Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Модель развития науки Томаса Куна

  • 3. Модель развития науки Имре Локатоса

  • Модели развития науки.. Модели развития науки. Общие модели развития науки


    Скачать 18.43 Kb.
    НазваниеМодели развития науки. Общие модели развития науки
    Дата28.09.2022
    Размер18.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМодели развития науки..docx
    ТипДокументы
    #703229

    Модели развития науки.

    1. Общие модели развития науки

    В настоящее время наиболее четко вырисовываются две основные модели развития науки:

    а) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

    б) история науки как развитие через научные революции.

    Каждая из этих моделей доминировала в конкретные периоды развития науки.

    @Долгое время господствующей моделью развития научного знания была кумулятивная, так как в науке больше, чем в любой другой сфере человеческой деятельности, происходит накопление знаний.

    Кумулятивная модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки.

    @В середине ХХ века в науку проникают идеи прерывности развития. Они четко формулируются в модели научных революций. Работы ряда физиков, философов, методологов и историков науки были посвящены поиску более емкой структурно-понятийной научной формации, чем фундаментальная теория, с помощью которой удалось бы найти механизмы, приводящие к революциям в науке, обосновать смену стилей мышления, научных картин мира, типов научной рациональности. Наиболее известными являются следующие структурно-понятийные формации: научная парадигма Т. Куна, научно-исследовательская программа И. Лакотоса.

    2. Модель развития науки Томаса Куна

    Решающую роль в становлении философии и социологии научного знания сыграл выход в 1962 г. книги Томаса Куна «Структура научных революций», в которой было показано, что в познании реальности ученые постоянно опираются на особые (чаще всего неявные) соглашения-парадигмы о том, какие исследовательские задачи имеют смысл и какие методы допустимы при их решении.

    Новым в толковании научной революции у Куна является разработка понятия «парадигма» и ее роли в движении науки. Парадигма, по Куну, это не только теория, но и способ действования в науке, или, как он называет, модель, образец решения исследовательских задач. Позднее, в связи с тем что понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым еще более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.

    @Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Согласно Куну парадигма позволяет решить возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных.

    Таким образом, понятие парадигма у Куна характеризуется совокупностью знаний и особенно­стью подхода к решению научных проблем, принятых в научном сообществе. Это не только теория, но и способ действования в науке, то есть «принятая модель или образец» исследования научных задач.

    @Термин «парадигма» часто используется в книге в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества. С другой – указывает один вид элемента в этой совокупности – конкретные решения головоломок. В философском отношении этот второй смысл «парадигмы» является более глубоким.

    @Ключевым понятием в концепции Куна, однако, является не парадигма, а понятие научного сообщества. Введение понятия научного сообщества наряду с представлением о характере так называемой, нормальной науки, является самым оригинальным в концепции Куна. На них держится вся его теория. Научное сообщество в контексте его теории выступает как логический субъект научной деятельности. Ученый, согласно концепции Куна, может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы; последняя же в свою очередь характеризуется совокупностью знаний и особенностями подхода к решению научных проблем, принятых данным научным сообществом.

    3. Модель развития науки Имре Локатоса

    @Имре Лакатос рассматривал свою концепцию как завершающий этап в развитии доктрины фальсификационизма – от наивного (догматического) к методологическому и далее – к утонченному методологическому фальсификационизму. Его методология рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий – притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории в их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы.

    @Лакатос называет свой подход историческим методом оценки конкурирующих методологических концепций, оговаривая при этом, что он никогда не претендовал на то, чтобы дать исчерпывающую теорию развития науки. Предложив «нормативно-историографический» вариант методологии научно-исследовательских программ, Лакатос, по его словам, попытался «диалектически развить этот историографический метод критики».

    Применяя этот свой метод, философ стремился показать (и это было его главной целью), что всякая методологическая концепция функционирует в качестве историографической (или метаисторической) теории (или исследовательской программы) и может быть подвергнута критике посредством критического рассмотрения той рациональной исторической реконструкции, которую она предлагает.

    @Лакатос выделяет 4 различных «логики открытия»: индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм, методологические научно-исследовательские программы. Рассмотрев особенности этих методологических концепций, он подчеркивает, что, «исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую».

    Для Лакатоса история науки есть история «научных событий», выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. Важное методологическое требование, которое при этом надо соблюсти, состоит в том, что история без некоторых теоретических установок невозможна.

    @Заслуга Лакатоса в том, что он совершенно четко осознавал то обстоятельство, что рациональная реконструкция истории науки не может быть исчерпывающей в силу того, что люди не являются полностьюрациональными существами, и даже тогда, когда они действуют рационально, они могут иметь личные теории относительно собственных рациональных действий. Разъясняя это свое утверждение, он указывает, что никакая совокупность человеческих суждений не является полностью рациональной и поэтому рациональная реконструкция никогда не может совпасть с реальной историей. В силу данного обстоятельства, Лакатос отмечает, что его историографическая исследовательская программа не может и не должна объяснить всю историю науки как рациональную. Поясняя эту мысль, он напоминает, что даже выдающиеся ученые совершают ложные шаги и ошибаются в своих суждениях.

    Научно-исследовательская программа» – основное понятие концепции науки Лакатоса. Она, по его мнению, является основной единицей развития и оценки научного знания. Под научно-исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. некоторый тип развития.

    @Характеризуя научно-исследовательские программы, Лакатос указывает такие их особенности: а) соперничество; б) универсальность – они могут быть применены, в частности, и к этике и к эстетике; в) предсказательная функция: каждый шаг программы должен вести к увеличению содержания, к «теоретическому сдвигу проблем»; г) основными этапами в развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена программ и есть научная революция.

    Заключение

    @Несмотря на все расхождения во взглядах сторонников того или иного философского направления, между ними существует некая фундаментальная общность – все авторы теории научного развития прибегают к аналогии с дарвиновской эволюционной теорией.

    Как следует тогда понимать структуру истории науки: как революцию или эволюцию? В результате непрерывного процесса не возникает ничего нового. Новое появляется лишь вследствие прерывности, т.е. революции. Таким образом, можно утверждать, что развитие научного знания происходит скорее революционным путём, чем эволюционным, но эволюция науки постоянно происходит через “квазиреволюции”.


    написать администратору сайта