Главная страница
Навигация по странице:

  • Часть 1.Основные понятия

  • Часть 2.Принципы и правила составления описания предмета

  • 2.4. Место создания. Производитель.

  • 2.5. Материал, техника изготовления.

  • Часть 3. Заключительные положения

  • Список использованной (рекомендуемой) литературы и источников

  • Примеры инвентарных описаний музейных предметов

  • рекомендации. метод рекомендаци_музейн. предмет_Отечество. Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсному испытанию Описание музейных предметов


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсному испытанию Описание музейных предметов
    Анкоррекомендации
    Дата11.04.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетод рекомендаци_музейн. предмет_Отечество.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #463133

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Центр дополнительного образования для детей»



    Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсному испытанию

    «Описание музейных предметов»

    в рамках слета туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»

    ст.Курская, 2022

    Содержание

    Введение …………………………………………… 3

    Часть 1. Основные понятия ………………….…… 3

    Часть 2.Принципы и правила составления

    описания предмета ………………………………... 5

    Часть 3. Заключительные положения……………14

    Список литературы ………………………………. 16

    Приложение………………………………………..17
    Введение

    Данное методическое пособие предназначено для учащихся и педагогов образовательных учреждений Курского района Ставропольского края для подготовки к конкурсному испытанию «Описание музейных предметов» в рамках слета туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».

    Ввиду отсутствия рекомендаций по описанию музейных предметов, адаптированных для учащихся образовательных учреждений, учащиеся вынуждены готовиться по научным методическим рекомендациям государственных музеев, применяемых в работе научными сотрудниками музеев для инвентаризации музейных предметов.

    Настоящее методическое пособие освещает принципы и правила описания музейных предметов в доступной для учащихся форме, не перегружено научной информацией.
    Часть 1.Основные понятия

    Описание и определение музейных предметов проводится в форме инвентаризации.

    Инвентаризация представляет собойразвернутое описание визуальных характеристик предмета, позволяющее идентифицировать предмет ииндивидуализировать его в ряду аналогичных ему предметов.

    • название/наименование предмета;

    • изображение предмета, позволяющее его однозначно идентифицировать, в том числе марки, клейма, метки, записи, ярлыки и др.

    • время и место создания (происхождения) предмета (текстовое поле);

    • материал, техника изготовления, размеры предмета, его сохранность.
    Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных предметов.

    В краеведческих музеях предметы систематизируются по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. Например, таким образом:

    1. Вещевые источники:

    - естественно-исторические памятники;

    - археологические коллекции;

    - нумизматические коллекции (монеты, ордена, медали, жетоны, знаки, плакеты, клады, бумажные деньги);

    - этнографические коллекции;

    - изделия из металла, дерева, керамики, тканей и др.; оружие, мебель и др.;

    2. Изобразительные источники (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и фотографии);

    3. Письменные источники (рукописные и печатные документы, редкая книга и др.);

    4. Киноматериалы и памятники звукозаписи;

    5. Мемориальные комплексы.
    Фондовое собрание музея истории и краеведения Курского муниципального района Ставропольского края на сегодняшний день разделено на следующие коллекции:

    живопись – работы художников, как Курского района, так и смежных республик, предметы древнерусской иконописи (икона Николая Чудотворца, Ксении Петербургской);

    графика – работы художников-графиков; плакаты 1920–30-х гг., периода Великой Отечественной войны; художественные, видовые, тематические открытки;

    скульптура – образцы бронзовой скульптуры;

    изделия прикладного искусства – церковная медная пластика; художественное литье из чугуна, художественные изделия из кости, перламутра, ювелирные изделия местных мастеров;

    нумизматика – монеты древнего мира, золотоордынские, современные монеты бывших союзных республик; наградные и настольные памятные медали;

    археология – материалы, относящиеся к каменному веку, эпохе бронзы, раннему железному веку, раннему средневековью;

    этнография – многочисленные материалы, представляющие культуру, быт, хозяйство различных этнических групп, проживающих на Северном Кавказе;

    оружие – холодное, метательное и огнестрельное оружие (конец ХVII – середина ХХ в.);

    документы, редкие книги – подлинные документы ХIХ - середины ХХ в.;

    предметы истории техники – экспонаты, представляющие историю развития фотодела; швейные машины ХIХ - начала ХХ в., музыкальные шкатулки, патефоны, радио- и телеаппаратура советского времени, счетная и бытовая техника;

    фотонегативы и фотографии – уникальная в своем роде коллекция, формируется с первых дней создания музея.
    Часть 2.Принципы и правила

    составления описания предмета

    Учащийся, получивший предмет для описания, изучает предмет визуально, только после разрешения музейного работника, предмет разрешается взять в руки, с помощью линейки измерить необходимые размеры.

    2.1. Описание следует начинать с наименования предмета или его названия.

    Наименование это обозначение вида предмета. Например: книга, фотография, икона,картина, открытка и проч.

    Прилагательное следует после существительного (по терминологии «Инструкции...»«главного предметного слова»).

    Например: грамота почетная, ружьё кремневое и т. д.

    Для вещевых коллекций, если известно несколько наименований, необходимо указание вскобкаих второго названия и последующих через запятую.

    Например: Валенки (пимы)

    Если предмет является частью целого (фрагментом), то запись названия начинается со слова,указывающее на его фрагментарность.

    Например: Фрагмент наконечника стрелы.

    Если предмет имеет подготовительный или вторичный характер (муляж, модель, макет, слепок), тозапись названия начинается со слова, определяющего его вторичность по отношению к подлиннику.

    Например: Муляж гранаты, Модель экскаватора, Слепок с изразца, Макет аэроплана.

    При описании копий документов, фотографий, картин, рисунков и т.д. дается информация окопийности. Однако, форма подачи этой информации в описании разных групп предметов отличается.

    Отпечатки с одного негатива являются подлинниками. Описывается именно копия, а не оригинал,соответственно указывается место и время создания копии. Место и время создания оригинала (если оно известно) включается вназвание.

    Например:

    Документ. Копия письма от 08.07.1950 г. Малинину М.С. от земляков, с просьбой согласиться наприсвоение его имени колхозу Бетелевского сельсовета Палкинского района Костромской области22.09.1950 г.СССР, г. Москва.

    или:

    Картина.

    Порфиров Павел Фёдорович (1873 - 1958)

    Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, в замужестве Лукомской. (Копия с одноименной картины И.Е. Репина 1889 г.)1930 г.СССР., г. Ленинград.

    После основного слова возможно указание первичного функционального назначения, когда оно не определяется самим наименованием предмета.

    Например, «Платок носовой», «Жезл маршальский», «Дама червей из колоды карт», «Пиджак школьной формы» и т.п.

    Наименование «картина», «рисунок», «эскиз», «этюд», «набросок» обязательны для обозначения и представляют собой предметные слова.

    Например: Этюд Г.А.Ладыженский Море 1892 г.

    или: Эскиз Г.А. Ладыженский Море1892 г.

    или:Набросок Сорокин Е.С. у памятника 1840-е гг.

    В случаях, когда таких (рисунков, этюдов, набросков) изображений на одном листе имеется несколько, указывается их количество (два этюда на одном листе, три наброска на одном листе, два этюда и три наброска на одном листе и т.д.)

    Например: Два этюда на одном листе. Сорокин Е.С.Вилла. Пейзаж с деревом. 1850-е гг.

    При описании печатных изданий следует учитывать, что книгой (брошюрой, т.е. небольшой книгой, имеющей от 6 до 48 листов, которая, как правило, не имеет твердого переплета)является издание, имеющее тираж, а также выходные сведения (место издания, издательство, год издания). Тексты диссертаций (в отличие от авторефератов диссертаций), проекты, сметы и проч. книгами не являются, а относятся к рукописям, в том числе и напечатанные на печатной машинке или компьютере.

    Названиевключает в себя индивидуальные характеристики именно этого предмета.

    Оптимальным является название, состоящее из одного предложения. Допускается использование причастных и деепричастных оборотов, скобок, тире. Раскрытие аббревиатур обязательно.

    Названия предметов личного происхождения. Для живописных и графических портретов, фотографий, документов личного происхождения (писем, открыток, почтовых карточек, дневников и т.д.), наград (орденов, медалей, нагрудных знаков, удостоверений к ним, грамот), памятных сувениров с дарственными надписями (на самих предметах, на прикрепленных табличках) в состав названия включаются ФИО модели, автора, адресата, награжденного.

    Например: Письмо художнику И.Е. Репину от художника Е.В. Честнякова.

    Для номерных предметов (удостоверение, награды и проч.) в название также включается номер предмета.

    Например:

    Орден Ленина № 12345678 Героя Социалистического Труда П.А. Малининой.

    Название фотографий с групповыми изображениями начинается с общего наименования

    Например:

    Фотография. Работники Антроповскогомаслосырзавода.

    Название фотографий, воспроизводящих различные события, производственные процессы, виды местности, предметы, начинается с наименования сюжета или предмета.

    Например:

    Фотография. Укладка асфальта работниками ДРУ-5 г. Костромы.

    Название фотографий, воспроизводящих события, пейзажи, городские виды, включает информацию о месте съемки.

    Например: Экспозиция отдела истории дореволюционного периода в Братском корпусе Костромского историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».

    При описании открыток, если есть надпись, обозначающая изображение на них, нужно использовать её полностью или частично в названии открытки, но с учетом современной орфографии. При этом если есть адресат и адресант, нужно упомянуть в названии, так как предмет может быть интересен и как иллюстрация, и как источник информации о людях.

    Например: Открытка почтовая «Солигалич. Бульвар» с поздравлением от купца Н. Андреева полковнику В.П. Лебедеву.

    Не допускается использование в качестве названия книг их библиографического описания. Такие элементы библиографического описания как год издания, место издания, издательство, тираж, объем распределяются по пунктам описания.

    Например:

    Неправильный вариант названия: Книга Памяти репрессированных граждан - жителей Антроповского и Палкинского районов Костромской области: Справочное издание. Составители: А.Б. Куликова, З.П. Лебедева. – п. Антропово 2007 г. 56 стр. набор и верстка ГПКО «Издательский дом «Галичские известия». Тираж 20 экз.

    Правильный вариант названия: Книга Памяти репрессированных граждан– жителей Антроповскогои Палкинского районов Костромской области.

    Номера банкнот, лотерейных билетов, квитанций, талонов и т.п. необходимо указывать в названии.

    Название наград дается из статуса к награде.

    При описании удостоверений к медалям, орденам и иным наградам в названии указываются как номер предмета, так и номер удостоверения.

    Например: Удостоверение №123456 к медали «За взятие Берлина» № А 654321 К.В. Ванчикова.

    2.2 Авторство.

    Указывается только у произведений искусства, в том числе ДПИ, а так же фотографий, негативов, открыток, книг, документов личного происхождения и т.п., предметов, выполненных по индивидуальному авторскому замыслу. В случае если авторство только предполагается, информация указывается под знаком вопроса в скобках: (?). Указываются даты жизни, по возможности включая точные даты.

    При описании открытки (почтовой карточки) необходимо учитывать, к какой коллекции она может быть отнесена. Если открытка содержит малоинфомативный текст или вовсе не содержит его, она будет отнесена к коллекции «Открытки».

    Фамилия, имя, отчество автора музейного предмета записываются полностью с прописной буквы в именительном падеже единственного числа. Запрещается записывать имя до фамилии.

    Например:

    Ломоносов Михаил Васильевич

    Голубкина Анна Семеновна

    Личное имя или прозвище в качестве фамилии приводят для лиц, не имеющих фамилии, либо получивших известность под личным именем, прозвищем или их сочетанием.

    Например:

    Гомер

    Двойные фамилии записывают по общим правилам через дефис. Перед дефисом и после него пробел не делается.

    Например:

    Складовская-Кюри Мария

    Для граммофонных пластинок, кассет и других аудио- и видеоносителей указываются авторства слов и музыки расположенных на лицевой стороне (сторона «А»). Информация об авторстве произведения (а так же названии произведения) на стороне «Б» указывается в описании.

    Например: Пластинка граммофонная. Флеров Н. (сл.), Терентьев Б. (муз.) Морская лирическая.

    В случае невозможности определения автора, необходимо указать «Неизвестный автор», «Неизвестный художник», «Неизвестный мастер» и т.п.

    2.3. Датировка.

    Основанием для установления датировки являются: штампы, гравировки, подписи, надписи на предметах.

    Оптимальным является указание точной даты изготовления с точностью до дня, месяца и года.

    Для обозначения широких промежутков времени необходимоиспользовать форматы: начало, середина, конец века; первая, вторая, третья, последняя четверть. Использование формата «первая» и «вторая половина» века для XVIII –– XIXвв. нежелательна, а для XX века – крайне нежелательна.

    Для обозначения небольших интервалов применяется деление десятилетия на начало, серединуи конец.

    Например: Начало 1990-х гг.

    В некоторых случаях промежуток может быть ограничен точными датами на основании сведений из каталогов, справочников клейм, штампов, водяных знаков, годов жизни мастера, владельца и проч.

    Например: между 1892 и 1899 гг.

    Допустимо применять формулировку «около» в том случае, если предполагаемая дата изготовления может отличаться на несколько лет.

    Например: Около 1893 г.

    Для обозначения веков используются только римские цифры. Формулировка, смешивающая римские цифры,например: «20-е годыXX века», не используется. Правильным будет вариант: 1920-е гг.

    Для музейных предметов групп «Геология», «Палеонтология» возраст образцов записывается согласно геохронологической шкале.

    2.4. Место создания. Производитель.

    Место создания и производитель указывается с максимальной точностью, вплоть до названия фабрики.

    Для областных городов: Страна – Город, Город – Наименование предприятия.

    Например:

    Российская Федерация, г. Кострома, ООО «Мотордеталь»

    Для сельских населенных пунктов: Страна– Республика– Регион, Регион – Район, Район - Населенный пункт, Населенный пункт – Наименование производителя.

    Например: СССР, РСФСР, Ставропольский край. Курский р-он, ст.Курская, ООО «Луч»

    В случае невозможности установить место изготовления и производителя необходимо указать: «Место изготовления неизвестно», «Место создания неизвестно» (для произведений искусства), «Производитель неизвестен» (для произведений искусства), «Место находки неизвестно» (для археологического предмета).

    Например:

    Кружка

    Начало XIX в.

    Место изготовления неизвестно

    2.5. Материал, техника изготовления.

    Необходимо по возможности максимально точно, детально определять материал (виды металла, дерева, ткани и прочее) и технику изготовления (разновидности росписи, виды столярных, плотницких, дерева, ткани и прочее). При наличии сомнений возможно указание материала и техники под знаком вопроса.

    При указании материала и техники изготовления существительное ставится перед прилагательным.
    Например:

    ткань хлопчатобумажная, сплав медноникелевый, печать типографская, роспись по трафарету, карандаш графитный.

    В крайнем случае (например, описание технически сложных устройств) допускается использование следующих понятий по сути определяющими не технику изготовления, а способ организациитруда: изготовление заводское (для изделий тяжелой промышленности и машиностроения), изготовление фабричное (для изделий легкой промышленности), изготовление кустарное (мелкосерийное производство, изделий с применением ручного труда).

    2.6. Размеры.

    Музейный предмет измеряется в сантиметрах (нумизматика, фалеристика, бонистика – миллиметрах).

    Для прямоугольных предметов указывается вначале высота и затем ширина (картины, графика, фотографии, документы, книги, предметы бонистики); для икон – три размера.

    Для объемных предметов указывается три измерения: высота, ширина и глубина.

    Для круглых монет, знаков, медалей– диаметр, а для других форм предметов нумизматики и фалеристики – высота и ширина. Медаль с колодкой измеряется следующим образом: указывается диаметр медали и размер колодки. При этом слово «диаметр» пишется полностью без сокращения с прописной (большой) буквы.

    Например: Диаметр 36 мм; колодка 25х20 мм

    Высота статуи указывается вместе с плинтом, если они составляют одно целое.

    Для произведений графики указывается двойной размер: листа и изображения (если тиражированная графика, фотография на паспарту или рисунок, выполненный на отдельном листе и полностью, без возможности его демонтировать, закрепленный на паспарту).

    Для произведений живописи размерыуказываются по подрамнику или по доске, картону, листу, т.е. размер предмета, а не изображения или рамы.

    Для костюмов даются размеры: ширина плеч или пояса и длина. При обмерах запрещается пользоваться мягким сантиметром.

    При описании книг высота блока не указывается, в связи с тем, что книжный блок имеет свойство менять толщину в зависимости от степени сжатия и влажности. Особенно это характерно для объемных книг XVI – XVIIIвв.

    Между размерами ставится знак "х" без пробелов,например: 99х90х33см.

    При записи размеров и массы (веса) предметов используются сокращенные значения без точки, принятые в Международной системе единиц (СИ):

    см (сантиметры)

    мм (миллиметры)

    г (граммы)

    кар (караты)

    2.7. Сохранность

    Указывается общее состояние предмета (аварийная, удовлетворительная, плохая, хорошая).

    В графу «сохранность» вносятся все имеющиеся дефекты, например: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие какой-либо части или детали предмета и т.п., причем указываются места и размеры особенно значительных повреждений.

    Например, для книги:

    книжный блок потерт, бумага рыхлая, листы 3 и 5 частично истлели. Между листами 425 и 426 книжный блок разорван. Нижние углы всех листов затерты до черноты. На стр. 430 обширный затек и т.д.

    Если видимые повреждения не выявлены, следует использовать формулировку «видимых повреждений нет», «без видимых дефектов».

    Часть 3. Заключительные положения

    Отдельно описывается вначале лицевая сторона предмета (картины, рисунка, открытки и т.д.), затем оборотная сторона.

    Для фотографических, живописных, графических портретов указывается тип портрета: погрудный, поясной, в рост и т.д.

    При описании изобразительных произведений дается подробное описание сюжета.

    При описании портрета конкретного лица приводятся краткие сведения о портретируемом.

    Перед текстом надписи должно быть указание на технику выполнения: «надпись синими чернилами...», «надпись зелеными чернилами» и проч. Запрещается употреблять разговорное наименование графитного карандаша («простой» карандаш). Карандаш может быть графитным, цветным (с указанием цвета). Указывается техника изготовления надписи: надпись выполнена пером, шариковой ручкой, фломастером (с указанием цвета).

    Необходимо указывать, где находится надпись, штемпель, наклейка и проч.: слева вверху, справа вверху, в центре вверху, слева внизу и т.д.

    Например: Справа вверху надпись графитным карандашом: «Кострома».

    Если авторская подпись на лицевой стороне выполнена в той же технике, что и само произведение, указывать, чем она выполнена, не следует.

    Например: Слева внизу подпись и дата: «Н. Шлеинъ 1893».

    Нечитаемые места заменяются на: [4 слова нрзб], [3 буквы нрзб] и т.д.

    Нечитаемые буквы, завершающие подпись автора,обозначаются как[росчерк].

    Каждая новая строка отмечается в надписи знаком / (косая черта). При этом регистр букв сохраняется (т. е. заглавные или прописные). Перед и после косой черты ставится по одному пробелу.

    Например: «ЗА ВЗЯТИЕ / редутов / ПОД ПЛЕВНОЙ / 30 / VIII 1877 ГОДА».

    Надпись даётся на том языке и с использованием тех знаков, которые есть на предмете. Далее в скобках даётся перевод надписи и пояснение имеющихся специфических знаков, монограмм, раскрываются аббревиатуры.

    Например: «DEUTSCHES REICH / 1911 / 10 PFENNIG» (пер. с нем.: Немецкая империя / 1911 / 10 пфеннигов»).

    При описании книг и документов необходимо указывать не только количество пронумерованных страниц, но и физическое количество (наличие) листов. Для этого учитываются также и непронумерованные листы. Если книга имеет несколько пагинаций, указывается их наличие. Приводится краткая информация о владельце документа и краткое содержание объемного документа или книги. При описании писем определение количества листов осуществляется в зависимости от расположения текста. Если лист согнут, но текст идет через весь лист, пересекая сгиб, учитывается один лист. В противном случае, два листа.
    Список использованной (рекомендуемой) литературы и источников:

    1. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб.: Арт-Люкс, 2003. 408 с. ил. 125.

    2. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. М., 1985. (утверждена приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 № 290).

    3. Организационные и научные основы описания музейных предметов в Костромском музее-заповеднике: методические рекомендации / авт.-сост. И.В.Емельянова, И.С.Наградов, С.В. Рябинцев. – Кострома, 2018. 30 с.

    4. Музейная коллекция. Изучения и научное описание музейных предметов и коллекций: метод. Пособие / сост., отв. Ред. Н.О.Иванова; Челяб. Гос. Краевед. Музей; М-во культуры Челяб. Обл. Челябинск, 2012. 169 с.: ил.

    5. Сайт государственного каталога Музейного фонда Российской федерации https://goskatalog.ru/portal/#/.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Примеры инвентарных описаний музейных предметов
    АКСЕСУАРЫ
    В еер раскладной из дерева с резным орнаментом и шелковой ткани с пропиткой. Веер трапециевидной формы (в раскрытом виде) из 17 деревянных гладких пластинок имеют сквозную резьбу растительного характера. Пластинки соединены между собой металлическим гвоздиком внизу. В раскрытом виде на ткани виден рисунок в виде желтой птицы и фиолетовых цветов, по краю серебристая окантовка.

    Период создания:1970-е гг.

    Материал, техника:дерево, шёлк, роспись

    Размер:24,2 x 1,5 x 2,5 см.

    Место создания:Китай (?)
    ДЕРЕВО
    К овш округлый с плоским дном и фигурной ручкой, с носиком в виде головы коня. Вырезан из одного куска дерева. Растительный орнамент (цветы, листья) зеленого, красного, белого, желтого цвета по внешней поверхности ковша. Внутренняя поверхность, ручка, носик не расписаны. Внутри на днище стоит штамп черного цвета с надписью: «Костромская Губернская Ученая Архивная Комиссия и № 740».
    НУМИЗМАТИКА




    Монета с арабографичными надписями.

    Л.с: в фигурной рамке трехстрочная надпись.О.с: в фестонной рамке шестилепестковый цветок. Золотая Орда, чекан Сарая, правление Джанибека, 1350-е гг.

    Период создания:1350-е гг.

    Материал, техника:медь, чекан

    Размер:Диаметр 1,9 см
    ТКАНИ
    С катерть льняная домотканая узорчатого плетения, украшенная вышивкой и вязаным крючком кружевом.

    Период создания:1895 г.

    Материал, техника:льняная ткань, ткачество, вышивка, вязание крючком

    Размер:236х80см.

    Место создания:Ставропольская губ, с. Кугульта
    Белого цвета, прямоугольной формы. Сшита из двух полотнищ, по узким краям украшенных вышитой черно-красной двухполосной каймой из стилизованных колосьев и ромбов. Между полотнищами и по краям кружево, края зубчатые.

    ОРУЖИЕ




    Шпага кавалерийская офицерская.

    Российская империя

    Сталь, латунь, медь, дерево, гравировка, позолота 88,7 х 11 х 5,7 см

    Шпага офицерская кавалерийская. Клинок прямой однолезвийный с широким долом, на конце обоюдоострый. Эфес из бронзированной меди. Крестовина изогнута к черену. Один конец завершается головкой, обработанной лиственным орнаментом. Другой переходит в дужку, орнаментированную в верхней части. У крестовины с двух сторон овальные щитки, образующие гарду в форме чашки. В левом щитке отверстие для знака ордена Св. Анны 4 степени. Головка восьмигранная в форме чаши, с лиственным орнаментом и круглой пуговкой на тонкой ножке. Черен деревянный утолщенный в средине. Обвит тонкой крученой серебряной проволокой.

    «Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсному испытанию «Описание музейных предметов»

    в рамках слета туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»

    Составила: методист Муртазаева А.С.

    Муниципальное учреждение дополнительного образования

    «Центр дополнительного образования для детей»

    Курского муниципального района Ставропольского края
    357850, Ставропольский край, Курский район,

    станица Курская, пер.Школьный, 2

    тел.: (87964) 6-32-08

    e-mail: centrdod2013@yandex.ru

    сайт: http://цдод26.рф

    Инстаграмм: ddt_kurskaya


    написать администратору сайта