0009 НМЕТ АI1 курс раб 3. Курсовая работа 3 закономерности формообразования природных объектов, явлений и процессов и их использование в архитектурной композиции Курсовая работа 3 состоит из 5х учебных заданий
![]()
|
3. Курсовая работа №3: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ» Курсовая работа №3 состоит из 5-х учебных заданий: 1) макетного упражнения “Каркас – оболочка” (с приложением фотографий, смонтированных на листах А4); 2) серии композиционно-поисковых зарисовок “Ассоциативный образ природного объекта” (2 листа формата А3); 3) альбома зарисовок и чертежей “Анализ композиционных свойств” на листах А3; 4) Выполнение компьютерного моделирования эскизов демонстрационного планшета в массах 5) Разработка демонстрационного планшета размером 55х75 см. Подробная теоретическая информацию по теме имеется в учебной литературе (см., в частности, книгу Ю. С. Лебедева “Архитектурная бионика” и ранее изданные методические указания “Природная форма”, авторы Молчанова К.Э., Ирманова Е.В., Молчанова В.М.). 3.1. Макетное упражнение “Каркас – оболочка” Учебное упражнение предполагает разработку композиционного макета на заданную преподавателем тему, которая не должна совпадать с основной, выбор которой производится студентом и утверждается преподавателем. Допускается использование любых материалов, соответствующих решению задачи. Целью задания является создание композиции, учитывающей присущие объекту каркасные и поверхностно-оболочковые свойства. Необходимо обратить внимание на обеспечении основных конструктивных требований: устойчивости, жесткости и геометрической неизменяемости. Выполненный макет фотографируется студентом не менее чем в 6 ракурсах (обязательны два ортогональных вида – сверху и сбоку), фотографии монтируются на листах А4 и прикладываются к сдаваемому макету (допускается как наклеивание фотографий на листы чертежной бумаги, так и компьютерный монтаж с распечаткой, возможна дополнительная компьютерная обработка фотографий, способствующая выявлению композиционного замысла. Пример выполнения упражнения “Каркас – оболочка” приведен на рис. 45. ![]() Рис. 45. Пример выполнения задания “Каркас – оболочка”, макет, компоновка фотографий на листах А4 (студент Мурзин С., преподаватели Шаталов А. А., Ягуза И. А.). 3.2. Графическое упражнение “Ассоциативный образ природного объекта” В этом учебном упражнении темы также выдаются преподавателем. Как и в предыдущем случае, эти темы не должны совпадать с основной темой разработки. Ассоциативный образ предполагает нахождение формальных или формально-структурных связей между природным объектом и существующим (или придуманным, но похожим на существующий) архитектурный или иной технический объект. Желательно ориентироваться на использование языка форм, связанного с конструктивными особенностями конкретного стилевого направления. Упражнение выполняется в виде карандашных рисунков или фиксированной графики, но по желанию студента оно может быть дополнено черновым макетом. Количество тем для выполнения не менее 2, по каждой выполняется не менее 2 вариантов ассоциаций. Общий объем – 2 листа формата А3. По согласованию с преподавателем допускается выполнение ассоциативных рисунков по одной теме, с сохранением количества зарисовок и итогового объема (2 листа А3). Примеры ассоциативных зарисовок приводятся на рис. 46. ![]() Рис. 46. Ассоциативные зарисовки (студенты Пынков А., Лесняк А., Хлопкова Я., Тер-Абрамян С., Барашян А., преподаватели Шаталов А.А., Молчанова К.Э., Ягуза И.А.). 3.3. Альбом зарисовок и чертежей “Анализ композиционных свойств объекта” Учебное задание выполняется на листах А3, которые после окончания работы должны быть сброшюрованы в альбом и снабжены обложкой. В качестве объекта изучения могут быть выбраны любые объекты, процессы и явления естественной природы. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно и утверждается преподавателем. Состав работы: 1) зарисовки выбранного природного объекта, явления или процесса (на менее 3 зарисовок в различных ракурсах, или не менее 3 разновидностей объекта); 2) выполнение не менее 3-х графических стилизаций: с использованием линий; с заполнением силуэта ритмически организованными пятнами; с использованием геометрических форм; 3) интерпретация плоскими геометрическими фигурами и объемами; 4) выявление каркаса и оболочки; 5) выявление симметрии, дисимметрии и асимметрии объекта; 6) выявление метрических и ритмических свойств; 7) выявление пропорций (на основе золотого сечения); 8) выявление цветовой гаммы объекта и среды его обитания – не менее 5 оттенков в виде выкраски локальных цветов, гуашь; 9) выполнение поисковых эскизов (в карандаше или фиксированной графике) и выбор названия проекта; 10) выполнение эскизного макета (в альбом подшиваются его фотографии в различных ракурсах). Разработанный эскизный макет и элементы анализа становится исходным пунктом работы для задания 3.5 “ Выполнение демонстрационного планшета ”. При выполнении альбома для ускорения технической работы по согласованию с преподавателями допускается использовать при анализе отксерокопированные изображения ранее выполненных зарисовок объекта, а аналитические чертежи чертежи выполнять на накладываемых сверху кальках. Кальки необходимо подшивать в альбом вместе с ксероксами-подосновами. Примеры решения листов альбома приводятся на рис. 47-51. ![]() Рис. 47. Альбомные листы “Стилизация” (студент Рублева А., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.). ![]() Рис. 48. Альбомные листы “Геометрический анализ” и “Симметрия” (студент Рублева А., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.). ![]() Рис. 49. Альбомные листы “Метрические и ритмические свойства” и “Золотое сечение” (студент Рублева А., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.). ![]() Рис. 50. Альбомные листы “Цветовой анализ” и “Поисковый эскиз (студенты Рублева А., Шестакова Д., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.) ![]() Рис. 51. Альбомные листы “Фотографии эскизного макета” (студент Рублева А., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.) 3.4. Компьютерное моделирование эскизов демонстрационного планшета в массах Одновременно с началом разработки демонстрационного планшета выполняется его эскизирование средствами компьютерной графики на занятиях по кафедре ГИТАП (пакет Corell Draw). Однако предварительно студент должен выполнить в карандаше и цвете и согласовать с преподавателем эскизы на формате А5 (не менее 3 вариантов, 2 ахроматических и 2 цветных). Эти эскизы становятся исходным материалом для компьютерного эскизирования, задачи которого – уточнение найденных решений и поиск альтернативных вариантов компоновки планшетов. Выполнение эскизов в Corell Draw проводится без подробной деталировки, в основных массах. Необязательна подробная прорисовка всех деталей макета, достаточно обозначить его основные объемы и композиционно-значимые элементы. Сначала выполняется разметка в контурах, далее надо определить степень тяжести пятен с использованием ахроматических цветов, и лишь затем переходить к полноцветному эскизу, разрабатывая несколько его вариантов. Пример компьютерного моделирования эскиза см. на рис. 52. ![]() Рис. 52. Пример разработки компьютерной модели эскизов демонстрационного планшета. 3.5. Выполнение демонстрационного планшета. Демонстрационный планшет выполняется только по утвержденному эскизу, однако по ходу выполнения можно вносить в расположение его элементов изменения, согласуя их с преподавателем. Обязательный состав демонстрационного планшета следующий:
По желанию студента планшет может включать и дополнительные элементы, размещение которых необходимо согласовать с преподавателем. Примеры выполнения чистовых макетов и демонстрационных планшетов приводятся на рис. 53-55. ![]() Рис. 53. Примеры разработки чистовых макетов (ст-ты Шуликина А.,Павленко И., Чуприкова М., Попова О., МакаренкоА., Ачковский М., преподаватели: Шаталов А.А., Ягуза И.А., Мартиросян Т.Г., Янишевский Г.Б.) ![]() Рис. 54. Пример выполнения демонстрационного планшета (ст-т Шуликина А., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.) ![]() Рис. 55. Пример выполнения демонстрационного планшета (ст-т Ачковский М., преподаватели Мартиросян Т. Г., Янишевский Г.Б.) . |