за жердь различают:

    а) хват сверху (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены назад, а большие пальцы — друг к другу. Все пять пальцев обхватывают жердь сверху;

    б) хват снизу (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены вперед, а большие пальцы — наружу. Все пять пальцев обхватывают жердь с противоположной от исполнителя стороны.

    Захват жерди пятью пальцами в висе относится также к разному и обратному хватам. В упоре при всех видах хвата четыре пальца каждой кисти обхватывают жердь со стороны, соответствующей хвату (как обычно), а большой палец — с противоположной стороны.

    2.4 Основные упражнения
    Размахивания изгибами. Из виса на верхней жерди поднять ноги вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. Затем бросковым движением ног вниз и назад разогнуться полностью в тазобедренных суставах, упруго прогибаясь в пояснице, одновременно подать плечи вперед, сохраняя провисание в плечевых суставах прямых рук. Весь этот цикл движений повторяется нужное количество раз, в определенном темпе, без задержек.

    Из виса на верхней жерди вис присев. После размахивания изгибами махом вперед согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, подтянуть их ближе к груди и поставить на нижнюю жердь, обхватив жердь пальцами сверху.

    Из виса на верхней жерди перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди. Размахивание изгибами, махом вперед согнуть ноги последовательно в тазобедренных и коленных суставах, подтянуть колени ближе к груди, пронести носки ног перед нижней жердью вверх и затем вперед. Выпрямляя ноги, положить их на нижнюю жердь. При этом руки должны быть прямыми. В конечном положении, в висе лежа, тело должно быть оттянуто и немного прогнуто, голова слегка наклонена назад.

    Из виса лежа на нижней жерди поворот направо в сед на бедре. Из виса лежа на нижней жерди перехватить правую скрестно над левой обратным хватом. Поворачиваясь направо и нажимая приводящим движением правой руки на жердь, развести ноги врозь, сесть на правое бедро. Опуская левую руку в сторону отвести левую ногу дальше назад, а правую согнуть. Заканчивая сед, прогнуться.

    Из седа на правом бедре соскок прогнувшись. Перехватить правую руку на нижнюю жердь у правого колена. Передавая вес тела на правую руку, оттолкнуться бедром о нижнюю жердь, одновременно взмахнуть левой рукой вверх-наружу. Соединяя ноги, прогнуться, опираясь на правую руку. Этот соскок можно выполнять с поворотом направо кругом, а также с поворотом налево кругом. В первом случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь обратным хватом у правого колена. Передавая на нее вес тела, отталкиваясь бедром и отпуская правую руку, повернуться направо кругом, соединить ноги, прогнуться. Во втором — левой рукой взяться за нижнюю жердь хватом снизу за телом, у левого бедра. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, повернуться налево кругом и мягко приземлиться.

    Из виса лежа на нижней жерди круг правой с поворотом налево на 270° в сед на правом бедре. Из виса лежа поднять правую ногу вперед и, поворачиваясь налево, перехватить правую руку сверху за левой рукой. Продолжая поворот еще на 180° и удерживая тело прогнутым, оттолкнуться левой рукой и сделать перемах правой через нижнюю жердь. Опуская левую руку в сторону, отводя левую ногу дальше назад и сгибая правую ногу, сесть на правое бедро, прогнуться.

    Из виса сидя хватом за верхнюю жердь вис на верхней жерди и махом вперед соскок. Из виса сидя на нижней жерди хватом за верхнюю жердь (лицом к ней) энергично направить ноги вниз-назад под нижнюю жердь, отталкивая прямыми руками верхнюю жердь от себя вверх. При переходе в вис в начале маха вперед резко согнуться в тазобедренных суставах, направляя ноги вперед. Под вертикалью резко и упруго разогнуться в тазобедренных суставах. Пройдя вертикальное положение, броском направить ноги вперед-вверх, последовательно сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, и энергично оттолкнуться от жерди руками, прогнуться.

    Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь. Из виса присев энергично выпрямить ноги, оттягиваясь по направлению вниз-назад и сохраняя полное провисание в плечевых суставах. Заканчивая выпрямление ног, резко нажать прямыми руками на верхнюю жердь вперед-книзу и, оттолкнувшись ногами, выйти в упор. Правильное и последовательное выполнение всех действий обеспечивает приход в упор сверху.

    Подъем переворотом в упор на нижней жерди. Из виса стоя на согнутых руках отвести маховую ногу назад. Махом одной и толчком другой соединить ноги, энергично направляя их вверх-назад через жердь, и, не разгибая рук, опустить ноги на жердь. Напрягая мышцы передней поверхности ног и выпрямляя руки, энергично разогнуться в тазобедренных суставах (не опуская ног), выйти в упор, поднять голову, прогнуться.

    Из виса присев на нижней жерди подъем переворотом в упор на верхнюю жердь. Из виса присев на правой, сгибая руки, отвести левую ногу назад. Махом правой и толчком левой, продолжая сгибать руки, соединить ноги, энергично направляя их вверх-назад через верхнюю жердь. Сгибаясь в тазобедренных суставах, опустить ноги верхней частью бедер на жердь сверху. Все последующие действия выполнять так же, как и при перевороте в упор на нижней жерди.

    Из упора на верхней жерди опускание вперед в вис лежа на нижней жерди. Из упора на верхней жерди, наклоняя голову вперед и сгибая руки, опустить туловище вперед. Продолжая сгибание в тазобедренных суставах, перевернуться вперед до совпадения уровня жерди с коленными суставами. Разгибая руки и тазобедренные суставы, опустить ноги на нижнюю жердь в вис лежа, прогнуться.

    Из упора на верхней жерди спад назад с перемахом ноги врозь в вис лежа на нижней жерди. Из упора на верхней жерди начать активное движение плечами назад на прямых руках, придерживая таз у жерди. Затем согнуться в тазобедренных суставах, развести ноги врозь, перемахнуть ими через нижнюю жердь разгибаясь, соединить ноги и опустить их на нижнюю жердь. В висе лежа прогнуться, наклонить голову назад.

    Из упора ноги врозь правой (левой) на нижней жерди перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90 и 270°. Из упора ноги врозь правой перехватить правую руку хватом снизу. Махом ногами влево с акцентированным движением левой оттолкнуться левой рукой и, передавая вес тела на правую руку, перемахнуть левой ногой через жердь с поворотом направо. Соединяя ноги, прогнуться, отвести левую руку вверх-наружу и мягко приземлиться правым боком к снаряду. При выполнении этого соскока с поворотом на 270° следует после отталкивания левой рукой перехватить ее обратным хватом справа от правой руки и, оттолкнувшись правой рукой, повернуться еще на 180° направо. В этом случае соскок завершится левым боком к снаряду.

    Из седа углом на нижней жерди махом назад соскок прогнувшись с поворотом кругом. Из седа углом на нижней жерди поперек хватом левой за верхнюю жердь развести ноги врозь. Наклоном вперед взяться обратным хватом правой за нижнюю жердь спереди между ногами и махом назад с перемахом левой через нижнюю жердь оттолкнуться левой рукой от верхней жерди. Повернуться налево кругом, прогнуться, соединяя ноги и отводя левую руку в сторону. Приземлиться правым боком к брусьям.

    Из седа на бедре на нижней жерди соскок углом назад. Из седа на правом бедре махом вперед принять сед углом, одновременно левой рукой взяться обратным хватом за нижнюю жердь под бедром. Поворачиваясь направо кругом, активно закручивая левой рукой, перемахнуть через нижнюю жердь. Оттолкнуться правой рукой о верхнюю жердь, опираясь на левую руку, полностью разогнуться в тазобедренных суставах, прогнуться. Приземлиться мягко в полуприсед левым боком к брусьям. При выполнении соскока с поворотом кругом необходимо, перемахивая ногами, перехватить правую сверху на нижнюю жердь и, отталкиваясь левой, повернуться налево кругом.
    2.5 Перекладина (низкая)
    Висы смешанные: стоя, присев, лежа, боком, завесом.

    Висы простые: согнувшись сзади, прогнувшись, прогнувшись ноги врозь правой (левой).

    Упоры смешанные: упор вис, сзади, ноги врозь.

    Перемахи: одноименные из упора и упора сзади, правой (левой) в упоре.

    Спады и опускания: вперед из упора и упора ноги врозь правой (левой).

    Подъемы: завесом на правой (левой), переворотом махом одной и толчком другой.

    Обороты: вперед в упоре ноги врозь правой (левой), в упоре назад

    Соскоки: из седа на бедре без поворотов и с поворотами, из упора махом назад, из упора ноги врозь одноименным перемахом с поворотом и без поворотов.
    2.6 Характеристика вольных упражнений
    Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции.

    В содержание вольных упражнений для начинающих включаются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнастики. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упражнениях, как правило, упражнения не повторяются.

    Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ — слитность всех движений, объединенных композиционно в единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству исполнения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой.

    В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выполняются на специальном ковре — настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, перемахи ногами, движения хореографического характера, элементарные движения частями тела и позы.

    Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комбинации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые индивидуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

    Начинающие спортсмены могут соревноваться также в выполнении вольных упражнений, состоящих из элементов, типичных для гигиенической или производственной гимнастики. Подобные комбинации выполняются индивидуально или группой. В групповых вольных упражнениях оценивается не только качество исполнения, точность движений, ритмичность, но и согласованность движений всех участников, общий замысел композиции, оригинальность построений и перестроений участников. Примером групповых упражнений могут служить выступления со своими композициями целых классов общеобразовательных школ, вплоть до участия во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд», соревнования представительниц женской гимнастики — разновидности основной гимнастики для женщин, конкурсы групп ритмической гимнастики. Вольные групповые упражнения являются неизменной составной частью содержания массовых физкультурных праздников, проводимых на стадионах, площадках, в парках.

    Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гимнасты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность и выразительность.

    С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подготовки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы различной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладения более сложными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как правило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выполняться слитно, без остановки, под счет или музыку. Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения.

    3. Правила записи упражнений на гимнастических снарядах
    Запись вольных упражнений

    Вольные упражнения включают в себя элементы акробатических, общеразвивающих упражнений, упражнений художественной гимнастики и танцевальные элементы. Отличительные особенности записи вольных упражнений состоят в специфике названия, исходного положения и в делении текста записи на определенные фрагменты.

    В названии вольных упражнений указывается, для кого оно предназначено, например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении, например: Г.В.Свиридов «Вальс», муз. размер.

    При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра. Чтобы расположить его лицом, спиной, тем или иным боком к центру, достаточно поместить его в нужной точке, например: в левом нижнем углу, в левой середине ковра, в верхней середине, в центре. Промежуточные и. п. отличаются от основных поворотом на 45°, например: в углу лицом к центру; полповорота направо.

    Вольные упражнения записываются в построчной форме в соответствии со структурой музыкального произведения — как правило, по «восьмеркам». Начало каждой «восьмерки» обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет записывается арабскими цифрами, и каждая новая «восьмерка» начинается с 1-го счета.

    Движения, выполняемые между основными счетами и требующие отдельного описания, записываются на дополнительный счет, обозначаемый буквой «и» (в кавычках).

    Запись упражнений на гимнастических снарядах

    Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.

    В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор, упор на предплечьях, упор ноги врозь правой или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках, упор руки в стороны на кольцах (крест).

    В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис, вис прогнувшись, вис согнувшись.

    Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев, вис лежа, упор лежа ноги врозь, упор стоя.

    Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху.

    Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре, стойка на плечах. В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь, упор сзади. На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные термины.

    К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады и опускания, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и саль то, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче и их разнообразные сочетания. Подъемы выполняются в упор, спады и опускания — в вис. В этих случаях конечные положения не указываются. Во всех иных случаях необходимо указывать, в какое конечное положение выполняется спад, подъем или опускание, например: подъем махом вперед в упор углом, спад назад в вис согнувшись, опускание в вис прогнувшись (из стойки на руках).

    В записи упражнения на снаряде статические элементы указываются как исходные (в начале упражнения) или конечные положения, принимаемые в результате выполнения предыдущего динамического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический элемент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом вперед поворот кругом, переворотом назад соскок.

    Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются:

    союзом «и» — если они выполняются друг за другом последовательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок;

    предлогом «с» — если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом.

    Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непрерывной форме, в строчку. Пример:

    «Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор — упор углом — силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах — кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д.

    гимнастический снаряд упражнение учебный
    4. Учебные комбинации на гимнастических снарядах (женское многоборье)
    Бревно

    Мостик у правой трети бревна.

    1. С косого разбега (или с места) вскок в упор стоя на правом колене, левую назад. 2.0

    2. Полушпагат на правой, руки в стороны. 0.5

    3. Опуская левую, через сед на правой пятке, шагом левой (вперед) встать, правую назад на носок, руки вверх, шаг галопа с правой, руки в стороны. 0.5

    4. Равновесие на правой, руки в стороны. 1.0

    5. Выпрямляясь, шаг левой и шагом правой поворот кругом, в стойку на правой, левую вперед, на носок, руки в низ и в стороны. 1.5

    6. 2 шага с левой и шагом левой прыжок со сменой ног вперед. 1.5

    7. Приставить правую назад руки вверх.

    8. Поворот кругом направо. 1.0

    9. Приставной шаг с левой, руки в стороны и шаг левой, правую согнуть вперед. 0.5

    10. Шаг правой, махом левой, выпад на ней, стать на правое колено. 0.5

    11. Встать, несколько шагов бегом до конца бревна и соскок прогнувшись махом одной, толчком другой. 1.0




    Брусья р/в

    1. Размахивания изгибами в висе на в/ж. 1.0

    2. Махом вперед вис присев на н/ж.

    3. Толчком двумя подъем в упор на в/ж, перехват на н/ж. 3.0

    4. Опускание вперед с перемахом сгибая ноги в упор за нижнюю жердь. 3.0

    5. Перемах правой в упор верхом. 1.0

    6. Поворот налево с перехватом левой в/ж в сед верхом поперек.

    7. Сед углом. 1.0

    8. Сгибая правую встать на ней левую вперед.

    9. Перемах левой назад над в/ж в равновесие на правой, руки в стороны.

    10. Соскок прогнувшись с опорой правой на н/ж. 1.5

    Брусья низкие

    1. Размахивания в упоре на предплечья. 1.5

    2. Махом вперед подъем в сед ноги врозь. 2.5

    3. Перемах в сед на правое бедро. 0.5

    4. Перемах внутрь махом назад упор стоя на правом колене, левую назад. 1.0

    5. Кувырок вперед в сед ноги врозь. 2.5

    6. Перемах внутрь, мах назад, махом вперед, соскок углом вправо. 1.5

    Перекладина/н

    1. Из виса стоя, толчком одной махом другой подъем переворотом 3.0

    2. Перемах правой, перехват в хват снизу 1.0

    3. Оборот вперед верхом 2.0

    4. Перемах левой в упор сзади 0.5

    5. Поворот налево кругом упор 1.0

    6. Опорой правой соскок боком(спиной к снаряду) 2,5

    Вольные упражнения


    И.П. – основная стойка

    1. 1. Шаг левой, левую руку в сторону смотреть влево.

    2. Шаг правой, правою руку в сторону смотреть в право.

    3. Приставить левую прогнуться ладони в верх.

    4. Наклон назад прогнувшись руки в стороны.

    5. Полуприсед руки вперед вверх и в стороны.

    6. Встать руки вверх в стороны.

    7. Левую в сторону на носок руки дугами кверху в стороны.

    8. С поворотом в сторону направо махом левой выпад руки вперед.

    II. 1. Мах правой руки назад.

    2. Махом правой руки назад поворот направо кругом в стойку на левой, правую вперед, дугами вниз руки вверх.

    3 – 4. Махом левой стойки на руках со сменой положения ног в стойке опускание в равновесие на левой руки вверх.

    5 – 6. Равновесие (держать). 3.0

    7 – 8. Выпрямиться правая вперед руки вверх.

    III. 1 – 4. Переворот боком вправо с поворотом направо в упор присев. 5.0

    5. Встать с поворотом направо, правую в стороны руки в стороны.

    6. Выпад вправо руки скрестно.

    7. Толчком правой стойки левой в правою сторону руки в стороны.

    8. Толчком левой прыжок на правую левую в сторону, круг руками вниз.

    IV 1. Стойка ноги врозь руки вверх.

    2. Наклон прогнувшись руки в стороны 1.0

    3. Наклон касаясь.

    4. Приставляя левую полуприсед с полунаклоном руки назад(ст. пловца).

    5. Прыжок вверх ноги врозь, руки вверх в стороны. 1.0

    6. Счет “4”.

    7. Выпрямить руки вверх и в стороны.

    8. Дугами вперед, руки вниз в ОС.


    написать администратору сайта