Главная страница

Эсее Жопкааа. Методические указания по написанию эссе Учебный модуль философия Направление подготовки


Скачать 177.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по написанию эссе Учебный модуль философия Направление подготовки
АнкорЭсее Жопкааа
Дата23.05.2023
Размер177.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭсее Жопкааа.doc
ТипМетодические указания
#1155110


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))


Методические указания

по написанию эссе
Учебный модуль:

«ФИЛОСОФИЯ»

Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Направленность образовательной программы

«Реклама и связи с общественностью

в системе государственного и муниципального управления»
Уровень подготовки

Бакалавриат

Форма обучения

Очная

Санкт-Петербург

2018
Введение
Написание эссепредставляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента. Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы

Прежде, чем преступить к работе, студентам полезно узнать, что термин "эссе" пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок». Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.

Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием "Опыты" (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…»

По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.

В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». (Кстати, предварительное знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику эссеистского творчества).


Специфика эссе

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

В отличие от реферата, эссе - это:

- сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста),

- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);

- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);

- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;

- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Основные типы эссе по дисциплине «философия».

Эссе по философии можно писать:

1)как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности4

2) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа.
Философское эссе как рецензия.

Под рецензией (от лат. resensio – обследование) обычно понимается критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Студенческая рецензия по философии – это небольшая аннотация на прочитанный текст, в которой обязательно должна содержаться личная оценка студента, его отношение к изложенным в тексте идеям. Студенту необходимо помнить, что рецензию нельзя писать по принципу « мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских категорий и изученных философских концепций.

При написании эссе-рецензии рекомендуется придерживаться следующего примерного плана работы:

Во-первых, целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробныйпересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность).

Следующий важный этап работы – это анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, вашепонимание цели рецензируемой работы и пр.

Заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.
Список философских произведений для рецензии:

1. Николо Макиавелли «Государь»

2. Эразм Роттердамский «Похвала глупости»

3. Поль Гольбах «Карманное богословие»

4.Фридрих Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»

5. Фридрих Энгельс «Естествознание в мире духов»

6. Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
7.Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

8. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»

9. Артур Шопенгауэр «Максимы»

10. Фридрих Ницше «Антихрист (Проклятие христианству)»

11. Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»;

12. Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»;

13. Альбер Камю «Бунтующий человек»;

14. Карл Ясперс «Истоки истории и ее цель»

15. Карл Ясперс «Духовная ситуация времени»

16. Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое»

17. Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»

18. Николай Бердяев «Русская идея»

19. Владимир Соловьев «О причинах упадка средневекового миросозерцания»

20. Владимир Соловьев «Идея сверхчеловека»

21. Зигмунд Фрейд «Будущее одной иллюзии»

22.Эрих Фромм «Бегство от свободы»

23. Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу»

24. Эрих Фромм «Искусство любить»

25. Эрих Фромм «Иметь или быть»

26. Конрад Лоренц «Агрессия или так называемое «зло»
27. Пьер Тейяр-де-Шарден «Феномен человека»

28. Томас Кун «Структура научных революций»

29. Йохан Хейзинга «Homo ludens»

30. Элвин Тоффлер «Фурурошок»

Данный список не является исчерпывающим. Студент может выбрать для рецензирования другой философский труд, согласовав это с преподавателем.
Эссе как размышление

Второй тип эссе - это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа.

Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.

Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.
Структура эссе-размышления

Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.

Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ
I. Философия и мировоззрение.

Роль философии в жизни человека и общества.

  1. Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?

  2. Что меня привлекает в философском материализме?

  3. «Сильные» и «слабые» стороны идеалистического миропонимания.

  4. «Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.

  5. Способствует ли философия развитию науки?

  6. Диалектика в повседневной жизни человека.

  7. Польза и вред метафизического мышления.

  8. Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?

  9. Зависит ли успех от мировоззрения человека?

  10. Способствует ли философия развитию науки?



2. Исторические типы философии
2.1 Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения

  1. «Сильные» и «слабые» стороны буддизма.

  2. Что современный человек может найти в восточной мудрости?

  3. Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».

  4. Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?

  5. Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?

  6. Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?

  7. Сократ и софисты: всегда ли «в споре рождается истина»?

  8. Смерть Сократа: подвиг или «грех гордыни» (Кьеркегор)?

  9. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?

  10. Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.

  11. В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.

  12. Этика стоицизма и современность.

  13. Кинизм: за и против.

  14. Учение Августина о прогрессе: прав ли средневековый мыслитель?

  15. Фома Аквинский о «гармонии веры и разума»: «работает» ли этот принцип в современном мире?

  16. Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?

  17. «Город Солнца» Т.Кампанеллы – утопия или антиутопия?

  18. Теизм и современная картина мира.

  19. Пантеизм и современная картина мира.

  20. Мировоззрение средневекового и ренессансного человека.


2.2 Философия Нового времени

  1. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?

  2. «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон?

  3. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?

  4. «Куча фактов – еще не наука». Как понимать Ф.Бэкона?

  5. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?

  6. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».

  7. Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.

  8. Подходит ли современному человеку нравственная концепция

Иммануила Канта?

  1. Идеи Г.Гегеля и современность: существует ли Мировой Разум?

  2. Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».


2.3 Современная западноевропейская философия

    1. Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?

    2. Марксизм и современность

    3. А.Шопенгауэр о жизни как «маятнике» между страданием и скукой.

    4. Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма

    5. Проблема абсурда мироздания в концепции А.Шопенгауэра

    6. Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма

    7. Концепция «Сверхчеловека» и современность

    8. Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра

    9. Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю.

    10. Проблема абсурда в творчестве А.Камю

    11. Сущность человека в философии психоанализа

    12. Идея научной философии в позитивизме


2.4 Русская философия

  1. Существует ли самобытная русская философия?

  2. Кто прав в споре славянофилов и западников

  3. Тема «Богочеловечества» в философии В.С.Соловьева

  4. «Философия человека» Ф.Достоевского

  5. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого

  6. Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина

  7. Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева

  8. Идея «космичности человека» в русской философии


3. Онтология

  1. Разрешима ли проблема сущности бытия?

  2. Доказывает ли современная физика материализм?

  3. Какая онтология совместима с современной наукой?

  4. Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?

  5. Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.

  6. Понятие «время» в философии и в современной науке.

  7. Происхождение Вселенной как философская и научная проблема

  8. Происхождение жизни как философская и научная проблема

  9. Развивается ли мир?

  10. Все ли имеет свою причину?

  11. Существует ли случайность?

  12. Существует ли «небытие»?

  13. «Сущность является, явление существенно» (Гегель)

  14. «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)

  15. Специфика синергетической картины мира


4. Проблема сознания

  1. Идеальное и материальное.

  2. Роль бессознательного в жизни человека

  3. Интеллект, воля и чувства.

  4. Как я понимаю «самосознание»

  5. Интеллект человека и животных

  6. Сознание и знание

  7. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?

  8. Может ли машина мыслить?

  9. Что я думаю о возникновении сознания

  10. Материальна ли мысль?


5. Гносеология и эпистемология

  1. Что можно возразить агностикам?

  2. Истина и ложь в науке и в жизни человека

  3. Зачем человеку знания?

  4. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?

  5. Что важнее: чувства или разум?

  6. Существуют ли вечные истины?

  7. Знание и вера

  8. Роль интуиции в познании

  9. Наука и вненаучные формы познания

  10. Наука и искусство

  11. Наука и религия в прошлом и настоящем

  12. Роль науки в нашей жизни

  13. Этика ученого

  14. Идеалы науки


6. Философская антропология

  1. Проблема смысла жизни

  2. Проблема сущности человека

  3. Идеалы и ценности современного человека

  4. Смысл любви

  5. Свобода и ответственность

  6. Что есть счастье?

  7. Человек и культура

  8. Творческое начало в человеке

  9. Космичность человека

  10. Судьба и свобода

  11. Образование и смысл жизни


7. Социальная философия и философия истории

  1. Идеалы развития современного общества

  2. Идеалы современной молодежи

  3. «Плюсы и минусы» технического прогресса.

  4. Прогресс и регресс в общественном развитии

  5. Существует ли нравственный прогресс?

  6. Роль искусства в развитии общества

  7. Роль искусства в развитии человека

  8. Место религии в социальных процессах

  9. Почему возникло искусство?

  10. Существует ли смысл в истории человечества?

  11. Как я понимаю термин «историческое сознание»

  12. Как я понимаю термины «экологическое сознание» и «экологическое мышление»

  13. Какую роль в истории играет отдельная личность

  14. Роль социальных идеалов в развитии общества

  15. Разрешимы ли глобальные проблемы?


Правила оформления и критерии оценки эссе

Независимо от типа эссе (рецензия или размышление над проблемой) оно оформляется и оценивается по единым требованиям.

Объемэссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе.

Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта– 14 кегль.

Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, левое – 3,5 см, правое – 1,5 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.

Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом (см.: «Приложение»).
Основными критериями оценки эссе являются:
1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия», а именно:

- правильное употребление основных философских понятий и категорий, необходимых для раскрытия данной темы;

- использование философских концепций мыслителей разных эпох, чьи идеи непосредственно относятся к рассматриваемой в эссе проблеме.

2. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию:

- умение сравнивать позиции различных философов, которые писали о данной проблеме;

- умение объяснять существование альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;

- способность дать личную оценку проблеме.

3. Качество изложения материала:

- ясность, четкость, логичность изложения;

- грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;

- использование различных точек зрения по тематике эссе и наличие их личной оценки студентом.

4. Качество оформления работы:

- соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных в разделе «Правила оформления эссе»;

- соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная.

1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 478 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-9916-4016-9. (ЭБС «Юрайт»)

2. Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 1 история философии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; отв. ред. В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 275 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03384-7. (ЭБС «Юрайт»)

3. Спиркин, А. Г. Общая философия : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 267 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-534-01346-7. (ЭБС «Юрайт»)

4. Философия : Учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М. М. Сидоров; Под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 516 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0099-Х

5. Философия : Учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М. М. Сидоров; Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 506 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0771-4

6.  Спиркин, А.Г.   Философия : Учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2004. - 367 с. - (Disciplinae). - ISBN 5-8297-0098-7
Дополнительная

1. Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08855-7. (ЭБС «Юрайт»)

2. Липский, Б. И. История философии : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 102 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08380-4. (ЭБС «Юрайт»)

3. Лебедев, С. А. Философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. А. Лебедев. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 296 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00980-4. (ЭБС «Юрайт»)

4.Философия : Учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: В 2 ч.: Часть 1: учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ ; под общ. ред. Ф. Д. Демидова. - М. : Изд-во РАГС ; М. : ИНФРА-М, 2010. - 432 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7729-0426-8. - ISBN978-5-16-003760-8

5. Мир философии : книга для чтения: В 2-х ч. / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. - М. : Политиздат, 1991. - ISBN 5-250-00724-4. Ч. 1 : Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - 1991. - 672 с. - ISBN 5-250-01106-3

6. Мир философии : книга для чтения: В 2-х ч. / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. - М. : Политиздат, 1991. - ISBN 5-250-00724-4.Ч. 2 : Человек. Общество. Культура. - 1991. - 624 с. - ISBN 5-250-01382-1 :

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))
ОТЧЕТ

Об освоении компетенции

(виды работ: реферат, эссе, компетенции.)

УГНС ____________________________________________________________________
Направление подготовки ____________________________________________________
Направленность образовательной программы ____________________________________

(код, название)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра философии
Учебный модуль «Философия»
Курс _1__ Группа ___
Студент____________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

(Ф.И.О, подпись, дата)
Рецензия преподавателя (формулируется преподавателем1 в соответствии с результатами освоения компетенций и подтверждается данными таблицы 1)

Компетенция


Вид работы


Наименование работы




эссе

«Л.Фейербах: Бог есть то, чем человек хотел бы быть»



Робота соответствует заданным требованиям, тема работы раскрыта

Преподаватель _________________________ ___________________

(подпись2, дата) (инициалы, фамилия)
1 – в отчетах в электронной форме рецензия формулируется в специальном поле загруженного в портфолио документа в соответствии со шкалой оценки результатов освоения компетенции и фиксируется простой электронной цифровой подписью.

2 – окончательная редакция отчета в электронной форме подписываются простой электронной цифровой подписью, после чего документ изменениям не подлежит.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))
ЗАДАНИЕ 2
Эссе «Л.Фейербах: Бог есть то, чем человек хотел бы быть»

(виды работ: реферат, эссе, компетенции.)

УГНС ________________________________________________________
Направление подготовки ________________________________________________
Направленность образовательной программы __________________________________________________________________________

(код, название)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра философии
Учебный модуль «Философия»
Курс _1__ Группа ____
Студент___________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)
Цель работы (формулируется преподавателем, задание в соответствии с целями освоения компетенции) __ Написать эссе по философии, обосновывать актуальность и практическую значимость темы исследования, сделать обоснованные выводы.

Исходные данные (информационные источники)

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Дата выдачи задания ____________________________________________
Срок представления отчета к защите _____________________________
Преподаватель ________________________ ____________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Задание принял

к выполнению _________________________ _____________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)


Читая фразу Л. Фейербаха «Бог есть то, чем человек хотел бы быть», каждый может сразу же убедиться в том, что центральное место в философии Людвига Фейербаха занимает человек. Он для мыслителя выступает, главным образом, как часть природы. Для изучения окружающей действительности человеку нужны предметы окружающего мира. А для того, чтобы исследовать и эти предметы и научится их использовать, человек должен применять имеющиеся у него органы чувств. Природа весьма предусмотрительно сделала так, что для познания каждого конкретного свойства или функции предмета у человека есть свой конкретный орган чувств. «Природа вообще улавливается и воспринимается только через посредство самой себя, – говорит Фейербах, – то есть через посредство однородного, родственного; воздух – через посредство лёгкого, этого, так сказать, наиболее воздушного органа, свет – через посредство глаза, органа света, звук – через посредство эластичных, приходящих в колебательное состояние орудий слуха, твёрдое, материальное – через грубое орудие материалистического органа осязания, съедобное, питательное – через органы еды». Причём по мысли философа, если бы существовали предметы или отдельные свойства, восприятие которых было бы невозможно имеющимися органами чувств, то природа позаботилась бы об увеличении числа воспринимаемых органов.

Весьма интересно и то, что сам человек воспринимается философом как нераздельное единство тела и души. Человеческое «я» образуется не просто духом, но органической целостностью тела.

В отличие от прежних атеистов, Фейербах считает религию не злокозненным обманом или следствием страха, а важнейшей формой духовности человека. Существование чего-либо доказывается только эмпирически, и опровергать бытие Бога нужно с помощью чувств, изучив способность человека вообразить в себе высшее существо. Бог порождѐн силой воображения людей.

По мнению философа, Бог есть воплощение желаний и стремлений человека по совершенствованию самого себя. Иными словами, Бог есть тот, кем человек хочет быть, его идеальное «я». Именно поэтому христианство всё же обладает реальными чертами, а не выдуманной фантастикой, как, например, греческая религия.

Различные свои страхи перед неизвестностью, все трудности и страдания человека получают своё отражение в религии. Фейербах ни в коем случае не отвергает религию как таковую. Само по себе религиозное чувство человека неистребимо, потому что, как уже было сказано выше, религия всё же имеет некоторые «человеческие» черты. Поэтому философ предлагает просто перенаправить это религиозное чувство от фантазии к реальности, от Бога к самому человеку.

Фейербах считал, что человек универсальное творение природы, являющееся неотделимой ее частью, но, в отличие от животных, человек не ограничен своими физиологическими потребностями, он наделен разумом, что проявляется в умении любоваться теми благами природы, которые не требуются для его существования, поэтому философ считал человека «разумной природой», отождествляя тем самым такие, казалось бы, разные понятия, как реальность, природа, бытие. Универсальность человека раскрывается в его неограниченности и свободе, так как человек наделен целой гаммой способностей от примитивных, присущих животным, до способностей разумно мыслить, мечтать, любить. Фейербах отрицает в человеке наличие дуализма тела и души, утверждая, что человек наполнен множеством природных проявлений. Таким образом, философ приходит к теории сенсуализма. Он видит человека единением души и тела, главным инструментом которого является чувственное восприятие мира и последующая возможность анализа и осмысления. Именно в этом, по мнению Фейербаха, заключается идеальность и уникальность человека. Он признает, что чувства человека – это основной метод познания окружающего нас мира, но существует четкое понимание рациональности и разумности наших чувств. Проводя аналогию с животными, Фейербах приходит к выводу, что звери обладают более широким в физиологическом смысле спектром чувств, однако человек, именно потому, что он лишен избирательности, может вознестись над своими ощущениями, понять суть, осмыслить всю глубину предлагаемого ему мира.

Природа представлена Фейербахом как единственно верная и бесконечная реальность, а человек как совершенное финальное создание природы. Он считает, что предметом новой философии должно быть не что иное, как физический природный мир и человек, как центральное звено познания, ведь согласно теории философа, истина познания в собственном чувственном разумном самопознании.

Философ считает, что человек самодостаточен настолько, что может решить все свои проблемы и трудности в процессе самопознания в течение жизни, не обращаясь к Богу. Фейербах считал, что Бог - людское отождествление лучших человеческих качеств, которых им якобы не достает, религия и вера были искусственно созданы, как высшая реальность, для возможности человека заниматься самобичеванием, чтобы иметь возможность не преодолевать трудности, а сквозь слезы и мольбы ждать провидения. Атеизм является еще одной неотъемлемой частью философии Фейербаха. По его мнению, каждый человек идеален и нет понятий плохой или хороший. Философ считает, что лишь обстоятельства жизни заставляют человека проявлять заложенный в него потенциал тем или иным образом, который, по мнению окружающих, может подходить или нет под нормы морали и нравственности, также искусственно созданные человечеством.

Материализм, который также является одной из основ концепции Фейербаха, приводит его к очень серьезной ошибке – утрате деятельной и исторической сущности человека. Ведь, делая вывод из всего вышесказанного, можно подумать, что для философа не важна общественная жизнь человека, его самореализация в искусстве, науке и культуре. Словно для счастья достаточно поддаться своим естественным инстинктам, заниматься самопознанием и быть зацикленным на самом себе, не имея стремлений и идеалов, ведь человек и так совершенен и самодостаточен, а любое вторжение в природный физический мир может сулить нарушение равновесия.

Кант выдвигает похожие идеи, сколь угодно «разумное» и «целесообразное» устроение вещей не может служить основанием для доказательства существования Бога, познание мира ничего не даёт для познания его Творца, в разговоре о сверхчувственных предметах одного научного «рассудка» мало, необходимо опираться на некое «дополнение» к нему, на особую сверхчувственную способность, выходящую за пределы теоретической «спекуляции» и способности познания вообще, но лежащую всё же в самом разуме.

Юм и Кант свели религию к здравому смыслу. Для Фихте Бог оказался моральным порядком, который осуществляет сам человек. Другими словами, Бог существует в той мере, в какой человек актуализирует этот порядок. Гегель связал нерасторжимой связью постижение человеком самого себя в Боге с постижением Богом самого себя в человеке. Бог оказался этапом на пути самопознания исторического духа. Бруно Бауэр сравнил Гегеля с ветхозаветным змием и объявил час суда над ним, который должен сделать тайное явным. Вскрывая завуалированную суть гегелевской системы, он показал, что для Гегеля религиозное отношение есть не что иное, как внутреннее отношение самосознания к самому себе, что кажимые различия между сознанием и субстанцией есть лишь производное самого этого сознания, объективирующего свои состояния в религиозные представления. Субстанция – это лишь момент движения, в котором сознание расстаётся со своей конечностью на пути к самосознанию, которое воспримет бесконечность и всеобщность субстанции как свою сущность. Кто, говорит Бауэр, вкусил религиозное ядро этой системы, «тот умер для бога, ибо он считает бога за мертвеца».

Набирающая мощь наука позволила О.  Конту создать проект позитивной религии человечества. То есть религии без Бога, имеющей в качестве предмета почитания единое и истинное Великое Существо – социальный организм. Понятие религии Конту понадобилось лишь для того, чтобы подчеркнуть примат коллективного над индивидуальным, альтруистического – над эгоистическим, аффективного – над умозрительным в нравственном устройстве социума. ХХ  век приступил к ещё более смелым антропологическим экспериментам. Бог в психоанализе оказался детерминированным бессознательными душевными процессами. Экзистенциализм разрушил представление о сущности человека, выдвинув на первый план категорию существования и вместе с тем отказав Богу в конституирующей функции по отношению к человеку. Этой стратегией воспользовалась постмодернистская линия, усилив её тем, что устранила из своей онтологии категорию ничто. Философия сакрального, оформившаяся на рубеже XIX–XX вв., подменила абсолютного трансцендентного Бога идеей абстрактного, в конечном итоге приватного сакрального.

Таким образом, главным предметом изучения в новой философии становится человек, а значит и философия становится антропологической, главным вопросом которой станет поиск сущности человека идеальной для каждого и не имеющей возможности индивидуальности, невзирая на эпоху и приоритеты конкретного человека. Концепция Людвига Фейербаха получилась очень противоречивой. Он всячески противился религии, при этом создал новую, как потом ее нарекут последователи «человекобожие». Философ хотел уйти от глобального осмысления человеческого общества и трудиться над конкретным человеком, а в итоге стёр все рамки, пытаясь подогнать каждого индивидуума под созданный им идеальный и уникальный образ человека. Многие вопросы, например, о природе человеческих чувств или появлении жизни, он оставил для изучения медициной, биологией и другими науками. Несмотря на все это, его философия нашла широкую публику по всему миру, изменив взгляды на религию и жизнь в целом у многих интеллигентов того времени, нашла отклик в учениях Маркса и Энгельса. В антропологической философии Фейербах оставил множество открытых вопросов, которые в современном мире при достигнутом прогрессе ему удалось бы разгадать.






написать администратору сайта