Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки возникновения марксистской философии.

  • Диалектический материализм.

  • Основной вопрос философии

  • Проблема материи и движения.

  • Теория познания.

  • Социальная философия.

  • Историческое значение марксистской философии.

  • Марксистская философия. Марксистская философия Время возникновения марксистской философии и ее представители


    Скачать 281.66 Kb.
    НазваниеМарксистская философия Время возникновения марксистской философии и ее представители
    АнкорМарксистская философия
    Дата06.12.2021
    Размер281.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМарксистская философия.docx
    ТипДокументы
    #293047

    Марксистская философия

    1. Время возникновения марксистской философии и ее представители.

    Марксистская философия появилась в начале 40-х годов 19 века. Ее представителями были Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Со второй половины XIX в. и в течение всего XX в. марксистская философия оставалась одной из наиболее влиятельных среди многих направлений философской мысли.

    1. Предпосылки возникновения марксистской философии.

    1. Теоретические:

    • Немецкая классическая философия. В первую очередь диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

    1. Естественнонаучные:

    • Бурное развитие всех отраслей естествознания

    • Великие научные отличия: теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения вещества и энергии, эволюционная теория.

    • Возникновение ряда новых наук

    1. Социально-экономические:

    • Крушение феодального строя, победа капитализма

    • Формирование пролетариата как самостоятельной политической силы



    1. Диалектический материализм.

    Диалектический материализм-направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

    Маркс и Энгельс создали диалектический материализм, взяв за основу работы Гегеля и Фейербаха, убрав из них идеализм и метафизику.

    Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

    Основной вопрос философии с точки зрения марксизма-вопрос об отношении бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания.

    Впервые основной вопрос философии был сформулирован Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». По мнению Энгельса, у основного вопроса философии есть две стороны:

    первая-что первично, материя или сознание? Вторая-познаваем ли мир?

    Марксистская философия решает проблему соотношения материи и сознания диалектико-материалистически. Она признает материю первичной, а сознание и мышление вторичными, производными от бытия, хотя в свою очередь они могут оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.

    Маркс и Энгельс утверждают, что мир познаваем, объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся знания людей о мире помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Марксистская философия опирается на достижения современного естествознания, общественных наук и общественную практику, которые убедительно показывают, что люди узнают о мире все больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться.

    Проблема материи и движения.

    До конца XIX в. понятие «материя» не выходило за пределы понятия «вещество» — физическое, химическое, биологическое и т.д. Это стало противоречить происшедшим в конце XIX — начале XX вв. открытиям в области естествознания, прежде всего физики.

    Материя-философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное свойство материи есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Материя структурируется на уровни: неживая природа, живая природа и социальная природа.

    Материя находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и нет движения без материи. Движение есть способ существования материи. Одно из проявлений движения материи есть развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и появление нового. Это относится к вещам, явлениям и процессам материального мира. Существование материи, движение и развитие ее отдельных образований происходят во времени и пространстве. Эти идеи были выражены в субстанциональной концепции пространства и времени, сформировавшейся на базе классической механики Ньютона. В ней идет речь об абсолютном пространстве и абсолютном времени, существующих независимо от материальных тел, как «чистая протяженность» и «чистая длительность», свойства которых неизменны и никак не связаны со свойствами материальных явлений.

    Философия марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени. Пространство и время-это свойства самих материальных явлений, формы их существования. Эти представления опираются на достижения математики и естествознания.

    Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

    Формы движения материи:

    • Механическое движение – перемещением тел в пространстве;

    • Физическое (по существу тепловое) – движение молекул;

    • Химическое – движение атомов внутри молекул.

    • Органическое или биологическое – развитием белковой формы жизни.

    • Социальное движение – все изменения в обществе.

    В настоящее время в марксистской философии все глубже осмысливаются не только физическое, но биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику существования соответственно биологических и социальных явлений.

    Теория познания.

    В марксистской философии познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира — природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает объективная и субъективная реальность. Познание- непосредственный процесс отражения и воспроизведения мира в человеческих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и т.д.

    В марксистской гносеологии выделяются такие ступени познания, как чувственная и рациональная. Подчеркивается диалектическая взаимосвязь данных ступеней познания.

    Чувственное познание происходит с помощью органов чувств. В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый характер процесса познания. Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания.

    Данный уровень включает в себя три формы:

    • Ощущение-отражение в сознании отдельных свойств объекта познания.

    • Восприятие-отражение всех свойств объекта в их взаимосвязи, в следствии чего создается целостный образ предметов и явлений.

    • Представление-образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти.

    Результатом чувственного познания является образ.

    Рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. 

    Формы рационального познания:

    • Понятие-мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания.

    • Суждение-мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте.

    • Умозаключение-конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями.

    Результатом рационального познания являются знания.

    Философы марксизма разработали учение о соотношении объективной абсолютной и относительной истины.

    Объективная истина-знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина-полное, исчерпывающее знание о мире как о сложноорганизованной системе. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки.

    Относительная истина-знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Оно может быть дополнено, в чем-то исправлено, стать более полным и глубоким.

    Марксисты вводят понятие практики (как общественно-исторической деятельности людей) в теорию познания. Практика – основа познания, цель познания и критерий истины.

    Социальная философия.

    Маркс рассматривает человека как практически действующее существо, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии-в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Человека отличает его социальная сущность. Практика – фундаментальный способ человеческого бытия. Главная философская идея Маркса состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру.

    В своей работе «К критике политической экономии» К. Маркс сформулировал законы, которые лежат в основе развития общества.

    Общественное бытие определяет общественное сознание-это материальные услловия жизни общества, материальные отношения и совокупность законов, которым подчинено развитие общества.

    Общественное бытие – это материальные взаимоотношения людей и материальная жизнь общества и отдельного человека. Общественное бытие обусловлено экономическим развитием общества и включает в себя силы производства, средства производства, процесс и продукт производственной деятельности.

    Общественное сознание – это отражение общественного бытия, совокупность учений, взглядов, знаний и переживаний отдельных людей. Общественное сознание – это не сумма сознаний отдельно взятых личностей, это совокупность коллективных представлений, которые соответствуют определенной исторической эпохе.

    Общество развивается ступенями, которые Маркс назвал общественно-экономическими формациями. Развитие общества – это процесс становления и смены общественно-экономических формаций. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в форме социальной революции.

    Социальная революция – это скачок, он происходит по причине несоответствия характера и уровня процесса становления характеру и уровню процесса отчуждения.

    Маркс выделял пять общественно-экономических формаций:

    1) первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);

    2) рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);

    3) азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);

    4) феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);

    5) капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих).

    Капиталистическая формация имеет ряд недостатков, один из них-отчуждение.

    Типы отчуждения:

    1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.

    2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.

    3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.

    4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

    Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

    Для этого необходимо формирование новой общественно-экономической формации-социалистического (коммунистического) общества.

    Социалистическое общество-идеальное общество, в котором существует общественная собственность и отсутствует частная, провозглашается свобода и равенство людей.

    Особенности коммунистического общества:

    • частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

    • произойдет уничтожение эксплуатации человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

    • все произведенные результаты труда будут справедливо делиться между участниками производства.

    1. Историческое значение марксистской философии.

    В философии марксизма материализм впервые стал диалектическим. Марксизм впервые объяснил общественную жизнь исходя из материалистических позиций. Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Учение Маркса стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.

    Историческое значение марксизма связано с деятельностью пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.



    написать администратору сайта