Главная страница
Навигация по странице:

  • Игры в работе с детским коллективом

  • - будьте

  • - не отчаивайтесь

  • - не бойтесь

  • Социально-педагогические игры помогают человеку

  • "Воссоединение

  • "Поиграем" Играющие : небольшие группы по 6-8 человек. Суть игры : в

  • "Скульпторы" Играющие : все присутствующие, разбившись по парам. Суть игры : в

  • Методическое пособие Сборник игр на сплочение коллектива в помощь педагогу


    Скачать 68.93 Kb.
    НазваниеМетодическое пособие Сборник игр на сплочение коллектива в помощь педагогу
    Дата04.11.2019
    Размер68.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла0006cbc5-30e653c8.docx
    ТипМетодическое пособие
    #93295
    страница1 из 3
      1   2   3

    Методическое пособие

    «Сборник игр на сплочение коллектива в помощь педагогу»


    В в е д е н и е

    Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Являясь методистом и педагогом дополнительного образования Центра детского творчества и общаясь с детьми изо дня в день, я напрямую сталкиваюсь с этой проблемой. Думаем, положение может исправить правильно организованный досуг, основанный на коллективных играх. Считаю, что игра важна и незаменима в развитии ребёнка. Я солидарна с мыслью академика Д. Лихачёва, который говорил о необходимости возвращения игры в детство.

    Уже много лет мы работаем над проблемой «Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность» и можем смело сказать, что игровая ситуация позволяет раскрыться порой ещё нереализованным способностям и задаткам личности ребёнка, расширяет границы для проявления творчества, причём происходит это легко и непринуждённо.

    Л.С. Выгодский отмечал, что в игре ребёнок становится «как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре, как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

    В играх есть возможность, говоря словами известного польского педагога и психолога Януша Корчака «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

    Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своих питомцев и воспитанников.

    Современная педагогика говорит об игровой деятельности как о средстве развития и формирования личности и выделяет целый ряд обучающих, развивающих и воспитательных функций игры.

    Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие.

    В игре каждый может проявить себя, примерить своё «Я» к другим «Я». Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.

    Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь поражения или радуются победе. Тогда общая радость или печаль становится личной, а личная – общей. Именно в играх рождается детское содружество.

    Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребёнок обретает важнейшую человеческую способность – умение самому принимать решение. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. В силу неверных традиций дети часто приучаются лишь слепо выполнять решение старших или принимать «стандартизированные массовые» решения, а не мыслить и действовать самостоятельно.

    Игра развивает воображение и мышление ребёнка, любознательность и способность к экспериментированию.

    Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию; метод организации и сплочение коллектива; эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности; сферу общения; способ формирования творческой и социально активной личности; средство социализации; средство психокоррекции и диагностики личности.

    В данный сборник вошли наиболее интересные, оригинальные, самобытные, современные игры.

    В сборнике представлены социально-педагогические игры на сплочение детского коллектива: игры на командообразование и нахождение лидеров, игры на знакомство, игры-развлечения. Игры апробированы и активно внедряются в начальных классах гимназии.

    Игры в работе с детским коллективом

    на сплочение коллектива

    Игры на знакомство

    Подобные игры могут проводиться с аудиторией, в которой собраны незнакомые или мало знакомые друг с другом дети.

    Через выполнение игровых заданий происходит знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливаются контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощаются, становятся свободнее, появляется всеобщий положительный настрой, возникает дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получают опыт общения в совместной творческой деятельности.

    «Здравствуй, друг»

    Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.

    Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:

    - Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

    - Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

    - Ты пропал! (разводят разочарованно руками)

    - Я скучал! (гладят друг друга по плечу)

    - Ты пришёл! (широко разводят руками)

    - Хорошо!!! (обнимаются).

    После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.

    Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.

    «Я люблю…»

    Играющие: все присутствующие.

    Суть игры: Игроки садятся в круг. Кто-нибудь из участников говорит, к примеру «Я люблю музыку». Те, кто разделяет те же интересы, должны подсесть к нему. Затем другой игрок говорит «Я люблю яблоки». Яблоколюбы подбегают к этому человеку и т.д. (Группы могут быть созданы по вкусам, пристрастиям, увлечениям, по цвету одежды и т.д.)

    Игра учит: умению общаться одновременно с большим количеством людей, помогает игрокам сблизиться и больше узнать друг о друге.

    «Вот я какой!»

    Играющие: все присутствующие.

    Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.

    Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.

    «Сходство и различие»

    Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.

    Суть игры: Все игровые пары встают в круг, лицом друг к другу. По команде руководителя

    внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание: игроки внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, игроки внутреннего круга – чем их пара отличается.

    Игра учит: умению сравнивать и оценивать себя и других, находить единомышленников, способствует сближению коллектива.

    «Кюри - кюри»

    Играющие: все присутствующие.

    Суть игры: Все участники закрывают глаза. Руководитель рассредоточивает всех участников в разные точки игрового поля и выбирает одного человека – Кюри, который открывает глаза. Кюри не должен двигаться и говорить. По команде руководителя все начинают хаотичное движение по игровому полю с закрытыми глазами и, прикоснувшись к кому-нибудь произносить «Кюри-кюри». Если ему отвечают тем же, значит, он должен искать дальше, если ему не отвечают, значит, это Кюри. Этот человек хватает Кюри за руку, открывает глаза и становится рядом с Кюри. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не найдут Кюри.

    Игра учит: умению доверять партнёрам, играть честно, по правилам; позволяет развить дружеские отношения между игроками.

    «В чём я хорош»

    Играющие: все присутствующие.

    Подготовительный этап: подготовьте одинаковые листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры, маркеры, ножницы для каждого игрока.

    Суть игры: Все участники игры выполняют задание руководителя: «Прошу вас нарисовать на данных вам листочках то, в чём вы себя считаете лучшими, (это может быть умение шутить, знакомиться, танцевать, читать книги, играть на гитаре и т.п.). Наклон листа, его положение в пространстве вы определяете сами: рисунок может быть в виде ромба, треугольника, квадрата, круга, выполнен в технике оригами». На выполнение задания отводится 15-20 минут. После того, как все завершили, каждый участник объясняет смысл нарисованного, расшифровывая детали рисунка.

    Игра учит: осмыслению своего внутреннего «Я», своего внутреннего мира; более близко знакомиться с остальными игроками, искореняет излишнюю застенчивость детей.

    «Встань в круг»

    Играющие: все присутствующие, разделившись на несколько команд.

    Суть игры: На игровом поле чертятся круги по количеству команд. Все участники имеют свои номера. По команде руководителя участники закрывают глаза. Руководитель и его помощники расставляют в кругах определённые номера и меняют всех игроков местами. По сигналу, открыв глаза, члены каждой команды должны как можно быстрее найти свой круг с номером.

    Игра учит: коллективизму, взаимопомощи, товариществу, дружбе.

    «Снежный ком»

    Играющие: все присутствующие.

    Суть игры: Участники рассаживаются в круг так, чтобы каждого было видно. Первый игрок называет своё имя, а рядом сидящий должен произнести имя своего соседа (первого игрока) и своё. Следующий игрок называет имя первого, второго игрока и своё и т.д. Игра заканчивается тогда, когда будут названы имена всех присутствующих.

    Игра учит: общению, развивает зрительную и слуховую память; раскрепощает игроков.

    «Машины»

    Играющие: все присутствующие, разбившись на пары: «водитель» и «машина».

    Суть игры: Пары игроков выстраиваются в круг на игровом поле. По команде руководителя «машины» закрывают глаза и начинают хаотичное движение по игровому полю, а «водители» в это время должны управлять «машинами» так, чтобы те не столкнулись. Через некоторое время «водители» и «машины» в паре меняются местами.

    Игра учит: умению доверять партнёру, снимает напряжение, сближает игроков.

    «Верёвочка»

    Играющие: все присутствующие.

    Суть игры: Два человека натягивают верёвку. Остальные участники выстраиваются в колонну и, держась за руки, поочерёдно переходят через верёвку. Следующее задание колонне: поочерёдно пройти под верёвочкой. Уровень верёвки над полом постоянно меняется. Руки игрокам в колонне расцеплять нельзя.

    Игра учит: дружбе, взаимопомощи, умению выполнять задание коллективно, слаженно.

    Игры на развитие межличностных взаимодействий

    Цель представленных ниже игр заключается в том, что­бы создать условия для полноценного общения детей, подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

    снимается страх перед самостоятельным высказы­ванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

    Игровые занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяя свои спо­собности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отста­ивать свою позицию и т.д. Здесь можно "узнать" себя в качестве партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помо­гают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимо­действие состоит в готовности к импровизации.

    Поэто­му ему стоит соблюдать следующие правила:

    - будьте взрослым и ребенком, будьте мудрым и не­предсказуемым;

    - не скупитесь на добрые слова своим воспитанникам, но и не за­искивайте перед ними;

    - не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали;

    - не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят вас чему-то научить;

    - не бойтесь творить и ошибаться;

    - не забывайте благодарить судьбу за то, что к вам идут дети;

    - пусть вам будет интересно!

    Социально-педагогические игры помогают человеку:

    лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;

    найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддерж­ки людей в групповом взаимодействии (поддерживающие слова и невербальные формы общения, предложение ситуаций, в которых люди не боятся проявить себя, имеют возможность выглядеть так, как хочется самому человеку и т. д.);

    развивать такие способности, которые одновременно учат и ли­дирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения;

    развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

    "Подарок"

    Играющие: два человека. Остальные "ог­раничиваются" ролью внимательных на­блюдателей.

    Суть игры: два человека, сидя друг про­тив друга, могут в течение нескольких ми­нут дарить самые невообразимые подар­ки. Однако при этом соблюдаются следу­ющие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добав­ляется новый, например, после четвертого обмена подарками мож­но услышать следующее:

    — Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную ма­шину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне — молодильное яб­локо, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокро­вищ, а я тебе дарю...

    Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает ин­формацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?

    Игра учит: не бояться прямого включенного контакта, умению им­провизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

    "Воссоединение"

    Играющие: все присутствующие.

    Подготовительный этап: подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историчес­кое событие и его участники и т. д.).

    Суть игры: каждый участник получает карточку или с названием литературно­го произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко чи­тают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (со­бытие с участниками).

    Вопросы к обсуждению: легко ли найти "своего человека"? Что или кто мешает "воссоединению"? Какие еще задания можно было бы предложить?

    Игра учит: умению слушать и слышать других, преодолению трудностей несмотря ни на что.

    "Поиграем?"

    Играющие: небольшие группы по 6-8 человек.

    Суть игры: ве­дущий предлагает самые разнообразные задания:

    — построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

    — построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

    — найти свой способ построения группы.

    Вопросы к обсуждению: какая группа быстрее реагирует на задания? Какая группа нашла наибо­лее интересный способ самоклассификации? В какой группе появился явный «командир»? Кто ощущает себя «командиром», а кто «подчинённым»? и т. д.

    Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.

    "Скульпторы"

    Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.

    Суть игры: ве­дущий предлагает задания:

    - сегодня вы — скульпторы. Как говорят ученые, самый податливый материал — это сам человек. Выберите себе пару. Перед каждым из вас та самая "глыба мрамора" (ваш друг), из которой можно вылепить очень многое. Для раз­минки сначала сотворите из "глыбы" скульптуру мыслителя. Спасибо! А те­перь — такую композицию, которой мож­но дать название "Счастливый человек", "Монстр из фильма ужасов".

    Итак, скульпторы уже разогрели свое воображение и готовы со­здать совершенно оригинальное произведение, которое вы назо­вете... Прекрасно! Изменим роли: теперь "материал" станет скуль­птором, создателем и наоборот. Новые творцы могут делать со сво­ими бывшими скульптурами все что угодно. Только не забудьте на­звать ваше творение.

    - новое задание: придайте своей скульптуре угрожающую позу, а затем включите себя в эту скульптурную композицию. Только обра­тите внимание: если ваш партнер — воплощение угрозы, то вы дол­жны играть роль жертвы. Приглядитесь: не напоминает ли вам эта скульптурная композиция одну из возможных жизненных (школьных, домашних и т. д.) ситуаций?

    Теперь те, кто был в позе угрозы, отойдите в сторону (жертвы, оставайтесь на месте!) и посмотрите, как испуганно и жалко выгля­дят ваши "ученики". Помогите им: подстройтесь, словно защищая, обещая безопасность... Замечательно! "Жертвы", отойдите и пос­мотрите, какими бережными и заботливыми могут быть ваши "пе­дагоги" (родители и т. д.). Вернитесь к ним и в последний раз со­здайте скульптуру, которую поставят в вашей школе как педагоги­ческий символ содружества Учителя и Ученика. Всем спасибо!

    Вопросы к обсуждению: легко ли вам далась невербальная форма взаимодей­ствия? Что было наиболее трудным? Смогли ли вы понять своего партнёра? И т. д.

    Игра учит: умению угадывать настроение другого человека, подстраиваться и принимать пози­цию партнера, даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции (создавая угрожающих монстров).
      1   2   3


    написать администратору сайта