Главная страница

Анализ романа Исабель Альенде «Дом духов» на основе монографии А. Латиноамериканский художественный образ мира


Скачать 23.84 Kb.
НазваниеЛатиноамериканский художественный образ мира
Дата02.12.2022
Размер23.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнализ романа Исабель Альенде «Дом духов» на основе монографии А.docx
ТипЛитература
#824265

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Историко-филологический факультет

Кафедра литературы
Экзаменационная работа по дисциплине

Литература Латинской Америки в контексте культуры

на тему:

Анализ романа Исабель Альенде «Дом духов»
на основе монографии А.Ф. Кофмана
«Латиноамериканский художественный образ мира»
Выполнила: студентка группы ЛНЗСм-20

Стругова Виктория Андреевна

Чита
2021

«Дом Духов – это книга, провоцирующая на размышления»
Исабель Альенде (Isabel Allende, родилась 2.08.1942) считается самой популярной современной писательницей Латинской Америки. Исабель родилась в Чили, а знаменитой фамилией обязана своему дяде Сальвадору Альенде, президенту Чили, погибшему в 1973 г. Лауреат Национальной премии Чили по литературе (2010), её книги изданы тиражом более 35 миллионов экземпляров на 27 языках мира. Всемирная слава пришла к ней после публикации романа «Дом Духов», написанного в лучших традициях магического реализма.

А.Ф. Кофман в монографии «Латиноамериканский художественный образ мира» отмечает, что для латиноамериканской литературы одной из базовых является характеристика «инаковости» в латиноамериканском пространстве. Константа латиноамериканской инаковости противопоставляет «Старый Свет» «Новому». Кроме того, особый интерес для лат.-амер. литературы представляет модель замкнутого пространства, которая позволяет создавать универсальный образ бытия, подразумевающего «...три уровня обобщения»: рассказ о континенте, рассказ о семейном роде и историю отдельно взятой страны.

В романе Исабель Альенде создателем особняка (пространства) становится мужчина, который живет настоящим. Ранее Эстебан восстанавливал восстанавливать родовое поместье, возможно, поэтому отдельное место в книге отводится описанию его детства, юности и влюбленности в Розу.

Герой с малых лет знаком с бедностью, но это не становится причиной его эмоциональной незрелости во взрослые годы: отсутствие тепла и счастья в детстве героя дополняют его целеустремленную и властную натуру жестокостью, грубостью, упрямством, агрессивностью (особенно в моменты гнева) - чертами, схожими с повадками дикарей. Окруженный заботой своей одинокой сестры Ферулы, он чувствовал на себе бремя ее жертвы, принесенной ради больной матери.

В Эстебане с детства была заложена раздвоенность сознания: мать, представительница знатного дворянского семейства, уронила честь своего рода, своё «человеческое достоинство», вступив в брак с типичным буржуазным авантюристом, промотавшим ее наследство. Несоответствие ее теперешнего образа жизни прежнему отравляло жизнь ей и ее близким, и иссушало тело болезнью. Картины физического распада, вырождения, изображающие болезнь матери Эстебана, являются наглядной иллюстрацией упадка аристократии, трагического слома эпохи конца Х1Х-начала XX века.

Эстебан не смог унаследовать от матери лучшие черты дворянской культуры, он, скорее, носитель буржуазной морали, прагматичного подхода к жизни – американец. Встреча с Розой становится для него подарком судьбы, он впервые чувствует вкус жизни и одновременно испытывает гнетущее чувство, навещая мать и сестру в их лишенном жизни доме, сравнивая его со склепом. При виде истерзанной болезнью матери он испытывает брезгливость, жалость и чувство вины.

Неожиданная смерть Розы разрушила его надежды на новую жизнь и поселила в его душе всепоглощающую ярость, которая не покидает его ни во время приезда в родовое поместье Лас-Трес-Мариас, ни в процессе его восстановления. Поведение Эстебана – это поведение конкистадора-захватчика, собственника, «чужого». Он воспринимает своих работников, землю не как цель, но как средство. Он устал от бедности, лишений и болезни, поэтому заботится о здоровье обитателей имения, не питая к ним никаких добрых чувств, и получает в ответ то же самое: для окружающих он чужак, который не понимает их уклада жизни и насильно навязывает им свои ценности; энергия Эстебана носит разрушительный характер.

Разрушительная сила Эстебана наносит вред и ему самому. После смерти Розы смысл его существования исчез; его жестокость, приступы неконтролируемого гнева и похоти всё больше делают из Эстебана зверя. Обогащение ради обогащения, насаждение благ цивилизации не приносят успокоения.

«Грех святотатства», осквернения невинных девушек имеет символическое значение: Эстебан порывает с прежним укладом жизни обитателей имения и насаждает новый порядок, чувствуя себя первооткрывателем.

Новое пространство, отстроенное родовое поместье, в сознании Эстебана не несёт сокровенного смысла очага – это лишь собственность, демонстрирующая его достижения и успехи, предмет его особой гордости и не более того.

Встреча с Кларой спустя много лет помогает Эстебану измениться: мужчина пленен обаянием и умом девушки, он чувствует в ней ту же неуловимую магию загадочности, что была у Розы. Непосредственность Клары, которая является следствием ее дара предвидения, облегчает Эстебану задачу завоевания ее руки, но не сердца.

Эстебан всегда чувствовал, что она ускользает от него, что его вспышки ярости ее не пугают, а смешат. Подобные реакции до определенного момента смягчают буйный нрав Эстебана, но отношения супругов не становятся доверительными и открытыми, подлинной духовной близости, к которой стремится Эстебан, между ними нет.

Эстебан – собственник, и это становится главной причиной некого отчуждения Клары: девушка интуитивно чувствует посягательство на внутреннюю свободу.

Дом – это, прежде всего, модель бытия, и описание семейных очагов имеет принципиально важное значение для определения природы отчуждения, возникшего между главными героями, которое затем переросло в открытый конфликт. Эстебан привык к замкнутому пространству собственного обветшавшего дома, лишенного жизни, подчиненного потребностям его больной матери. Важно отметить, что описание распада тела матери Эстебана и распада дома, в котором жили Эстебан и Ферула, оказывает влияние на душу ребёнка.

Эстебану казалось, что залогом его семейного счастья станет дом с красивой обстановкой (прообраз башни из слоновой кости), куда он заключит Клару, которая будет безразлично взирать на мир и посвятит себя ему. В книге подробно описывается предельное внимание героя к предметам обстановки, к отделочным материалам: «Он хотел, чтобы такого дома больше не было нигде на свете - с немецкими витражами, с цоколем, отшлифованным в Австрии, с бронзовыми английскими кранами, с полом из итальянского мрамора, замками и задвижками, выписанными по каталогу из Соединенных Штатов.». Эстебан подменяет духовные ценности, столь важные для Клары, материальными. Например, намерение Эстебана порадовать новобрачную ковром, изготовленным из шкуры домашнего любимца Клары - Баррабаса, трагически погибшего в день их помолвки, обернулось катастрофой: новоиспеченная супруга испытала страх и ужас.

Эстебана страшит бедность, однако ему чуждо притворство, он не способен (в отличие от Ферулы, которая так и не смогла выйти из роли жертвы), жить интересами других людей, для этого он не наделен тонкой духовной организацией. Материальные блага в его понимании - это основа стабильности и покоя.

Эстебан винит в том, что его мечта о семейной гармонии не воплотилась в действительность, свою сестру Ферулу, чье поведение, как капля в воде, отражало его собственное, ему было легче признать, что у сестры извращенные наклонности, чем потерпеть поражение в любви. Затем его гнев обрушивается на Клару, которая так и не смогла ему простить его поведения по отношению к родной дочери Бланке и к себе самой.

Клара, в отличие от Эстебана, выросла в любви, в гостеприимном открытом доме, поэтому ей тесно в особняке Эстебана, она расширяет пространство дома, строя причудливые лабиринты для духов и открывает его двери для всех страждущих – так в романе возникают два дома: роскошный особняк на углу Эстебана, и причудливые пристройки к нему образующие лабиринт, созданные по воле Клары. В отличие от мужа, она легко находит общий язык с работниками Лас-Трес-Мариас и чувствует себя в имении гораздо лучше, чем в городском доме: «С первого же дня Клара поняла, что ее место именно в Лас-Трес-Мариасе и, как она записала в своих дневниках, почувствовала, что наконец нашла свое предназначение в этом мире».

Дар Клары не обрекает ее на одиночество, поскольку благодаря своим способностям она помогает не только своим близким, но и всем нуждающимся. Она - избранница духов, несущая свет в этот мир. Она знает, что чувства Эстебана к ней искренни, но он не может осознать, что любовь - это высшая степень духовной свободы, самопожертвование, именно поэтому она сразу оценила Ферулу: за внешней озлобленностью в ней жила потребность любить, обрести цельность, но Клара не могла не замечать и эгоизм Ферулы, ее первоначальное желание взять бразды управления домом в свои руки, но, в отличие от Эстебана, которому выпала роль пассивного наблюдателя за болезнью матери, Ферула знала, каково это - приносить себя жертву. Знала она и о том, как легко манипулировать людьми на этом основании, превращаясь в домашнего тирана. Однако, расчеты Ферулы потерпели крах при знакомстве с Кларой, единственным человеком, по-доброму к ней отнёсшемуся: она заботится о ней и любит ее бескорыстно.

Важно отметить, что произведение Исабель Альенде – это не повествование о гибели семейства, утратившего духовные связи, поскольку прервалась нить времен. Героини этой истории – Клара («светлая», «ясная» в пер. с исп.), Бланка («белая», в пер. с исп.) и Альба («рассвет» в пер. исп.) несут свет и надежду в этот мир, погрязший во тьме, где добро и магия стали призрачными, но ещё не утратили своей силы.

Таким образом, можно говорить о том, что в идейном плане это продолжение истории «Ста лет одиночества», книга, повествующая о нелегких поисках полноты бытия, о крушении старого мира и столкновении героев с печальной действительностью, которое вопреки ожиданиям читателей не приводит их к духовной изоляции, отказу от борьбы со злом, а к осознанию личной ответственности за свою семью, свой род и страну и готовности искупать грехи прошлых поколений.

Итак, дом семьи Труэба представляет собой модель замкнутого пространства, лабиринта. Исабель Альенде создала историю, описывающую возрождение семьи и страны, начало которому положила женская половина рода Труэба, а именно Клара и Альба, искупающие вину Эстебана, презревшего традиции прошлого и насаждавшего свой порядок в собственном имении. Герой, сам того не подозревая, все это время пребывал в состоянии нравственной слепоты и способствовал утверждению новой власти в стране посредством террора, жертвами которого стали в том числе и члены его семьи.

В этом историческом контексте дом - лабиринт - проекция фантазий Клары становится символом надежды на новую жизнь, служа убежищем для жертв нового политического режима и даруя им силы на дальнейшую борьбу. Кларе и Альбе, на которую она возлагала столько надежд, удалось вывести Эстебана на путь покаяния и примирения со своими детьми: Бланкой, Хайме и Николасом. Восстановление разорванных духовных уз внутри семьи дарит в будущем надежду на мир в разрушенной от кровопролитий стране, но цена новой гармонии подчас слишком высока.

Жить в новом, свободном от насилия мире Эстебану не суждено, равно как и исправить все то, что он натворил в молодости. За грех отречения от своего отцовства Эстебаном пришлось расплачиваться Альбе, ставшей жертвой насилия, но нашедшей в себе силы отказаться от мести, поскольку зло сеет новое зло, и выход из этого порочного круга становится невозможен.

Таким образом, функция лабиринта в «Доме духов» намечается выход из дурных времен застоя, вырождения, упадка, который возможен только тогда, когда пройден весь путь, когда чаша испита до дна, ведь мы, как говорит Альба в финале, подчас «не можем отличить следствие от поступков, верим в вымысел, называемый временем, в настоящее, прошлое и будущее, но, может быть, все случается одновременно».


написать администратору сайта