Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы к отрывку 1.

  • Вопросы к отрывку 2.

  • Я пойму, я про себя

  • Вопросы к отрывку 3.

  • Но теперь, уже в остроге, на свободе

  • Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного

  • Вопросы по отрывку 4.

  • отработка. Литература Дата Задание 1 21. 10. 21


    Скачать 32.28 Kb.
    НазваниеЛитература Дата Задание 1 21. 10. 21
    Анкоротработка
    Дата15.04.2022
    Размер32.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtrabotka_Prakticheskikh_Literatura_Ko-1-21.docx
    ТипЛитература
    #477481

    Отработка практических.

    Литература




    Дата

    Задание

    1

    21.10.21

    Прочитать “медного всадника”, ответить на вопросы:

    1) Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?
    2) Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
    3) Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к  литературному типу «маленького человека». 

    2

    27.10.21

    Прочитать пьесу Островского “Гроза”, ответить на вопросы:

    1. Возможен ли счастливый финал любви КАтерины и Бориса?

    2. Кто виноват в смерти Катерины?

    3

    28.10.21

    Прочитать “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, ответить на вопросы:

    1. В чем заключается счастье простого мужика?

    2. Почему мужики опрашивают народ, хотя искали счастливого среди “начальников”?

    3. Можно ли найти счастье, или оно приходит само?

    4. Какие варианты будущего описаны в произведении?

    4

    3.11.21

    ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ

    5

    5.11.21

    ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ

    6

    11.11.21

    Прочитать роман Тургенева “Отцы и дети”, выполните задания

    1. Опишите динамику отношений Базарова и Аркадия.

    2. Составьте таблицу по спору Базарова и Павлом Петровичем.

    3. Почему погибает Базаров?

    7

    17.11.21

    Составить каллиграмму по Достаевскому.

    Или любое другое творческое задание, связанное с Достоевским.
    Например, эссе “Моя первая встреча с Достоевским”, “Почему я никогда не буду читать Достоевского” и т.п.

    8

    25.11.21

    Любое творческое задание: стих, кроссворд, эссе, рисунок, окно роста. На ЛЮБУЮ тему, в рамках приличия.

    9

    26.11.21

    Прочитать отрывки, прорешать тестовые задания, которые идут к ним (Прилагается ниже).

    Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

    Отрывок 1.

    Почти рядом с ним на другом столике сидел студент, которого он совсем не знал и не помнил, и молодой офицер. Они сыграли на биллиарде и стали пить чай. Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу, и сообщает ему ее адрес. Это уже одно показалось Раскольникову как-то странным: он сейчас оттуда, а тут как раз про нее же. Конечно, случайность, но он вот не может отвязаться теперь от одного весьма необыкновенного впечатления, а тут как раз ему как будто кто-то подслуживается: студент вдруг начинает сообщать товарищу об этой Алене Ивановне разные подробности.

    — Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная...

    И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту...

    — Вот ведь тоже феномен! — вскричал студент и захохотал.

    Они стали говорить о Лизавете. Студент рассказывал о ней с каким-то особенным удовольствием и всё смеялся, а офицер с большим интересом слушал и просил студента прислать ему эту Лизавету для починки белья.

    <...>
    Была же Лизавета мещанка, а не чиновница, девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно. Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна...

    — Да ведь ты говоришь, она урод? — заметил офицер.

    — Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша.

    — Да ведь она и тебе нравится? — засмеялся офицер.

    — Из странности. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент.

    Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!

    — Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

    — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

    — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

    — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа.

    — Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

    — Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

    — Ну!

    — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

    — Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

    — А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

    Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание...

    Вопросы к отрывку 1.

    1. Почему студент, рассказывая о Лизавете, постоянно смеялся?

    а. Студент пьян, ему весело и вольготно.

    б. Студент чувствует превосходство перед тихой и все сносящей Лизаветой.

    в. Студент испытывает жалость по отношению к Лизавете.

    г. Студент тайно влюблен в Лизавету.

    1. Почему Раскольников вздрогнул (см. выделенный фрагмент)?

    а. Раскольников вздрогнул, так как мысли студента были схожи с его. Герой не может поверить в такое совпадение.

    б. Раскольников не может поверить собственным ушам, для него подобные мысли в новинку, он удивлен.

    в. Герою холодно.

    г. Раскольников вздрогнул, так как офицер громко рассмеялся, это напугало героя, который прислушивался к чужому разговору.

    1. О ком говорит студент: “... ничтожная, злая, больная старушонка”?
      а. Алене Ивановне

    б. Лизавете
    в. Матери
    г. Такой цитаты не было.

    1. В чем заключается суть теории студента?
      а. Старых и злобных старух можно убивать.

    б. Молодые, свежие силы нуждаются в поддержке.
    в. Убийство - чистая арифметика.
    г. Можно искупить грех последующими добрыми делами.

    1. Что скрывается за словом “природа”?

    а. Планы другого человека.

    б. Течение жизни, законы мироздания.

    в. Природа человека

    г. Бог

    1. Почему важен данный эпизод?

    а. Здесь зарождается теория Раскольникова.

    б. Раскольников узнает, что старуха была злобной и никому не нравилась.
    в. Рассуждения студента подталкивают героя к убийству.

    г. Герой проецирует на себя личину студента и заражается его идеями.
    Отрывок 2.

    — Ведь вот прорвался, барабанит! За руки держать надо, — смеялся Порфирий. — Вообразите, — обернулся он к Раскольникову, — вот так же вчера вечером, в одной комнате, в шесть голосов, да еще пуншем напоил предварительно, — можете себе представить? Нет, брат, ты врешь: «среда» многое в преступлении значит; это я тебе подтвержу.

    — И сам знаю, что много, да ты вот что скажи: сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, — среда, что ль, его на это понудила?

    — А что ж, оно в строгом смысле, пожалуй, что и среда, — с удивительною важностью заметил Порфирий, — преступление над девочкой очень и очень даже можно «средой» объяснить.

    Разумихин чуть в бешенство не пришел.

    — Ну, да хочешь я тебе сейчас выведу, — заревел он, — что у тебя белые ресницы единственно оттого только, что в Иване Великом тридцать пять сажен высоты, и выведу ясно, точно, прогрессивно и даже с либеральным оттенком? Берусь! Ну, хочешь пари!

    — Принимаю! Послушаем, пожалуйста, как он выведет!

    — Да ведь всё притворяется, черт! — вскричал Разумихин, вскочил и махнул рукой. — Ну стоит ли с тобой говорить! Ведь он это всё нарочно, ты еще не знаешь его, Родион! И вчера их сторону принял, только чтобы всех одурачить. И что ж он говорил вчера, господи! А они-то ему обрадовались!.. Ведь он по две недели таким образом выдерживает. Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что всё уж готово к венцу Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: всё мираж!

    — А вот соврал! Я платье сшил прежде. Мне по поводу нового платья и пришло в голову вас всех поднадуть.

    — В самом деле вы такой притворщик? — спросил небрежно Раскольников.

    — А вы думали, нет? Подождите, я и вас проведу — ха-ха-ха! Нет, видите ли-с, я вам всю правду скажу. По поводу всех этих вопросов, преступлений, среды, девочек мне вспомнилась теперь, — а впрочем, и всегда интересовала меня, — одна ваша статейка: «О преступлении».. или как там у вас, забыл название, не помню. Два месяца назад имел удовольствие в «Периодической речи» прочесть.

    — Моя статья? В «Периодической речи»? — с удивлением спросил Раскольников, — я действительно написал, полгода назад, когда из университета вышел, по поводу одной книги, одну статью, но я снес ее тогда в газету «Еженедельная речь», а не в «Периодическую».

    <...>

    — А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана.

    — А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком... Весьма заинтересовался.

    — Я рассматривал, помнится, психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления.

    — Да-с, и настаиваете, что акт исполнения преступления сопровождается всегда болезнию. Очень, очень оригинально, но... меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно... Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут... то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан.

    Раскольников усмехнулся усиленному и умышленному искажению своей идеи.

    — Как? Что такое? Право на преступление? Но ведь не потому, что «заела среда»? — с каким-то даже испугом осведомился Разумихин.
    — Нет, нет, не совсем потому, — ответил Порфирий. — Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?

    — Да как же это? Быть не может, чтобы так! — в недоумении бормотал Разумихин.

    Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.

    — Это не совсем так у меня, — начал он просто и скромно. — Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... (Ему точно приятно было согласиться, что совершенно верно). Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. <...> Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и — vive la guerre éternelle, —до Нового Иерусалима, разумеется!

    — Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

    — Верую, — твердо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение всей длинной тирады своей, он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.

    — И-и-и в бога веруете? Извините, что так любопытствую.

    — Верую, — повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

    — И-и в воскресение Лазаря веруете?

    — Ве-верую. Зачем вам всё это?

    — Буквально веруете?

    — Буквально.

    — Вот как-с... так полюбопытствовал. Извините-с. Но позвольте, — обращаюсь к давешнему, — ведь их не всегда же казнят; иные напротив...

    — Торжествуют при жизни? О да, иные достигают и при жизни, и тогда...

    — Сами начинают казнить?

    — Если надо и, знаете, даже большею частию. Вообще замечание ваше остроумно.

    — Благодарю-с. Но вот что скажите: чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть? Я в том смысле, что тут надо бы поболее точности, так сказать, более наружной определенности: извините во мне естественное беспокойство практического и благонамеренного человека, но нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?.. Потому, согласитесь, если произойдет путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия», как вы весьма счастливо выразились, так ведь тут...

    — О, это весьма часто бывает! Это замечание ваше еще даже остроумнее давешнего..

    — Благодарю-с..

    — Не стоит-с; но примите в соображение, что ошибка возможна ведь только со стороны первого разряда, то есть «обыкновенных» людей (как я, может быть очень неудачно, их назвал). Несмотря на врожденную склонность их к послушанию, по некоторой игривости природы, в которой не отказано даже и корове, весьма многие из них любят воображать себя передовыми людьми, «разрушителями» и лезть в «новое слово», и это совершенно искренно-с. Действительно же новых они в то же время весьма часто не замечают и даже презирают, как отсталых и унизительно думающих людей. Но, по-моему, тут не может быть значительной опасности, и вам, право, нечего беспокоиться, потому что они никогда далеко не шагают. За увлечение, конечно, их можно иногда бы посечь, чтобы напомнить им свое место, но не более; тут и исполнителя даже не надо: они сами себя посекут, потому что очень благонравны; иные друг дружке эту услугу оказывают, а другие сами себя собственноручно... Покаяния разные публичные при сем на себя налагают, — выходит красиво и назидательно, одним словом, вам беспокоиться нечего... Такой закон есть.

    Вопросы к отрывку 2.

    1. Почему на протяжении всего разговора Порфирий Петрович смеется?

    а. Порфирий Петрович - полемист, ему нравится сам процесс дискуссии.

    б. Порфирий Петрович не относится серьезно к данному разговору, он мнит себя выше Раскольникова.

    в. Порфирий Петрович за смехом скрывает смущение, так как не понимает предмет беседы.

    г. Сыщик использует психологический прием, смехом он сбивает с толка Раскольникова.

    1. Почему Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова?

    а. Порфирий Петрович интересовался психологическим состоянием преступника в момент убийства.

    б. Порфирий Петрович уже знает, что Раскольников - убийца, поэтому ему интересна была данная статья.

    в. Порфирий Петрович, при прочтении статья, увидел предпосылки будущего преступления, поэтому он захотел найти автора.

    г. Порфирий Петрович интересовался психологическим состоянием преступника в продолжение всего хода преступления.

    1. Как ведет себя Раскольников на протяжении беседы?

    а. Раскольников развязен, он чувствует свое превосходство.

    б. Раскольников внимателен, мнителен и осторожен, однако сам того не понимая, попадается на уловки Порфирия Петровича. Герой чувствует свое превосходство и думает, что раскусил все трюки следователя.

    в. Раскольников осторожен и мнителен, он придумывает трюк со статьей, чтобы увести мысли сущика от реального преступления.

    г. Раскольников не уверен в себе и своей теории, поэтому он не смотрит в глаза Порфирию Петровичу, когда рассказывает свою теорию.

    1. Что выдает безверие героя?

    а. Раскольников прямо заявляет, что он не верит в Бога.

    б. Раскольников на самом деле верит в Бога, но перед слушателями герой играет роль безбожника.

    в. Безверие героя выдает то, как быстро он отвечает “верую”, но стоило Родиону посмотреть в глаза Порфирию Петровичу, он запинается.

    г. У Раскольникова мечущаяся душа, герой сам не может ответить однозначно для себя: верует он или нет.

    1. Проанализируйте выделенный вопрос Порфирия Петровича?

    а. Порфирий Петрович старается разобраться в теории Раскольникова.

    б. Порфирий Петрович намекает на положение самого Раскольникова.

    в. Порфирий Петрович пытается определить свой статус: право он имеет или тварь дрожащая.

    г. Порфирий Петрович выводит Раскольникова на конкретику, чтобы Разумихин понял о чем говорят его друзья.

    1. К кому себя причисляет Раскольников?

    а. Герой причисляет себя к “право имеющим”

    б. Герой причисляет себя к “людям обыкновенным”

    в. Герой не мыслит себя в рамках данной теории.

    г. Герой намеренно путает своей теорией сыщика, чтобы на него не пали подозрения.
    Отрывок 3.

    — Нет, нет, это хорошо, что пришел! — восклицала Соня, — это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше! Он с болью посмотрел на нее.

    — А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь?

    — Н-нет, — наивно и робко прошептала Соня, — только... говори, говори! Я пойму, я про себя всё пойму! — упрашивала она его.

    — Поймешь? Ну, хорошо, посмотрим!

    Он замолчал и долго обдумывал.

    — Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и... и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально... и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета... И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было...

    Соне вовсе не было смешно.

    — Вы лучше говорите мне прямо... без примеров, — еще робче и чуть слышно попросила она.

    Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки.

    — Ты опять права, Соня. Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья... (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра... ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!.. Да и что за охота всю жизнь мимо всего проходить и от всего отвертываться, про мать забыть, а сестрину обиду, например, почтительно перенесть? Для чего? Для того ль, чтоб, их схоронив, новых нажить — жену да детей, и тоже потом без гроша и без куска оставить? Ну... ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать... Ну... ну, вот и всё... Ну, разумеется, что я убил старуху, — это я худо сделал... ну, и довольно!

    В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой.

    — Ох, это не то, не то, — в тоске восклицала Соня, — и разве можно так... нет, это не так, не так!

    — Сама видишь, что не так!.. А я ведь искренно рассказал, правду!

    — Да какая ж это правда! О господи!

    — Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

    — Это человек-то вошь!

    — Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру... Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!... Я давно ни с кем не говорил, Соня... Голова у меня теперь очень болит.

    Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние духа уже проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. У ней тоже голова начинала кружиться. И странно он так говорил: как будто и понятно что-то, но... «но как же! Как же! О господи!» И она ломала руки в отчаянии.

    — Нет, Соня, это не то! — начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его, — это не то! А лучше.. предположи (да! этак действительно лучше!), предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну... и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз! Про сумасшествие-то говорили прежде, я заметил!) Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел! По суткам не выходил, и работать не хотел, и даже есть не хотел, всё лежал. Принесет Настасья — поем, не принесет — так и день пройдет; нарочно со зла не спрашивал! Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу заработать. Надо было учиться, я книги распродал; а на столе у меня, на записках да на тетрадях, на палец и теперь пыли лежит. Я лучше любил лежать и думать. И всё думал... И всё такие у меня были сны, странные, разные сны, нечего говорить какие! Но только тогда начало мне тоже мерещиться, что... Нет, это не так! Я опять не так рассказываю! Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет... Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон... Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!

    Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно, он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом.

    — Я догадался тогда, Соня, — продолжал он восторженно, — что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к черту! Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!

    <...>
    И неужели ты думаешь, что я как дурак пошел, очертя голову? Я пошел как умник, и это-то меня и сгубило! И неужель ты думаешь, что я не знал, например, хоть того, что если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? — то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? — то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет... Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? — так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон... Всю, всю муку всей этой болтовни я выдержал, Соня, и всю ее с плеч стряхнуть пожелал: я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…

    Вопросы к отрывку 3.

    1. Почему Соня постоянно просит Раскольникова продолжить свой рассказ?

    а. Соня пытается понять Раскольникова и помочь ему, героине кажется, что если он выговорится, ему станет легче.

    б. Соня не понимает речей Раскольникова, она слишком необразована и ограничена.

    в. Раскольников говорит непонятно, герой то бубнит себе под нос, то смеется, его бьет лихорадка.

    г. Раскольников пытается запутать Соню, поэтому ей приходится постоянно переспрашивать.

    1. Что значит выделенная фраза?

    а. Соня пытается разобраться в собственных чувствах.

    б. Соня пытается осмыслить, что говорит Раскольников.

    в. Соня пытается прочувствовать опыт и страдания Раскольникова.

    г. От пережитого шока Соня чувствует кризис веры, поэтому, слушая героя, она пытается осмыслить собственную жизнь.

    1. Какой вопрос долго мучил Раскольникова?

    а. Раскольников рассуждал, не слишком ли мелко и недостойно убийство старухи, когда он пытается стать Наполеоном.

    б. Раскольников сомневался, что такой великий человек, как Наполеон, был бы озадачен убийством старухи.

    в. Если рассуждать в рамках теории Раскольникова, то встает вопрос: для людей особенных (“права имеющих”) не слишком ли идея убийства старушонки мелкая и пошлая?

    г. Раскольников задумался, а не покоробился ли бы Наполеон лишь от одной мысли убить немощную старуху.

    1. Зачем Раскольников рассказывает об своем бедном студенческом существовании?

    а. Герой хочет, чтобы Соня сострадала ему, чтобы она увидела, что ему пришлось пережить. Все это должно помочь ей понять его мотивы, почему он так поступил.

    б. Герой в лихорадке вспоминает историю своей жизни, он находится в припадке, поэтому не соображает, что говорит.

    г. Герой пытается оправдаться перед самим собой. Выставляя свое бедственное положение, Раскольников как бы показывает, почему ему нужно было бы убить старуху.

    1. Охарактеризуйте психологическое состояние Раскольникова во время студенчества?

    а. Герой чувствует себя загнанным в угол, он представляется себе жертвой обстоятельств и окружающих его людей, он с удовольствием упивается своим безысходным положением. Эти мысли настолько поглощают разум Раскольникова, что он становится апатичным по отношению к реальному миру.

    б. Героя перестает волновать окружающий мир, он уходит в мир грез и мечтаний, он придумывает свою теорию. Это момент идейного вдохновения.

    в. Герой постоянно злиться: на себя, на мать, на сестру, на Разумихина, на профессоров, на свою убогую жизнь, на Бога. Он замыкается в себе, отворачиваясь ото всех, ему кажется, что весь мир его ненавидит.

    1. Найдите в тексте мысль, которая противоречит высказываниям Раскольникова ранее.

    а. Раскольников то говорит, что жил бедно и ничего с этой бедностью невозможно было поделать, то признается, что у него была возможность прокормиться самому. Родиону совестно перед матерью, которая присылала ему последние деньги.

    б. Раскольников ранее говорил, что можно совершить убийства ради благой цели: умрет одна зловредная старушонка, но на ее деньги я могу помочь многим. Однако из данного отрывка становится понятным, что эти рассуждения лишь фасад, на самом деле тот, кто может разрешить себе убийство, обладает властью.

    в. Если ранее Раскольников прямо признавал за собой право на убийство, тот тут она начинает задумываться, действительно ли он относится к “право имеющим”, людям необыкновенным.

    г. Ранее на допросе Раскольников всячески отрицал, что убил старуху, но сейчас открыто сознается в своем преступлении.

    1. Почему Раскольников убивает процентщицу?

    а. Раскольникову нужны были деньги, но работать он не хотел, поэтому пошел по антисоциальному, криминальному пути.

    б. Раскольников убивает для себя, чтобы проверить, кто он: тварь дрожащая или право имеющий.

    в. Раскольников хотел проверить собственную теорию.

    г. Для Раскольникова это был теоретический эксперимент.
    Отрывок 4.

    А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

    И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

    По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.

    «Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так... странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!

    Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

    Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

    <...>

    Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом… Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

    Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...

    Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

    Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!

    Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково. Он припомнил теперь это, но ведь так и должно было быть: разве не должно теперь все измениться?

    Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания.

    Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

    Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

    Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

    Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...

    Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.

    Вопросы по отрывку 4.

    1. Почему Раскольников считает, что в остроге он на свободе (см. выделенным фрагмент)?

    а. Раскольников говорит об этом с иронией.

    б. Раскольников ощущает себя более свободным среди других преступников.

    в. Раскольникову легко на душе, так как он раскаялся в своих преступлениях.

    г. Раскольников не чувствует более давления со стороны.

    1. Какой эмоцией пропитаны размышления из первой части фрагмента (до появления Сони)?

    а. Раскаянием.

    б. Отчаянием.

    в. Злостью.

    г. Недоумением.

    1. В чем заключается преступление героя (по его собственной версии)?

    а. Герой раскаивается в убийстве Катерины, которая просто пришла не вовремя.

    б. Герой сожалеет, что он признался в преступлении.

    в. Герой более не верит в собственную концепцию, ему стыдно ее вспоминать.

    г. Герой сожалеет в том, что он не вынес груз вины, тем самым проявил слабость воли.

    1. Объясните значение символа “воскресения” в выделенном фрагменте.

    а. Воскресение символизирует воскрешение души Родиона.

    б. На седьмой день Бог создал человека, это символично связано с самим Раскольниковым, который словно бы только сейчас стал человеком.

    в. Воскресение символизирует расцвет любви Раскольникова к Соне.

    г. Воскресение символизирует чистую и горячую любовь Сони, которая словно бы пробудила Раскольникова ото сна.

    1. Почему Раскольникову кажется, что каторжане смотрят на него иначе?

    а. Каторжане стали уважать Раскольникова после того, как он признался Соне в любви.

    б. Каторжане на самом деле знают, что произошло с Раскольниковым, они рады за него.

    в. Как только Раскольников перестает быть жертвой в своих собственных глазах, он ослабляет защиту и более не смотрит на мир с подозрением.

    г. Раскольников размяк от любви к Соне, поэтому не замечает того, что каторжане все также глядят на него волком.

    1. Раскаялся ли в своем преступлении Раскольников? Дайте полный ответ.


    написать администратору сайта