Главная страница

мысли великих. «Мысли великих _2.10.19.docx». Кундель Э-82. Мысли о политике и политических деятелях, о политических


Скачать 55.77 Kb.
НазваниеМысли о политике и политических деятелях, о политических
Анкормысли великих
Дата23.01.2020
Размер55.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Мысли великих _2.10.19.docx». Кундель Э-82.docx
ТипДокументы
#105426

№ задачи

Автор

Мысли о политике и политических деятелях, о политических

(геополитических) интересах государств, о морали и политике…власти

1

Аристотель

Положения политической теории:
1)политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными

людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

2) Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

3) правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо.

Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.

Самую правильную форму государства Аристотель называет

политией. В политии правит большинство в интересах общей

пользы.

С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из

«средних» людей, будет иметь и наилучший государственный

строй».

4) Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного

характера равенства и искажения принципа политической

справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других — равенством по

достоинству.

5) Военное дело, подчеркивает он, нужно не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство.

6) Политическое право делится им на естественное и условное

(волеустановленное). в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между

собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят

политический характер.

Под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.

Под условным (волеустановленным) правом в концепции

Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений.

7) Политическое правление — это, по Аристотелю, правление

закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум».

Цитаты и афоризмы:

8)Крайняя демократия - та же тирания, только разделенная среди многих.

9) Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль.

10) Бедность - источник возмущений и преступлений.

2

Конфуций

Положения политической теории:

1) Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей:

«темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим»,

«старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством

2) Будучи сторонником ненасильственных методов правления,

Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных

строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот

призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении

подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем,

управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного

мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

3) Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом

направлена на достижение внутреннего мира между верхами и

низами общества и стабилизации правления.

4) Конфуций советовал китайским правителям: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся» необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если бы удалось их завоевать, — добавлял он, — среди них воцарился бы мир».

5)Регулирование политических отношений посредством норм

добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется

управлению на основе законов. «Если, — подчеркивал он, —

руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же

руководить народом посредством добродетели и поддерживать

порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».

6) Существенную социально-политическую и регулятивную

нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен»

(чжэ мин). Цель «исправления имен» — привести «имена» (т. е.

обозначения социальных и политических статусов различных

лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и

ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник —

сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин —

простолюдином, подданный — подданным.
Цитаты и афоризмы:

7) В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

8) Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны.

9) Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

3

Цицерон

1) Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы

то ни было образом, а соединение многих людей, связанных

между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».

2) Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу,

когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем»

3) Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий

(смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка»

4) В основе права лежит присущая природе справедливость, причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь.
Цитаты и афоризмы:

5) Чем ближе крах империи тем безумнее её законы

6) Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

7) Когда гремит оружие, законы молчат.

4

Августин

Блаженный

Положения политической теории

1) Формы правления различаются Августином в зависимости

от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.

Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку.

В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив,

неудобствам той или иной формы. Он более всего чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти господствования» — таким как аморальность, несправедливость и жестокость.С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство.

2) Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со

взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с

их трактовкой «естественного права». Учение о естественном

праве как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.

Вечный закон как выражение божественного разума и воли

определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к Богу и носит теономный характер. «Кто иной, как не Бог, — риторически вопрошал Августин, — вписал в сердца людей естественное право»

3) Религиозно-этический подход, характерный для августиновского истолкования проблем государства и права, присущ и суждениям о законном и преступном. Общая христианско-теологическая основа «законных» устремлений человека, по Августину, такова: ему предопределено возвышаться до уподобления

Богу, но сам он это сделать не в силах без Божьей помощи, а

потому должен понять свое место в мире, подчиняться Богу и

быть выше того, чему по природе положено быть в подчинении

(власть над неразумными животными, временная власть над

людьми и т. д.).

4) Различие между проступками и преступлениями проводится

Августином следующим образом: «Когда неукротимая страсть

портит душу и тело — это проступок; когда она действует во

вред другому — это преступление».

Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее. «Ты повелел ведь — и так и есть, — писал Августин, — чтобы всякая

неупорядоченная душа сама в себе несла свое наказание».

Цитаты и афоризмы

5) Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.

6) Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.

7) Когда поднимается вода, рыбы едят муравьев, когда вода уходит-муравьи едят рыб. Пусть никто не полагается на своё сегодняшнее превосходство.

5

Ф. Аквинский

1) Цель государственности — «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината,

реализация данной цели предполагает сохранение феодальносословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию — правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, считавший, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства», и не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве.

2) Аквинат ввел различение трех следующих

моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности,

2) формы (происхождения), 3) использования.

Сущность власти — это порядок отношений господства и

подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен Богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные

же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или

иные формы ее конституирования, устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и

ситуаций, при которых пользование государственной властью

вырождается в злоупотребление ею. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое —

результат нарушения заветов Бога, велений римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.
3) Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним Богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а не множество.

Афоризмы и цитаты

4) . Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено.

5) Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.

6) Тирания более пагубна, чем олигархия, а олигархия, чем демократия.

6

Н. Макиавелли

Положение теорий

1) Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами — то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть — право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

2) Набор благодеяний, идущих от государства к подданным,

узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение

внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка),

покровительство ремеслам, земледелию и торговле — вот почти

и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию,

как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает,

в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде

всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность.

3) Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием

осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных — это то самое, чего

государь должен более всего опасаться». Завоевывать располо-

жение народа — вот его задача. Ему надлежит «принять меры к

тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ — он ввергается в

пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в

стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли,

такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят

одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать

«страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Цитаты и афоризмы

4)

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.

5) Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско.

6) Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

7

Т. Гоббс

Положения теорий

1) В основу своей теории государства и права Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает,

что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет

одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и

существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью,

страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку — волк». Отсюда фатальная

неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь

«право на все» в условиях такой войны — значит фактически

не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».

2) Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее

должно использоваться лишь в качестве средств достижения

мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих

прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять

заключенные ими соглашения; в противном случае последние

не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

3) Абсолютная власть государства — вот, по мнению Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает

индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.

4) Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные

функции. Его задача — «поощрять всякого рода промыслы, как

судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (в особенности внушением подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая

является (у Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности «покупать и продавать и иным

образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.». Такая трактовка свободы имела для Англии середины XVII в. (пожалуй, и для всей тогдашней Западной Европы) пробуржуазный и исторически прогрессивный социальный смысл.

Цитаты и афоризмы:

5) Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.

6) В личности короля олицетворяется государство.

7) Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.


8

Вольтер

Положения теорий

1)Свобода у него в первую очередь — свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером (достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи) свободы труда — характерного знамения Нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за

него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех,

кто не имеет никакой собственности»

2) При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх. «Самое счастливое время, когда государь — философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле».

Цитаты и афоризмы:

3) Чтобы узнать, кто властвует над вами, просто выясните, кого вам не позволено критиковать.

4) Цивилизация настигнет все народы, кроме тех, у кого нечего украсть.

5) Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

9

Т. Джефферсон

Положения теорий:

1) человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя».

2) «Право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе их общих интересов, как общественных, так и личных, независимо от юрисдикции, под которую эти их общие интересы подпадают... это естественное право и отнюдь не дар какого-либо местного закона»

Цитаты и афоризмы:

3) Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого.

4) Всё искусство управления состоит в искусстве быть честным.

10

И. Кант

Положения теорий:

1) Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом.

2) всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство — исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность

вызывают к жизни и ее бытие оправдывают в конце концов

требования категорического императива. Так в кантовском учении перебрасывается один из главных мостов от этики и права

к государству.

3) на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде,здоровье, просвещении и т. д.

4) В кантовском понимании государь, правитель, «регент» по

отношению к подданным получает только права, но отнюдь не

обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главу

государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.

Мыслителем категорически осуждается право восстания и допускается только легальное и в некотором роде пассивное сопротивление существующей власти

Цитаты и афоризмы:

5) Большое честолюбие издавна развращало благоразумных.

6) Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.

7) Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

11

Г. Гегель

Положения теорий:

1) Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой

совпадает с философским конструированием системы права

как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли.

2) Понятие «право» употребляется в гегелевской философии

права в следующих основных значениях: 1) право как свобода

(«идея права»), 2) право как определенная ступень и форма

свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное

право»).

1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый

смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла

бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и

«права» опосредуются через диалектику свободной воли.

2. Система права как царство осуществленной свободы

представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его

форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи

свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть

определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а

значит, и «особое право»

3) Право как закон (позитивное право) является одним из

«особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности, подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера

4) Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу

имеется в виду буржуазное общество. «Гражданское общество», — пишет Гегель, — создано, впрочем, лишь в современном

мире, который всем определениям идеи предоставляет впервые

их право». Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.

5) Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума,

свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «То, что есть государство, — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

Цитаты и афоризмы:

6) Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель.

7) Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории.

8) Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.

12

М.М. Сперанский

Положения теории:

1)Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — уделыцина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических

прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором

народу. «Реформация государства производится десятилетиями

и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).

2)В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них

«действует в образовании закона, другая — в исполнении, третья — в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе

императора.

3) По форме государственного устройства «Российская империя

есть государство нераздельное, монархическое, управляемое

державной властью по законам государственным»

цитаты и афоризмы:

4)Ни в одном государстве политические слова не находятся в таком противоречии с реальностью, как в России.

5). Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

6)Ни в коем случае самодержец не подлежит суду человеческому, но во всех случаях подлежит... суду совести и суду Божию.

13

Ф. Энгельс

Положения теорий:

1)Из слов Энгельса вытекает, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них. Но обеспечивает ли оно (в состоянии ли обеспечить) свободу самому

пролетариату? Ведь давно и хорошо известно непреложное правило: всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода (не говоря уже об изъятии из сферы свободы, насильственном подавлении определенной социальной группы), ставится под вопрос и свобода вообще.

Цитаты и афоризмы:

2)Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.

3)Первое условие всякой свободы - ответственность всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву

4)Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.

14

К. Маркс

Положения теорий:

1)Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него.

2)«реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон.

3)В условиях разделения общества на противоположные классы

жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех ее измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса

Цитаты и афоризмы:

4)Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

5)Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

6)Быть либеральным за счёт средневековья чрезвычайно удобно.

15

О. Бисмарк

Положения теорий:

1)По указанию Бисмарка была разработана серия законов о социальном страховании: закон о страховании на случай болезни (май 1883), от несчастных случаев на производстве (июнь 1884 г), о страховании в связи с инвалидностью и старостью(май 1889). Рабочим предоставлялось право создавать легальные профсоюзы, кассы взаимопомощи, выпускать рабочие газеты с условием не пропагандировать социалистические идеи.

Афоризмы и цитаты:

2)Революции замысливают гении, делают - фанатики, результатами пользуются – подонки

3)Когда кончаются доводы, начинают говорить пушки. Сила - последний аргумент тупицы.

4)Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

16

В.И. Ленин

Положения теории:

1)Сугубая классовость — врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство.

2)Конкретное содержание феномена «диктатура класса» Ленин

видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая «раскрепощенность», совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».

3)Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников.

Цитаты и афоризмы:

4)Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.

5)Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

6)Если предложить хорошую цену, капиталисты продадут и саму веревку, на которой их же и повесят.


17

Н.А. Бердяев

Положения теорий:

1)антииерархического персонализма, Бердяев отвергает различные формы иерархического персонализма, согласно которому иерархически организованное целое состоит из личностей разных иерархических ступеней, причем каждая личность подчинена высшей ступени, входит в нее в

качестве подчиненного органа или части.

2)В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, идет к Царству Божьему и может войти в него, а

государство лишено всего Божественного и принадлежит времени и никогда не войдет в Царство Божье. И хотя личность и

государство пребывают в различных кругах бытия, но эти круги

«соприкасаются в небольшом отрезке». Речь идет о столкновении свободы и власти: поскольку свобода — это прежде всего

свобода личности, личность выступает как отрицание (и, следовательно, как рубеж, граница) всякой несвободы, всякой

внешней, объективной власти, как «граница власти природы,

власти государства, власти общества».

3)Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная

истина о свободе, — отмечает Бердяев, — находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не

зависящих от государства, о свободе не только как свободе в

обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих

притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания

ее в античном греко-римском мире».

Цитаты и афоризмы:

4)Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения

5)Злейший враг свободы - сытый и довольный раб.

6)Демократия - есть строй, когда еще не знают, кого слушаться, но уже знают, кого не надо слушаться.

18

П.Сорокин

Положения теории:

1)Политическая стратификация - социальный процесс распределения статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок, регулирующий доступ к общественным ресурсам.

2)Три основания для политической стратификации:

1. реализация гражданами избирательного права

2. различные влияния политических организаций

3. стратификация внутри политических объединений

Размер политической стратификации зависит от количества политических организаций в обществе.
3) всякая данная институция не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей или права этой группы, а именно правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института

Цитаты и афоризмы:

4)Так было, так и есть… Слабые гибнут. Сильные выживают

5)Земля мала. На ней тесно. Каждому народу приходится отвоевывать у других свое место под солнцем. Так было, так и есть… Слабые гибнут. Сильные выживают.

6)Если бы мы [русские] были одни на земном шаре – то, вероятно, кой-как на протяжении столетий отремонтировались бы. Но помимо нас на грешной земле живет немало других народов.


19

Ф. Ницше

Положения теорий:

1)Ценность, согласно Ницше, — это наивысшее количество

власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Человечест-

во же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные

великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству, и являются, по Ницше, единственным

смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы

различных воль за власть.

2)Ницше различает два основных типа государственности —

аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства.

Цитаты и афоризмы:

3) Победители не верят в случайность.

4)Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.

5)Дипломатия состоит в том, чтобы гладить собаку до тех пор, пока намордник не будет готов.


20

У. Черчилль

Цитаты и афоризмы:

1)Диктаторы должны бояться своего переводчика и своего дантиста, так как они более могущественны, чем они сами.

2)Война - это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.

3)Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

21

М. Вебер

Положения теорий:

1)Он считал, что движущей силой современности следует считать не капитализм как таковой, а растущую рационализацию социального мира, причем капитализм следует воспринимать лишь одной из театральных сцен рационализации, поскольку рационализация имманентна любым вариантам управления и вполне сосуществует с идеей господства права.

2) три разновидности (три идеальные модели власти).

Первая из них — традиционная власть-авторитет. Она основана на вере в святость многовековых традиций и легитимность

статуса тех, кто осуществляет власть. Это наиболее распространенная во многих западных и восточных обществах власть в определенные исторические периоды. Другая разновидность — харизматическая власть, основанная на преданности исключительной святости, героизму или редкому характеру личности и

нормативным образцам или приказам, которые от ее имени сообщаются. Это наиболее непредсказуемая и нестабильная разновидность власти. Третью разновидность образует рациональнозаконная власть, которая покоится на рациональных основах, в частности на вере в «законность» моделирования нормативных правил и на праве возвышающихся на основе таких правил лиц отдавать команды. Эта форма является преобладающей в современных западных обществах.

Цитаты и афоризмы:

3)Государство — это организация, которая предоставляет самые дорогие услуги самого низкого качества.

4)Есть два способа сделать политику профессией: жить политикой или жить за счет политики.

5)Лучше иметь чиновников, на которых можно наплевать, чем чиновников, которым наплевать на нас.


22

Т. Парсонс

Цитаты и афоризмы:

1)Идеология - это система убеждений, которую разделяют члены коллектива.

2)Относительная стабильность системы... во многом определяется еe способностью приспосабливаться к требованиям субъектов, затронутых изменением политических и экологических условий.

3)Самая элементарная коммуникация невозможна без некоторой степени соответствия “условностям « символической системы.

23

З.Бжезинский

Цитаты и афоризмы:

1)Россия может быть либо империей, либо демократией, но не тем и другим одновременно… Без Украины Россия перестаёт быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчинённой, Россия автоматически превращается в империю.

2)Гитлер никогда не стремился разбогатеть лично. Путин другой. А особенно опасен тот факт, что Путин по натуре игрок.

3)К сожалению, у вас есть тенденция рассматривать любые критические замечания как враждебные. Вам следует избавиться от этого комплекса.


24

А.А. Зиновьев

Цитаты и афоризмы:

1)Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения.

2)Диалектика – это орудие идеологии, но не орудие науки.

3)Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.

4)Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.

25

В.В. Путин

Цитаты и афоризмы:

1)Первые лица государства не имеют права пускать сопли и слюни.

2)Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову. И, чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран.

3)Над принятием законов думают сотни и сотни, а над тем, как обойти закон, думают миллионы.

4)Мы не допустим, чтобы кто-нибудь вмешивался в наши внутренние дела, не допустим, чтобы кто-нибудь навязывал нам свою волю, потому что у нас с вами есть своя воля. Она всегда помогала нам во все времена побеждать. Мы с вами народ-победитель. Это у нас в генах, в нашем генном коде. Это передается у нас из поколения в поколение.

Работу следует выполнить в электронном формате – приложение WordXP,7, 10, сформировать папку «Фамилия_уч. гр.» в ней Word-файл с именем «Мысли великих_дата.docx». На выполнение этой работы дается 1 месяц. Работа пересылается преподавателю по электронной почте: uvv1949@mail.ru Преподаватель проверяет выполнение этого задания на семинарских занятиях и консультациях после установленного срока. Вес одного пункта задания – 0,4 балла. Максимальная оценка – 100 баллов за полное выполнение всех 25 заданий. Студент, получивший за выполнение этой работы 75 и более баллов, освобождается на зачете от дополнительного вопроса: «Генезис и эволюция представлений о государственной политике: Древний Восток, античность и средневековье».

Вам также необходимо прочитать две книги:

  1. Аристотель «Политика» - http://iknigi.net/avtor-aristotel/110582-politika-aristotel/read/page-1.html 2.

  2. З. Бжезинский «Великая шахматная доска» - https://www.litmir.me/br/?b=5572&p=


написать администратору сайта