Межнациональное общение как социально психологическое явление (К. Межнациональное общение как социально психологическое явление (Конспект)
Скачать 20.75 Kb.
|
Курс – 1 Группа: ДУА 102с Обучающейся: Толеубаев Мурат Толегенович Факультет информационных технологий и экономики, Учет и аудит Преподаватель: Батина Гульжан Алпысбековна Дисциплина: Психология Практическое занятие № 9. Тема: Межнациональное общение как социально - психологическое явление (Конспект) Понятие общения. Виды, формы и функции общения. Общение – сложный многогранный процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества. В процессе общения происходит специализация личности и ее самореализация. Процесс общения классифицируется: - по содержанию; - целям; - средствам; - функциям; - видам; - формам Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Таким образом, в понятие «общение» включаются два реальных, взаимосвязанных процесса: 1) взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия; 2) обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом, включая сопереживание и взаимный обмен эмоциями. Виды и формы общения Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Во многом благодаря общению человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение он превращается в личность. В соответствии с этим выделяют следующие виды общения: – биологическое – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; – социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений, личностный рост индивида. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Соответственно, выделяются такие важнейшие виды общения, как: • вербальное – общение при помощи речи и языка; • невербальное – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, посредством тактильных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений. Изучая значение невербальных средств в процессе коммуникации, учёные пришли к выводу, что с их помощью передается более 65% информации. Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление о собеседнике. Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояния людей, их отношения, ситуацию, в которой они находятся. Расстояние, на котором разговаривают собеседники, также очень символично. Различают четыре вида дистанций: интимную (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; личную (45-120 см) – соблюдается в обычной беседе с друзьями или коллегами; социальную (120-400 см) – обычно соблюдается во время официальных встреч; публичную (400 -750 см) – предполагает общение с большой аудиторией, на митинге, на лекции. Дистанция между говорящими зависит от многих других факторов: формы общения, пола собеседников, их взаимоотношений и статуса, места проживания (в сельской или городской местности). В соответствии с целями и средствами общение также делится на непосредственное и опосредствованное. Непосредственное общение – происходит при визуальном контакте, осуществляется с помощью рук, головы, голосовых связок и т.д. Опосредованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (письмо, печать, телевидение, радио, т.д.). 3.Межличностная коммуникация имеет следующие особенности, которые составляют ее специфику как типа коммуникации. 1) Неотвратимость и неизбежность (объясняются самими условиями человеческого бытия — человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью. Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное («слово не воробей»). Непосредственная обратная связь. 3) Межличностные отношения (определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов — официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.) Характер межличностной коммуникации На характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье). Многоканальность межличностной коммуникации Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. При межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации (например, можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.) 4. Особенности межличностного, межгруппового и межнационального общения. В межэтнических отношениях выделяются следующие типы: Амальгамизация, этот процесс означает биологическое смешивание нескольких этнических групп, результатом которого является утрата своих этнических различий. Например, формирование русской нации является процессом смешивания поморов, варягов, татар, народов Сибири и Севера, восточных и прибалтийских славян; ассимиляция – культурное слияние этнической группы с доминирующим этносом; Аккультурация – сохранение собственного этнического самосознания при взаимном проникновении этнических культур нескольких народов; Партнерство – сотрудничество нескольких этносов в вопросах совместного проживания; Патронирование при котором этносы добровольно сотрудничают в экономическом, политическом, культурном отношении с доминирующим этносом; Паразитирование – это такой вид межэтнических отношений, при котором один народ извлекает выгоду для себя от использования ресурсов другого; Ирредентизм – это ещё один вид отношений, когда рассеянные этносы стремятся к объединению в рамках единого государства. Межгрупповые отношения необходимо рассматривать как отношения между группами, а межгрупповое восприятие как групповое образование, обладающее собственными характеристиками. Среди них, прежде всего, выделяются: Структурные характеристики – согласованность и унифицированность; Динамическая характеристика – устойчивость межгрупповых социально-перцептивных процессов; Содержательная характеристика, предполагающая связь когнитивных и эмоциональных компонентов; Оценочность. Такой специфический механизм межгруппового восприятия как внутригрупповой фаворитизм, заслуживает особого внимания. Суть его заключается в наличии тенденции благоприятствовать своей группе и членам этой группы при сравнении с другими. В качестве примера внутригруппового фаворитизма можно привести этноцентризм – это свойство человека воспринимать и давать оценку жизненным явлениям через призму традиций и ценностей своей этнической группы, которая выступает своеобразным эталоном. Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного. Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать. Стили общения. Среди современных классификаций стилей общения целесообразно выделить классификацию по Сергеем Братченко, который выделяет шесть стилей общения, что, с его точки зрения, проявляются как в межличностном, так и в профессиональном общении. Диалогический стиль – ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимное открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражения, развития, сотрудничества. Авторитарный стиль – ориентация на доминирование в общении, стремление “подавить” личность собеседника, покорить его себе, “коммуникативная агрессия”, когнитивный эгоцентризм, требование “быть понятным”, ожидания согласия с собственной позицией, нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное общения, коммуникативная ригидность. Манипулятивный стиль – ориентация на использование собеседника и всего процесса общения в своих целях, для получения различного роду выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на «хитрость» в общении. Альтероцентричний стиль – добровольная “центрация” на собеседнике, ориентация на его цели и потребности, бескорыстное жертвование своими интересами, целями, стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но равнодушие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже на ущерб собственному развитию и благосостоянию. Конформный стиль – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на “объектную” позицию для себя, ориентация на некритическое “понимание”, отсутствие стремления к настоящему пониманию и желание быть понятым, направленность на подражание, реактивное общения, готовность “подстроиться” под собеседника. Индифферентный стиль – отношение к общению, при котором игнорируется его сущность и проблематика, доминирование ориентации на “чисто деловые вопросы”, “уход” от общения как такового. Целесообразно отметить, что в реальной практике взаимодействия чаще имеют место “симбиоз” описанных стилей общения. Лидерство и руководство. Лидерство рассматривается в энциклопедической литературе как социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе. Данное психическое явление определяется объективными и субъективными факторами. К объективным факторам лидерства относятся: цели и задачи группы, текущие условия ее жизнедеятельности. К субъективным – индивидуально-типологические особенности членов группы и ее лидера, динамика межличностных отношений в группе, ситуативно возникающие тактические задачи группы, обусловленные динамикой межличностных отношений, организаторские способности лидера. Лидерство в группе определяется принятой лидером социальной ролью – рольюпрофессионала или социально-эмоционального авторитета, способного разрешать внутригрупповые конфликты. Эффективное лидерство связано с сочетанием в одном лице обеих вышеуказанных ролей. Специфические групповые особенности предъявляют ряд требований к лидерству в данной группе. В ситуации выбора стиля лидерства, ориентированного на групповую задачу или на членов группы, предпочтительнее ориентация на групповую задачу. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции. Объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный аспект власти, связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Различия между лидером и руководителем: 1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации; 2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений; 3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство. 4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможность использовать только неформальные санкции. 5) Различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Некоторые социально-психологические аспекты влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. |