Главная страница

Некрасов. Задание 3 Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо. Часть Глава Поп


Скачать 42.81 Kb.
НазваниеНекрасов. Задание 3 Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо. Часть Глава Поп
Дата16.11.2020
Размер42.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла3zadanie.docx
ТипДокументы
#150928

Некрасов. Задание 3
Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо. Часть 1.

Глава 1. Поп.


  1. Кого первым встречают мужики?


С утра встречались странникам
Все больше люди малые:
Свой брат крестьянин — лапотник,
Мастеровые, нищие,
Солдаты, ямщики.
Но им мужики не задают вопросы о счастье. Поэтому, первым, кого мужики вопрошают о счастье, становится поп:
Уж день клонился к вечеру,
Идут путем — дорогою,
Навстречу едет поп.



  1. Каковы критерии счастья, по мнению попа?


Покой, богатство, честь.


  1. Подтвердите цитатами мнение попа.


В чем счастие, по вашему?
Покой, богатство, честь —
Не так ли, други милые? —


  1. К какому выводу приходят мужики?

Мужики не поверили попу. Поп говорил о том, что он несчастлив, о том, что в связи с ломкой устоев самодержавия, крепостничества, православия, жизнь многих священнослужителей, особенно сельских, выбилась из колеи. Они были выходцами из крестьян, жили среди крестьянства и были способны нелицемерно сострадать народному горю.
Однако после его рассказа мужики накинулись на Луку:
Дворяне колокольные —
Попы живут по-княжески.
Идут под небо самое
Поповы терема,
Гудит попова вотчина —
Колокола горластые —
На целый божий мир.
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина — не житье!
Попова каша — с маслицем.
Попов пирог — с начинкою,
Поповы щи — с снетком!
Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная,
Пчела попова сытая.
Как колокол гудет!“
Ну, вот тебе хваленое
Поповское житье!
Чего орал, куражился?
На драку лез, анафема?



  1. Как в рассказе попа отражена крестьянская жизнь?


В рассказе попа открываются темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы – никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Глава 2. Сельская ярмонка.


  1. Как описано село Кузьминское?


Кузьминское богатое,
А пуще того — грязное
Торговое село.
По косогору тянется,
Потом в овраг спускается.
А там опять на горочку —
Как грязи тут не быть?
Две церкви в нем старинные,
Одна старообрядская,
Другая православная.
Дом с надписью: училище.
Пустой, забитый наглухо,
Изба в одно окошечко,
С изображеньем фельдшера,
Пускающего кровь.
Есть грязная гостиница,
Украшенная вывеской
(С большим носатым чайником
Поднос в руках подносчика,
И маленькими чашками,
Как гусыня гусятами,
Тот чайник окружен),
Есть лавки постоянные
Вподобие уездного
Гостиного двора...


  1. По этому описанию охарактеризуйте уровень жизни крестьян: образование, медицина, культура?


Уровень жизни крестьян выглядит довольно тоскливым, жизнь народа является тяжелой.
Особенно тяжело было крестьянам зимой и ранней весной:
"хоть волком вой",

"ни травки, ни листа",

"земля, как мертвец без савана".
Некрасов уже в начале описания ярмарочной площади обращает внимание на роковые приметы: дом с надписью "училище" заколочен – образование получать попросту негде – люди безграмотны; крохотная изба, где принимает фельдшер – уровень медицины на нижайшем уровне.

Тем не менее, крестьяне не считают себя несчастными, так как на ярмарке довольно весело и оживлённо: много разнообразного товара, показывают представления, женщины нарядно одеты, но самое главное, есть где залить своё горе: "помимо складу винного, харчевни, ресторации, десятка штофных лавочек, трёх постоялых двориков, да "ренскового погреба", да пары кабаков, одиннадцать кабачников поставили палатки".
Именно в спиртных напитках крестьяне находят утешение, забывают о насущных проблемах: "явилась водочка: посмотрят да попьют!
Хохочут, утешаются".
Именно этот разгул отражает уровень культуры крестьян.


  1. Что больше всего поражает на ярмонке?

Количество питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Отражаются проблемы жизни народа: невежество, жестокость, пьянство, лень.


  1. Расскажите историю с дедом Вавилой. Как здесь проявляются черты русского национального характера?


Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Крестьяне проявляют всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью – душевная отзывчивость народа.


  1. Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой истории?


Павлуша Веретенников покупает для Вавилы заветный гостинец для внучки. Совершив этот поступок, он ничего не ждет взамен, помогает бескорыстно.
Глава 3. Пьяная ночь.


  1. С описания каких отвратительных картин начинается эта глава?


По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали.
Барахталися пьяные
И стоном стон стоял!
Скрыпят телеги грузные,
И, как телячьи головы,
Качаются, мотаются
Победные головушки
Уснувших мужиков!
Народ идет — и падает,
Как будто из-за валиков
Картечью неприятели
Палят по мужикам!


  1. С какой целью автор подробно описывает картины пьянства?


Некрасов подробно описывает картины пьянства для того, чтобы подчеркнуть глобальность проблемы, а также её всеобщность: проблема пьянства охватывает весь русский народ. Создавая сцены пьянстваНекрасов также подчеркивает драматизм ситуации: пьянство рассматривается в поэме не только как проявление русской души, но и как величайшее бедствие народа.



  1. Что отвечают крестьяне на слова П. Веретенникова: «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения?»


Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем.
Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.



У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а также маются,
Уж лучше б пили, глупые,
Да совесть такова...


У нас поля обширные.
Скажи-ка, чьей рукой
С весны они оденутся,
А осенью разденутся?


Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
А есть еще губитель-тать
Четвертый, злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!


Иной в селеньи жителей
По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же.
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда?..


Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?


Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются.
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:


На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!..
У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка —
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!


  1. Расскажите историю Якима Нагого.

История жизни Якима не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.


  1. Зачем он введён в поэму?

Этот персонаж является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете.

Глава 4. Счастливые.


  1. Среди кого решили поискать счастливых мужики?


В толпе горластой, праздничной
Похаживали странники.
Прокликивали клич:
«Эй! нет ли где счастливого?
Явись! Коли окажется,
Что счастливо живешь,
У нас ведро готовое:
Пей даром сколько вздумаешь —
На славу угостим!..»


  1. Запишите сведения о «счастливых» в таблицу: герой – признаки счастья.




Герой

Признаки счастья

Дьячок

Благодушество

Старуха

Большой урожай репы

Солдат

Не был убит в сражениях, не дался смерти от голода, не умер от побоев палками

Каменотес

Сила

Мужик

Родина

Дворовый человек

Близкое приближение к княжескому двору

Крестьянин-белорус

Хлеб

Мужик с скулой свороченной

Не погиб от нападения медведицы

Оборванные нищие

Подаяния от других людей




  1. К какому выводу пришли мужики после этого общения?


Смекнули наши странники,
Что даром водку тратили,
Да кстати и ведерочку
Конец. «Ну, будет с вас!
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»


  1. Охарактеризуйте образ Ермилы Гирина по плану:


а) портрет:
«Не князь, не граф сиятельный, а простой мужик»

«И молод, и умен»
б) черты характера:
Решительный, бойкий:
"...Давно купец Алтынников / Присватывался к мельнице, / Да не плошал и я..."

Гордый:
"...Разделаюсь в ту пятницу! / Не дорога мне мельница, / Обида велика!

Грамотный:
"...Ермило парень грамотный, / Да некогда записывать..."

Надежный. Крестьяне доверяют ему и избирают его своим начальником:
"...Приехал князь молоденькой ... А нам велел из вотчины / Бурмистра изобрать. / Ну, мы не долго думали, / Шесть тысяч душ, всей вотчиной / Кричим: – Ермилу Гирина!.."
"...Народ поверит Гирину, / Народ его послушает..."

Умный:
"...И молод, да умен!.."


Добрый:
"...Да! был мужик единственный! / Имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет, / Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами, / Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!.."

Отзывчивый и бескорыстный:

"...К нему подходишь к первому, / А он и посоветует / И справку наведет; / Где хватит силы – выручит, / Не спросит благодарности, / И дашь, так не возьмет!

Сообразительный:
"...Пошли юлить подьячие, / С покупкой поздравлять! / Да не таков Ермил Ильич, / Не молвил слова лишнего. / Копейки не дал им!.."

Честный:
"...Рубль лишний, чей Бог ведает! / Остался у него. / Весь день с мошной раскрытою / Ходил Ермил, допытывал: / Чей рубль? да не нашел..."
"...В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал..."

Правдивый:
"...Не колдовством, а правдою..."

Совестливый:
"...Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать..."
"...Была пора, / Судил я вас по совести..."

Проворный, грамотный:
"...Мужик проворный, грамотный..."

Справедливый:
"...В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному..."
"...Он все одно: «Преступник я! / Злодей! вяжите руки мне, / Ведите в суд меня!».." (Ермил о себе)

Одинаково уважает и крестьян, и помещиков. Он считает всех людей равными:
"...Брал за помол по совести. / Народу не задерживал, / Приказчик, управляющий, / Богатые помещики / И мужики беднейшие — / Все очереди слушались..."

Искренний:
"...В семь лет <...> Душой не покривил…"
в) род занятий
Служил писарем, затем бурмистром
г) то, за что его уважали
Народ уважал его за ум и доброту и честность:
"...Да! был мужик единственный! / Имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет, / Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами, / Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!.."

"...Рубль лишний, чей Бог ведает! / Остался у него. / Весь день с мошной раскрытою / Ходил Ермил, допытывал: / Чей рубль? да не нашел..."
"...В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал..."
д) случай с Ненилой Власьевной
«Был случай, и Ермил-мужик

Свихнулся: из рекрутчины

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он



Одна Ненила Власьева
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!
Известно, покричала бы
Да с тем бы и отъехала»

Но Ермил после этого стал “тосковать, печалиться”. Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф – часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил “с год как шальной ходил”, уволился от вотчины и “снял в аренду мельницу”, вновь начав жить “по правде”.


  1. Каково идейное значение образа Ермилы Гирина?

Образ Ермила Гирина - один из наиболее колоритных, поскольку в этом персонаже Некрасов воплотил свое видение лучших черт в русском народе: честность, прямота, бескорыстие и любовь к правде. Вместе с тем Ермил описан очень правдоподобно, так как рассказ о нем идет из уст крестьян, которые рассказывают странникам о нем. Некрасов не зря передает повествование о нем чужим людям, стремясь таким образом подчеркнуть правдивость рассказа.
Глава 5. Помещик.


  1. С кем встречаются мужики в этой главе?


Соседнего помещика
Гаврилу Афанасьича
Оболта-Оболдуева
Та троечка везла.


  1. Расскажите об Оболте-Оболдуеве по плану:


а) портрет
"...Какой-то барин кругленький, / Усатенький, пузатенький, / С сигарочкой во рту..."
"...Помещик был румяненький, / Осанистый, присадистый, / Шестидесяти лет; / Усы седые, длинные, / Ухватки молодецкие, / Венгерка с бранденбурами, / Широкие штаны..."

"...Как сам, такой же толстенький..."
б) обращение к крестьянам
Ведет себя очень невежественно, только кичится своим происхождением.
«Я дал вам слово честное
Ответ держать по совести.
А нелегко оно?
Хоть люди вы почтенные,
Однако не ученые,
Как с вами говорить?
Сперва понять вам надо бы,
Что значит слово самое:
Помещик, дворянин.
Скажите, вы, любезные,
О родословном дереве
Слыхали что-нибудь?»



в) его родословная
Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов:
"...Я роду именитого. / Мой предок Оболдуй / Впервые поминается / В старинных русских грамотах / Два века с половиною / Назад тому..."
"...Без мала триста лет. / Так вот оно откудова / То дерево дворянское / Идет, друзья мои!..."
"...Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин..."


  1. «Сладка ли жизнь помещичья?»


Нет. Не считает он себя счастливым. Помещик жалуется мужикам на свою "несчастную" жизнь.

Он богатый помещик, но не приучен к труду. Живет 40 лет в деревне, но совсем не разбирается в сельском хозяйстве и ничего не умеет делать, кроме как жить чужим трудом, за счет крестьян. До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь. Оболт-Оболдуев сам признает свою полную никчемность, сам дает единственно возможную оценку своей жизни: "...Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую. Сорил казну народную И думал век так жить..." Но "грудь помещичья" дышала "свободно и легко" во времена крепостничества, пока не"порвалась цепь великая".


  1. Расскажите о жизни помещиков до реформы и после неё.


Он вспоминает свою былую жизнь: “Жили мы, как у Христа за пазухой, и знали мы почет”. Еще он рассказывает о своей вотчине, богатстве ее природы. Оболт-Оболдуев вспоминает, что раньше дворянские дома были огромными имениями (“Дома с оранжереями, с китайскими беседками, и английскими парками…”), в которых прислуги насчитывался “целый полк”. Праздники в былые времена славились своей пышностью и необъятностью.

После описания всевозможных торжеств Оболт-Оболдуев заводит разговор о крестьянах. Будто бы еще до отмены крепостного права он не кабалил крестьян, а “больше ласкою привлекал сердца”.

Но все им рассказанное с недавней поры перестало существовать (“И все прошло, и все минуло”). Теперь из большого помещичьего сословия осталось немного представителей, и живут-то они не так, как прежде: крестьянин совсем от руки отбился, земли запущены, леса вырубаются, усадьбы переводятся. А причиной всему произошедшему, как считает Оболт-Оболдуев, стала крепостная реформа.


  1. Какой вывод делают мужики о реформе?


Крестьяне добродушные
Чуть тоже не заплакали,
Подумав про себя:
«Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»


написать администратору сайта