Главная страница
Навигация по странице:

  • На кого ты меня, красну девицу, покидаешь

  • Иль во матушку в каменну Москву

  • Курсовая Фольклорная практика. Лирические песни(тематическое и художественное своеобразие)


    Скачать 196.01 Kb.
    НазваниеЛирические песни(тематическое и художественное своеобразие)
    Дата14.05.2023
    Размер196.01 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая Фольклорная практика.doc
    ТипДокументы
    #1129085
    страница1 из 3
      1   2   3

    Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко

    Институт языка и литературы

    Кафедра русской и зарубежной литературы


    МАТЕРИАЛЫ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

    ТЕМА:Лирические песни(тематическое и художественное своеобразие)

    студентки 201 группы

    обучения дневного

    специальности Филология

    Озеровой Анастасии Евгеньевны


    Руководитель-

    старший преподаватель

    Винницкая Алла Сергеевна

    Тирасполь, 2009 г.
    ДНЕВНИК ПРАКТИКИ


    03.08.09 Посещение городской библиотеки
    04.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Озерова Владимира Ивановича и Озеровой Нины Федосеевны
    05.08.09 Поиск информации и источников
    06.08.09 Работа в читальном зале
    07.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Бурак Лидии Федосеевны и Бурак Юрия Григорьевича
    10.08.09 Поиск теоретического материала
    11.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Онуфрей Лаврентия Ивановича, Онуфрей Елены Ивановны
    12.08.09 Посещение музея краеведения
    13.08.09 Работа с информационными источниками в библиотеке
    14.08.09 Опрос жителей села Ближний Хутор Савченко Клавдии Семёновны,Куликовой Марии Дмитриевны, Пахоменко Зинаиды Александровны
    17.08.09 Опрос жителей г.Бендеры Новиковой Марии Игнатьевны,Панчук Георгия Семёновича
    18.08.09 Обработка информации
    19.08.09 Работа над отчётом по фольклорной практике
    20.08.09 Обработка информации и подготовка материала к сдаче

    ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном,но наряду с такими грустными, т. н. протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные, дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в.в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли т. н. песенники (см. ст. Народная словесность). Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки

    Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.

    Понятие «народная песня» появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.

    Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются искренность, простодушие, «сердечная тоска».

    В песнях нашли отражение горе и радости «сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений». Многие из них посвящены нелегкой женской доле — разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.

    Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню,
    Не мечись на большое богатство,
    Не гляди на высоки хоромы.
    Не с хоромами жить, с человеком,
    Не с богатством жить мне, с советом.

    Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает «добрый молодец», отданный в солдаты:

    Отдают меня, добра молодца, в царску службу
    Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

    Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:

    Сторона ль моя незнакомая!
    ...Занесла меня кручинушка,
    Что кручинушка великая —
    Служба грозная государева,
    Прытость, бодрость молодецкая...

    К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:

    Гонят старого, гонят малого
    На работушку ранешенько,
    А с работушки позднешенько.

    Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:

    Уж я сноп-то нажала,
    Алой лентой первязала;
    Другой сноп нажала,
    Голубой первязала.

    В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным
    понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:

    Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
    Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,

    На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?

    А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».
    Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:

    Отдают меня младую
    На чужую дальнюю сторонку,
    На чужую сторонку,
    Не за милого дружка.

    Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».
    Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.
    Композиция русской народной лирической песни

    Традиционные народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме.

    При определении особенностей содержания народных лирических песен следует иметь в виду то, что мы имеем дело с лирическим родом поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода поэзии. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты действительности (примером могут служить рассмотренные ранее сказки и былины), то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к различным жизненным явлениям и фактам, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия,—писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся; лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы» «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая...»

    Сказанное о лирике вообще, конечно с учетом специфики, распространяется и на народную лирику, на традиционные лирические песни. Основное назначение народных лирических песен — выражать мысли, чувства и настроения народа. На эту особенность их содержания неоднократно указывали замечательные русские писатели и критики. Так, по определению Добролюбова, в народных лирических песнях «выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни» . Радищев видел в народных песнях «образование души нашего народа», «скорбь душевную» , Пушкин — «разгулье удалое» и «сердечную тоску» . По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили свое ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа» .

    Однако следует подчеркнуть, что все эти мысли и чувства выражаются в народных песнях не отвлеченно, а художественно конкретно, выступают как раздумья и переживания живых человеческих личностей, конкретных лирических героев.

    Лирический герой народной песни — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной или общественной жизни ту или иную идейно-эмоциональную оценку. Их мысли и чувства составляют главное содержание народной лирики.

    Жанровыми особенностями содержания всецело обусловлена специфика художественной формы русской народной лирической песни, и прежде всего ее композиция, основное назначение которой состоит в том, чтобы как можно глубже выразить то или иное идейно-эмоциональное содержание, как можно правдивее и ярче передать мысли и чувства ее лирических героев. И надо сказать, что народная лирическая песня разработала композицию, великолепно выполняющую эти функции.

    При рассмотрении построения традиционной лирической песни необходимо строго различать такие понятия, как ее композиционные формы, и те приемы и принципы, которыми эти формы создаются. К сожалению, эти понятия часто не разграничиваются. Остановимся вначале на характеристике различных композиционных форм народной лирической песни.

    Простейшей и довольно распространенной формой композиции традиционной лирической песни является форма монолога. Песня-монолог более всего соответствует лирическому роду поэзии, она представляет собой самый естественный способ прямого, так сказать, непосредственного выражения мыслей и чувств лирического героя. Это размышления лирического героя, излияние своих чувств девушки к милому или, наоборот, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», размышления бурлака о своей судьбе или воспоминания ямщика о родине и т. д. Вот пример песни-монолога, в котором говорится о тоске девушки:
    Ты, молоденькой, молодчик молодой,

    Моему сердцу на свете дорогой!

    Ты не стой, не дожидайся, милый мой!

    Уж и так-то мне тошнёхонько житьё,

    Уж и так-то мне грустнёхонько, младой:

    Не велят-то на крылечке мне стоять,

    Не велят-то мне оттуда тебя ждать,

    Я пойду, с горя, в зеленый сад гулять,

    Посмотрю ли я на милого дружка,

    Хоть на время облегчу свою тоску.
    Такую же композицию имеет песня «Сторона-ль ты моя, сторонушка», в которой выражаются грустные размышления о своей горькой участи солдата .

    Приведенные песни-монологи начинаются обычно с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д. Широкое использование обращений в лирических песнях, посредством которых повышается эмоциональная выразительность передаваемых чувств и мыслей, обусловлено их жанровыми особенностями.

    Другой, менее распространенной композиционной формой традиционной лирической песни является форма диалога. Особенно широкое применение диалогическая композиция получила в хороводных лирических песнях, что обусловлено характером их исполнения в связи с определенными игровыми действиями. Ярким примером ее является известная хороводная песня «А мы просо сеяли».

    Однако диалогическая композиция иногда встречается также в голосовых любовных и семейно-бытовых песнях. Все содержание в этих песнях выражается в форме разговора девушки со своим милым, подругами, родителями или выданной замуж крестьянки — с мужем, свекром, своими родителями, молодца — с возлюбленной, мужа — с женой и т. д. Вот как построена песня «Ах ты, да душечка, добрый молодец».
    — Ах ты, да душечка, добрый молодец,

    Удалая твоя головушка,

    Что умильныя твои ясны очи!

    Ты куды, мой свет, снаряжаешься,

    Во которую дальну сторону,

    Во которую незнакомую,

    Во Казань город, или в Астрахань,

    Или в Новгород, или в Петербург,


    Иль во матушку в каменну Москву?

    Ты возьми, возьми меня с собой,

    Назови меня родной сестрой,

    Или душечкой молодой женой!

    — Ах ты, глупая красна девица,

    Неразумная твоя головушка!

    И рад бы тебя взять с собой:

    Про меня там люди ведают,

    Да что нет у меня родной сестры,

    Нет ни душечки молодой жены;

    Лишь одна у меня матушка,

    Да и то уже старешенька .
    В приведенной песне и речь первого, и речь второго героев одинаково значимы в раскрытии содержания.

    Однако в большинстве песен диалогической композиции составляющие ее части далеко не равнозначны; при этом наблюдается такая закономерность: речь первого героя имеет второстепенную, подчиненную роль (это, как правило, один или несколько вопросов), а речь второго героя выражает основное содержание песни. Именно этот второй персонаж и является лирическим героем песни, как в песне «Ах, где ты, голубь, был?»

    Диалогическая форма композиции значительно усиливает драматизм выражаемого песней лирического содержания, способствует более яркой передаче мыслей и чувств лирического героя.

    По определению Г. Н. Поспелова, произведения, включающие в себя повествование (сюжет), являются лирическими только в том случае, если они отвечают особым требованиям. «Требования эти таковы: во-первых, сюжет, раскрывающий конфликтные действия персонажей, должен быть очень неразвитым (с небольшим количеством слабо развитых эпизодов), а отсюда и все произведение должно быть довольно коротким; во-вторых, художественная речь, воспроизводящая неразвитый сюжет произведения, должна быть эмоционально-экспрессивной, т. е. в своем интонационном строе — ритмической, стихотворной; в-третьих, и это особенно важно, образы произведения должны иметь в своей предметности иносказательное, символическое значение» .

    Всем этим требованиям отвечают народные повествовательные лирические песни. Повествовательные (сюжетные) песни составляют третью форму. Приведем пример.
    Девушка лесом шла,

    Красавица темным шла,

    Своего дружка не нашла,

    Показалось девушке:

    Во лесу листья шумят,

    Белая березынька

    К сырой земли клонится.

    На эту березоньку

    Слеталися пташешки:

    Соловей с кукушкою;

    Кукует кукушечка

    По своем теплом гнезду,

    Горюет горюшечка

    По своему она горю.


    В этой песне сюжет настолько слабо развит, что его лишь условно можно считать таковым. Это просто небольшая сюжетная ситуация, с помощью которой введены в песню символические образы, передающие ее лирическое содержание: шумящие в лесу листья, клонящаяся к земле березонька, соловей и кукушечка — символы печали, несчастной любви девушки.

    Еще одну форму песен представляют собой песни-описания, где все эмоционально-лирическое содержание, как правило, выражается символическими образами. В приводимой ниже песне-описании грустное настроение передается образами тумана, который с моря подымается, и красного солнышка, которое опустилось за темные леса, закатилось за быстрые реки.
    Ах, не пыль в поле запылилась,

    Не туман с моря подымается:

    Заря бела, день заниматся.

    Красное солнышко высоко взошло,

    Высоко взошло, далеко светло,

    Высоко взошло, опустилося,

    Опустилося, закатилося,

    Закатилося за темные леса,

    За темны леса, за дремучей,

    За быстры реки текучей.

    Все солдатушки в строю стоят,

    Во строю стоят, по ружью держут,

    По ружью держут по турецкому,

    По турецкому, по немецкому.

    А все девушки за гульбой пошли,

    За гульбой пошли за темны леса,

    За темны леса, за дремучей,

    За быстры реки, за текучей.


    Перечисленные композиционные формы народной лирики — монологи, диалоги, повествования и описания — встречаются довольно широко (особенно песни-монологи). Однако следует отметить, что все же чаще всего употребляются не в чистом виде, а во взаимосвязи. Так, например, в песню-монолог одного героя может проникать диалог других героев . Песня может в себя включать и повествование, и описание .

    Взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм в народной лирике объясняются особенностями ее содержания.

    В народных лирических песнях вместе с богатством выражаемых мыслей и чувств довольно ярко изображаются и те жизненные обстоятельства, всевозможные сюжетно-описательные ситуации, которые их вызвали. Это отразилось и на особенностях композиции народных лирических песен.

    Подавляющее большинство традиционных лирических песен имеет следующую композиционную форму: в начале в них идет описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая монолог или диалог героев. Вот пример такой двухчастной композиции:
    Как у ключика у гремучего,

    У колодезя у студеного

    Добрый молодец сам коня поил,

    Красна девица воду черпала;

    Почерпнув, ведра поставила,

    Как поставивши, призадумалась,

    Призадумавшись, заплакала,

    А заплакавши, слово молвила:

    «Хорошо тому жить на свете,

    У кого как есть отец и мать,

    И отец, и мать, и брат-сестра,

    Ах, брат-сестра, что и род-племя!

    У меня ль, у красной девицы,

    Ни отца нету, ни матери,

    Как ни брата, ни родной сестры,

    Ни роду, ни племени,

    Ни того ли-то мила друга,

    Как мила друга, полюбовника!


    В приведенной песне после описательно-повествовательной части следует монолог. В других песнях за описательно-повествовательной частью следует не монолог, а диалог .

    Следует подчеркнуть, что в песнях композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог» основное значение имеют монологи и диалоги. Именно в них выражаются мысли и переживания лирических героев.

    Подобная композиционная форма как нельзя лучше отвечала характеру содержания традиционных лирических песен. Замечательной особенностью народной лирической песни является то, что она необыкновенно тесно связана с жизнью народа. За каждым ее лирическим героем, его мыслями и чувствами, как правило, встает большая жизненная тема, отчетливо проступают характерные черты и приметы народной жизни. В подобных традиционных песнях мы всегда видим и те обстоятельства, те жизненные факты и явления, которые вызвали эти переживания героев. Их мысли и чувства народная песня всегда стремится передать не в отвлеченной форме, а наглядно, в связи с конкретными жизненными обстоятельствами. Лирическое содержание песни выражается не только в форме прямых высказываний ее героев, но в известной степени также и путем показа их поступков, создания определенных бытовых и пейзажных картин.

    Мы рассмотрели основные композиционные формы традиционных лирических песен, выделили такие, как монолог, диалог, описание, повествование, и форму схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (или диалог)».

      1   2   3


    написать администратору сайта