Методическая разработка классного часа. О шаманах и шаманстве. Методическая разработка классного часа О шаманах и шаманстве
Скачать 66 Kb.
|
Методическая разработка классного часа «О шаманах и шаманстве» Цели и задачи классного часа Цели: Способствовать усвоению студентами принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения: Настроить группу на дружелюбные доверительные отношения между собой; Сформировать поведение и корректные обращения друг к другу. Задачи: Обогатить студентов группы знаниями о человеке, обществе, культуре; Добиться усвоения умений и навыков познавательной деятельности; Способствовать формированию и развитию эмоционально-чувственной сферы; Обеспечить положительный эмоциональный настрой студентов к участию в проведении классного часа; Создать для членов группы максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своих творческих способностей и своей индивидуальности; Содействовать формированию и развитию коллектива группы и сообщества его организаторов. Вид: Традиционный классный час Форма проведения: беседа Место проведения: аудитория_______ Участники: группа__________________ Место данного классного часа в воспитательном процессе группы. Сформированы следующие уровни развития группы: Ответственность; Коллективизм; Сплоченность; Контактность; Открытость; Организованность. БЕСЕДА «О ШАМАНАХ и ШАМАНСТВЕ». Однажды в редакцию газеты поступило такое письмо. Пишет его Сергеева из г.Воронежа. «Я прочитала в одной старой книге, будто - бы сибирские шаманы обладают способностью без вреда для здоровья протыкать себе тело ножом, глотать раскаленный уголь, и т.д. что они способны силой внушения даже умертвить человека, но сами могут начать шаманить, только переболев в какой-то таинственной болезнью. Так ли все это? Что же такое шаманство на самом деле?» Шаманизм. Сколько таинственного смысла таит это слово! В нашем представлении оно связывается с диким религиозными ритуалами, камланиям, заговорами, различными магическими действиями, которые наводили страх на доверчивых людей. А что же в действительности представляют собой шаманы? Вопрос этот не столь прост «Проблема шаманизма, - пишет видный советский профессор Токарев, - была и остается одной из самых трудных проблем в истории религии». Прежде чем ответить на вопрос что собой представляют шаманы, я прочту выдержки из заметок исторических наук Вайнштейна о встрече с шаманом в Саянской тайге. Они помогут разобраться в том, что представляют собой доживающие свой век в глухих углах шаманы. ВСТРЕЧА В САЯНСКОЙ ТАЙГЕ. Впервые я услышал о нем еще в 1951 году, во время поездки в Туву. Мне тогда говорили, что в горной тайге вблизи озера Тере - Холь живет старый шаман. Однако увидеть его не удалось. Он исчезал при одном только слухе о том, что кто-то разыскивает его и хочет видеть. Прошло 12 лет, прежде чем наша встреча с шаманом состоялась. Летом 1963 года небольшой отряд археолога - антографической экспедиции Академии наук СССР вел раскопки в Туве, на одном из островов высокогорного озера Тере - Холь, расположенного в истоке Енисея недалеко от границы Монголии. Как-то вечером, было это в конце июля, наша группа после тяжелого трудового дня отдыхала у костра. Неожиданно из-за камышей, окружавших остров, выплыла лодка. Её толкал длинным шестом рослый мужчина, одетый в старинный тувинский халат. Лодка ткнулась в сырой песок, незнакомец спрыгнул на берег и подсел к костру. Завязалась беседа. Нашим гостем оказался местный рыбак. Расспросил о раскопках, он вдруг сказал, обращаясь ко мне: «Мой родственник старый шаман Соян Шончур приглашает вас в гости. Живет он на склоне горы у северного берега острова, в юрте. Недавно вышел из тайги. Нужно ли говорить, как обрадовались мы представившейся возможности увидеть живого шамана, поговорить с ним, быть может, стать свидетелями камлания. И вскоре в сопровождении рыбака я со своими помощниками-молодыми тувинскими учеными переплывал на лодке десятикилометровое озеро. Мы с трудом пробрались через густые заросли камышей и оказались в глухом месте, расположенном у подножия горы, поросшей густым лесом. Навстречу шел худой болезненный старик, сгорбленный под тяжестью лет. Он повел нас к себе - в небольшую войлочную юрту, слабо освещенную костром очага. Напротив входа, в самом почетном месте юрты, мы увидели массивный бубен, обтянутый оленьей кожей с очень примитивными рисунками звезд, хвойных деревьев и оленей. На решетчатой стене юрты висели маленькие идолы, изображавшие духов-покровителей. В полумраке поблескивали их бусинки-глаза. Мы разговорились с шаманом. Соян Шончура рассказал нам историю о своей жизни. Родился он в горной тайге. Его родители были оленеводами. Они охотились, ловили рыбу, кочевали в поисках зверя. Совсем молодым - было это более шестидесяти лет назад - он услышал «зов предков». Бежал из дома, скитался по тайге, чуть не погиб. Сколько бродил по тайге, не помнит. Все это время ничего не ел, лежал под кедром и слышал, как ветви били в бубен. Родственники с трудом нашли его. Они пригласили к больному старого «сильного» шамана, он камлала (шаманил) всю ночь, а утром сказал, что в Шончура вселился дух шамана-предка, умершего много лет назад, и поэтому больному надо стать шаманом. Шончур не хотел этого, боялся. Но слова старого шамана были для родственников законом. Они коллективно приготовили Шончуру шаманские принадлежности- бубен и колотушку, обтянутую медвежьей шкурой, сшили специальный костюм. А старый шаман учил Шончура по ночам своему сложному искусству. Потом собрались все жившие поблизости в тайге члены рода и совершили особый праздничный обряд оживления бубна. Бубен после этого обряда должен был служить Шончуру конем в странствиях в мире духов, а колотушка - плетью, чтобы погонять коня. Старый шаман камлал над бубном, потом все родственники по очереди били в бубен. Последним ударил в бубен Шончура. С того времени Шончура стал шаманом. Постепенно болезнь Шончура, по его словам, начала проходить. Он много раз совершал камлания. «Лечил» людей и животных, изгоняя из них злых духов, с которыми ему приходилось бороться. Ему помогали добрые духи. Я попросил Шончура показать нам камлание. И вот началось камлание. До того я слышал о шаманских камланиях полные всяких странностей рассказы стариков в енисейской тайге, на Подкаменной Тунгуске, в примонгольских степях, читал волновавшие воображения описания путешественников прошлых столетий, но воочию камлание со всеми его древними атрибутами никогда не видел. Наступал вечер. Когда кожаный полог у входа в юрту приоткрывался под порывами ветра, нам было видна узкая полоса багряного заката над озером, синеющие вдали горные цепи. Шончура подбросил сухих веток в костер - он ярко разгорелся. На решетчатых стенах жилища заплясали отблески пламени. От шамана, сушившего над огнем свой бубен, чтобы он лучше звучал, от людей, сидевших у очага, падали странные длинные тени. И казалось, машина времени унесла в таинственную даль веков. И вот перед нами древний Шончура, пожалуй, последний шаман Тувы. Убедившись, что бубен хорошо подсох у огня, Шончура ласково обращается к бубну-коню (у него есть даже свое имя) и спрашивает, готов ли «конь» к дальнему пути. Затем угощает его, смазывает кожу чаем, оленьим молоком. Наконец бубен-конь накормлен. Шаман грузно садиться на пол, закрывает глаза и, повернувшись спиной к огню, начинает медленно петь, призывая к себе духов-помощников. Он перечисляет их, хвалит, воспевает их достоинства. Потом в их сопровождении отправляются в верхний мир. Удары в бубен звучат все громче. Голос шамана становится тихим и вкрадчивым, то грозным и требовательным. Это он ведет разговор со злыми духами, которых встречает на своем пути. Вдруг шаман резко вскакивает и бьет в бубен короткими сильными ударами. Глаза его по-прежнему закрыты. По его выкрикам, движениям, мимике совершенно очевидно, что Шончура находится в состоянии экстаза. Слова он произносит уже не на распев, как это было в начале, а хрипло, отрывисто. Теперь он исступленно изображает борьбу со злыми силами, со злом духом - его давним врагом. Красноватое в слабом свете тухнущего костра, морщинистое, худое, покрытое капельками пота лицо шамана, с глубоко впавшими закрытыми глазами, принимает устрашающее выражение. Неожиданно он начинает бегать со злым духом в юрте. Из отрывков фраз можно понять, что дух уклоняется от борьбы: то прыгает в воду, превратившись в рыбу, то, став птицей, старается скрыться в облаках. Шаман призывает духов-помощников преследовать врага вместе с ним. Он сам, по словам Шончура, которые слышны нам, когда удары в бубен затихают, не может осилить злого духа в одиночку. Но вот приходит помощь от духов-помощников. Раздается резкий удар в бубен-это шаман выстрелил в злого духа своей «стрелой». Выстрел был метким: дух ранен и пускается наутек. Шаман бежит за ним. Дух всячески увертывается шаман делает резкие движения, прыгает и наконец, настигает врага. Начинается борьба. Оба падают на пол, катаются по земле. Шаман крепко прижимает злого духа бубном. Тот пытается вырваться, но безуспешно. Шаман топчет врага ногами, а потом подносит его ко рту и съедает, произнося: - Я съел тебя, съел твои легкие, печень. Мою красную кровь лизать тебе не дам! Победа одержана. Шаман сообщает о своем возвращении из странствий. Сделав несколько шагов по юрте, Шончур в изнеможении опустился на пол и лишь через несколько минут открыл глаза. Мы опять увидели старого сгорбленного и очень усталого человека…. Позже мы узнали, что Шончур отдал все свои шаманские принадлежности в музей. То, что он поступил так - закономерно. В бывший глухой край неодолимо шла новая жизнь, старый шаман понял это…. Что же такое шаманство? Ясно одно: что шаманство - одна из ранних форм религии, основанная на вере, что каждая вещь имеет своего духа, двойника. Такая вера носит название «анимизм» от латинского «анима»- душа. У сибирских народов анимистические представления были очень широко распространены. Так, исследователь быта якутов Серошевский писал, что «якут» верит в «душу предмета» и всюду ее ищет, каждая былинка, куст, дерево, камень, речка, нож, ружье и т.д. могут обладать душой. Шаманисты полагали, что мир населен злыми и добрыми духами. Злые духи вызывают болезни. От «духов-хозяев» год зависит удача охотника на промысле и т.д. Вера в существование духов свойственна в той или иной степени всем религиям от религий первобытных до наиболее сложных и изощренных. Но шаманство отличает от религий то, что служителями культа - шаманам приписывается сверхъестественная способность в состоянии экстаза вступать в непосредственное общение с духами и воздействовать на них. Почти для всех сибирских шаманов было характерно то, что во время камланий они ударами в бубен, иступленными танцами, пением доводили себя до состояния глубокого транса. Шаманы занимались главным образом «Лечением» больных, гаданием, «обеспечением» удачи на промысле. Один из известных исследователей этнографии народов Сибири Штейнберг писал о шляхах, что каждый из них «верит шаману, поручает ему лечение своих больных, питает к нему суеверный страх, верит в его предсказания, верит, что шаман может убить любого человека, как бы далеко последний от него не находился». Еще сравнительно недавно считалось, что шаманство было известно только сибирским народом. Однако изучение верований в Северной и Южной Америке и других частях света показало, что шаманство известно и жителям (всей планеты) этих районов нашей планеты, что это одна из ранних форм религии, распространенных в прошлом почти у всех народов мира. Сам термин «шаманство» происходит от тунгусского слова «шаман», вошедшего в международную литературу через русский язык. У одних сибирских народов шаманизм был более развит, у других менее. Так, у тувинцев, бурят, алтайцев имелись, если можно так выразиться, профессиональные шаманы, а у чукчей, каждый член семьи мог выполнять шаманские функции. Шаманами как обычно становились «одержимые»- нервнобольные, истерические люди, вызывавшие суеверный страх у окружающих. И это понятно, т.к. различные формы психических заболеваний, в особенности истерические эпилептические припадки, легче всего было объяснить вселением в человека каких-то духов. У большинства сибирских народов, чтобы стать шаманом, человек должен был заболеть особой формой истерии, которая воспринималась и самим больным и окружающими как голос духов, призывающих его стать шаманом. Шаманами делаются люди нервно неуравновешенные, склонные к галлюцинациям, бреду, крайнему возбуждению. Само камлание человека имеет большое сходство с истерическими припадками. Постепенно больной, ставший шаманом, настолько овладевал своими истерическими припадками, что мог их произвольно вызывать в любое время и подавлять, а окружающие рассматривали это как выздоровление. Как правило, шаманская «болезнь» передавалась по наследству. В этом нет ничего загадочного, если учесть, что дети шамана с первых дней жизни подвергались сильнейшим перегрузкам нервным, в особенности, когда на их глазах совершалось камлание. Долгое время оставались не выясненными некоторые загадочные явления, связанные с шаманскими действиями. О «чудесах» шаманов писали вполне серьезные путешественники, которые приводили примеры того, как сибирские шаманы без страха и боли покрывали себя кровавыми ранами, протыкали себя насквозь, плясали голыми ногами на костре, ходили босиком по раскаленному железу, проглатывали горящие угли и т.д. Путешественники писали, что во время камланий они слышали, как по юрте бегали и издавали звуки различные животные, которые лаяли, выли. Разумеется, не все рассказы достоверны. Но их кажущуюся фантастичность можно объяснить. Так, медицине давно известно, что человек в состоянии истерического припадка может наносить себе раны, прикасаться к раскаленным предметам, не испытывая боли. Возможно, что некоторые шаманы и действительно наносили себе раны. Но многочисленные наблюдения за ними позволили установить, что они с целью увеличения впечатления просто искусно проделывают фокусы. Наиболее опытные шаманы использовали во время камланий и такие формы воздействия, как гипноз и внушение. Именно этим объясняется утверждение некоторых очевидцев, что шаман «на их глазах» летал по юрте, в различных местах жилища вспыхивали огни. К этому же надо иметь в виду, что шаманы во время совершения обряда обычно жгли в огне очага растения, дым которых содержит дурманящие вещества. Все это создавало обстановку, в которой создавались «чудеса». Наконец, несомненно, что шаманы умело, использовали силу внушения. Как известно, внушение широко применяется в медицинской психотерапии как важный лечебный фактор. В некоторых случаях, в особенности при нервных заболеваниях, внушение шаманом больному, что он должен выздороветь, способствовало выздоровлению. Именно поэтому современная медицина видит в шаманских внушениях древнейшую психотерапию. В наши дни среди некоторых народов Севера, среди якутов, бурят сохранились лишь отдельные шаманы. Их единицы, но они все, же есть. Это, как правило, старики, сами нуждающиеся в лечении. Вред в шаманство бесспорен. Шаман не только хранители и носители примитивных религиозных представлений. В наши дни известны случаи, когда больные, нуждавшиеся в срочной медицинской помощи, обращались не к врачам, а к шаманам, а потом, когда время уже упущено, погибали. Шаманство- это бескультурье, невежество, суеверия, которым не место в нашей сегодняшней жизни. Один из поэтов Семен Гудаенко пишет: Бубен сгнил. Халат поизносился. Обтрепался меховой колпак. И шаман шаманить разучился- не уговоришь его никак. Так и не услышал я камланья, не увидел пляски у огня. Зря меня послушные олени по тайге везли четыре дня. Так ведь и должно было случиться- как я там хочу, иль не хочу: мой шаман направился лечиться к двадцатитрехлетнему врачу. Он сидит задумчиво на стуле, смуглолицый, сморщенный, седой, запивая мятные пилюли просто кипяченою водой. А над ним склоняется врачиха, что-то, приговаривая тихо, лечит от сомнений старика. |