Курсовая Фольклорная практика. Лирические песни(тематическое и художественное своеобразие)
Скачать 196.01 Kb.
|
Отчего, садик, подсох? Отчего, зелен, приблек? Отчего в тебе, мой садик, Ни травушка не растет, Соловьюшко не поет. И заканчивается песня обращением ее к соловью: Ты воспой, соловьюшко, жалобнехонько! В этом обращении-монологе «молодка» рассказывает о том, как ей «жить тошнехонько»: все ее на улице «журят, бранят», «плакать велят», в поле туман «растуманился», а ее милый «припечалился» . В принципе «цепочной» связи отдельных картин песни, в ее ассоциативной композиции как нельзя лучше проявляются особенности не только народной лирической песни, но и лирики литературной, своеобразие лирического рода поэзии вообще. Лирическое произведение композиционно развивается, отдельные жизненные факты следуют в нем друг за другом не в их объективной жизненной связи, а в зависимости от характера и развития выражаемого чувства. Весь жизненный материал в лирическом произведении организуется композиционно, пропускается через призму мыслей и чувств лирического героя в той связи и последовательности, в какой это необходимо для наиболее полного и яркого выражения их. «...Содержание лирического произведения, — писал Белинский, — не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит через него» [23]. Все это распространяется и на народную лирику [24]. Кроме рассмотренных композиционных принципов повтора, параллелизма и цепочного построения в традиционных лирических песнях употребляется ряд приемов, через которые нередко реализуются эти принципы. Композиционные приемы чаще всего используются лишь в отдельных частях песен. Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. Чаще всего он употребляется во вступительно-повествовательной части песни композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (диалог)». Посредством этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении их пространственного сужения. Подметивший этот прием Б. М. Соколов справедливо писал, что «последний, наиболее «суженный» в своем объеме образ как раз с точки зрения художественного задания песни является наиболее важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется главное внимание. Можно даже сказать больше того: ступенчатое нисхождение предыдущих образов имеет своей художественной функцией выявление конечного образа, стоящего на самой узкой нижней ступени ряда, с целью фиксации на нем наибольшего внимания» . Вот пример песни, использующей прием ступенчатого сужения образов: В чистом поле при долине Луговинка зелена; Что на этой луговинке Зелен садочик стоит, Что во этом во садочке Рябинушка выросла; И на той ли на рябинке Соловьюшко поет. — Ты не пой-ка, соловейко, Во зеленом во саду! В описательно-повествовательной части приведенной песни по линии последовательного объемно-пространственного сужения идут образы: в чистом поле долина, на долине луговина, на луговине садочек, в садочке рябина, на рябине соловей. Конечный, наиболее «суженный» образ этой картины — соловей. Он является главным в картине и символизирует любовь. Именно к нему (по образно-поэтической ассоциации) и обращается герой (или героиня) со словами «Ты не пой-ка, соловеюшко, во зеленом во саду!». И это сразу придало песне печальный характер. В приведенной песне «В чистом поле на долине» после описательно-повествовательной части следовал монолог. Приведем песню, в которой после описательно-повествовательной части, созданной приемом ступенчатого сужения образов, следует диалог. Дорожка, дорожка, торна, широка! На тебе, дорожке, желтеньки песочки, На этих на песочках стоят три садочка: В первыим садочке кукушка кукует, В другиим садочке девушка горюет, В третьем садочке мать сына спрашивает: — Сынок ли мой, сыночик, ясный соколочик! Ты скажи, сыночик, кто в роду милее: Жена, али теща, али мать родная? — Жена по привету, теща по совету, Нет в свете милее матушки родимой! Нередко в песнях используется также прием выделения. Этот прием, как мы помним, применяется и в былинах. Но если в былинах он является одним из средств создания главного героя — богатыря, образ которого раскрывается преимущественно в его поступках, то в рассматриваемых нами песнях он служит выделению героя, главные мысли и чувства которого раскрываются в произносимом им монологе. Так, в одной песне рассказывается о том, как девушка собрала своих подружек, усадила их на высокие лавки: А сама села выше всех, Наклонила головушку ниже всех, Думает думушку крепче всех. И затем в песне идет монолог лирической героини, в котором раскрывается ее тоска по милому, рисуются ее робость и застенчивость: «Что долго нет Ивана? Мне посла послать — некого, Мне самой идтить — некогда. Я хотя пойду, не дойду; Я хотя дойду, не найду; Я хотя найду его,— Позвать к себе не смею». Чаще всего прием выделения, как и в приведенном примере, используется именно в начале песни, в ее описательно-повествовательной части. Но он может быть применен и в середине песни. Так, в известной песне «Уж ты степь, ты моя степь, степь Моздокская» вначале дается описание степи, потом говорится, что никто этой степью не проезживал и не прохаживал, а «только шли прошли молоды извощички». И далее рассказывается о смерти одного из извозчиков, который обращается к своим товарищам с монологом-просьбой передать последний поклон его родным . Прием выделения может использоваться и в конце песни. Примером может служить приведенная нами выше песня «Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет». Отмеченные нами приемы выделения и ступенчатого сужения могут совмещаться, употребляться одновременно для создания песни по принципу цепочной связи картин. Так, одна песня начинается картиной: Волга, ты Волга матушка! Широко Волга разливалася, Со крутыми берегами поровнялася, Понимала все горы, долы, Все сады зеленые. Оставался один зелен сад, Што во тем саду Част ракитов куст; Под кустиком беда лежит. Упомянутый в конце первой картины образ беды получил дальнейшее развитие во второй картине: Беда лежит — тело белое, Тело белое молодецкое: Резвы ноженьки вдоль дороженьки, Белы рученьки на белой груде, С плеч головушка сокатилася. Особенность народной лирической песни заключается в том, что различные ее композиционные принципы и приемы генетически связаны с теми или иными явлениями ее синтаксиса. Так, например, такие ее композиционные принципы, как повтор и поэтический параллелизм связаны с синтаксическими повторами и синтаксическим параллелизмом. Принцип цепочной связи картин восходит к особенностям построения синтаксических единиц в разговорной речи по принципу ассоциативного присоединения . По заключению И. А. Оссовецкого , такой «...композиционный прием, как ступенчатое сужение образов, в значительной степени определяется паратактическим синтаксическим строем» . Известно, какое большое место занимают в синтаксисе народных лирических песен обращения. С них, например, начинаются очень многие песни-монологи. Но нередко обращения, пронизывая всю песню, играют важную роль и в ее композиционной организации. В таких случаях обращения чаще всего взаимодействуют с тем или иным композиционным принципом. Так, например, обращения в функции композиционного приема выступают в песне "Ах ты, сад ли ты, мой садочек", построенной на принципе повтора ее строф (точнее, картин), и в песне «Уж ты веснушка, весна!» , построенной на основе ассоциативно-цепочной связи ее образов и отдельных картин. В заключение можно сказать, что композиционные принципы и приемы традиционных народных лирических песен обусловлены их жанровой природой и (каждый по-своему) служат единой цели — максимально глубокому и яркому выражению мыслей и чувств лирических героев. Анализ показывает, что поэтический материал, различные образы, выражаемые мысли и чувства в традиционной лирической песне, как правило, идут по линии их все большей и большей конкретизации. Песня композиционно развивается в направлении максимального усиления ее идейно-эмоциональной выразительности. Все это достигается как основными принципами ее построения (повтор, поэтический параллелизм и ассоциативно-цепочная связь картин), так и отдельными приемами (прием выделения, ступенчатое сужение образов и др.). Поэтому естественно, что все эти композиционные принципы и приемы в народных лирических песнях находятся в самой тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Применительно ко многим песенным текстам можно говорить не об исключительном, а только лишь о преобладающем значении определенного композиционного принципа, о ведущей роли того или иного приема. ПРАКТИКА Мне немножечко спалось да много виделось, Грозен сон мне- ка привиделся: Как мимо круто-складна зголовьица Протекала речка быстрая; Как около этой речки быстрыя Обросла лядина лесу частого, Как у этой лядины лесу частого Стоит ель да суковатая Да берёза виловатая; Как по этой реченьке по быстроей Плывёт серая утушка Со сизым селезёнышком; Как у серой утушки призавёрнута головушка Под правое крылышко. Рассудите сон, пожалуйста, Вы, народ, люди добрые! Рассказала Озерова Нина Федосеевна, жительница г.Тирасполя, пенсионерка, родилась в с.Долинском,66 лет Заплачка детей по родителе Ты на кого меня,родитель, пооставил, Ты на чье большо великое желаньице? Будут ветрышки нас обвевати, Добры людушки ведь будут обижати. Ты на чье нас велико на желаньице, Нам ведь где искать великого желаньица, Нам в твоем ли роду-племени сердечноем Аль в своём ведь во хоромноем строеньице? Хоть долго нам плакать- унывати, А родителей в глаза нам не видати ! Рассказала Новикова Мария Игнатьевна, жительница с.Ближний Хутор,69 лет Зимушка-зима, студёна, холодна, Заморозила зима дородного молодца, Всю травку-муравку повызнобила, С шелковой травы цветы повысушила, Молода жена мужа повыкрушила. Как бы та вера была, старика продала, Недорого б взяла, стара даром отдала; Я прибавила б полтину и купила бы детину, Полюбила бы молодчика молодэнького, Молодэнького , соби хорошенького, Черноброва, черноглаза, русокудревата. Русы кудри завитые, Алой лентой повитые, С алыма, со малыма с ленточкамы, С дорогима, золтотыма позументикамы. Рассказала Онуфрей Елена Ивановна, жительница г.Тирасполя, 62 года, пенсионерка, родное село Салчия Хмель мой, хмель, весёлая голова, Весёлая голова, широкая борода! Отчего ж ,мой хмель, харождаешься, Почему ж, мой хмель, подымаешься? Зарождался хмель от сырой земли, Подымался хмель по точинке вверх, По той по точиночке по тонёхонькой. Кто за хмелем поводится, тот будет человек. Поводился за хмелинушкой детинушка: У детины-сиротины ни уса ль, ни бороды, Ни уса ,ни бороды, ни ума в головы. Рассказал Озеров Владимир Иванович, житель г.Тирасполя, 72 года, пенсионер,родное село Ширяево уж как вздумал мой родитель- батюшко Отдать меня во солдатушки, Во солдатушки, во наборные полки, во наборные, принаполненные, За небольшое за жалованьице: По три денежки на суточки дают, По полтинушке на месяц выдают. Я не знаю, куда денежки девать, То ли молодцу пропить ли,прогулять, Али молодцу на картах проиграть. Рассказал Онуфрей Лаврентий, Иванович, житель г.Тирасполя, 74 года, пенсионер, родное село Старые Дубоссары Отдают мя, молоду,на чужу сторону, На чужу сторону ,в небольшу семью: Только свёкор да свекруха, да четыре деверя, Да четыре деверя, да две золовушки, Две золовушки , да две тётушки Да две тётушки, две голубушки. Рассказала Павловская Мария Никифоровна, жительница г.Тирасполя, 68 лет, пенсионерка Ах ты, душечка, красна девица Мы пойдём с тобой, разгуляемся, Мы пойдём с тобой, разгуляемся Вдоль по бережку Волги-матушки Эх, пускай на нас люди зарятся: "Ну и что ж это, что за парочка! То не брат с сестрой, то не муж с женой, Добрый молодец с красной девицей!" Мы пойдём с тобой в зеленой лужок Мы нарвём цветов, мы совьём венок. Та скажу тебе про любовь свою, Что томит мое ретиво сердце. Что томит моё ретиво сердце, Что пылает в нём жарче пламени. Рассказала Бурак Лидия Федосеевна, жительница г.Тирасполя, пенсионерка, 64 года,родное село Долинское За чем тебя я, милый мой, узнала, Зачем ты не ответил на любовь? Ах, лучше бы я горюшка не знала, Не билось бы сердечко моё вновь. Терзаешь ты сердечко молодое, Тебя твоя зазнобушка зовёт. Проходит только время золотое- Зачем же ты, желанный, не идёшь? Я жду-и вот приходит долгожданный, Целует, нежно за руку берёт. Ах, милый друг, мой нежный друг желанный. и сердце песню радости поёт. Рассказала Новикова Мария Игнатьевна, жительница г.Бендеры, пенсионерка, 78 лет Позарастали стежки-дорожки, Где проходили милого ножки, Позарастали мохом-травою, Где мы ходили, милый, с тобою. Мы обнимались, слёзно прощались, Помнить друг друга мы обещались. Нет у меня с той поры уж покою,- Верно, гуляет милый с другою. Если забудет, если разлюбит, Если другую мил приголубит, Я отомстить ему поклянуся , В речке глубокой я утоплюся . Птички-певуньи, правду скажите, Где ж милый скрылся, где пропадает? Бедное сердце плачет, страдает. позарастали стежки-дорожки, Где проходили милого ножки, Позарастали мохом-травою, Где мы ходили, милый, с тобою. Рассказала Куликова Мария Дмитриевна, жительница села Ближний Хутор, 73 года, пенсионерка Ах ты, ноченька, ночка тёмная, Ночка тёмная Да ночь осенняя. С кем я ноченьку, С кем осеннюю, С кем тоскливую Коротать буду? Нет ни батюшки, Нет ни матушки, Только есть один Мил-сердечный друг. Только есть один Мил-сердечный друг. Да и тот со мной Не в ладу живёт. Рассказала Савченко Клавдия Семёновна, жительница села Ближний Хутор, пенсионерка,59 лет БИБЛИОГРАФИЯ. Автономов Я. Символика растений в великорусских песнях. Ж. М. Н. Пр. 1902, № 11—12. Аникин В.П."Русский фольклор" изд-во "Высшая школа"1987г. Русское народное поэтическое творчество, учебное пособие для педагогических институтов под ред. Н.И.Кравцова Москва, "Просвещение"1971 г. Ю.Г.Круглов "Русские обрядовые песни" изд-во "Высшая школа"1982 г. А. И. Соболевский. Великорусские народные песни. Т. I—VII. Спб. 1895—1902. П. В. Шейн. Великорусс в своих песнях. Т. I. Спб. 1898—1900. Н. М. Лопатин и В. П. Прокунин. Сборник русских народных лирических песен. М. 1889 г. 2 ч. Б. и Ю. Соколовы. Сказки и песни Белозерского края. М. 1915. Н. И. Костомаров. Об историческом значении русской народной песни. Харьков. 1843. А. А. Потебня. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. I и II. Варшава. 1883—87. А. Н.Веселовский. Историческая поэтика (сочинения. Т. I). Аничков Е.В.Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Спб. Отд. Русск. Яз. и Словесн. А Наук. Т. 74 и 78 (1903 и 1905 г.г.) Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. М., 1929, вып. 2, ч. 2, № 1640. Далее в тексте: Киреевский, № песни. Соболевский А. И. Великорусские народные песни. Спб., 1898, т. 4, № 805. Далее в тексте.: Соболевский, том, № песни. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976, с. 169. Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966, с. 10. Тимофеев Л. И. Лирика. — КЛЭ. М., 1967, т. 4, столб. 210. Шишанко В. Н. Отрывки из народного творчества Пермской губернии. Пермь, 1882, с. 95; Шейн П. В. Великорусе. 1898, т. 1, вып. 1, с. 209, № 797. Мордовцева А. Н. и Костомаров Н. И. Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии. — Летописи русской литературы и древности, издаваемые И. Тихонравовым. М., 1862, т. 4, с. 91, № 5. Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, с. 37-65. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940, с. 144. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. Л., 1952, т. 8, с. 94. Чулков М. Д. Собрание разных песен. Спб., 1913, № 148, с. 668. Гурилев А. Избранные народные русские песни. М., 1968, № 53. Русская беседа. М., 1862, кн. 2, с. 126. 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизированных Н. А. Римским-Корсаковым. М., 1882, № 15. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т. 5, с. 45. Отчёт о проделанной работе Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты. Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность. Фольклорная практика проходила в г.Тирасполе, г.Бендеры и с.Ближний Хутор в течение двадцати дней. На протяжении этого времени была собрана необходимая информация. Ее сбор проходил ежедневно, осуществлялся путём посещения городской библиотеки, музея краеведения, путём опроса любителей и собирателей русских народных песен. В ходе десяти встреч и десяти доверительных бесед было записано и внесено в содержание фольклорной практики около10 различных песен. Работа доставила мне огромное удовольствие и позволила обогатить духовный опыт. Я очень благодарна тем людям, которые согласились исполнить те песни которые записаны в практической части моей работы. |