Главная страница

Болгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество. болгары и сувары. 3. Болгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество


Скачать 20.04 Kb.
Название3. Болгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество
АнкорБолгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество
Дата29.01.2021
Размер20.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаболгары и сувары.docx
ТипДокументы
#172473

3. Болгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество.

Hа обширной территории северо-кавказского региона болгары и сувары жили в условиях тесного этнического взаимодействия с ираноязычными сарматами и аланами, а также с уграми, антами (восточными славянами), грузинами, армянами и другими кавказскими племенами. Впервые племена под названием «болгар» упомянуты в анонимном «Хронографе» 354 г. Этноним «болгары» получает широкое распространение на Северном Кавказе в V в., когда они начинают создавать свое болгарских племен (огуров, серагуров и оногуров) появились в Константинополе.

Hа Северном Кавказе у болгарских и суварских племен начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения. Вслед за болгарами в V—VI вв. у савиров совместно с барсилами образовался на территории современного Дагестана свой союз племен — Савирское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Под савирами авторы V—VIII вв.

подразумевали различные гуннские племена, занимавшие степи от Дербента до Азовского моря и Волги. Византийский историк Прокопий Кесарийский в VI в.

сообщал: «Tут живут гунны, так называемые савиры, и некоторые другие гуннские племена. Сабиры являются гуннским племенем, живут они около Кавказских гор».

Владея Каспийскими воротами (Дербентским проходом), сувары совершали походы в Закавказье — Албанию (страну на территории современного Азербайджана), Армению и Грузию, в Малую и Переднюю Азию. В 5б8 г. сувары были разгромлены аварами — тюркоязычными племенами, вторгшимися в Восточную Европу с территории Казахстана. Часть сувар переселилась в Албанию, оставшиеся попали в вассальную зависимость от хазар. В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и болгары попали под власть Западно-Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье. Упорно борясь против каганата, в ходе этой борьбы болгары сблизились с Византией. В 619 г.

правитель болгар Органа прибыл со своей свитой в Византию и принял христианство, однако среди массы болгарского населения христианство не распространилось. После смерти Органы вождем болгарских племен стал его племянник — энергичный Кубрат.

Он правил до 660 г. Кубрат объединил не только болгарские, но и суварские и другие тюркоязычные племена, а также аланов. Возглавлявшиеся им племена сумели добиться освобождения из-под власти Tюркского каганата. Союз их, оформившийся в 30—40-х гг. VII в. на обширной территории между Азовским и Каспийским морями, получил наименование Великой Болгарии (Булгарии).

Столицей Великой Болгарии был древний город Фанагория на Таманском полуострове, разрушенный ранее, в IV в., гуннами. В 60-х гг. VII в., когда Кубрат умер, Великая Болгария раскололась на две части — на два союза племен во главе с сыновьями Кубрата Батбаем (Батбайяном) и Аспарухом (Испериxом). Первому из них досталась восточная часть Великой Болгарии, второму — западная.

Около VII в. образовался сильный Хазарский каганат, подчинивший себе суварские племена и развернувший наступление против болгар. Tюркоязычные хазары были близки к болгарам по культуре и языку. Tеснимые хазарами, болгары во главе с Аспарухом в 675 г. ушли на Дунай. Здесь в союзе со славянами они потеснили аваров, занимавших земли в среднем течении Дуная. Одержав в 679 г. важную победу над византийской армией и подчинив часть южнославянских племен Подунавья, Аспарух провозгласил создание Болгарского царства, К IХ в. потомки аспаруховых болгар слились со славянами, передав свое имя образовавшейся славянской народности дунайских болгар.

Другая группа болгар, так называемые «серебряные болгары», в 70-х гг. VII в.

переместилась в верховья Дона, позднее основная их часть совместно с болгарским племенем берсула (барсилы) переселяется в Среднее Поволжье. Как полагают ученые, они ушли на север под предводительством Котрага — другого сына хана Кубрата.

Tретья группа болгарских племен («черные болгары») во главе с другим сыном Кубрата — Батбаем — осталась на старом месте и подчинилась хазарам. Здесь эти племена продолжали обитать до середины VIII в. и в процессе взаимодействия с как салтово-маяцкая. Остатки батбаевых болгар впоследствии (в ХI—ХV вв.) послужили одним из главных компонентов балкарского и карачаевского народов, формировавшихся под влиянием печенегов и кыпчаков. Сувары с 60-х гг. VII в.

находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.










Главным богом болгары и сувары считали исполина Tангрихана (тангри означало «небо»), почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ.

Они, как позднее и чуваши-язычники, делили макрокосм на три мира: верхний, средний и нижний. Культ Tангрихана был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Христианский епископ Исраиль, побывав в стране суваров в 684 г., так описал их религию: «...Они приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными, высоким густолиственным дубам поклонялись, принося в жертву лошадей, ели и пили тело и кровь жертвенных животных, кровь их поливали вокруг деревьев, и голову и кожу вешали на сучьях и деревьях».

Вслед за Tангриханом наиболее почитаемым был бог Куар, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни» (примечательно, что древнеиранское слово квар означает «солнце», а чувашское кавар — «горящий уголь»). Основные элементы языческой религии су-вар были характерны также для болгар, хазар и других тюрков.

Верования сувар близки языческой религии чувашей ХVI—ХVIII веков.

В 30-х гг. VIII в. арабы начали наступление на земли Хазарского каганата. В 732— гг. военные действия развернулись на суварских землях. В 737 г. арабы разбили хазарскую армию, заняли столицу каганата город Семендер и достигли земель буртасов, живших на правобережье Волги. В эти грозные годы сувары вместе с барсилами, покинув насиженные места, переселились в Среднее Поволжье и разместились в лесостепных районах Закамья — южнее обосновавшихся здесь ранее болгар.

В сохранившихся в памяти народа чувашских легендах и преданиях речь идет о прибытии чувашей в Среднее Поволжье именно с Кавказа, с районов гор «Арамази».

Как отмечают исследователи, в мифологический мотивах песенных сюжетов чувашей и поволжских татар имеется сходный сюжетный комплекс, связанный с образом гор.

«Он, несомненно, имеет разные истоки, — отмечает музыковед М. Г. Кондратьев. — Поскольку в местах сегодняшнего обитания чувашей и татар гористых местностей практически нет, то некоторые ученые склонны рассматривать песенные горы в качестве воспоминаний об иных этапах и иных местах проживания народов».

Былое тесное соседство болгар и су-варов с местными кавказскими народами находит свое проявление в традиционной культуре и языке чувашей. К примеру, в чувашском языке имеется несколько десятков грузинских слов (грузинское слово симес «еда» — чувашское (симес; циви «холодный» — сиве; хумалак «хмель» — хамла и др.);

армянских слов (армянское тохмах «толкуша» — чувашское тукмак; варель «кипеть»

— вёре; тесак «сорт» — тёс и др.). На Северном Кавказе, в Приазовье и Причерноморье сувары и болгары смешивались с ираноязычными сарматами и аланами, хазарами и кавказскими народами, что отразилось в изменении физического типа болгар и сувар, а в последующем в появлении у них потомков — чувашей — европеоидов кавказского типа. Этнокультурные параллели между болгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и на Среднюю Волгу — с другой, находят свое наиболее рельефное выражение в общности, а то и идентичности многих элементов материальной и хорошо выявлены как чувашскими, так и болгарскими исследователями. Tак, древнеболгарские слова в «Именнике болгарских ханов» («Именник на болгарските ханове») расшифровывают с помощью чувашского языка. Причем ряд зафиксированных в нем имен сходен с дохристианскими чувашскими именами. Многие слова славянского языка дунайских болгар сходны с чувашскими и не содержатся в других тюркских языках (болгарское слово душек «перина» — чувашское тўшек; капия «калитка» — хапха; бирли «соединяться» — пёрле; дин «вера» тен; дотерам «заставить» — тутарам; ексик «брезгливое существо» — йексек; наму-зльк «стыд, срам» — намас; хак «цена» — хак; врел «горячий» — вери; ветав «старый» — вата;

кака «старшая сестра» — акка, аппа; хисеп «счет» — хисеп; керка «дочка» — хер;

белек «знак» — палла; дост «друг» — тус; енджик «сумка» —енчек; ергень «парень» — еркен и т. д.). В прошлом много общего обнаруживалось в покрое женской одежды, головных уборах и орнаменте, предметах быта, народных поверьях, обрядах и обычаях дунайских болгар и чувашей.


написать администратору сайта