Георг Еллинек. Краткая выдержка Имя
Скачать 31.54 Kb.
|
Краткая выдержка Имя: Георг Еллинек, известен как немецкий юрист, государствовед, представитель юридического позитивизма, основатель теории несуверенных государств (теория неограниченного, полного суверенитета; унитарная, централистская теория федерализма) Дата рождения: 16 июня 1851 года Место рождении: Лейпциг Семья: отец – Адольф Еллинек — известный проповедник еврейской общины Вены; жена – Камилла Еллинек (Вертхайм) (1860-1940) – в 1900 году присоединилась к движению Марианны Вебер, боровшейся за права женщин; Камилла стала известной благодаря оказанию правовой помощи женщинам и работе над проектами реформирования уголовного законодательства. У Еллинеков было шестеро детей, рождённых между 1884 и 1896 годами. Биография Образование 1867-1872 гг. – изучает право, историю искусств и философию в Венском, а также в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах. 1872 г. – защищает в Лейпциге диссертацию «Die sozialethische Bedeutung von Recht, Unrecht und Strafe» («Социально-этическое значение права, несправедливости и наказания») и становится доктором философии. 1874 г. – получает в Вене степень доктора юридических наук. Карьера и научная деятельность 1879 г. – проходит процедуру хабилитации1 на должность профессора в Венском университете. После этого Еллинек занимает должность профессора философии права 1881 г. – назначен членом государственной экзаменационной комиссии. 1882 г. – в свет выходит фундаментальное сочинение Еллинека «Die Lehre von den Staatenverbindungen» («Теория унификации государства»), после чего он становится адъюнкт – профессором конституционного права Венского университета. 1889 г. – Еллинек оставляет академическую службу Австро-Венгрии и становится профессором швейцарского Базельского университета. 1891 г. – переезжает в Германию и переходит на должность профессора конституционного и международного права в Гейдельбергском университете. 1895 г. – эссе о Декларации прав человека и гражданина, в котором он развил идею об универсальности теории прав человека. 1900 г. – в свет выходит первое издание основного труда Еллинека «Allgemeine Staatslehre» («Общее учение о государстве»), также известное под названием «Das Recht des Modernen Staates» («Право современного государства»). 1910 г. – публикует книгу «Социально-этическое значение права, неправды, наказания», в которой попытался соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией. В каталоге национальной библиотеки Германии насчитывается 58 публикаций2 Георга Елленика; также правовед является соавтором еще в 8 работах Основная часть Георг Еллинек — немецкий правовед, теоретик либерализма, доктор философии и права, профессор университетов в Вене, Базеле и Гейдельберге, основатель теории несуверенных государств (теория неограниченного, полного суверенитета; унитарная, централистская теория федерализма). Согласно теории несуверенных государств на всей территории единого государства может существовать только один суверенитет. Государства, вошедшие в федерацию, или присоединённые к империи, хотя и сохраняют определённый объём власти, в то же время полностью утрачивают суверенитет. Его General Staatslehre считается важной вехой в немецкой государственной доктрине и самой важной работой Еллинека. Его трехэлементная доктрина, согласно которой для признания государства в качестве субъекта международного права необходимы три характеристики: «национальная территория» «государственный народ» «государственная власть» также взята [трехэлементная доктрина] из нее [General Staatslehre]. Кроме того, здесь он вводит социологически вдохновленное понятие нормативной силы факта. Еллинек выдвинул прогрессивную в его время концепцию самоограничения государства изданными им правовыми нормами. Он определял государство как целевое единство индивидов, наделённое качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Еллинек отличался от своих немецких коллег по государственному праву тем, что при рассмотрении государства он объединял, но не отождествлял социологический и правовой анализ («двухсторонняя теория государства»). Он был озабочен социальными предпосылками права и государства. Он считал, что государство следует изучать одновременно как особое общественное образование и как правовое (юридическое) явление. Соответственно, его учение имело две стороны: социальную и правовую (юридическую) и государство он исследовал при помощи двух методов – социологического и юридического: с помощью юридического метода ученый описывает государство как юридический феномен (территорию, население, публичную власть, государственные органы и т.п.) в совокупности чисто юридических связей при помощи абстрактных нормативно-правовых понятий при помощи социологического метода он изучает государство как «массовое социальное явление» – его возникновение и эволюцию, взаимодействие с другими социальными явлениями. Поэтому Еллинека часто называют основоположником немецкой социологии права. Мыслитель полагает, что юридическая реальность государства создается не только формальными юридическими источниками (законами, конституционными актами), но и фактическими неписаными источниками права, проистекающими из реалий жизни социума. Именно фактическое неписаное право Еллинек считает основой юридической реальности государства. Он отмечает, что уже в конце XVI в. возникли представления о существовании законов, облеченных особой святостью и имеющих высшее значение – основных законов (leges fundamentales), ограничивающих произвол власти. Понятие основного закона, по его мнению, выработалось в борьбе между королевской властью и народом в период крушения феодализма. Заключенный в этот период договор о создании государства («agreement of the people» (народный договор)), по мысли Еллинека: «заключает в себе основные права и вольности народа. И эти основные права прямо объявляются неприкосновенными для парламентского большинства. Всякий закон, нарушающий эти права, навязанный большинством меньшинству, будет ничтожен и без силы. Обсуждать эти основные законы может вообще не парламент, но только весь народ, воле которого сам парламент обязан и своими полномочиями, и всем своим существованием». Одной из широко известных работ Еллинека было эссе о Декларации прав человека и гражданина, в котором он развил идею об универсальности теории прав человека. В противоположность Эмилю Бутми он рассматривал Декларацию прав человека и гражданина, а также Великую французскую революцию, как ключевые события политической истории XIX века, не в рамках чисто французской традиции, а как аналог революционных идей и движений в Англии и США. Георг Еллинек был правым позитивистом. Он считал, что право - это «не что иное, как этический минимум». Он верил: «Право, как сохраняющий момент, будет составлять минимум норм определенного состояния общества, то есть включать в себя те нормы, которые обеспечивают неизменное существование такового»3. Распространение учения Еллинека Учение Еллинека о государстве и праве было широко известно помимо Германской империи и Австро-Венгрии, также в Российской империи и Японии. В целом, оно оказало большое влияние на мировую юридическую науку начала XX века. Государственно-правовая теория Еллинека содержит немало внутренних противоречий, однако она оказала огромное влияние на развитие политической и правовой мысли Запада. В дальнейшем на ее основе возникли, с одной стороны, «чистая» нормативная теория права (Г. Кельзен), а с другой – психологическая теория государства и права (Л. И. Петражицкий). Приложение №1 Социально-этическое значение права, несправедливости и наказания, Вена, 1878 г. Отношения Гете со Спинозой. Лекция, прочитанная в Общество друзей литературы в Вене, Вена, 1878 г. Правовая природа государственных договоров. Вклад в юридическое построение международного права, Вена, 1880 г. Учение о связях государств, Вена, 1882 г. Австро-Венгрия и Румыния в дунайском вопросе. Международное правовое расследование, Вена, 1884 г. Конституционный суд Австрии, Вена, 1885 г. С Йозефом Пливеричем: правовые отношения Хорватии с Венгрией. С приложением, содержащим венгерско-хорватские законы о компенсации, 1885 г. Закон и постановление. Государственно-правовые исследования на основе истории права и сравнительного правоведения, Фрайбург-им-Брайсгау, 1887 г. Система субъективных публичных прав, Фрайбург-им-Брайсгау, 1892 г. 2-е изд. Тюбинген, 1905 г. 3-е изд. Тюбинген, 1919 г. Севилья Адам в доктрине государства. Лекция, прочитанная в историко-философской ассоциации Гейдельберга, Гейдельберг, 1893 г. Декларация прав человека и гражданина, Лейпциг, 1895 г., Висконсин, США; 2-е изд. Лейпциг, 1904 г. Гарвард-США; 3-е изд. Мюнхен, 1919, Чикаго Право меньшинств. Лекция, прочитанная в юридическом обществе Вены, Вена, 1898 г. Общая доктрина государства (Право современного государства, 1), Берлин, 1900 г. 2-й, эрг. Изд. Берлин, 1905 г. 3-й, эрг. Изд. 1914 Множественное избирательное право и его последствия. Лекция, прочитанная в Фонде Ге в Дрездене 18 марта 1905 г., Дрезден, 1905 г.* Поправка к Конституции и конституционная трансформация. Государственно-правовой и политический трактат, Берлин, 1906 г. Борьба старого права с новым правом. Проректорская речь, Гейдельберг, 1907 г. Законы и постановления Гейдельбергского университета, Гейдельберг, 1908 г. Правительство и парламент Германия, Лейпциг, 1909 г. 1Хабилитация (нем. Habilitation от лат. Habilis «способный, пригодный») — в некоторых европейских и азиатских странах процедура получения высшей академической квалификации, следующей после учёной степени доктора философии. После прохождения процедуры хабилитации претенденту присваивается учёная степень хабилитированного доктора, которая даёт право на занятие профессорской должности в университете. 2 Некоторые из публикаций перечислены в Приложении №1 3 Социально-этическое значение правильного, неправильного и наказания, 2-е изд., Берлин, 1908, стр. 45. |