Главная страница
Навигация по странице:

  • Вокальное творчество

  • Оперное творчество

  • Фортепианное творчество

  • Симфоническая музыка

  • Список литературы

  • Реферат Мусоргский. ПРОЕКТ (2). М. П. Мусоргский жизненный и творческий путь


    Скачать 27.06 Kb.
    НазваниеМ. П. Мусоргский жизненный и творческий путь
    АнкорРеферат Мусоргский
    Дата17.06.2020
    Размер27.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОЕКТ (2).docx
    ТипРеферат
    #130854


    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

    М.П.Мусоргский жизненный и творческий путь.





    Реферат выполнил:

    ученик 5 класса

    Введение:

    Мусоргский Модест Петрович – один из великих русских композиторов. Он также являлся одним из самых самобытных композиторов 19 века. В душе Мусоргский был революционером, и гуманистом по убеждению. Композитор полностью отдавался творчеству и этим самым определил совершенно новое для того времени отношение к музыке. Мусоргский писал: «Требования к искусству от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. Прошло время писаний на досуге; всего себя, подай людям – вот что теперь надо в искусстве» [1, с. 5]. Мусоргский был участником «балакиревского кружка», также называемого могучей кучкой. Это содружество представляло собой творческое содружество русских композиторов, сложившееся в СанктПетербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. «Мусоргский был реформатором, а участь реформаторов никогда не сладка, никогда они не достигают своего скоро и безмятежно» – В.В. Стасов [1, с. 5]. Модест Петрович Мусоргский с детства относился с любовью ко всему народному и крестьянскому. Цель своего искусства композитор видел в правдивом изображении жизни народа. Основной творческий принцип Мусоргского – «жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона».

    В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. И поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» и другие сочинения – признанные шедевры мирового музыкального искусства. В 19 веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразие собственной музыки. Мусоргский в своем творчестве почти не пишет «чистой музыки». Мышлению в музыке композитора больше свойственна программность, то есть его вдохновляет литературный текст или зрительный образ. Это является индивидуальностью художника и творца. Для него идеал в музыке – это синтез искусств. А «чистую» музыку он считает низшей ступенью в искусстве. Поэтому в его творчестве главным жанром является опера, синтезирующая себе драматическое действие, музыку и литературнопоэтический текст [1, с.87]. Жил Модест Петрович в 19 веке в это время в театрах России исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы, однако, уже было заметно влияние романтизма. В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого.

    Вокальное творчество:

    Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы»(50-60 годы) он продолжает развивать линию А. Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Не случайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н. Некрасова («Каллистрат», «Колыбельная Ерѐмушке») [4, с.18]. К концу 60-х годов произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в Райке). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребѐнка). Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый». Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:

     Лирика, присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во всѐ более трагические тона. Лирикотрагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);

     Линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Ерѐмушке», «Сиротка», «Светик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;

     Линия социальной сатиры (романсы 60-70-х годов «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация «Раек».

    Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски смерти», кроме «Трепака» [4, с.65]. Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композитора Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Ерѐмушке» ощутим остродраматический надрыв. Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, «Калистрат», и «Колыбельная Ерѐмушке» (которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной») – не просто убаюкивание. Это мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач. Кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти». Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается в:

     «Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню);

     «Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого – образ, более полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»). Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» – произведение, объединившее таланты Верещагина (написанной им в антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады) и Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещания матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы: «А тот забыт – один лежит» [7, с.8]. Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) – кульминация вокального творчества Мусоргского. Исторически в музыкальном искусстве образ смерти, подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:

     Мертвая статика, застылость (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Diesirae);

     Изображение смерти в Dancemacabre (пляска смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце (находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.). Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет. Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву. Первоначальный план цикла включал 12 произведений, но создано было только четыре:

    1. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;

    2. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;

    3. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;

    4. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим. Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежит в основе его частей [8, с.1]. Среди его вокальных произведений был «Калистрат», который композитор назвал «этюдом в народном стиле», «первой попыткой комизма». Комизм этот, по существу, гоголевский «смех сквозь слезы». «Спи, усни, крестьянский сын» – тоскливая песня о безрадостной, гнетущей крестьянской доле. Одним из самых исполняемых и известных произведений Мусоргского является «семинарист», отличившийся не только увлекательным сюжетом но и интересным музыкальным решением. Латинские слова семинарист распевает монотонно, а мысли о красавице Стеше поются живо и распевно [1, с.72]

    Оперное творчество:

    Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления. Особое внимание обращается на реформаторские завоевания Мусоргского – «Хованщина» и «Борис Годунов», раздвинувшие грани реализма в музыке и музыкальной драматургии, обогатившее современное искусство новыми выразительными возможностями. Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы:

     «Хованщина»,

     «Сорочинская ярмарка»,

     «Борис Годунов». Нереализованными остались:

     «Саламбо» (исторический сюжет),

     «Женитьба» (есть 1 действие),

     ряд замыслов, вообще неосуществленных [3, с.11].

    Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих. Причем они используются:  В общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;  Индивидуализированное представление отдельных героев – представителей народа. Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, а Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина») [3, с.80].

    Фортепианное творчество:

    Фортепианное творчество у Модеста Петровича Мусоргского представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианиста. В основе замысла – произведения В.Гартмана. Его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес («Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующиеся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, – олицетворяет русское национальное начало. Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности [4, с.64]. Кроме того, «Картинки с выставки» вбирают с себя выразительные возможности фортепиано:

     Колористические, благодаря чему достигается «оркестриальность» звучания;

     Виртуозность;

     В музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламатичности). Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением [1, с.31].

    Симфоническая музыка:

    Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) – шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики. Новаторство Модеста Петровича Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понятно сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность. Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, то есть его оркестровка приобретает природу вокала. Суть новаторского подхода к использованию музыкальновыразительных средств музыкант формировал примерно так: «…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы» [6, с.2]. Если сравнить Мусоргского и Глинку, великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа то:

     В отличии от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;

     Мусоргский выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие собой весь народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, старец Пимен из «Бориса Годунова» не просто мудрец, но – олицетворение самой истории) [3, с.137].

    Заключение:

    Мусоргский – художник беспокойный, вечно ищущий мысли. Вклад его творчества в культуру русской музыки огромен. П. Дюк писал о Мусоргском: «Он был в некотором роде ясновидящим. Весь комплекс его музыкальных данных так тесно связан с сущностью и поэтической и драматической, что отделить их друг от друга почти невозможно по достоинству оценить его музыку, если исключить мысль об ее связи со словом или ситуацией» [3, с. 155]. Каждый из композиторов «Могучей кучки» развивал в своем направлении, сообразно творческой индивидуальности и душевному складу, завещанные Глинкой принципы творчества, главным из которых был – народность и реализм. Каждый из композиторов-кучкистов внес свой вклад в развитие русской музыкальной школы. Мусоргский развивал линию народно героической оперы по пути, открытым «Иваном Сусаниным»

    Список литературы:

    1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. – М.: «Музыка», 1986.

    2. Хубов Г. Мусоргский. – М.: «Музыка», 1969.

    3. Шаринян Р. Эволюция оперного творчества Мусоргского. – М.: «Музыка», 1973.

    4. Хентова «Жизнь, воплощенная в музыке». – М., Сов. Россия, 1972.

    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович

    6. http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-m-p-musorgskogo-proizvedeniyazhanryi-analiz

    7. http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/11705987.html

    8. https://vuzlit.ru/526433/tvorcheskiy_put_musorgskogo


    написать администратору сайта