Главная страница

АРХИТЕКТУРА. Литература 16 Введение о высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!


Скачать 1.7 Mb.
НазваниеЛитература 16 Введение о высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!
АнкорАРХИТЕКТУРА.docx
Дата03.08.2018
Размер1.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРХИТЕКТУРА.docx
ТипЛитература
#22403

Оглавление

Введение 3

Архитектурное творчество Микеланджело Буонарроти 5

Литература 16

Введение

«... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» — утверждал Пико делла Мирандола. И эти слова из «Речи о достоинстве человека» одного из образованнейших людей XV в., ученого и философа, как нельзя лучше выражают пафос, веру в возможности и силы человека, характеризующие эпоху Возрождения.

Возрождение в Италии - триумфальный период в истории искусства, золотой век свободы; как из рога изобилия щедрым потоком вдохновенное творчество. Архитектура, скульптура, живопись перестали считаться безликим прикладным ремеслом, но приобрело индивидуальное лицо мастера-художника, скульптора, архитектора.

Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу.

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности

Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

Трагедия Микеланджело состояла в том, что ему, гениальному скульптору, феноменально чувствовавшему мрамор, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Но даже в этих, не свойственных ему областях, проявлялась подлинная гениальность мастера. К сожалению, многие его планы и идеи так и остались нереализованными, большое количество его творений не сохранилось до наших дней, многие проекты не были завершены при его жизни.

Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени; нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

Архитектурное творчество Микеланджело Буонарроти

К архитектурному творчеству Микеланджело впервые обратился в 1516 году, когда получил от Папы Льва Х заказ на разработку проекта главного фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Этот заказ он разделил с флорентийским архитектором Бачмо д'Аньоло, который в 1517 году выполнил по рисунку Микеланджело деревянную модель фасада, которая до сих пор хранится в "Доме Буонарроти" во Флоренции. В этой модели мы впервые встречаем классический прием трехчастного построения фасада с четким выделением центра и подчиненных ему симметричных крыльев. В каждом из крыльев выделяются еще по два вертикальных членения. Композиция решена двухъярусной, с расположением в первом ярусе приставных колонн, а во втором - пилястр. Микеланджело сделал фасад одинаковым по высоте во всех трех частях, лишь подчеркнув центр сравнительно небольшим треугольным фронтоном. Однако работа была остановлена, и фасад церкви Сан Лоренцо до сих пор не имеет обработанного главного фасада.
церковь сан лоренсо. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Начало строительства в 1425 г. Брунеллески. Флоренция

проект фасада церкви сан лоренцо. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Проект фасада церкви Сан Лоренцо

модель фасада церкви сан лоренцо. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Модель фасада церкви Сан Лоренцо

С 1520 до 1534 год Микеланджело работал над созданием Новой ризницы (усыпальницы представителей семейства Медичи) при церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В архитектурном решении усыпальницы он выступил как последователь Брунеллески, использовав характерные для него приемы графической архитектуры. Высокий объем Новой ризницы, квадратный в плане со стороной около 11,5 м, перекрывает кесонированный полусферический купол с фонарем. Верх купола поднят над уровнем пола на 23,5 м. Этот объем до основания барабана разделен на три яруса, верхний из которых образован подпружных арками с парусами между ними, а в двух нижних использован ордер в виде пилястр. Декоративные арки, ограничивающие полукруглые люнеты, размещены также и во втором ярусе между пилястрами. Пилястры, арки, горизонтальные пояса, отделяющие ярусы, сделаны из темно-серого камня на фоне гладких светлых стен.

http://im3.turbina.ru/photos.4/4/0/7/6/8/1786704/normal.photo/mikelandzhelo-i-kapella.jpg

Новая ризница

Параллельно с работой над Новой ризницей, Буонарроти работал над проектом библиотеки Лауренциана, которая также входила в комплекс церкви Сан Лоренцо. Проект интерьера библиотечного зала был завершен в 1524 году. Через два года мастер начал работу над композицией вестибюля и парадной лестницы перед залом. Однако, работу завершил уже флорентийский архитектор Бартоломео Аманати по модели, которую исполнил Микеланджело в 1559 году. Читальный зал прост по своим объемным решениям: он сильно вытянут в длину и подчинен ритму пилястр на стенах, которые чередуются с прямоугольными окнами и нишами, обрамленными наличниками. Совсем иначе скомпонован интерьер вестибюля. Ступени изогнутые, а сама лестница состоит из нескольких маршей. Сверху они относительно небольшой ширины, а ниже внезапно расширяются втрое, причем боковые марши отделяются от среднего отрезками балюстрады. Динамика лестницы поддерживается введением в композицию мотива волют, объединяющих верхние и нижние марши. Сам вестибюль представляет собой почти квадратное в плане и очень высокое помещение, разделенное на два яруса. Нижний ярус усложняют только кронштейны в виде волют, тогда как второй ярус поражает утонченной пластикой интерьера (основной мотив - большие спаренные колонны)

. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/31/60031356_chitalnuyy_zal_lau.jpg


Библиотеки Лауренциана



Библиотека Лауренциана
http://www.italian-architecture.info/fl/003-bibliot.jpg http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=361535537-34-72&n=21 http://www.italian-architecture.info/fl/003-medicibib.jpg

В Риме Буонарроти создал свои два наиболее масштабные архитектурные творения - ансамбль Капитолия и собор Св. Петра. В 1536 году Микеланджело начал работу над созданием ансамбля Капитолийского холма. Уже через два года в центре площади на вершине холма на пьедестале, который сконструировал Микеланджело, была установлена конная статуя императора Марка Аврелия. Пространственным ядром ансамбля является площадь, глубиной 68 м. В плане она имеет форму трапеции, сужающейся к склону холма, так что ширина площади изменяется от 40 до 54 м. подходом к ней служит лестница-пандус ("Кордоната"), с очень длинными и невысокими наклонными ступенями. На широкой стороне площади в ее глубине размещено наибольшее сооружение ансамбля - Дворец сенаторов. Его значение как доминанты ансамбля подчеркнуто башней, венчающей его. По бокам стоят здания, которые играют роль своеобразных "кулис", - это Дворец консерваторов справа и Капитолийский музей слева. Меньшие, чем Дворец сенаторов, они композиционно подчинены ему и зеркально повторяют друг друга. Масштабным и ритмичным камертоном ансамбля служит большой ордер в виде пилястр, введенных в композицию фасадов всех трех зданий. Благодаря трапециевидной форме площади возникает оптический обман зрения: человеку, который поднимается по лестнице, Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть, что выделяет его как доминанту ансамбля среди других сооружений. лестница площади капитолия. микеланджело / www.mikelangelo.ruдворец консерваторов, или палаццо деи консерватори. микеланджело / www.mikelangelo.ru

дворец сенаторов. микеланджело / www.mikelangelo.ru пощадь капитолия. микеланджело / www.mikelangelo.ru ансамбль капитолия. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Ансамбль Капитолия
В 1546 году Микеланджело начал работу над проектом собора Св. Петра. Он обратился к идее центрического храма Браманте. Буонарроти не стал делать все четыре фасада одинаковыми по композиции. Он выделил главный, восточный фасад широко развернутой колоннадой из 10-ти колонн, а вход в собор решил как дополнительно выдвинутый вперед четырехколонный портик, завершенный фронтоном. Ордер, введенный архитектором в композицию фасадов собора, велик: высота пилястр с антаблементом составляет 35 м. Аттик высотой 12 м заметно "нагружает" ордер , что усиливает ощущение титанической силы архитектуры. Основное членение фасадов дополняют окна, глухие ниши, наличники, что обрамляют их, филенки, декоративные гирлянды. На толстые подкупольное пилоны были установлены большие подпружные арки (высота - 46 м, пролет - 26 м). Эта конструкция поддерживала огромный полусферический купол, установленный на цилиндрический барабан. Микеланджело предложил сделать перекрытия собора из трех оболочек, но Джакомо делла Порту, который руководил работами после смерти Микеланджело отошел от этой затеи и построил купол из двух оболочек. Огромные размеры главного купола с диаметром основания 42,5 м, по проекту должны были контрастно оттенять четыре меньших купола, расположенные над угловыми выступами основного объема здания. Однако после смерти мастера, по проекту Виньолы над собором возвели только два малых купола.

собор св. петра. микеланджело / www.mikelangelo.ru
собор св. петра. микеланджело / www.mikelangelo.ru

собор св. петра. микеланджело / www.mikelangelo.ru


купол собора св. петра. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Собор Св. Петра
В последние годы жизни Микеланджело работал над городскими воротами (Порта Пиа), в композиции которых противоборство архитектурной формы и скульптурного наполнения доведено до драматического конфликта, и перестройкой терм Диоклетиана в церковь, получившую название Санта Мария деи Анжеле алле Терме. В храм был перестроен один из относительно хорошо сохранившихся залов терм. С сильными крестовыми сводами, лишенными любой декоративной обработки, здесь контрастно и эффективно объединились ордерные формы, представленные приставными колоннами, несущими раскрепованные антаблементы. В церковном зале были сохранены древние полукруглые окна, каждое из которых разделено на три части.

В последние годы жизни Микеланджело все чаще обращался к поэзии. Его лирику определяет глубина мысли и высокий трагизм. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, жалобы на одиночество художника во враждебном мире сочетаются с горьким разочарованием гуманиста перед лицом триумфа насилия.
ворота порта пиа. рим. микеланджело / www.mikelangelo.ruворота порта пиа. рим. микеланджело / www.mikelangelo.ru

Римские ворота Порта Пиа
Мир Микеланджело в отличие от его современников - Леонардо до Винчи и Рафаэля с их миром гармонии - разнообразен и противоречив. Трудности жизни сильно повлияли на его многостороннее мировосприятие: трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Микеланджело - один из величайших и самых талантливых мастеров Возрождения, который познал и сумел отразить в своем творчестве все многообразие человеческого бытия.
Литература

1. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. – С.-Пб.: Азбука-классика, 2007.

2. Микеланджело. Жизнь и творчество. / Сост. Гращенков В.Н. – М.: Искусство, 1964.

3. Микеланджело и его время. Сборник статей. / Под ред. Ротенберга Е. и Чегодаевой Н. – М.: Искусство, 1978.

4. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. – С.-Пб.: Азбука-классика, 2007.

5. Ротенберг Е. Микеланджело Буонарроти. – М.: Изобразительное искусство, 1976.

Электронный источник:

  1. http://www.mikelangelo.ru/

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. http://septima.net.ua/rus/



написать администратору сайта