Главная страница
Навигация по странице:

  • Тождество 2 бытия и мышления

  • Стихийность

  • Метафорически-поэтический язык произведений

  • Душа Сословие Добродетель

  • Контрольные вопросы

  • Лекция 2 Тема Античная философия


    Скачать 143.8 Kb.
    НазваниеЛекция 2 Тема Античная философия
    Дата31.03.2022
    Размер143.8 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлал4.pdf
    ТипЛекция
    #431992

    1
    Лекция 2
    Тема 4. Античная философия
    Учебные вопросы
    1. Основные черты раннегреческой философии 7-6-н.5 вв. до н.э.
    2.
    Период классической философии (афинский период). Сократ, Платон,
    Аристотель 5-4 вв. до н.э.
    1. Характерные черты раннегреческой философии: а). Космоцентризм. б). Онтологизм. в). Идея тождества бытия и мышления. г). Стихийность философских учений. д). Наивный характер. е). Метафорически-поэтический язык произведений. а). Космос – с греч. – порядок, гармония. Космос возникает из хаоса, благодаря логосу (закону или судьбе космоса и хаоса). Он носит естественный характер. В этот период идеи сверхъестественного не было. Космос имеет шарообразную форму, в его центре расположена Земля, далее закреплены звезды. Планета – шатающееся светило, небесное тело. Устройство космоса – это основной центр размышлений философов. Человек – частичка космоса, микрокосм, который по долгу возник как и сам космос. Познание человека вне космоса смысла не имеет.
    Он познается автоматически. Познай космос и ты познаешь человека, это и есть
    космоцентризм. б). Мыслители стремятся обнаружить и обосновать то первовещество или первоначало, которое есть в составе всего, или из чего все возникло. Самих мыслителей называли не философами, а физиками (фьюзикс – природа). в). Тождество бытия и мышления. Философия опирается на разум. Однако греки выделяют два вида знания: докса и алетейя. Докса – всего лишь мнение, основанное на чувствах или на вере, знание о том, чего нет, или незнание.
    Алетейя – истинные знания, полученные в ходе размышления. Тождество

    2
    бытия и мышления означает то, что существует то, что поддается разумному осмыслению, разуму. С помощью правильных размышлений мы получает то, что есть на самом деле, а чувствам доверять не следует, чувство – это то, что кажется. г). Стихийность проявляется двояко: к своим философским выводам философы приходят стихийно, т.к. до этого не существовало ни науки, ни философии. В качестве первоэлемента философы избирают природные стихии. д). Наивность обусловлена тем, что этот период считается детством философии, начало философствования. е). Метафорически-поэтический язык произведений обусловлен тем, что, как правило, произведения этого периода представляют собой философские поэмы, например, «О природе» Тита Лукреция Кара. Это связано с отсутствием категориального аппарата, поэтому философы прибегают к метафорам, гиперболам и другим художественным средствам, чтобы передать суть своих мыслей.
    2.
    Период классической философии (афинский период). Сократ, Платон,
    Аристотель 5-4 вв. до н.э.
    Платон является основателем объективного идеализма. Его философское учение – это целостная система, которая включает онтологию, гносеологию, психолого-педагогические воззрения, социально-политическое учение.
    Онтология Платона. Первоосновой всего существующего является мир идей, праобразов, идеальных сущностей. Все идеи прекрасны, совершенны, вечны и неизменны. По структуре этот мир подобен конусу. На его вершине находится идея Бога, затем располагаются идеи добра; чем ниже, тем конкретнее идеи, вплоть до идей конкретных предметов и процессов (идея влаги, идея воды, идея моря, идея рек, идея озер, идея луж и т.д.). Вещь, в отличие от идеи, несовершенна. Идея неизменна. Миру идей противостоит мир материи, по
    Платону – «ничто». У материи нет характеристик и свойств. Фактически Платон наделяет ее единственным определенным свойством: «она подобна воску», т.е. способна запечатлевать в себе идеи. Идея, запечатленная в материи – это вещь

    3 или процесс, т.е. вещи – это копии идей, идея – матрица, вещь – отпечаток. Вещи временны, изменчивы, убоги, несовершенны. Платон называет мир вещей, где мы живем – миром теней.
    Гносеология Платона. В ней Платон стоит на позициях анамнесиса – припоминания по аналогии. Главная проблема материализма – объяснение наличия знаний в сознании. Платон решает этот вопрос следующим образом: мы познаем не сами вещи, а идеи, причем делаем это с помощью припоминания.
    Платон – сторонник метемпсихоза, согласно Платону, после смерти, когда душа освободившись от оков тела возносится в мир идей, она пребывает там некоторое время в зависимости от подготовленности к восприятию мира идей.
    Подготовить душу к этому можно занимаясь наукой и философией. У Платона это учение о намеренном воздаянии. Это учение не столь жестоко, оно носит вероятностный характер. Чем подготовленнее душа, тем больше она пребывает в мире идей, а это является благом. Чем выше душа поднимается, тем с большим числом идей она знакомится. Тем больше шансов она имеет обрести лучшее тело, т.к. форма конуса мира идей увеличивает обзор.
    Социально-политическое учение Платона. Исследуя природу души,
    Платон выделяет следующую ее структуру, состоящую из 3-х компонентов: чувственного, волевого и разумного. Исследуя современное Платону общество, он выделяет 3 сословия: простолюдины, производители материальных благ для полиса и государства; воины-стратеги, обеспечивающие целостность государства и его защиту; философы-правители, управляющие данным обществом. Для представителей каждого сословия Платон определяет добродетель, т.е. общественный идеал, к которому должны стремится их представители. Платон делает это, исходя из особенностей типичного устройства души представителей данных сословий.
    Душа
    Сословие
    Добродетель
    разум философы-правители мудрость воля воины-стратеги храбрость

    4 чувства простолюдины умеренность
    Платон считает, что если бы все стремились к мудрости, то получился бы хаос. Если представители каждого сословия будут стремиться к своей добродетели, то возникнет 4-я добродетель – справедливость и мы получим справедливое общество, идеальное государство.
    Платон выделяет приемлемые, основанные на добродетелях, и упадочные, опирающиеся на чувственную и волевую составляющую души, государства.
    Приемлемые формы государства: идеальное государство, аристократическая республика, монархия.
    Неприемлемые – тимократия (власть военных), олигархия (власть немногих, власть ростовщиков и торговцев), демократия (власть толпы), тирания
    (власть одного).
    Психолого-педагогические воззрения Платона. Платон говорит, что душу человека нужно воспитывать с целью подготовки к будущей общественной жизни. Он опирается на мифологическую идею о людях-куклах, в соответствии с которой, государство способно дергать за нити человеческой души для достижения интересов государства. Платон разработал систему воспитания душ стратегов и правителей. Он выделяет физическое воспитание, арифметику, геометрию, теорию музыки, чтение и письмо. Этого достаточно для стратега, для воспитания правителя необходима еще и философия.
    Философия Аристотеля
    Аристотель более 20 лет провел в академии Платона. Это был и ученый и философ. Ученик Платона. Сохранилось 150 его произведений.
    Философию Аристотеля трудно отнести к идеализму и материализму. В его философии есть элементы того и другого. Скорее всего, его учение является прототипом дуализма.
    Онтология Аристотеля. По мнению Аристотеля, основой всей философии является аналогия - учение о сущем. Аристотель считает первоосновой сущего
    первоматерию. Она чувственно не воспринимается и рационально не

    5 определяется. Вместе с тем, у праматерии есть 4 вида качеств попарно противоположных друг другу: тепло – холод, влажность – сухость. Благодаря их различному сочетанию из праматерии возникли 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух. Эти первоэлементы можно воспринимать чувственно и определять логически. Сочетание первоэлементов – это материальная составляющая всех элементов и процессов; идеальная составляющая всего существующего – форма.
    Поэтому предмет – это форма, наполненная содержанием из сочетания первоэлементов. Возникновение предмета или процесса – это единство актуального и потенциального. Актуальной составляющей является материя в виде сочетания первоэлементов, а потенциальной составляющей является форма.
    Однако именно форма актуализирует потенцию, т.к. образует из материи действительные предметы. Источником формы является форма форм – Бог.
    Наличием формы форм Аристотель доказывает не только возникновение предметов и процессов, но и объясняет движение. С одной стороны движение присуще самим явлениям и процессам, но с др. стороны существует неподвижный перводвигатель мира, т.е. конечный источник всякого движения –
    Бог.
    Гносеология Аристотеля. Здесь Аристотель основой познания считает категорию сущности. В целом, у Аристотеля присутствует разное количество категорий: 3 и 10. 3 – это сущность, состояние, отношение, а остальные 10 призваны раскрыть первые три. Анализируя категорию сущности, Аристотель выделяет сущности 1 и 2 рода. Сущности 1-го рода адекватны самим явлениям и процессам; сущности 2-го рода – логические определения сущностей 1-го рода.
    С их помощью мы определяем типичное, общее, одинаковое, характерное для класса данных явлений и процессов. По сути дела, через учение о двух родах сущности Аристотель решает проблему соотношения единичного и общего.
    Познание Аристотель делит на чувственное и рациональное. В чувственном познании главную роль играют ощущение, восприятие, представление. В рациональном: понятие, суждение, умозаключение.
    Чувственное восприятие истинно в своей основе, т.к. непосредственно

    6 воспринимает познаваемые явления и процессы. Ощущение – чувственно- конкретная составляющая образа познаваемого предмета и процесса.
    Восприятие – целостный образ познаваемого процесса, возникающего в нашем уме вследствие непосредственного воздействия предмета. Представление – способность вызывать образ познаваемого объекта в нашем сознании или душе после окончания непосредственного воздействия на наши органы чувств. Сюда же относится творческое воображение. Представление всегда является потенциальным носителем возможных искажений восприятия мира, а, следовательно, источником ложных знаний о мире. В рациональном познании
    Аристотель выделяет понятие, суждение и умозаключение.
    Понятие – форма умозаключения, с помощью которой предметы обобщаются на основании более или менее существенных признаков. В языке это выражается словами и словосочетаниями.
    Суждение – форма рационального мышления, посредством которой приписывается, либо не приписывается тот или иной признак какому-либо предмету мысли. В языке суждения выражаются предложениями, обладающими свойствами быть ложными или истинными.
    Умозаключение – логический вывод из суждений. Аристотель считает, что рациональное познание не всегда может быть истинным. Для исправления этого недостатка он создает особую науку – логику, без существенных изменений дошедшую до наших дней. С ее помощью он выявляет, классифицирует и систематизирует правильный ход рационального мышления, отделяя его от ошибочного.
    Правильное рациональное мышление, это мышление, с помощью которого из одних истинных знаний можно получить другие, используя прием рассуждения. Созданию логики посвящен «Органон». Органон, по Аристотелю – это инструмент или орудие познания. Чувственное познание истинно, если мы истинно обрабатываем знания. Ложь возникает из представлений. Высшей формой познания, по Аристотелю, является наука. Ее задача – увязка

    7 чувственного и рационального познания воедино. Руководствуясь чувствами
    (наблюдение, опыт и т.д.), мы получаем истинные знания.
    Аристотель, рассматривая структуру души, выделяет 3 ее части, или типа:
    1 растительная, вегетативная.
    2 чувственная, животная.
    3 разумная.
    Аристотель считает, что по мимо животных, душу имеют и растения.
    Благодаря этой вегетативной душе возможна жизнь. У животных Аристотель выделяет два типа души: растительную и животную, животные способны к чувствам. У человека, по Аристотелю, 3 типа души: две первых души смертны вместе с телом. Третий тип души – разумный не умирает вместе с телом. Душа является формой, а тело – содержанием. Третий тип души является чистой формой. После смерти тела, душа возвращается к форме форм – Богу.
    Социально-политические воззрения Аристотеля. Аристотель не проводит деления общества и государства. Человека он считает общественным животным, т.к. он живет в обществе столь же естественно как животное в стаде или стае.
    Человек также животное политическое. Государство – это развитое сообщество общин, развитая семья. Первобытное общество, по Аристотелю, - это недоразвитое государство. Анализируя социальную структуру общества,
    Аристотель выделяет 3 класса, различающихся по имущественному признаку:
    1 класс очень богатых людей
    2 средний класс
    3 класс бедных
    По мнению Аристотеля, быть бедными или очень богатыми плохо, государство должно стремиться к сокращению классов. Бедность не позволяет человеку самореализоваться. Стать очень богатым честным путем невозможно.
    Идеальное государство, по Аристотелю, это государство, всячески заботящееся о среднем классе, и опирающееся на частную собственность. Аристотель выделяет
    2 вида государств: приемлемые и упадочные. Вторые возникли из первых.

    8
    Приемлемые виды государств: монархия, аристократия, полития. Упадочные: тирания, олигархия, демократия.
    Контрольные вопросы
    1.
    Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы ее развития.
    2.
    Как понимали природу ранние греческие философы? Вспомните их высказывания.
    3.
    В чем выражался космологизм древнегреческой философии?
    4.
    Кто такие софисты и что такое софизмы? Раскройте основные идеи софистов.
    5.
    Раскройте основные идеи и понятия идеалистической философии Платона.
    6.
    Выделите основные положения философии Аристотеля.
    7.
    Охарактеризуйте вклад Аристотеля в развитие науки.
    8.
    Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.


    написать администратору сайта