Главная страница
Навигация по странице:

  • Промискуитет

  • Миксантропизм Миксантропические существа сочетают черты человека и животного

  • Анимизм АНИМИЗМ (от лат. anima - душа)1)

  • Доместикация

  • Мировое древо

  • Тератоморфизм

  • Культурогенез

  • Термины культурология. Миф миф особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно. Ритуал


    Скачать 22.6 Kb.
    НазваниеМиф миф особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно. Ритуал
    Дата22.01.2023
    Размер22.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТермины культурология.docx
    ТипДокументы
    #899520

    Синкретизм

    Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).

    Магия

    МАГИЯ (греч. - волшебство, колдовство)

    совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия - одна из форм древней духовной культуры.

    обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.

    Миф

    МИФ - особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно.

    Ритуал

    РИТУАЛ - ☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия "церемония", "обряд", "обычай", "этикет".

    Символ

    СИМВОЛ (simbol) - социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не способную быть выраженной адекватно-вербальным способом.

    (греч. symbolon - знак, примета) - универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла.

    1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи;

    2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею;

    3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

    - в искусственных формализованных языках - понятие, тождественное Знаку;

    - в эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содержат. элемент худож. произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках - материальный или идеациональный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение к-рого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

    Экзогамия

    Экзога́мия (др.-греч. εξω «вне, снаружи» + γάμος «брак») — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа). На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии. У некоторых народов (например, у китайцев) запрещены браки между однофамильцами, потому что одинаковая фамилия считается признаком патрилинейного родства[1]. У многих кочевых народов запрещены браки с представителями своего племени, у казахов запрещены браки с родственниками до седьмого колена.

    Эндогамия

    Эндога́мия — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории. Противопоставляется экзогамии. Одно из следствий эпигамии. Обязательная или предпочтительная эндогамия считается одним из признаков этнической общности, наиболее характерной для первобытного племени.

    Промискуитет

    Исторический термин «промискуитет» был введён в XIX веке для обозначения предполагаемой стадии неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи.

    Миксантропизм

    Миксантропические существа сочетают черты человека и животного (от mix – смешивать и antropos – человек). Клас- сическими примерами миксантропизма яв- ляются кентавры, имеющие природу челове- ка и коня, Ехидна (человек и змея), Сфинкс (голова и грудь человека, крылья грифона, туловище льва).

    Тотемизм

    ТОТЕМИЗМ (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода 2) одна из форм религии, связанная с наделение сверхъестественной силой животных, растений, явлений природы.

    древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

    комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.

    Фетишизм

    ФЕТИШИЗМ (фр. fetiche - идол, талисман) - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях.

    одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

    религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

    Анимизм

    АНИМИЗМ (от лат. anima - душа)

    1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии;

    2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

    Антропоморфизм

    АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropomorphos - уподобленный человеку) - очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

    ☼ уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и растений; приписывание Богу или богам человеческого облика. А. возникает как первоначальная форма мировоззрения, присущая мифу и господствующая на ранних ступенях развития общества. Наивный А., присущий древнейшим религиям, был подвергнут критике еще Ксено-фаном: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми» (В 16). В ветхозаветных текстах и Коране говорится о лике Бога, Его очах, ушах, руках, Его восседании на престоле и т. п. В теистических доктринах об абсолютной духовности Бога все такие выражения были истолкованы как метафоры; попытки их буквального понимания были осуждены в патристическую эпоху, в связи с чем и возник термин «А.» (ср. араб, ташбих в традиции ислама); однако А. сохранялся в фольклорных представлениях христианских и исламских народов о Божестве. Более тонким видом А. является антропопатизм, или психический антропоморфизм, - приписывание Богу человеческих страстей и душевных состояний (гнев, жалость и т. п.). Антропоморфные образы широко употребляются в поэзии; они встречаются даже в научно-технической литературе (выражения типа машина «думает», «решает задачу» и т. п.).

    Доместикация

    Одома́шнивание или доместика́ция — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору. 

    культурный герой

    культурный герой — персонаж мифологии, функциями которого является добыча или создание различных предметов человеческой культуры, обучение людей охоте, ремеслу, искусству, введение социальной организации, брачных правил, магических предписаний, ритуалов, праздников и др.

    демиург

    ДЕМИУРГ (греч. demiurgos, досл. - мастер, ремесленник, в перен. смысле - создатель, творец) - в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников - творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

    Трикстер

    Три́кстер — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.

    Мировое древо

    Мирово́е дре́во — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. Самая распространённая репрезентация мифологической середины мира — сакрального центра вселенной, выполняющего гармонизирующую роль.

    Тератоморфизм

    ТЕРАТОМОРФИЗМ (греч. teras – чудо и чудовище) вера в существование анимистических демонов, представленных в виде чудовищ и страшилищ, символизирующих силы земли.

    Культурогенез

    КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

    процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.


    написать администратору сайта