Главная страница

Лекция. Литература и детское чтение


Скачать 3.27 Mb.
НазваниеЛитература и детское чтение
Дата16.06.2022
Размер3.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекция.pdf
ТипЛитература
#597678

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

В филологической и педагогической науке понятие
«детская литература» рассматривается достаточно подробно.
Участниками дискуссии о природе детской литературы, эстетических качествах детской книги были писатели
(И.А. Бунин, А.А. Блок, В.М.Гаршин, М.Горький, В.А.
Жуковский, А.И. Куприн, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой,
А.Н. Толстой, К.И. Чуковский и др.), известные педагоги
(П.П. Блонский, К. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.), литературоведы и методисты (М.К. Азадовский, И.Н.
Арзамасцева, В.В. Головин, И.Г. Минералова, Т.Д.
Полозова, В.Д. Разова, Н.В. Чехов, Ф.Г. Толль и др.).

Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке».
Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, настаивая на ее общих эстетических свойствах. Другие различают детскую литературу как разновидность массовой литературы, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень.

Современное понятие детской литературы имеет два значения.
Первое – обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Специалисты предпочитают научное значение детской литературы.
По мнению С.Г. Антоновой, детские произведения должны быть понятны самим детям, написаны специально для детей, в доступной форме раскрывающие ребенку окружающий мир.
И.Н. Арзамасцева рассматривает детскую литературу как часть общей литературы, обладающую всеми характерными для нее свойствами, при этом ориентированную на интересы ребенка- читателя и потому отличающуюся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
И.Г. Минералова утверждает, что «детская литература – это мир художественных произведений о том, кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, то есть все окружающее его».

Особое значение, по мнению большинства исследователей, имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов.
Для создания произведения детской литературы необходимо сохранить так называемое «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять свойства и качества детского восприятия.
Детский писатель должен понимать и знать ребенка, обладать особым талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

Выделяют основные особенности психологии ребенка, которые необходимо учитывать писателю и редактору детских книг:
1) большая потребность детей дошкольного и младшего школьного возраста в игровой деятельности, поэтому книга должна предполагать такую возможность;
2) сильная подверженность младших школьников впечатлениям от прочитанного, поэтому эмоции не должны быть негативными;
3) стремление детей к подражательству, поэтому книга должна предоставлять образ героя, достойного подражания;
4) отзывчивость на внешние впечатления, поэтому книга должна быть хорошо оформлена, чтобы совершенствовать эстетический вкус;
5) формирование нравственной позиции под влиянием прочитанного, поэтому автор должен закладывать в своем произведении правильные нравственные нормы. Проживая вместе с героями определенные ситуации, ребенок получает социальный и эстетический опыт.

По мнению И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой, особенность
детской литературы заключается «в ее промежуточном
положении между классической литературой, обнаруживающей конечность своего рецептивного потенциала на границе с литературой для детей, особенно для малышей» и «в специфике
диалога: писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия».

Одним из основных критериев вычленения детской литературы является категория читателя-ребенка.
По одной строфе или даже стиху, по одному абзацу или фразе можно определить читательскую адресацию текста - детское или недетское произведение перед нами.
Античные трагедии или ломоносовские оды не обладают свойством будить ум и чувства читателя-ребенка

Бывает, сюжеты, мотивы, образы из какого-нибудь детского произведения говорят взрослому больше, чем когда-то в детстве, и побуждают его к созданию новых произведений (например, рассказ Т.Н.Толстой «На золотом крыльце сидели...»).

Струсили – что-то не сделали, чего-то не сказали. А после мучаемся сомнениями: как сложилась бы жизнь, если тогда поступили бы по-другому. И искренне верим, что если не испугались бы в тот момент, то были бы счастливы теперь. А вдруг не были бы?..
В сборник «На золотом крыльце сидели…» вошли самые разные рассказы Татьяны
Толстой: женские, мужские, детские, старушечьи, грустные, веселые, честные, прекрасные.

Автор, обращающийся к читателям-детям, сознает и тот факт, что он творит другую литературу в сравнении с литературой, предназначаемой взрослым.
Компромиссной при выборе между «литературой для детей» и «литературой для взрослых» в XIX-XX веках оставалась «литература для всех» или «большая литература для маленьких».

К особенностям детской литературы относят энциклопедичность, искренний, наивный, доверчивый взгляд на мир, созидательный поэтический пафос, счастливый финал, которого всегда ждут дети, т. к. он соответствует представлениям ребенка о гармонии в мире
(что бы ни случилось, все будет хорошо).
Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, следует иметь в виду соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической направленности, обязательный учет возрастного уровня читателя-ребенка.
Л.Н. Толстой считал, что лучшим произведением для детей является то, в котором моральный или нравственный вывод ребенок делает сам.

Детская литература является ис­кусством слова. В классических произведениях для детей даются образцы литературного языка.
В рассказах дети познают богатство и точность языка; в стихах –
музыкальность, напевность, ритмичность речи; в сказках –
меткость, выразительность.
Благодаря литературе дети усваивают образцы правильной, грамотной, образной, яркой, эмоциональной речи.
К языку и стилю произведений для детей предъявляются достаточно строгие требования. Все элементы издания для детей, включая язык и стиль, обусловлены читательским адресом, возрастными возможностями восприятия текста. По мере взросления юного читателя, язык и стиль произведений для детей должны усложняться, приобщая ребенка к литературе как искусству слова

Лексика произведений для детей должна быть простой и понятной для ребенка. Новая лексика должна так вводиться в текст, чтобы не было затруднений при ее восприятии. Эффективными способами введения незнакомого слова являются прием синонимизации (слово дается в ряду синонимов, помогающих понять его значение) и прием разъяснения незнакомых слов с помощью контекста.
В произведениях для детей не должно быть необоснованного использования слов ограниченной сферы употребления
(диалектных, профессиональных, устаревших). Для них подбираются эквиваленты из современного литературного языка.
Именно поэтому произведения устного народного творчества требуют литературной обработки.

В текстах для детей не должно быть злоупотребления словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
От «слащаво-приторного тона» повествования, избыточной сентиментальности предостерегал еще Л.Н. Толстой. Лексика художественного текста для ребенка должна быть конкретна и насыщенна по смыслу. В произведении для детей не желательны разговоры «ни о чем» или авторские рассуждения «по случаю».
Диалоги персонажей и речь автора должны продвигать в смысловом отношении сюжет повествования.
Неудачные диалоги часто присутствуют в текстах интернет- источников.

На протяжении трех реплик не появляется никакой информации, которая бы способствовала дальнейшему движению действия
– Привет, Кузябка и Бурокозька, – Большая Гусеница давно уже
поджидала их под цветком ромашки.
– Доброе утро, Большая Гусеница, – хором поприветствовали зверьки
гусеницу. – Ты готова к путешествию в соседний лес?
– Да, конечно! Я всегда рада путешествию с вами, ребята!!!
– Тогда поехали! – с этими словами Кузябка и Бурокозька забрались на
Большую Гусеницу и начали свой путь в гости к Кроту.

Есть немало произведений, которые в силу тематических или жанровых особенностей стоят на грани детского и взрослого чтения, например, рассказы и повести о детях или воспоминания о детстве. Авторы таких книг пишут о ребенке, но обращаются как к детям, так и к взрослым.

В том случае, когда образ читателя-ребенка почти не прослеживается в тексте, текст атрибутируется как
«взрослый», иногда вопреки замыслу автора.
С.Т.Аксаков задумывал написать повесть для детей, но так, чтобы в ней не было ничего «детского». В итоге его
«Детские годы Багрова-внука» чаше называют произведением для взрослых или «для всех», но никогда «только для детей».

Читатель-ребенок может присутствовать в тексте явно - в виде персонажа, стоящего рядом с автором- персонажем: таков Кристофер Робин в сказке А.А.
Милна.
Возможен и иной вариант: читатель-ребенок присутствует только в речи автора - в форме обращений.

ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коммуникативная функция предусматривает формирование личности как члена социума, которое происходит под воздействием литературы. Читая книгу, ребенок получает представление об устройстве общества, примеряет на себя различные социальные роли. Кроме того, ребенок определенным образом взаимодействует с автором: оценивает поступки персонажей, мысленно с ними разговаривает, соглашается с создателем книги.
Воспитательная функция предусматривает воспитательное воздействие на ребенка, формирование морально-нравственных ориентиров. Реализуется данная функция по-разному в зависимости от возраста читателя: от прямых назиданий для дошкольников до проблемных вопросов, позволяющих делать самостоятельные выводы старшеклассникам. Эта функция является основной в художественной литературе.

Познавательная (информационная) функция детской литературы направлена на расширение знаний ребенка в определенной сфере жизни или отрасли науки. Познавательная функция обусловлена выбранной тематикой книги и доминирует в научно-популярной, справочной и учебной литературе.
Эстетическая функция издания направлена на развитие эстетической составляющей личности. Литература, особенно художественная, формирует в детях умение видеть прекрасное, познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит ценить красоту слова и выражать свои чувства и мысли. Она воспринимается эмоционально и формирует соответствующее отношение к конкретным ситуациям.

Гедонистическая функция (психологической разрядки) тесно взаимосвязана с эстетической. Гедонистическая функция была осознана благодаря творчеству К. Чуковского, С. Маршака, Д.
Хармса. Эти авторы ввели в детскую литературу развлекательные произведения, которые были призваны доставлять удовольствие от чтения, создавать позитивное настроение, психологически разгружать ребенка.

В научной классификации различают три вида произведений произведения, прямо адресованные детям (Чуковский)
произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей (Пушкин)- это круг детского чтения произведения, сочиненные детьми – это детское литературное творчество

Написанию многих книг для детей предшествовали устные рассказы взрослых: так появились повесть-сказка Антония
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

Произведения, прямо адресованные детям, как правило, настроены на детское восприятие, специально созданы для детей определенного возраста. Это детская литература, которая ведет диалог с воображаемым или вполне реальным ребенком.
Она создана мастерами художественного слова специально для детей. Для детей писали А. Барто, В.Бианки, А. Гайдар, Б. Житков,
Л. Кассиль, С. Я. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, А. Н. Толстой,
К.И. Чуковский и др. Сочинения этих авторов отличаются
«художественной истинностью создания» и представляют собой настоящие произведения искусства.

Как утверждал В.Г. Белинский
«много нужно условий
для образования детского писателя: нужна душа
благодатная, любящая, кроткая, спокойная,
младенчески простодушная, ум возвышенный,
образованный, взгляд на предметы просветленный, и
не только живое воображение, но и живая,
поэтическая фантазия, способная представить все в
одушевленных, радужных образах».

Первоначально адресованные взрослым произведения иногда оказываются доступными пониманию детей и переходят в круг детского чтения. Известно, что многие авторы специально для детей не писали, но читаемы ими. Например, некоторые сказки А.С. Пушкина и П.П.
Бажова, басни И.А. Крылова, лирические произведения
М.Лермонтова, рассказы А.П. Чехова предназначалась в первую очередь для взрослых.

Детское литературное творчество, третий вариант в классификации, - это произведения, сочиненные самими детьми.
Литературное творчество ребенка связано с его познавательными и личностными особенностями. Этот пласт литературы на сегодняшний день остается практически не исследованным, хотя детское литературное творчество иногда выходит в свет.
Примерами детского литературного творчества можно считать различные жанры детского фольклора: считалки, страшилки, заклички и др.

Закличка
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Страшилка
Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нѐм продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник.
Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики
«Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в полицию.
Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма.

Существует еще одна классификация детской литературы по родам и жанрам.
Различают три рода художественной литературы:
эпический (рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего),
лирический (переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния),
драматический (изображение событий и отношений между героями на сцене).

Жанровая классификация детской литературы обусловлена замыслами писателей и предпочтениями юных читателей. В детской литературе представлены практически все известные жанры.
В то же время есть наиболее любимые детьми жанры, используемые авторами чаще других. В прозе – это сказки, рассказы, повести, в лирике – стихотворения и песни, в драматургии – короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов. Наиболее распространенными жанрами детской прозы являются загадки, пословицы, сказки.

Загадка – малый жанр народнопоэтического творчества, помогает развивать сообразительность, умение сопоставлять, образно мыслить, формирует творческое воображение, интерес к интеллектуальной деятельности. Загадка выделяет, как правило, неглавные, не бросающиеся в глаза стороны объекта, привлекает внимание к непривычным, неожиданным его аспектам. Благодаря К. Чуковскому, С. Маршаку, А.
Барто загадка становится преимущественно детским жанром, который вышел за рамки устного народного творчества и стал литературным.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. Пословица ритмически организована, учит нравственным нормам, социальному и бытовому опыту. Она похожа на краткий запоминающийся урок, учит постижению народной мудрости, овладению образным языком, умению в обобщенной форме оценивать поступки людей.

Сказка – это прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Существуют фольклорные и литературные сказки. Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности: сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах; волшебные; легендарные; новеллистические (бытовые); анекдоты; небылицы, докучные сказки. Литературная сказка – это авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках или оригинальном замысле.

Сказки, издаваемые для детей, в зависимости от читательского адреса делят на три группы:
Сказки для детей дошкольного возраста содержат одну сюжетную линию, имеют очевидную воспитательную идею («Колобок», «Варежка»,
«Курочка-Ряба»).
Сказки для детей младшего школьного возраста сложнее по форме и направлены на то, чтобы помочь ребенку выстраивать отношения с друзьями, родителями, учителями. Сказки для этой категории читателей расширяют диапазон знаний ребенка, не ограничивая его домом и школой
(«Сказка о царе Салтане»).
Сказки для читателей среднего школьного возраста приоткрывают и объясняют «взрослый» мир, вводя читателя в систему общественных отношений. Как правило, сюжет таких сказок сложный, насыщенный интересными событиями и связан с хождением за правдой, борьбой за любовь, поиском справедливости («Удивительное путешествие Нильса
Хольгерссона по Швеции»).
Популярными сказочниками XIX-XX веков были А. Погорельский, В. Одоевский, В.
Жуковский, А. Пушкин, П. Ершов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк, С. Аксаков, К. Чуковский, С.
Маршак, В. Бианки, М. Горький, А. Волков, Ю. Олеша, Э. Успенский.

Влияние сказки на жанровую систему приводит к появлению различных жанровых модификаций —
повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка и т.д.

Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответственной. Он должен быть правдив со своим читателем, но правда здесь особого рода — художественная, что означает убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла.
Только в этом случае детская книга может выполнять свою главную задачу — воспитывать человека нравственного.

Типология детской литературы
Принято выделять художественную детскую литературу и различные типы понятийной литературы для детей. При определении типа детской литературы, как правило, ориентируются на основную цель произведения.
Художественная литература является наиболее распространенным и исследованным типом детской литературы. Ее целевое назначение
– обеспечение нравственного, эстетического воспитания и образования, доставление ребенку-читателю эстетического удовольствия и психологической разрядки. Характерным для детской художественной литературы является широта жанров и тематики, полифункциональность (воспитательная, познавательная, коммуникативная, эстетическая функции). В художественной литературе для детей представлены все жанры эпоса, лирики и драмы.

Научно-популярная литература является познавательной и развивающей. Ее целевое назначение – предоставление научно достоверных сведений и привитие интереса к процессу познания.
Занимательная научно-популярная литература не только информирует, но и воспитывает смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научному поиску. Дидактическое направление научно-популярной литературы ориентировано на детей, у которых сформировался определенный интерес к науке и существует некоторое представление о предмете познания.
Художественно-образное направление обращено к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался, поэтому основной ориентир на чувства и фантазии ребенка. Задача авторов - пробудить интерес к познанию. Основные жанры научно- популярной детской литературы - путешествия, рассказы, беседы, биографии, очерки, эссе, сказки, ботанические этюды.

Учебная литература для детей раскрывает основы наук по различным отраслям знания. Она обеспечивает процесс обучения детей в условиях конкретной системы образования. Для учебной литературы характерна строгая систематичность изложения, научность, особая методика изложения материала. Все эти характеристики соотносятся с особенностями читательского возраста. Основными видами учебных изданий являются учебники и учебные пособия.

Справочная литература обеспечивает оптимальные условия получения справки по всем или отдельным отраслям знания, производственной деятельности, культуры, искусства. Этот тип литературы требует определенных навыков научно-поисковой деятельности, поэтому в основном ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста. Самым распространенным видом справочной литературы является энциклопедия. Содержание и оформление справочной литературы зависят от возрастных особенностей читателей.

Деловая литература (практическая, для досуга) помогает формировать практические навыки, необходимые для занятий, дополняющих учебные курсы. В ней представлена информация о проведении опытов, организации игр, коллекционировании, вышивании, техническом моделировании и т.д. Целевое назначение этой литературы - организовать досуг ребенка, развлечь его и обучить определенным игровым или практическим навыкам. Деловая литература представлена практическими пособиями, сборниками, практическими советами и рекомендациями.
Религиозная литература призвана познакомить детей с основами библейского учения определенной религии. Ее можно считать родоначальницей детской литературы. Первые азбуки, буквари обязательно включали религиозные тексты.

Кроме того, существует развлекательная литература.
Обычно она не в чести у взрослых, например популярная в XIX веке книга «Степка-растрепка». Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору.

Практическая классификация детской литературы построена на особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса: литература для дошкольников, младших школьников, учащихся средних классов и подростково-юношеская.

Многим взрослым детская литература представляется литературой «второго сорта».
Причина такого отношения кроется не столько в якобы низком художественном уровне произведений для детей (читатель с самым взыскательным вкусом вспомнит немало настоящих шедевров), сколько в близости художественных средств, используемых обычно детскими писателями, к поэтике массовой литературы, народного лубка.
«Муха-Цокотуха» Чуковского с этой точки зрения не что иное, как «бульварный» роман, переложенный стихами и снабженный лубочными картинками.

Только в случаях, когда взрослые и дети едины в признании достоинств того или иного произведения и это признание неизменно на протяжении нескольких исторических эпох, произведение станет классикой.

Острый, стремительно развивающийся сюжет всегда привлекателен для ребенка. Мастера именно такого повествования стали классиками детской литературы (например. Борис Житков,
Николай Носов, Виктор Драгунский и др.).

По мере взросления читателя возрастает психологизм в изображении героев, быстро сменяющиеся сюжетные события постепенно уступают место размышлениям и описаниям
(например, рефлектирующий герой характерен для рассказов Виктора Драгунского, Радия
Погодина, Виктора Голявкина).

В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя —
художник.
Без иллюстрации детская книга существовать не может. Первые сведения о мире ребенок получает не вербальным путем, а визуально и аудиально, поэтому без картинки обучить письму и чтению крайне сложно. По мере взросления читателя рисунок начинает приобретать лишь вспомогательную роль, и ребенок учится мысленно взаимодействовать с литературными художественными образами, а не с картинками.

Иногда писатель становится иллюстратором собственных книг, как это было с произведениями художника-анималиста Е.Чарушина или финской писательницы Туве Янссон.

Расцвет детской иллюстрированной книги пришелся на 20-е гг. XX века, когда сформировалась русская школа иллюстрирования книг для детей, были разработаны общие подходы к художественному оформлению изданий. Известные художники, иллюстрирующие детские книги, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Поленова, Е. Чарушин, Т.
Маврина, И. Билибин, В. Лебедев, В. Сутеев, В. Гусев, А. Волков создали коллекцию великолепных иллюстраций, по которым узнаваемы классические произведения детской литературы

ФУНКЦИИ ИЛЛЮСТРАЦИИ сходны с функциями детской литературы.
Познавательная – иллюстрация помогает представить конкретные предметы и реалии окружающей действительности, отраженные в содержании произведения, тем самым углубляя познавательную функцию издания.
Дополняющая (поясняющая) – иллюстрация дополняет художественный текст деталями и эмоциями, помогает представить и прочувствовать то, что автор не описал подробно в своем тексте.
Воспитательная – иллюстрация тесно связана с воспитательной идеей книги, через зрительное восприятие она влияет на эмоциональную сферу ребенка, формируя определенное отношение к героям и их поступкам.
Важно, чтобы интерпретация художественных образов художником не противоречила позиции автора произведения.
Эстетическая – иллюстрация активно воздействует на формирующийся эстетический вкус ребенка, на его воображение и фантазию, учит отличать прекрасное от безобразного, увлекает художественным творчеством.

Чем младше ребенок, тем большее значение для него имеют иллюстрации. Важны содержание рисунков, цветовая палитра, техника исполнения, которые бы развивали образное мышление, способствовали постижению смысла произведения и вызывали положительные эмоции у ребенка. «Художнику необходимо учитывать веяния моды, которая формируется по мультфильмам, комиксам, раскраскам, т.к. ребенок оценивает новые жизненные явления сквозь призму ему известных. В то же время нельзя слепо следовать за модными тенденциями, потому что они не всегда соответствуют эстетическим и нравственным критериям».

Специфическим видом изданий для дошкольников являются
книжка-игрушка и книжка-картинка.
Книжка-игрушка имеет необычную форму, предназначенную для интеллектуального, физического, эстетического развития ребенка.
Она предполагает наличие внешних слуховых, визуальных и конструктивных раздражителей, активизирующие различные каналы восприятия. Например, это могут быть куклы, которые вырезаются; картинки, наклеивающиеся по контуру; картинки- головоломки из отдельных частей; лото; бумажные игрушки; книги с звуковыми сигналами и т.д.
Выделяют разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

В книжке-картинке текст и иллюстрация равнозначны и гармонично дополняют друг друга. Иногда информация может передаваться только с помощью изображений (например, книжки- картинки Н.Радлова). Такая книжка помогает ребенку самостоятельно отыскивать смысл и значение рисунка не отдельными значениями слов, как это обычно бывает при чтении текста, а целыми блоками смыслов и значений, которые заключены в рисунках.

На развитие и становление детской книги влияет не только оформительская сторона, представленная рисунками высокого качества (четкость, прорисованность и узнаваемость персонажей, использование сочетаемых цветов и др.), но и та обстановка
(читательская направленность, интересы, факторы, установки,
«мода на чтение», ситуации), которая способствует пониманию ребенком произведения любой направленности: художественной, справочной, религиозной, научно-популярной, учебной и досуговой.

Критерии оценки художественных произведений для детей
Доступность произведения. Ребѐнок легче всего откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе.
Богатство, живость языка детского произведения. Недопустимо проникновение в детскую книгу слен­га криминального мира, нецензурных слов и т. п. Детская книга призвана нести этическое начало, ее язык должен соответствовать высоким требованиям.
Убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла.
Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответст­венной.
Максимальная конкретность. Ребѐнок легче воспринимает конкретно описанные ситуации и картины, но он может воспринимать и произведения с более сложным содержанием, даже некоторые психологические тонкости в подтексте.
Динамичный сюжет и юмор. Острый, стремительно развивающийся сюжет всегда привлекателен для ребенка. Некоторые произведения юмористического характера стали классиками детской литературы.

Литература для детей – это высокое и трудное искусство. Как утверждают литературоведы далеко не все писатели, пытавшиеся создать произведения для детей, достигали заметного успеха.
Вместе с тем некоторые детские книги, не отличаясь совершенством формы, с точки зрения опытного читателя, остаются популярными довольно долго. Объяснение кроется не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве.
Содержание и форма детского произведения должны соответствовать психологическим особенностям восприятия текста ребенка.
С.Я. Маршак, известный знаток детской литературы, поэт и переводчик, в свое время писал, что мысль в стихах, обращенных к детям, должна быть богата, а форма - проста, «как в пушкинском сказочном стихе, как в народной считалке».

Значение детской литературы для
социализации детей с особыми
образовательными потребностями

Чтение само по себе действительно очень важная часть человеческой жизни.
Почему? Психологически что это значит?
Это значит, что, читая, ребенок погружается в воображаемый мир, он представляет себе те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем.
Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства, он задумывается, особенно когда начинает читать какие-то аналитические тексты. И в этом смысле чтение — это способ проникновения в культуру, способ собственного развития, то есть вещь действительно довольно важная.

Открывая через книгу окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя.

Л. С. Выготский «моральное последствие искусства»
В.М. Бехтерев «внушение и воспитание»

Совместное чтение (литературное слушание)
один из способов повседневного общения.
Общение родителя с ребенком всегда эмоционально окрашено. Это дает возможность самые будничные, многократно повторяющиеся дела возвести в ранг события, поэтому они хорошо запоминаются. Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт.

Н.Н. Светловская
Чтение — деятельность речевая, то в ней всегда участвуют только
два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Эту простую истину надо непременно понять и принять, так как пренебрежение ею (по невниманию, по незнанию или умышленное) чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников — равнодушием или яв­ным нежеланием обучаться
«читать — мыслить, читать — чувствовать, читать — жить».
Современного ребенка, если мы хотим, чтобы книга вошла в его жизнь и позитивно повлияла на него в плане становления его личности, только и надо обучать чтению-общению.

Суть социализации через художественную литературу состоит в переводе общественных норм во внутреннее поле личности, введение их в концепцию индивидуальных смыслов, формировании социальной нормы в систему индивидуальных правил.
Художественные тексты и литературные произведения несут в себе огромное многообразие общечеловеческих проблем и смыслов, которые необходимо вдумчиво воспринять и интерпретировать.

Ребенок воспринимает мир художественного произведения как подлинный, реальный, несотворенный.
Литературное произведение представляет собой модель мира, оно сориентировано во времени и пространстве, наполнено природными явлениями и атрибутами цивилизации, населено разнообразными персонажами.

Полноценное чтение, которого мы не замечаем, которое не вызывает у нас трудностей, возникает поэтапно: выделяют этап обучения чтению —
примерно до 9 лет, потом год-два — это переходный период, и примерно с 10–11 лет начинается чтение для обучения. То есть это тот этап, когда относительно устойчивый, автоматизированный навык чтения уже появился.
Само чтение как таковое становится стеклом, оно не заметно человеку, он не тратит усилия на то, чтобы складывать буквы.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Во многом вследствие этого дети приучаются воспринимать только то, что в произведении находится на поверхности, и такое чтение для них становится единственно возможным.

Понимание текста является одним из важнейших видов познавательной деятельности и рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после их восприятия в процессе обучения.

Есть группа детей, которые плохо понимают смысл прочитанного, не умеют анализировать.

Проблема понимания художественных текстов младшими школьниками с нарушениями развития сурдопедагогика: В. М. Болдырева, М. И. Глебопа, Е. А.
Горбунова, Т. С. Зыкова, Т. В. Нестерович, Л. А. Головчиц, В. В.
Егоров, Э. И. Пущин и др.
тифлопедагогика: И. К. Смирнов и др. оигофренопедагогика: Н. К. Сорокина, В. Я. Василевская, З. Н.
Смирнова, Н. Г. Морозова, А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Г.
М. Гусева и др.

Особенности понимания текстов умственно отсталыми
детьми
Неразвитость эмоциональной сферы и эстетической культуры умственно отсталых детей, своеобразие их речевого развития вызывают значительные трудности в освоении художественного произведения, ограничивают возможности воздействия литературы на личность.

Наиболее доступными текстами для умственно отсталых учащихся являются рассказы с последовательным развитием событий, не содержащие сложные смысловые связи.
Более трудные для осознания - произведения с пропущенными смысловыми звеньями или с разновременными планами действия – рассказы со скрытым смыслом.

Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Особенно резко эти недостатки проявляются в тех случаях, когда наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. Нередко из-за совпадения внешне сходных моментов (название текста, одинаковые имена героев и др.) активизируются случайные ассоциации.

Не владея приемами восприятия художественного текста, не понимая его идеи, замысла автора, дети закрыты для эмоционального воздействия текста.

Главная задача уроков чтения—выработка у умственно отсталых детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Кроме общих задач уроки чтения выполняют функцию коррекции недостатков.
Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2—6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему уроков, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.

Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей.
Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 2—6-го классов включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 КЛАСС

Русский язык и чтение

Примерная тематика произведений: произведения о
Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

Комплект примерных рабочих программ по отдельным
учебным предметам и коррекционным курсам по
адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся c интеллектуальными нарушениями
3 класс

Чтение 3 класс
Правильность чтения

Чтение простых слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения.

Чтение многосложных слов и со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.
Беглость чтения

Переход к чтению целым словом.

Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре после предварительной их отработки.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.

Чтение текстов молча с выполнением анализа учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Выборочное чтение для ответа на вопрос; соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией.

Нахождение в тексте информации по заданию учителя или представленного в учебнике.

Объяснение поступков действующих и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт.

Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы на основе наводящих вопросов учителя.

Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт.

Сравнение произведений одинаковых по теме, поступкам героев, идеи произведения с опорой на вопросы учителя.
Выразительность чтения

Соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в предложении.

Соблюдение интонации, соответствующей характеру героя после предварительной подготовки.

Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки.

Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения учителя.

ПРИНЦИПЫ ОБОРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ДЕТЯМ С ОВЗ
доступность литературного произведения высокое художественное мастерство сюжетная занимательность, простота и ясность композиции идейная направленность конкретные педагогические задачи


написать администратору сайта