Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные характеристики аксиологической этики

  • Примерные цели

  • Теория ценностей: основной и общий подход к аксиологической этике

  • Философия. философия 2 вопроса. 3. Почему свободу, смысл жизни, истину, добро, красоту философия считает высшими духовными ценностями


    Скачать 48.33 Kb.
    Название3. Почему свободу, смысл жизни, истину, добро, красоту философия считает высшими духовными ценностями
    АнкорФилософия
    Дата15.06.2020
    Размер48.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2 вопроса.docx
    ТипДокументы
    #130282


    3. Почему свободу, смысл жизни, истину, добро, красоту философия считает высшими духовными ценностями?

    Свобода - высшая духовная ценность,понятие культуры, наличие которой позволяет человеку действовать исключительно по собственному волению, без внешнего принуждения. Именно благодаря свободе человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения, поэтому абсолютной свободы личности нет ни в каком обществе. Личность может обрести лишь относительную свободу, когда она познает условия своего бытия и овладеет ими. Поэтому свобода включает многоаспектные формы проявления: внутренняя и внешняя свобода, свобода воли, свобода выбора, интеллектуальная свобода, свобода творчества, нравственная свобода. Следует различать свободу «как универсалию культуры», степень ее функционирования в обществе, фиксирующую возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания, и свободу «как свободу воли» - внутреннюю способность человека к самоопределению в своих действиях. Наиболее конкретным выражением внутренней свободы выступает нравственная свобода. Она является результатом не просто воли, а доброй воли. Нравственная свобода связана с ситуацией морального выбора, с поступками, с осознанием их последствий, с нравственной оценкой своей деятельности. Обладая этими характеристиками:самодостаточность,духовная устремленность, личностная зрелость, человек становится способным самостоятельно, повинуясь собственным убеждениям и воле, совершать те или иные поступки. Зрелое моральное сознание (этические знания, личные убеждения, мотивы, идеалы и самооценки) позволяет самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснования, вырабатывать целую линию поведения. Моральный выбор – это всегда движение между различными возможностями как внутри нормы, так и между следованием норме или ценности и их отрицанием. Для личности выбор далеко не всегда бывает легким и органичным. Особенно он не прост в так называемых «пограничных ситуациях» (экзистенциализм вводит это понятие), когда выбор идет между ценностями, одинаково значимыми для человека, или когда выбор связан с риском для здоровья, самой жизни. Состояние наиболее полной духовной и нравственной свободы наступает тогда, когда осознанность перерастает в убежденность, в необходимость следовать нравственному закону (И.Кант), а духовность и нравственность становятся внутренней сущностью человека.

    Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и которое делает её предметом размышления. Размышление о смерти приводит человека к размышлению о жизни: он оценивает её итоги. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связан с социальными целями и действиями, целью и смыслом человеческой истории и общества, в котором он живет. Размышляя о человечестве в целом, его предназначении человек способен осознать свою ответственность на Земле. В решении вопроса о смысле жизни материалистическая философия исходит прежде всего из самоценности человеческой жизни, которая предстает нам и не случайной, и не бессмысленной не только для себя, в личностном плане, но и как часть целого - в общечеловеческом, социальном контексте

    Гедоническая точка зрения на смысл жизни. Смысл жизни- в получении максимума удовольствий. Счастье и смысл жизни здесь рассматриваются с точки зрения «простых радостей жизни». Конечно, человек, не испытавший в жизни счастья, подводя итог своей жизни вправе спросить: в чем же тогда состоял смысл моей жизни? Так что отказаться полностью от такого понимания счастья и смысла жизни было бы несправедливо по отношению к человеку, особенно к людям обыкновенного образа жизни. Но даже в этом случае человек должен понимать, что для получения счастья нужно проделать немалую, иногда мучительную, работу ума, души, тогда

    наградой за это и будет счастье, добытое своими собственными усилиями.Для того, чтобы быть счастливыми, люди в своей практической деятельности должны устранить все то, что мешает им быть счастливыми, полноценными личностями, устранить все, что делает их жизнь серой и неинтересной. Но при этом не следует забывать, что на несчастье других свое счастье нельзя.

    Именно смысложизненная ориентация делает нас активными творцами как своего бытия, так и бытия вообще. Смысл не «выдумывается» философами, он возникает с необходимостью для каждого человека, поднявшегося до свободного, творческого самобытия, до уровня рефлексии - анализа своих мыслей, своих поступков, своей сопричастности жизни. Никогда не поздно выстроить другие ориентиры, использовать свои физические и духовные резервы и повернуть жизнь в другое русло, попробовать себя в другом деле, которое, может быть, и принесет то удовлетворение и то счастье, которого давно ждал. Нужно преодолеть свой страх и нерешительность, шагнуть навстречу судьбе, бросить ей вызов.

    Добро можно определить как все то, что имеет положительно-нравственное значение, ведет к совершенствованию человека и общества, к максимальной реализации личности. Исторически первые представления о добре заключали идею всего полезного, хорошего, своего, кровного, в том числе и материального. Следы такого понимания сохранились в обыденном языке до сих пор. Говорят: «нажить добро». Позже понятие «добро» как бы отрывается от практической жизни, идеализируется и приобретает духовно-этический смысл. Понятие добра не было однозначным в истории этики. Каждое направление истолковывало его по-своему. В рамках морального сознания личности добро обозначается как абсолютная, самоочевидная общечеловеческая ценность и понимается как реализуемая в поведении человечность, милосердие, участие в постижении совершенства, счастья, благополучия. Такое понимание добра задает нравственно-ценностную и нравственно-положительную направленность всем историческим модификациям добра.

    Эстетическое сознание-это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Возврат эстетического начала в общественное сознание, в политическое и социальное мышление стали сейчас одним из самых настойчивых требований культуры. Искусство и эстетика - это не одно и то же. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, все, что только вовлекается в сфeру его опыта.

    Эстетические качества настолъко «человечны» в своем проявлении, что их нельзя рассматривать как «первопринципы», существующие независимо от человека, ведь чтобы быть «эстетически выразительным», нужно не только быть таковым, но и быть воспринимаемым таковым, поэтому существование людей, общества, того, кто воспринимает мир- необходимое условие превращения эстетической ценности из возможности в действительность. Гегель подчеркивал, что природа сама по себе не существует в категориях красоты. И все-таки, эстетические категории являются объективными в том отношении, что они отражают объективную природу самого человека и всеобщность складывающихся многообразных взаимоотношений его с миром. В этом смысле эстетические категории так же общезначимы, как и категории познания. Эстетическое – есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, его гармонии, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и «очеловечивания» природного мира, который воспринимается и переживается человеком как самостоятелъная жизненная ценность. Эстетическое сознание всеобще – любой человек в той или иной степени наделен им, в отличие от художественного сознания, которое индивидуально. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, таккак оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Эстетическое сознание обеспечивает не только

    духовное здоровье общества, но также и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность в качестве духовного «лекарства» человека. Красота все-таки спасает нас, оставляет нас людьми, а значит, что она спасет мир.

    4.

    Что такое добропредставляет ли оно собой объективное свойство определенных человеческих поступков или просто приписывается им нравственным сознаниемКаким способом люди усматривают добро и зло  в поступках (оценивают их)? Каковы происхождение и природа понятия добра в моральном сознании людейВ истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей -натуралистическиеобъективно-идеалистические и субъективно-идеалистическиеИсточник морального добра усматривался то в «человеческой природе», в «естественном» стремлении людей к наслаждению или счастью (НатурализмГедонизмЭвдемонизм), то в божественной воле или разуме (НеопротестантизмНеотомизм), в законах и свойствах вселеннойто в чувствах и эмоциональных реакциях людей (НеопозитивизмНравственного чувства теории).Единственно научное объяснение происхождения и природы моральных ценностей дает историко-материалистическое толкованиепредлагаемое марксизмомОно исходит из тогочто моральные и всякие дрценности не являются естественными или сверхъестественными свойствамиа представляют собой специфически социальные явленияСама по себе природарассматриваемая вне жизнедеятельности человекане обладает никакими ценностямив ней нет ни добрани зла Достоинство каждого поступка оценивается об-вом как добро или как зло лишь в связи с общественной практикой человекаЭта оценка - выражение присущих об-ву социальных отношенийНапр., мы оцениваем тунеядство как злотконо противоречит сущности социалистических отношений.

    аксиологическая этика Это та часть этики, которая относится конкретно к ценностям. В отличие от частей, связанных с моралью и социальной справедливостью, аксиологическая этика не фокусируется непосредственно на том, что мы должны делать.

    Вместо этого он фокусируется на вопросах того, что стоит преследовать или продвигать и чего следует избегать.



    Чтобы иметь лучшую концепцию, аксиология и этика должны быть определены отдельно. Аксиология - это наука, которая изучает ценности и то, как эти ценности производятся в обществе..

    Аксиология стремится понять природу ценностей и ценностных суждений. Это тесно связано с двумя другими областями философии: этика и эстетика.

    Три ветви (аксиология, этика и эстетика) имеют дело со стоимостью. Этика имеет дело с добротой, пытаясь понять, что хорошо и что значит быть хорошим.

    Эстетика имеет дело с красотой и гармонией, пытаясь понять красоту и что это значит или как она определяется.

    Аксиология является необходимым компонентом как этики, так и эстетики, потому что вы должны использовать ценностные концепции для определения «добра» или «красоты», и поэтому вы должны понимать, что ценно и почему.

    Понимание ценностей помогает определить причину поведения.

    Основные характеристики аксиологической этики

    Аксиологическая этика является специфической областью изучения, которая представляет определенные отличительные черты ее семейных ветвей в философии.

    Ниже приведены основные характеристики аксиологической этики.

    история.

    Ученик Сократа, Платон, продвигал веру, устанавливая добродетели, которые должны быть увековечены.

    С падением режима ценности стали индивидуальными, что привело к расцвету скептических школ мысли, сформировав в последнем запросе страстную этику, которая, как считается, повлияла на христианство и сформировала его..

    Эта концепция заставила философов различать суждения, основанные на фактах, и суждения, основанные на ценностях, создавая разделение между наукой и философией..

    Примерные цели

    Когда дети задают вопросы типа «почему мы это делаем?» Или «как мне это сделать?», Они задают аксиологические вопросы.

    Отец часто устает от попыток объяснить и просто отвечает: «Потому что я так говорю». Ребенок перестанет спорить, если он ценит установленную власть (или если он боится наказания за непослушание). С другой стороны, ребенок может перестать спорить просто потому, что уважает своих родителей.

    В этом примере значение является авторитетом или уважением, в зависимости от значений дочернего элемента. Аксиологическая этика поднимает: «Откуда эти ценности? Можно ли назвать эти ценности хорошими? Один лучше другого? Почему?

    Теория ценностей: основной и общий подход к аксиологической этике

    теория ценностей - это ярлык, который охватывает все отрасли моральной философии, социальной и политической философии, эстетики, а иногда и феминистской философии и философии религии - любые области философии, которые охватывают некоторые «оценочные» аспекты.

    Более узко, теория ценностей используется для относительно узкой области нормативно-этической теории, в частности, но не исключительно, для интересов сторонников. В этом узком смысле теория ценностей более или менее синонимична аксиологии..

    Например, традиционный вопрос аксиологии относится к тому, являются ли ценности субъективными психологическими состояниями или объективными состояниями мира.


    написать администратору сайта