Главная страница
Навигация по странице:

  • Научные знания как результат научной деятельности

  • Научное познание как деятельность

  • Наука: уровни, классификация, периодизация.

  • субъективный

  • история

  • естественную теологию

  • антропологию

  • учение о душе

  • первую философию

  • физику

  • применение

  • эксперимента

  • лекция. лекция 1.. Лекция Периодизация науки


    Скачать 117.63 Kb.
    НазваниеЛекция Периодизация науки
    Анкорлекция
    Дата15.05.2023
    Размер117.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 1..docx
    ТипЛекция
    #1132472
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Лекция 1. Периодизация науки.


    1. Основополагающие понятия: наука, научное знание, научное познание.


    В первом приближении в философии и науке можно выделить три основополагающих понятия: наука, научное познание и научное знание, которые, на наш взгляд, необходимо каким-то образом разделять. Обзор учебной и научной литературы показывает, что каждое из этих понятий имеет своё определенное содержание. Рассматривая понятия в упрощенном варианте, мы стараемся отойти от полемики, которую ведут философы о языке науки, о вопросах интерпретации тех или иных терминов, их смысловых значений и т. п., а приводим общепринятый в сфере естествознания понятийный аппарат. Рассмотрим развитие этих понятий начиная с середины прошлого века. Само понятие “наука” неоднозначно и полемично. Приведем некоторые определения в их исторической последовательности.

    Ракитов А.И. формулирует несколько требований, которым должна удовлетворять наука: 1. Наука есть знание, зафиксированное в определенной системе знаков, построенной на основе точных правил. 2. Следовательно, наука всегда фиксируется в максимально определенном (для каждого исторического уровня) языке”. 3. Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов. 4. Наука представляет знания, эмпирически проверяемые и подтверждаемые. 5. Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих, пополняющихся знаний. Это пополнение происходит при помощи наиболее совершенных методов… 6. Наука обладает составом, в который входят: α -предмет (совокупность проблем и задач, решаемых наукой); β -теория и гипотеза; γ - метод; γ - факт, т. е. описание эмпирического материала….

    Швырев В.С. так характеризует науку: В образе науки четко осознается то принципиальное обстоятельство, что научно - познавательная деятельность осуществляется всегда, так сказать, в определяющей системе когнитивных координат, в свою очередь определяемых соответствующими стилями мышления, “парадигмами”, “темами”, “исследовательскими программами”, составляющими исходные предпосылки формирования конкретного содержания научных концепций, теорий, объяснительных схем и пр. Сами эти исходные предпосылки носят исторический характер и так или иначе детерминируются социокультурным контекстом эпохи….

    В философском энциклопедическом словаре трактуется: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности»…Понятие «наука»… включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира»….

    Канке В.А. дает более лаконичную формулировку: «Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний»…. Дальнейшее развитие определения науки мы находим у В.П. Кохановского: «Наука есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того, чтобы предвидеть тенденцию развития действительности и способствовать ее изменению»…. Цитируемый выше В.А. Канке, спустя три года после публикации указанной работы, так формулирует понятие “наука”: «Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности»….

    Степин В.С. в Новейшем философском словаре краток: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире»…. Более расширенное толкование науки дает Т.Г. Лешкевич : «Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности… Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам… Третье, институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания»….

    Наконец, Е.В. Ушаков как бы подытоживает все вышесказанное: «Само понятие науки многозначно. Так, принято различать следующие разновидности: 1) наука как система знаний; 2) наука как деятельность; 3) наука как социальный институт; 4) наука как культурно-исторический феномен»…. Таким образом, видно, что понятие “наука” приобретает расширительное толкование. Необходимость экспериментального подтверждения (вспомним Р. Бэкона) ушла в тень – она подразумевается, в явном виде или косвенном, но не акцентируется уже в определениях. Более широкое толкование включает теперь и социо-гуманитарные аспекты науки и научной деятельности.
    Научные знания как результат научной деятельности

    В явном виде экспликация понятия “научное знание” в литературе не дается. Рассматривается понятие “знание” в неявной либо в явной форме; говорится о знании, относящемся к науке. Так, например, утверждается, что «высшая форма организации знания – теория или системы теорий, объединяемые в научные дисциплины. Процессы развития знания характеризуются движением от незнания к знанию, переходом от донаучного к научному знанию, сменой научных теорий»… Копнин П.В. дает более развернутую картину понятия «знание»: «знание – необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека. Знание – это совокупность идей человека, в которых он выражает свое теоретическое освоение предмета. Знание – форма деятельности субъекта, в которой целесообразно, практически – направленно отражены вещи, процессы объективной реальности. Знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы»….

    В Новейшем философском словаре понятие «знание»… подразделяется на два типа по уровню его функционирования: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское и т.д.). Общеизвестно разделение знания на донаучное, научное и вненаучное. Наука как система знания имеет свою структуру, выполняющую определенные логические функции….

    Научное познание как деятельность

    Что касается понятия “научное познание”, то можно также проследить изменение и его смысла в историческом аспекте. Прежде всего обратим внимание на то, что, рассматривая философские работы, можно вычленить такую цепочку: сознание –познание –научное познание. Так, например, П. В. Копнин пишет: «Явления объективной реальности изначально в сознании не заложены. Само сознание является историческим продуктом, оно возникает в результате развития форм материи и является свойством не всех видов материи, а только строго определенной организации материи – человеческого мозга. И каждый взятый в отдельности человек приобретает знание заново (в процессе обучения или собственного исследования). Отсюда и возникает необходимость в процессе приобретения и развития знания. Этот процесс носит название познания»…. Эту мысль продолжает И. Г. Герасимов: »Очевидно, прошло очень длительное время, пока люди научились отделять знания от тех предметов, явлений, свойств или действий, к которым они относятся. Так складывался особый вид социальной деятельности людей – познавательная деятельность»…

    Интересно сравнить два определения, которые даются в философских энциклопедиях: «Познание – высшая форма отражения объективной реальности… и «Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире»… Следует отметить, что познание исследует современная теория познания. Эпистемологи выделяют две стороны теории познания: эпистемологию и гносеологию. Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект – объект»…. Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

    В этом плане наш раздел в большей мере относится к эпистемологии. В начале XXI века происходит более углубленное раскрытие понятия «научное познание»…. Так И. В. Черникова отмечает, что в истории науки обозначены несколько различных способов познавательного отношения к миру: созерцательный, деятельностный, формирующийся сегодня – диалоговый. В современной теории познания активно разрабатывается эволюционная эпистемология. В плане культурно-исторического подхода процесс познания можно рассматривать на примере гносеологических моделей: первая модель подчинена принципу реальности; основу второй модели раскрывает принцип конструирования; третья модель отвечает принципу символизма. Согласно первой модели, познание – такой модус человеческой жизнедеятельности, который, в отличие от всех остальных проявлений человека, подчинен и действует по принципу реальности, поскольку по сути своей является способом запечатления, воспроизведения в познающем субъекте реальной действительности окружающего нас мира. Во второй модели, познание (по Канту) по своей сути оказывается творением, созиданием, конструированием познаваемого предмета. В третьей модели познание есть смысловое, духовно-энергийное постижение сущности, явленное символами

    ( выраженное в языке).

    Что касается научного познания, то его в самом общем смысле можно определить как процесс получения объективного, истинного знания; или: научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.


    1. Наука: уровни, классификация, периодизация.


    В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Основное внимание уделим анализу уровней науки: эмпирическому и теоретическому. Прежде всего отметим, что это разделение весьма условно. «При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

    В то же время они различаются, во-первых, по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня – абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний. Во-вторых, уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом уровне в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности. На эмпирическом уровне выявляются экспериментальные факты, формируются эмпирические обобщения, но для того, чтобы объяснить их основания и причины, необходимо обратиться к другим методам и формам научно-познавательной деятельности с целью построения идеального объекта и выдвижения объяснительной гипотезы.

    Это означает переход на другой уровень исследования, который объективно необходим и называется теоретическим. К этому уровню относят те формы научного познания, в которых в логической форме формируются законы и другие всеобщие и необходимые связи объективного мира. Он представляет собой различные формы, приемы и этапы опосредованного познания действительности. Переход от одного уровня к другому происходит в процессе преодоления ряда этапов, которые можно представить в сжатой форме: проблема – гипотеза – закон – теория.
    Классификация наук.

    Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук — раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд (структурный срез). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития (эволюционный срез). Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

    Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до н. э.). Все знание — а оно в античности совпадало с философией — в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил на три части:

    а) «первая философия» (метафизика) — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно;

    б) математика; 

    в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе.

    Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.
    Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. В период возникновения науки как целостного социо-культурного феномена (XVI-XVII вв.) в работе «Великое Восстановление Наук. Разделение наук» предпринял Ф. Бэкон (1561-1626). Он писал: «Наконец, вызывает огорчение (об этом я коротко говорил уже несколько выше), что почти никогда не происходит публичного поощрения (или оно происходит очень редко) людей, способных создавать труды или проводить исследования в тех областях науки, которые все еще недостаточно разработаны. В этом деле огромную помощь окажет задуманная нами своего рода перепись наук, которая даст нам возможность судить, какие области науки достигли уже значительного развития и богатства знаний, а какие до сих пор остаются в забвении и влачат нищенское существование. Ведь уверенность в изобилии является одной из причин бедности; и множество книг указывает скорее на роскошь, чем на недостаток. Однако это чрезмерное изобилие (если правильно оценивать вещи) должно быть устранено отнюдь не уничтожением написанных до сих пор, а изданием новых, лучших книг, способных, подобно змею Моисея, "пожрать змеев Магов" .

    Исправить все перечисленные мною недостатки, за исключением последнего (и даже этот последний в той его части, которая касается поощрения исследователей), без сомнения, под силу только монарху. Обыкновенного же человека, предпринимающего усилия и попытки сделать что-то в этом отношении, можно сравнить со статуей Меркурия на развилке дорог -- она может указывать направление пути, но сама по нему пойти не может. Однако для деятельности отдельного человека остается открытой другая, исследовательская сторона проблемы: речь идет о том, чтобы обдумать и решить, что необходимо сделать в каждой области науки для дальнейшего их развития. Поэтому я и решил предпринять всеобщий и полный обзор всех наук, ставя при этом своей главной задачей внимательное и тщательное выяснение того, какие области науки остаются до сих пор не разработанными, не привлекают еще внимания исследователей и не поставлены на службу человеку. Я надеюсь, что такого рода обзор состояния науки и задач, стоящих перед ней, послужит стимулом и указанием для помощи науке со стороны государственной власти и для самостоятельных усилий отдельных ученых. Впрочем, в настоящее время я хочу указать лишь на то, что остается упущенным, и отметить то, что необходимо сделать, отнюдь не стремясь изобличать ошибки и критиковать неудачи. Ведь одно дело -- обнаружить необработанную землю, другое -- исправить способ обработки».

    Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, не предметно-объективный, а субъективный принцип, сочетая его с предметно-объективным: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, воображение (фантазия), рассудок (как способность логически рассуждать). На памяти основана история. На воображении – поэзия. На разуме – философия. В дальнейшей детализации Бэкон использует и объективный (предметный) принцип, и разделения в соответствии с практическими целями и применениями. Образно он уподобляет совокупность наук и пирамиде (иерархическая структура), и «древу».

    Историю Бэкон разделяет на естественную и гражданскую. В естественную историю включает и историю небесных явлений, и историю земли и моря, и историю «исключительных явлений» природы, и историю искусств (умений).

    Поэзию разделяет на эпическую, драматическую и параболическую.

    Он отдельно выделяет естественную теологию (наука о Боге, с приложением учения об ангелах и духах), классификацию и интерпретацию которой предоставляет теологам.

    Также отдельно Бэкон рассматривает антропологию, которая разделяется на учение о теле (в том числе - медицина, косметика, атлетика, искусство наслаждения, служащее либо прекрасному, либо сладострастному) и учение о душе (которое включает в себя вопросы психологии, этики, экономики, политики, логики). Примечательно, что в логику он включает новое «искусство открытия» (прежде всего – методы экспериментальной индукции), искусство суждения (в которое также включает новую критику «идолов»), искусство запоминания и искусство сообщения (в котором помимо грамматики, риторики и различных методов изложения числится и наука о знаках). 

    К философии Бэкон относит:  первую философию (включающую в себя общие аксиомы всех наук и «трансценденции», как «привходящие качества сущего»), естественную философию (учение о природе). В состав естественной философии Бэкон включает физику (учение о материальных и действующих причинах),  метафизику (учение о формах и конечных причинах в природе),  математику (как «великое приложение» к теоретической и прикладной «естественной философии»), а также натуральную магию (прикладная метафизика) и механику (прикладная физика).

    В классификации Бэкона мы видим влияние духа времени. Изменение ценностей научного сообщества выразилось прежде всего в том, что главное внимание создатель классического эмпиризма уделяет «искусству открытия», методологии научного эксперимента, не забывая, однако, и о других формах логического искусства. Бросается в глаза, далее, что метафизика уже не отождествляется с естественной теологией, а включается в состав учения о природе и сближается с физикой. «Формальные причины» Бэкона – это по существу высшие, всеобщие законы природы. Бэкон вводит также в классификацию прикладные науки, причём важнейшая среди них – «натуральная магия», или прикладная метафизика, должна принести человеку почти неограниченное могущество в преобразовании природы. Более того, Бэкон по сути дела уже переворачивает всю ценностную (платоно-аристотелевскую и христианскую) шкалу в науке: важнейшее знание для него – именно прикладное, поскольку в конечном счёте всякая теория нужна для технического применения, для преобразования мира. Знание – сила. Бэкон разрабатывает новый идеал научного знания – идею активной и открытой науки.

    Важно отметить также, что техническое знание, исключённое Аристотелем из науки, входит в неё, начиная с Бэкона, потому, что техническое рассматривается не просто как практическое, но именно как прикладное, т.е. как применение теоретического знания. В античности теоретическое знание не служило ремесленно-технической практике, во всяком случае такое применение не было его целью. Архимед считал время, потраченное на постройку машин, потерянным для науки. В начале Нового времени положение изменяется коренным образом: именно идея эксперимента, как основы науки, всесторонне обоснованная Бэконом, устанавливает неразрывное единство «теоретического» и ремесленно-технического (механических искусств), и последнее благодаря этому включается в состав науки. Лишь с этого времени наука по сути своей становится «натуральной магией».
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта