Главная страница
Навигация по странице:

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

  • Тема культура доисторического человека Толеген А.Б. ЭН-102(с). Культура доисторического человека. Зачатки искусства и религиозных представлений в раннем палеолите


    Скачать 6.22 Mb.
    НазваниеКультура доисторического человека. Зачатки искусства и религиозных представлений в раннем палеолите
    Дата28.01.2023
    Размер6.22 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТема культура доисторического человека Толеген А.Б. ЭН-102(с).pptx
    ТипДокументы
    #909067

    Культура доисторического человека.

    Зачатки искусства и религиозных представлений в раннем палеолите.

    ЭН-102(с)

    Толеген А.Б.

    Вопрос о происхождении искусства очень сложен, и до сих пор нет теории, которая давала бы исчерпывающий ответ на этот вопрос. Широко распространены две теории.

    Старейшая исходит из предположения, что палеолитический человек рисовал, гравировал и вырезал из кости и камня, не преследуя никаких практических целей. Это было чистое "искусство для искусства".

    Другая теория, согласно которой искусство возникло в связи с магической практикой, зарождением религиозных взглядов и т. п., опирается на ряд многозначительных фактов: рисунки находятся в глубине пещер, в плохоосвещенных и часто труднодоступных местах (в Камбарель, например, в 120 м от входа); люди изображали чаще всего "полезных" животных, на которых они охотились; на изображениях животных есть следы магических действий - ударов копьем и т. п., рисунки стрел или ран.

    В последнее время делаются попытки объяснить палеолитическое искусство как чисто символическое, причем животные якобы символизируют различные явления, прежде всего разделение человечества на два пола: мужчин и женщин. Автор этой теории А. Леруа-Гуран считает, что в основе такой символики лежит представление первобытного человека о единстве и антагонизме мужских и женских черт, в конечном итоге связанное с культом плодородия.

    Мужские образы в эпоху палеолита очень редки

    Наиболее древние произведения верхнепалеолитической мелкой пластики относятся ко времени 25 тыс. лет до н. э. В обширной области от Сибири до Западной Европы в эпоху расцвета ориньякской (граветтской) индустрии (между 25-18 тыс. лет до н. э. ) были распространены женские статуэтки, сделанные преимущественно из слоновой кости (мамонтовых клыков), так называемые палеолитические Венеры. Они представляют женщину - мать, прародительницу и хранительницу рода, о чем свидетельствуют, в частности, подчеркнутые признаки женщины-матери6. Фигурки разной величины, иногда достигают в высоту 12-22 см.

    Первые находки произведений палеолитического искусства относятся к 1830 г., когда в двух пещерах во Франции были найдены кости с выгравированными на них изображениями. Но ни тогда, ни позже до открытий пещерной живописи в 80-х годах XIX в. не могли поверить, что изображения на кости сделаны людьми, которые были современниками мамонта. Лишь после открытия пещерной живописи во франко-кантабрийской зоне началось подлинное изучение палеолитического искусства.

    Произведения первобытного искусства можно разделить на две большие группы: первая - наскальная и пещерная живопись и гравировка; вторая - мелкие произведения искусства из камня, кости, рога. (Вторую группу легче датировать, так как ее образцы находят, как правило, в культурном слое.)

    В раннем верхнем палеолите еще редки рисунки, гравированные на камне или кости, шире они распространяются в мадлене I-III.

    В мадлене IV появляются различные виды рельефов и крупной круглой скульптуры, распространенные главным образом в Пиренеях и Дордони, но в отдельных экземплярах доходящие до Верхнего Рейна (местонахождение Кесслерлох в Швейцарии). Это "начальнические жезлы" из рогов оленя со скульптурными изображениями животных, плоские кости с изображением лошадей и горных козлов. Широко распространяется гравировка на камне - изображения объектов охоты того времени: оленей, лошадей, бизонов, горных козлов. В Средней и Восточной Европе в мадленское время появляются сильно стилизованные фигурки или подвески-амулеты без головы с подчеркнутыми нижними частями тела. Гравировка на кости либо представляет самостоятельные произведения (три бизона и четыре лошади из Пекарны, женская фигура из Пржедмоста), либо украшает предметы, которые имели собственное назначение.

    Настенные изображения, рельефы и живопись обнаружены главным образом в пещерах на юге Франции и на северо-западе Испании (франко-кантабрийское искусство). Там известно около 100 пещер и гротов с остатками живописи, большая их часть находится в Дордони, на французских склонах Пиренеев, и в долине р. Везер. Шесть больших пещер дошли до нашего времени с десятками и сотнями изображений: Альтамира (в Испании, западнее Сантандера), "Три брата" и Нио (южнее Тулузы), Ласко у Монтиньяка, Фон-де-Гом и Камбарель (юго-западнее Лиможа)8. В 1956 г. в пещере Руфиньяк в Дордони открыто свыше 100 изображений мамонтов, носорогов и других животных99.

    В Испании, кроме знаменитых пещер на севере страны, много пещерной живописи в Альмерии. Наиболее знамениты многофигурные композиции в гроте Когул (близ Лериды в Каталонии), но большинство из них относится уже к эпохе мезолита.

    Настенные изображения в пещерах и гротах выполнены различной техникой: гравировкой и живописью, изредка комбинацией той и другой. Гравировка тоже различна: от процарапанной линии до плоского рельефа.

    Пещерные рисунки ориньякского времени представляют собой фигуры зверей, выполненные только линейным контуром, иногда сплошь залитые внутри краской. С течением времени гравировка теряет прежнее значение и выходит из употребления или используется вместе с живописью. Росписи тоже переживают различные этапы развития: от росписей контурных и гладко залитых краской происходит постепенный переход к многоцветным, передающим объем и форму предмета различной густотой краски. В мадленское время уже возникает представление о перспективе. Художник стремится передать движение животного.

    Главным объектом изображения были звери: бизоны, мамонты, носороги, лошади, медведи и т. п. Человеческие фигуры очень редки, иногда они изображены в магических масках ("колдуны" в пещере "Три брата"10, люди в масках в пещере Камбарель и др. ). Встречаются загадочные изображения, может быть, хижины и т. п. Декоративное искусство, очевидно частично отделившееся от реалистического в результате стилизации, представляет различные геометрические мотивы. Таковы, например, спирали, изображенные на костяных жезлах, найденных в области Пиренеев.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


    написать администратору сайта