лекция 1. Лекция 1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания план
Скачать 50 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ №1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПЛАН 1. Понятие о естествознании 2. Общий ход развития естествознания 3. Проблемы двух культур 4. Научный метод 1. Понятие о естествознании «Концепции современного естествознания» - это курс, призванный показать место и значение естествознания в культуре цивилизации, познакомить, на уровне общих представлений, с наиболее важными для понимания мира и человека концепциями наук о природе в их развитии. Естествознание – это обширная область человеческих знаний о природе различных природных явлениях, природных объектах, закономерностях их возникновения, существования и развития т.е. точное естествознание вполне оформленное знание обо всем, что действительно существует или может существовать во Вселенной. Основу естествознания составляет 3 науки: физика, химия и биология и очень много сопутствующих: астрономия, математика, биохимия и многие другие. Цель естествознания является познание законов природы, выявление скрытых связей, которые создают органическое единство физических, химических и биологических процессов, происходящих во Вселенной и на нашей Земле. Роль естествознания определяется его неразрывной связью с практической деятельностью человека. Потребности человека и привели к развитию естественных наук. В настоящее время естествознание развивается по трем основным направлениям: 1) изучение очень большого (занимается астрономия, она изучает строение Вселенной, для точного определения положения Земли во Вселенной, одиноки ли мы в ней, каково влияние космоса на существующую жизнь на Земле); 2) изучение очень малого (занимается физика: это мир элементарных частиц, мир атомов, их взаимодействие и взаимопревращение, для того, чтобы использовать эти процессы на пользу человека для улучшения условий жизни на Земле); 3) изучение очень сложного (занимается химия и биология. Ученые пытаются понять как из простых химических элементов зародилась жизнь, где граница между живыми и неживыми системами, что является вещественной основой жизни и как протекают процессы самоорганизации в живых системах). 2. Общий ход развития естествознания Естествознание стало развиваться в VI – V в. до н.э.в странах Древней Греции. В это время все знания о природе были объединены в одну науку, которая называлась натурфилософией (размышления о природе). Первые знания были не всегда достоверными, т.к. базировались на мифологии и религии. Основной способ познания сводился к наблюдению. Все натурфилософы искали первооснову мира, т.е. из чего построен весь окружающий мир. 1 научная программа - Пифагора - Платона Первой научной программой античности считается программа Платона и Пифагора. Пифагор считал, что все вещи, из которых состоит мир основаны на качественных отношениях к действительности. Зная числа, и занимаясь математикой можно установить связь между вещами, т.к. каждая вещь имеет определенную степень роста, степень изменчивости, и степень независимости. Философское обоснование этой программы отразил в своих трудах Платон. Он рассматривал материю, как мир идей, причем идея является первичной, а мир вещей вторичным. Абсолютными ценностями он считал истину, добродетель и красоту. Основные положения первой программы античности следующие: 1. Мир - это упорядоченный космос, чей порядок соответствует порядку человеческого разума. 2. Упорядоченность космоса является следствием существования некого, всепроникающего разума, наделившего природу определенной целью и назначением. 3. Познание сущности мира требует от человека развития его познавательных способностей, таких как память, логика, разум, нравственность, опыт, интуиция, в результате чего происходит духовное освобождение человека от сил природы. Мировоззрение Платона оказало существенное значение на становление и развитие естественных наук. 2 научная программа - атомистов Второй научной программой античности стал атомизм, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки. Основателями его были Ливкипп и Демокрит. Они предполагали, что мир состоит из неделимых частиц-атомов и пустоты. Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие это атомы, небытие-пустота, пустое пространство. Идея пустоты привела к идеи бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы. Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие малой величины) самостоятельная частица вещества. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы – шарообразные, угловатые, вогнутые, выпуклые, крючковатые и т.д. и различны по размерам. Возникновение и распадение вещей объясняется соединением и разделением атомов, а изменение вещей – изменением порядка и положения атомов. Значит вещи изменчивы и переходящие. По Демокриту – мир в целом – это беспредельная пустота, начиненная многими мирами. Миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри – кругообразные движения атомов. В вихрях круглые и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и мелкие вытесняются к периферии. Так возникли Земля и небо. Небо образует огонь, воздух и светила. Земля – центр нашего мир, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Мира переходящие, т.е. одни только возникают, другие находятся в рассвете, а третьи уже гибнут. Причем, все, что происходит в мире обусловлено какими-то причинами. 3 научная программа Аристотеля Программа Аристотеля, величайшего мыслителя, стала третьей научной программой античности. Своими исследованиями он подвел итог предшествующей натурфилософии и всему научному познанию того времени. В своей работе «Метафизика» он изложил свою гипотезу строения мира. Мир он представил, как целостное естественно-возникшее образование, имеющие причины в самом себе. Аристотель является первым ученым, который признал существование материального мира, т.е. мира чувственного восприятия вещей. По Аристотелю всякая существующая вещь состоит из 2-ух начал – материи и формы. Материя - пассивное начало, чтобы стать вещью материя должна приобрести форму. Форма - это активное первоначало, способное существовать в чистом виде. Высшей формой в мире является Бог – перводвигатеь мира. Он един и вечен. Простейшими формами по Аристотелю является тепло, холод, сухость, влажность. Соединяясь с первоматерией, они образуют 4 первоначала: теплое и сухое – образуют огонь, теплое и влажное – воздух, холодное и влажное – воду, холодное и сухое Землю. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, которые определяет структуру космоса. В Центре мира находится элемент Земли, который образует нашу планету, Земля – центр Вселенной. Она неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли расположены – вода, затем воздух и огонь простирается до 1-го небесного тела Луны. Выше Луны начинается надлунный божественный мир, в котором все тела состоят из эфира. Он не изменяется и не превращается в другие элементы. В божественном подлунном мире все тела движутся непрерывно и равномерно по круговым орбитам. За сферой неподвижных небесных тел находится перводвигатель Бог, который придает движение сферам. Космос вечен, никогда не родится, никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим. Эту научные программы заложили основу всем наукам, и в дальнейшем они только пересматривались и перерабатывались. Так во II веке до новой эры Птолемей, на основе строения Космоса, предложенного Аристотелем, разработал геоцентрическую ( гео – греческое слово, означающее земля) систему строения мира, согласно которой Земля находится в центре Вселенной, она неподвижна, а все видимые небесные объекты вращаются вокруг Земли. Эта система продержалась более 18 веков, до 16 века. Принципиально новую систему строения Вселенной разработал польский ученый Николай Коперник. В своей книге «Об обращении небесных сфер», которая вышла в 1543 г. Он предложил гелиоцентрическую (гелео-солнце) систему строения мира. В ее основе лежали следующие понятия: 1) В центре Мира находится солнце. 2) Земля и все другие планеты движутся вокруг солнца в одном направлении и вращаются вокруг одного из своих диаметров (вокруг оси) 3) Движение планет происходит по круговым орбитам равномерно, скорость их движения постоянна. Учение Коперника произвело настоящую революцию не только в астрономии но и во всем человеческом мировоззрении 3. Проблемы двух культур Естествознание является лишь одним полюсом современной культуры. Второй - гуманитарно-художественная культура, то есть искусство и гуманитарные науки. Противопоставление двух культур имеет корни в различиях методов познания мира в научной и гуманитарно-художественной практике. 1 отличие. Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное - субъективно. Естественнонаучный метод исследования основан только с материальными явлениями, обусловленными объективнымизаконами, а гуманитарный метод допускает отсутствие однозначных, общеобязательных выводов, что для знания естественнонаучного было бы недопустимо. 2 отличие. Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное - не обязательно. 3 отличие. Предмет гуманитарно-художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания - типичен. Гуманитарный метод, в отличие от естественнонаучного, создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета (хорошо - плохо, красиво - безобразно, справедливо - несправедливо). 4 отличие. Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная - на язык терминов и чисел. Т.О. научная и гуманитарная культуры противоположны, но противоположны диалектически. Они составляют единую общечеловеческую культуру и в равной мере движут ее развитием. 4. Научный метод Понятие «метод» означает совокупность правил и приемов их использования, которые позволяют гарантированно и систематически добиваться поставленной цели. Цель научного метода заключается в получении научного знания о природных объектах и явлениях. Объективность научного знания означает независимость от личности исследователя, от его индивидуальности. Достоверность научного знания обеспечивается принятой в науке традицией рациональной критики. Элементы научного метода познания 1. «Эмпирический метод познания» означает: «полученный из опыта, из непосредственных ощущений». 1.1. Наблюдение. Место, время и другие обстоятельства наблюдения планируются, а его результаты фиксируются для дальнейшего использования. Результаты наблюдений - наблюдательные факты - подвергаются систематизации и классификации, что позволяет сформулировать эмпирические обобщения. 1.2. Эмпирическое обобщение — это подсмотренная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Например, эмпирическим обобщением наблюдений восхода солнца является вывод о том, что солнце восходит в восточной стороне горизонта. Это еще не теоретический вывод, но уже и не отдельный факт. Это - более общая, чем факт, форма эмпирического знания. Эмпирическое обобщение возникает путем индукции. 1.3.Индукция — метод познания, основанный на переходе от частного знания к более общему. 2. «Теоретический метод познания» означает «полученный из конкретных вычислительных задач, общих теоретических утверждений» 2.1. Абстрагирование (школа Фалеса) - метод познания, основанный на том, что не учитываются несущественные стороны и признаки изучаемого явления. Основной абстракцией стало представление о единой субстанции, лежащей в основе мира, - материи. 2.2. Дедукция (школа Пифагора) - метод познания, основанный на выведении частных следствий из общих посылок. 2.3 Гипотеза — это предположение о причине той или иной закономерности, о сущности того или иного объекта или явления. |